Рефераты

Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности

p align="left">Цель учета ответственности -- накапливать показатели по затратам и поступлениям для каждого отдельного центра ответственности, чтобы выявлять отклонения от целевых показателей функционирования (бюджетных, сметных), для того чтобы знать, какой из центров допустил эти отклонения.

Целевые финансовые показатели для центров прибыли и инвестиций обычно выражаются в значениях прибыли, поступлениях на инвестицию, а целевые показатели для центра издержек задаются в единицах затрат.

Бюджеты (сметы) и отчеты об их исполнении являются одним из способов контроля деятельности центров ответственности. Отклонения, которые выявляются с помощью бюджетного контроля, считаются благоприятными, если полученный результат оказался лучше ожидавшегося или запланированного, или неблагоприятными при обратной ситуации.

1.2.2 Метод определения значимости отклонения

Важно понимать, что следует анализировать не только неблагоприятные отклонения, но и все значимые отклонения.

Значимость отклонений определяется с помощью различных подходов (методов):

* задается абсолютной величиной в денежном выражении;

* выражается в процентах к бюджету;

* определяется статистическими методами.

В виде абсолютной величины в денежном выражении значимость отклонений устанавливается по решению руководства организации. Например, все отклонения свыше 5000 д. е. предлагается считать значимыми, независимо от того благоприятны они или неблагоприятны, и анализировать причины их возникновения.

Главный недостаток такого подхода заключается в том, что абсолютная величина очень часто не отражает фактической значимости различий.

Подход к определению значимости отклонений в «процентах к бюджету» заключается в том, что для целей анализа величину отклонений определяют в процентах к бюджетным величинам. Например: подвергать детальному рассмотрению каждое отклонение, величина которого превышает 5% бюджетного значения.

Этот метод легко осуществим на практике, но границы отклонений устанавливаются, как и в первом случае, произвольно, и поэтому надежность контрольных процедур, основанных на таких подходах, остается под вопросом.

Объективный метод определения значимости отклонений может представить статистика. Однако статистический метод установления границ контроля требует значительных затрат и может использоваться в организациях, занимающихся производством продукции, при котором результаты деятельности носят повторяющийся характер.

Кроме перечисленных подходов (методов) определения значимости отклонений, в последнее время нашел применение метод, основанный на профессиональном суждении специалистов-практиков (менеджеров).

В основе учета ответственности лежит принцип контролируемости, что означает включение в зону ответственности менеджера конкретного центра ответственности только тех участков, на которые он может влиять. На практике применение этого принципа вызывает трудность, поскольку многие области деятельности не могут быть строго подразделены на контролируемые и неконтролируемые. Однако менеджеры отдельные действия, даже не относящиеся к зоне их контроля, могут осуществить (заменить недостающий материал другим, своевременно реагировать на действия конкурентов и др.). Это зависит от того, как руководитель распределяет функции, на которые могут оказать влияние менеджеры.

Кроме того, чтобы не подвергать менеджеров ответственности за неконтролируемые риски, следует осуществлять последующую корректировку смет и бюджетов. Необходимо привлекать к участию в составлении смет и бюджетов мёнеджеров, отвечающих за тот или иной участок работы.

Отличительная черта системы учета по центрам ответственности -- различная степень детализации информации, включаемой в отчеты разных уровней управления. Это так называемое «управление по исключениям»

Управление по исключениям -- это принцип, означающий, что менеджеру, стоящему выше, нет необходимости проверять операционные подробности на более низком уровне, пока не появляется проблемная информация. Это хорошо видно на примере отчетности об исполнении бюджетов (смет).

1.2.3 Отчеты об исполнении бюджетов (смет)

Отчетность об исполнении бюджетов (смет) является составной частью процесса бюджетирования. Она связана главным образом с процедурой финансового контроля, которая отражает структуру распределения ответственности между руководителями за финансовые последствия управленческих решений.

Отчетность каждого центра ответственности составляется с определенной периодичностью и передается по ступеням служебной иерархии.

Исходным моментом периодичности составления контрольных отчетов является бюджетный период: для тактических планов он составляет год, для стратегических - от трех до пяти лет.

Стратегические бюджеты можно разделить на годовые или полугодовые контрольные периоды, позволяющие оценить степень достижения организацией своих стратегических целей.

Что касается частоты составления контрольных отчетов, она должна соответствовать конкретным обстоятельствам деятельности организации.

Особое внимание следует уделить содержанию контрольных отчетов, так как от него зависит восприятие отчетной информации и в определенной мере качество принимаемых решений. Содержание контрольных отчетов определяется конкретными обстоятельствами. Однако принципы, лежащие в основе всей контрольной отчетности организации, должны быть одинаковы для всех. В частности, это относится к принципу степени детализации отчетности, к принципу значимости информации для разных уровней подконтрольности.

На самом низшем уровне управления для менеджера конкретного центра ответственности формируется подробная информация об основных показателях деятельности центра ответственности.

Чем более детальны отчеты руководителей этого уровня, тем более действенная их реакция для принятия соответствующих мер.

Чем выше уровень руководства, тем степень детализации отчетности становится меньше. Информация для высших уровней управления должна быть сжатой и обобщенной. Для нее требуется высокая степень агрегирования данных: они должны представятся как комбинация отчетов менеджеров низших ступеней служебной лестницы.

Выявленные в контрольных отчетах отклонения фактических показателей от бюджетных могут выражаться в зависимости от потребности или в процентах к бюджету, или в абсолютном количественном выражении.

Если будет признано целесообразным, в контрольной отчетности может использоваться принцип деления затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменения объема производства. Это не что иное, как принцип гибкого бюджетирования. И хотя на практике следование этому принципу сопряжено с трудностями разделения постоянных/переменных затрат, даже если это используется для отдельных показателей, контрольные функции бюджетов усиливаются.

Контрольная отчетность относится у внутренней управленческой отчетности организации и не поддается какому - либо внешнему регламенту. Организация самостоятельно разрабатывает внутренние стандарты ее состава и содержания.

Основными формами внутренней управленческой отчетности организации могут быть: отчет о себестоимости произведенной продукции, отчет об общепроизводственных расходах, отчет об общехозяйственных расходах, отчет о движении сырья и основных материалов, отчет о движении вспомогательных материалов, тары, полуфабрикатов и др. Большинство этих отчетов составляется в рамках календарного периода по унифицированным или утвержденным администрацией формам.

Раздел 2: Учет, контроль и анализ исполнения бюджетов в торговой организации

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «П» образованно в июле 1992 года на основе личных вкладов граждан в соответствии с требованиями статьи 34 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года), гласящей, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельности и зарегестрировано 23 августа 1996 года решением №9815 РП (Свидетельство №92634 серия ЗАО-РП от 29 августа 1996 г.).

Основная цель ООО «п» - поставлять на потребительский рынок производимую предприятием продукцию, которая является лидером качества, издержек и степени удовлетворения потребителей. Достичь этого путем объединения людей и технологий, а также за счет передачи этих технологий и производственного опыта в рамках предприятия.

Предметом деятельности Общества является осуществление розничной торговли, а именно:

· Торговля аудиовидеотехникой

· Торговля крупной бытовой техникой

· Торговля мелкой бытовой техникой.

Деятельность ООО «П» осуществляется в соответствии с требованиями и ограничениями российского законодательства в области хозяйственной деятельности, налогообложения, бухгалтерского учета, расчетных операций, трудовых отношений и безопасности труда.

Для анализа экономической эффективности реализации услуг в ООО «П» воспользуемся данными таблицы 1:

Таблица 1

Технико - экономические показатели производства в ООО «П» за 2004-2006 гг

Показатели

Ед.изм

2004г

2005г

2006г

2006г в %

к 2004г

1

Объем реализации продукции в сопоставимых целях

млн.руб.

235,7

241,5

253,3

107,5

2

Себестоимость реализованной продукции

млн.руб.

119,6

123,2

154,7

129,4

3

Затраты на 1 рубль реализованной продукции

коп.

0,42

0,46

0,53

126,2

4

Прибыль от реализации

млн.руб.

137,5

128,3

113,2

82,3

5

Уровень рентабельности

%

102,3

95,7

71,2

69,6

6

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

млн.руб.

100

100

200

200,0

7

Фондоотдача

руб.

0,07

0,08

0,06

85,7

8

Среднесписочная численность производственно-промышленного персонала

чел.

23

20

16

70,0

9

Производительность труда 1 рабочего

млн.руб.

9,50

11,30

13,72

144,4

10

Фондовооруженность труда

млн.руб.

83,00

85,42

115,23

138,8

11

Среднегодовая зарплата 1 рабочего

тыс.руб.

1450

1563

2642

182,2

Как следует из данных таблицы 1 объем производства и реализации продукции в ООО «П» за анализируемый период увеличился на 7,5% или на 17,6 млн.руб.

Также отмечается рост на 29,4% или на 35,1 млн.руб. себестоимости продукции, что обусловлено как увеличением объемов производства и реализации ан предприятии, так и, причем в большей степени, инфляционным ростом цен на материальные и энергетические ресурсы в целом по стране.

Увеличение себестоимости продукции обусловило рост затрат на 1 рубль реализованной продукции 0,11 коп. или на 26,2%.

Увеличение себестоимости продукции более быстрыми темпами, чем объемов производства и реализации повлекло за собой снижение прибыли на 17,7% и уровня рентабельности производства на 30,4%.

Внедрение в эксплуатацию новой компьютерной техники вызвало увеличение стоимости основных фондов ООО «П» в 2 раза или на 100 млн.руб.

Значительный темп роста стоимости основных производственных фондов в ООО «П» (против темпа роста объемов производства и реализации) повлек за собой снижение фондоотдачи на 1 копейку или на 14,3%. Это объясняется более быстрыми темпами роста стоимости основных производственных фондов, чем объемов производства и реализации продукции на предприятии.

Внедрение новой техники повлекло за собой снижение численности промышленно - производственного персонала, занятого в производстве на 7 человек или на 30%. Этим, а также ростом объемов производства и реализации продукции на предприятии обусловлено и увеличение производительности труда одного работника ООО «П» на 44,4% или на 4,22 млн.руб.

Рост производительности труда одного рабочего привел к увеличению среднегодовой заработной платы одного работника на 82,2% или на 1192 тыс.руб.

2.2 Технология формирования бюджетов в организации

Технология формирования бюджета предприятия демонстрируется с помощью примера, который описывает соотношение между отдельными показателями внутри бюджетных таблиц и соотношение итоговых показателей отдельных бюджетных таблиц как единого целого бюджета.

ООО «П» является продавцом электроники. Организация продает три вида продукта:

- Аудиовидеотехника (условно - «телевизор»);

- Крупная бытовая техника (условно - холодильник);

- Мелкая бытовая техника (условно - «кухонный комбайн»).

Бюджетные таблицы составляются на основе деления года на кварталы. Организация не является плательщиком налога на добавленную стоимость. Все непрямые налоги, которые включаются в валовые издержки, автоматически учитываются в составе тех базовых показателей, исходя из которых они определяются (например, заработная плата планируется вместе с начислениями).

В 2005 году ООО «П» начало подготовку краткосрочного финансового плана на следующий плановый год, в данном случае на 2006 год. В соответствии со сложившейся традицией финансовый менеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе, получив из отдела маркетинга данные о прогнозных объемах сбыта. Совокупность собранной информации представлена ниже. Следует отметить, что исходные данные обычно представляются по блокам в соответствии со списком бюджетов, которые разрабатываются финансовым менеджером организации.

Таблица 2

Прогноз объема продаж и цен на реализуемый товар

Прогноз объема продаж и цен

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Показатели

шт.

у.е.

шт.

у.е.

шт.

у.е.

шт.

у.е.

«Телевизор»

15000

400

18000

350

12000

350

25000

400

«Холодильник»

10000

800

12000

710

8000

700

15000

790

«Кухонный комбайн»

40000

150

35000

130

32000

120

60000

140

Ожидаемый объем продаж (у.е.)

20 000 000

19 370 000

13 640 000

30 250 000

Объем продаж в 2005 году составил 72 400 тыс.у.е. Планируемый рост товарооборота - 15%. Это будет реализовано за счет:

Ш Увеличения количества магазинов розничной сети;

Ш Реконструкции уже существующих магазинов и расширение торговых площадей;

Ш Более активной работы с клиентами в магазинах и агрессивной рекламной компании.

Закупочная стоимость продукции, которая планируется к реализации в 2006 г., - 63 695,55 тыс.у.е. Это соответствует торговой наценке в размере 28,76 %.

Для оплаты наличными денежными средствами в текущем квартале составляет 85% от объема выручки, оставшиеся 15% оплачиваются в следующем квартале. Планируемый переходящий остаток товарных запасов на конец планируемого периода (квартала) составляет 20% от объема продаж будущего периода. Запасы товарной продукции на конец года планируются в объеме 13 тыс.штук.

Величина коммерческих расходов складывается из двух частей, постоянной и переменной. В постоянную входят: расходы компании по постоянным договорам, с транспортной компанией и др. Сумма этих затрат составляет 1 800 000 у.е. ежегодно. Переменная часть коммерческих затрат складывается из затрат на рекламу и обслуживание автотранспорта. Норматив переменной части составляет по товарам группы:

- Аудиовидеотехника (условно - «телевизор») - 1,5%

- Крупная бытовая техника (условно - холодильник) - 2%

- Мелкая бытовая техника (условно - «кухонный комбайн») - 0,5%

Величина затрат на управление не нормируется и планируемые объемы постоянных административных затрат приведены в табл.3.

Таблица 3

Прогноз управленческих затрат

Прогноз управленческих затрат, у.е.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Зарплата

1 000 000

1 000 000

1 000 000

1 000 000

Страховка

100 000

100 000

100 000

100 000

Аренда и коммунальные платежи

250 000

250 000

250 000

250 000

Прочие

100 000

100 000

100 000

100 000

Организация планирует закупку торгового оборудования на сумму 200 000 у.е. во II квартале и на 10 000 у.е. в III квартале с целью модернизации основных средств. Состояние активов и пассивов предприятия на начало планового периода представлено в виде баланса.

На основании приведенных данных необходимо построить систему бюджетов предприятия.

Среди операционных бюджетов на предприятиях розничной торговли обычно принято выделять следующие:

Ш Бюджет продаж показывает помесячный и поквартальный объем продаж по видам товаров и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода;

Ш Бюджет товарных запасов отражает минимально допустимый уровень запасов товаров, подлежащих продаже на протяжении бюджетного периода;

Ш Бюджет закупок товаров регулирует помесячный и поквартальный объем закупок товаров для их последующей продажи, составляется на основе бюджета продаж и бюджета товарных запасов;

Ш Бюджет управленческих расходов содержит информацию о расходах на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала организации, арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость МБП и другие (главным образом организационные) расходы на протяжении бюджетного периода;

Ш Бюджет коммерческих расходов включает расходы на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные расходы и прочие расходы по реализации товаров;

Ш Бюджет накладных расходов дает информацию о прочих расходах предприятия, например амортизации, уплаты процентов за пользование кредитом и другие расходы на протяжении бюджетного периода.

Определение набора операционных бюджетов сугубо внутреннее дело самой организации. Главный смысл операционных бюджетов состоит в более тщательной подготовке исходных данных для всех основных бюджетов, а также в переводе планируемых показателей из натуральных единиц в стоимостные показатели. Важной особенностью составления операционных бюджетов является отражение затрат различного вида в расчете на единицу стоимости продаж товаров. Это позволяет уже в основных бюджетах произвести разделение затрат на переменные и постоянные.

Еще одним важным аспектом составления операционных бюджетов является то, что они отличаются от смет по формату и по форме.

Во-первых, все затраты в бюджете представлены в идее планов-графиков и имеют четкую привязку к срокам их осуществления, к отдельным подпериодам внутри всего бюджетного периода, т.е. разбивку по неделям, декадам, месяцам и т.п.

Во-вторых, бюджеты обычно составляются в виде двух таблиц (форм):

Ш Планов - графиков начисления затрат (их распределения в составлении с объемом продаж внутри бюджетного периода);

Ш Графиков оплаты, в которых отражается порядок поступлений или списаний денежных средств за поставленные товары (график погашения кредиторской задолженности).

Операционные бюджеты содержат в планах - графиках информацию, которая непосредственно отражается в бюджете доходов и расходов. На этой основе составляются графики поступлений и графики оплаты. Данные этих графиков используются при составлении бюджета движения денежных средств и частично в расчетном балансе. В связи с этим операционные бюджеты имеют те же рамки периодизации, что и БДР и БДДС. Кроме того, в некоторых операционных бюджетах содержится информация о состоянии запасов ресурсов по отдельным статьям, необходимая для правильного составления расчетного баланса.

При разработке операционных бюджетов важна последовательность их составления, поскольку итоговые данные одних операционных бюджетов могут служить исходными данными для других бюджетов.

В условиях рынка первым показателем, с которого необходимо начинать любое планирование, является прогноз продаж. Вот почему и бюджетирование начинается составлением бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота организации в предстоящий бюджетный период.

Прогноз объема продаж - это важный предварительный этап по подготовке бюджета доходов и расходов. Прогноз объема продаж становится бюджетом в том случае, если дирекция организации полагает, что прогнозируемый объем продаж может быть достигнут. Сам бюджет продаж имеет несложную форму составления. Однако для его подготовки отделу маркетинга необходимо проделать объемную работу, чтобы определить, какой товар, по какой цене и в каком количестве можно будет реализовать в прогнозном периоде.

При прогнозировании продаж необходимо учитывать различные факторы. К таким факторам можно отнести внутренние (объем продаж предшествующих периодов, доходность товаров, ценовая политика, качество товаров) и внешние (зависимость продаж от общеэкономических показателей, состояние рынка, рекламная компания, конкуренция, сезонные колебания).

Для прогноза объема продаж рекомендуют выбирать одну из типовых ценовых стратегий:

- установление цен несколько выше, чем у конкурентов (премиальное ценообразование);

- установление цен примерно на уровне конкурентов (стратегия нейтрального ценообразования);

- установление цен несколько ниже, чем у конкурентов (стратегия ценового прорыва).

После прогноза объема продаж переходят к составлению соответствующего бюджета. При разработке бюджета продаж рекомендуют учитывать следующие условия:

ь Это начальный и самый важный шаг в составлении бюджета доходов и расходов;

ь Он должен отражать месячный или квартальный объем продаж в натуральном и денежном выражении;

ь Его составляют с учетом спроса на продукцию, сегментов рынка, категорий покупателей и других факторов;

ь Он включает в себя объем будущих денежных поступлений от текущей деятельности;

ь Для прогноза денежных поступлений от продаж целесообразно учитывать коэффициент инкассации, который выражает, какая часть отгруженных товаров будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д. с учетом безвозвратной дебиторской задолженности;

ь Незначительное отклонение планового объема продаж от фактического может привести к значительным колебаниям основного бюджета по отношению к отчетному.

В табл. 4 приведен расчет объема продаж в ООО «П».

Таблица 4

Бюджет продаж организации и график поступления денег

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

За год

Ожидаемый объем продаж (шт.), в т.ч.

«Телевизор»

15 000

18 000

12 000

25 000

70 000

«Холодильник»

10 000

12 000

8 000

15 000

45 000

«Кухонный комбайн»

40 000

35 000

32 000

60 000

157 000

Ожидаемая цена единицы продукции (у.е.), в т.ч.

«Телевизор»

400

350

350

400

«Холодильник»

800

710

700

790

«Кухонный комбайн»

150

130

120

140

Выручка за проданные товары (у.е.)

20 000 000

19 370 000

13 640 000

30 250 000

83 260 000

График поступления денежных средств

Дебиторская задолженность на начало года

4 000 000

4 000 000

Приток денег от продаж I кв.

17 000 000

3 000 000

20 000 000

Приток денег от продаж II кв.

16 464 500

2 905 500

19 370 000

Приток денег от продаж III кв.

11 594 000

2 046 000

13 640 000

Приток денег от продаж IV кв.

25 712 500

25 712 500

Итого поступление денег

21 000 000

19 464 500

14 499 500

27 758 500

82 722 500

Данный бюджет является базой для разработки общего бюджета, поскольку объем продаж оказывает влияние на все его статьи. Составление бюджета начинают с определения объема продаж на предстоящий квартал в физическом выражении. Объем продаж сформирован на основе имеющегося в организации портфеля заказов. В разработке бюджета принимают участие отделы маркетинга, экономический и другие службы. Они исходят из годовой программы (с поквартальной разбивкой), в разработке которой принимают участие многие подразделения организации. Кроме того, отдел маркетинга отвечает и за прогноз цен на продукцию. Выручка от реализации (без косвенных налогов) на предстоящий квартал определена путем умножения цен на соответствующий объем продаж в натуральном выражении.

Первые две строки в табл. 4 просто переписываются из исходных данных. Строка «выручка» получается перемножением объема продаж на цену. При составлении графика поступления денег учитывается, что выручка от продаж текущего периода приходит в виде денег только на 85%, оставшаяся часть поступает в следующем периоде.

Наряду с планом-графиком в бюджете продаж должен быть представлен график поступлений денежных средств от проданных товаров. Стоимость продаж предстоит теперь превратить в денежные средства. В табл. 4 приведен условный пример такого графика. График поступлений необходим для более точного составления БДДС.

Переходя к вопросу об оплате реализованных товаров, следует отметить, что все реализованные покупателям товары могут быть оплачены следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения продукции и продажа товара в кредит, т.е. с временной отсрочкой платежа. Лучшим вариантом прогнозирования характера оплаты продукции является совокупная работа по статистическому анализу опыта торгового предприятия, сортировке всех существующих контактов по признаку сроков оплаты продукции, оценка степени выполнения покупателями своих обязательств и выдача результата в следующем виде (см. табл. 5)

Таблица 5

Коэффициенты относительной оплаты продукции (в %)

Виды оплаты

1-й период

2-й период

n-й период

Предоплата (оплата в квартале перед отгрузкой)

0

0

0

Оплата в квартале отгрузки

85

85

85

Оплата в следующем за отгрузкой квартале

15

15

15

Безвозвратная задолженность

0

0

0

Дополнительно к бюджету продаж составляют бюджет прочих доходов, поскольку с его помощью корректируют доходную базу основного бюджета. Для его разработки экономические службы организации используют разнообразную информацию, поступающую из бухгалтерии и финансового отдела. Формат бюджета прочих доходов представлен в табл. 6.

Таблица 6

Бюджет прочих доходов на предстоящий год

Статьи доходов

Сумма, у.е.

Доходы от текущей деятельности

Продажа многооборотной тары

1 000

Прочие доходы

1 500

Итого

2 500

Доходы от финансовой деятельности

Сдача помещений в аренду

100 000

Поступления по выписанным векселям

10 500

Прочие доходы

5 500

Итого

116 000

Всего

118 500

Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов. Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать, что расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж и что не следует ожидать повышения объема продаж и что не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта. Многие статьи бюджета коммерческих расходов планируют в процентах к объему продаж. Величина прогнозного процента зависит от жизненного цикла товара. Коммерческие расходы можно классифицировать по многим критериям, ключевыми из которых являются: виды товаров, категории покупателей, география сбыта, деятельность конкурентов на отдельных сегментах товарного рынка. Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. Поэтому заместитель директора по сбыту должен точно установить, где и когда должна быть осуществлена рекламная компания и сколько средств следует на нее израсходовать. При разработке бюджета коммерческих расходов целесообразно предусмотреть затраты на упаковку, транспортировку, страхование, складирование и хранение товаров на складе.

Для этого все издержки разделяются на переменные и постоянные. Для планирования переменных издержек в качестве базового показателя используется объем проданных товаров, а не затраты прямого труда. Норматив переменных затрат составляет 1,5, 2,0 и 0,5% от продажной цены на единицу проданных товаров по каждой группе товаров соответственно. Постоянные накладные затраты переносятся в бюджет буквально так, как они представлены в исходных данных.

Таблица 7

Бюджет коммерческих расходов на предстоящий год

Наименование статей

Сумма, у.е.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Ожидаемый объем продаж (шт.), в т.ч.

«Телевизор»

15 000

18 000

12 000

25 000

«Холодильник»

10 000

12 000

8 000

15 000

«Кухонный комбайн»

40 000

35 000

32 000

60 000

Переменные затраты на единицу продукции (у.е.)

«Телевизор» (1,5%)

90 000

94 500

63 000

150 000

«Холодильник» (2%)

160 000

170 400

112 000

237 000

«Кухонный комбайн» (0,5 %)

30 000

22 750

19 200

42 000

Всего переменные затраты

280 000

287 650

194 200

429 000

Постоянные затраты по договорам

450 000

450 000

450 000

450 000

Итого

730 000

737 650

644 200

879 000

Следующим этапом в разработке бюджета является составление бюджета запасов товаров на конец планируемого периода.

Бюджет товарных запасов непосредственно связан с бюджетом продаж товаров и вытекает из него. Уровень товарных запасов должен быть оптимальным, так как при завышенных товарных запасах высокая вероятность образования затоваривания на складах и, соответственно, увеличения издержек. Кроме того, для увеличения закупки товаров потребуются дополнительные денежные средства для их приобретения.

Руководство торгового предприятия считает, что в истекшем 2005 г. Товарные запасы были не оптимальными и составили к концу года 1,5 млн. у.е. в денежном выражении. С ростом товарооборота их следует пропорционально увеличивать, но необходимо уменьшать долю товара, которая переходит на следующий год. Так, в прошлом году количество товарных запасов на 31 декабря 2005 г. Составило 26 % от планируемого объема продаж I квартала 2006 г. Руководство организации намеревается снизить этот показатель вдвое, что должно произойти за счет следующих факторов:

ь Более эффективной работы с поставщиками, направленной на уменьшение минимальных партий закупок товара;

ь Улучшения транспортного взаимодействия между складами организации;

ь Создания единой автоматизированной информационной системы товарных запасов и товарооборота.

Таблица 8

Бюджет товарных запасов

Склады

Запасы на 1.01.2006г.

Планируемые запасы на 1.04.2006г.

шт.

тыс.у.е.

шт.

тыс.у.е.

Склад №1, в т.ч.

6500

1 573 500

5000

1 077 400

«Телевизор»

2000

592 000

1400

414 400

«Холодильник»

1000

593 000

600

351 000

«Кухонный комбайн»

3500

388 500

3000

312 00

Склад №2, в т.ч.

6500

1 629 500

4700

1 046 400

«Телевизор»

1000

296 000

900

266 400

«Холодильник»

1500

889 500

800

468 000

«Кухонный комбайн»

4000

444 000

3000

312 000

Склад №3, в т.ч.

3900

647 600

3300

790 150

«Телевизор»

900

266 400

950

281 200

«Холодильник»

100

59 300

550

321 750

«Кухонный комбайн»

2900

321 900

1800

187 200

Итого

16 900

3 850 600

13 000

2 913 950

Из табл. 8 видно, что произошло выравнивание товарных запасов по складам кА в количественном, так и в стоимостном выражении. Кроме того, сократилась довольно существенно сумма отвлеченных из оборота денежных средств (средств в товарных запасах). Эта сумма уменьшилась с 3850 тыс. до почти 2900 тыс у.е. почти на 25%, что является безусловно положительным фактом.

Бюджет закупок содержит информацию о финансово-экономических показателях, характеризующих эффективность процесса снабжения. В зависимости от сложности организации данного бизнес-процесса выбирается и структура бюджета закупок. Это может быть один бюджет, а может быть и целый набор бюджетов. Если в организациях практически всеми закупками занимаются в одном подразделении, то бюджет закупок может быть и один. Если в закупках участвует несколько подразделений, то можно разделить его на несколько бюджетов, что ускорит подготовку и согласование бюджета закупок, так как составляющие этого бюджета можно будет подготавливать и согласовывать параллельно. Вместе с тем можно использовать и следующую процедуру. В независимости от организационного распределения данного процесса между подразделениями можно в обязательном порядке выделять бюджет закупок сырья и материалов или бюджет закупок товаров.

Если бюджет закупок состоит из нескольких бюджетов, то уже нет особого смысла составлять какой-то сводный бюджет закупок, так как по каждому из выделенных направлений имеется соответствующий бюджет закупок (см. рис 1). Такое внимание к закупкам объясняется просто. Как правило, в большинстве организаций в области закупок есть большой резерв повышения эффективности за счет оптимизации затрат на закупку. Налаживание работы по процессу снабжения позволяет более четко контролировать основные два параметра, а именно объемы закупок и цены, причем делать это по всем направлениям закупок (от сырья и материалов до закупок для обеспечения работы офиса).

Рис. 1.

Структура бюджета закупок торгового предприятия

2

Кроме оптимизации затрат на закупку, большие резервы содержаться в усилении контроля над процессом закупок. Следует иметь ввиду, что на этом участке сотрудникам компании легче всего организовать себе «дополнительную мотивацию» и тем самым резко снизить финансовые результаты компании. Поэтому усиление контроля закупок позволит значительно уменьшить такие случаи. Таким образом, получается, что за счет оптимизации данного бизнес-процесса можно навести порядок в объемах закупок, а за счет усиления контроля - в ценах и затратах на закупку.

Бюджет закупок коммерческой продукции содержит информацию о финансово-экономических показателях, характеризующих эффективность закупки товаров с целью перепродажи. В данном случае бюджет закупок коммерческой продукции содержит пять групп показателей, характеризующих эффективность процесса снабжения в части закупок коммерческой продукции: объем закупок, средняя цена, общая сумма затрат, запасы товаров, выплаты денежных средств.

Для планирования бюджета закупок товаров воспользуемся формулой:

Ок = Он + П - Р,

Где:

Ок - остаток товаров на конец планируемого периода;

Рн - остаток товаров на начало планируемого периода;

П - поступление (закупка) товаров за планируемый период;

Р - реализация товаров за планируемый период.

Из формулы (1) можно вывести формулу, по которой рассчитывается планируемое поступление товаров:

П = Р - Он + Ок.

Для более детального рассмотрения закупки товаров в предстоящем году составим табл. 9, в которой остатки запасов товаров на 1 января 2006 г. Считаем остатками на начало планируемого периода.

Таблица 9

Бюджет закупок (в тыс.у.е.)

Склады

Планируе-мая реализация за 2006 г.

Остатки запасов на 1.01.2006г.

Остатки запасов на 1.01.2007г.

План закупок

Цена

Стоимость

Склад №1, в т.ч.

80 000

6 500

5 000

78 500

19 227 700

«Телевизор»

22 000

2 000

1 400

21 400

296

6 334 400

«Холодильник»

14 000

1 000

600

13 600

593

8 064 800

«Кухонный комбайн»

44 000

3 500

3 000

43 500

111

4 828 500

Склад №2, в т.ч.

111 000

6 500

4 700

109 200

28 104 300

«Телевизор»

31 000

1 000

900

30 900

296

9 146 400

«Холодильник»

22 000

1 500

800

21 300

593

12 630 900

«Кухонный комбайн»

58 000

4 000

3 000

57 000

111

6 327 000

Склад №3, в т.ч.

81 000

3 900

3 300

80 400

16 633 550

«Телевизор»

17 000

900

950

17 050

296

5 046 800

«Холодильник»

9 000

100

550

9 450

593

5 603 850

«Кухонный комбайн»

55 000

2900

1 800

53 900

111

5 982 900

Итого

272 000

16 900

13 000

268 100

63 965 550

Следующим бюджетов, последним из операционных для торгового предприятия, составляется бюджет управленческих расходов. Это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.

В состав этого расхода входят различные расходы, связанные с обслуживанием коммерческой деятельности организации. Поскольку статьи данного бюджета разнородны и связаны с деятельностью большого числа отделов организации, то и задача по составлению бюджета является сложной. Вспомогательные подразделения не составляют отдельные бюджеты, а планируют расходы путем разработки служебных заявок. Общую их величину рассматривает и утверждает экономический отдел, который сводит эти расходы в единый бюджет.

Сложнее всего обосновать конкретные суммы затрат на рекламу, зарплату управленческого аппарата и т.д. Здесь возможны противоречия, так как обычно каждое функциональное подразделение старается обосновать максимум средств в бюджете.

Таблица 10

Бюджет административных издержек

Статьи издержек

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Подразделение

Зарплата

1 000 000

1 000 000

1 000 000

1 000 000

Отдел труда и заработной платы

Страховка

100 000

100 000

100 000

100 000

Юридический отдел

Аренда и коммунальные платежи

250 000

250 000

250 000

250 000

Юридический отдел

Прочие

100 000

100 000

100 000

100 000

В т.ч. расходы по внутреннему аудиту

50 000

0

0

0

Финансовый отдел

Информационные системы

0

50 000

0

0

Отдел автоматизации

Административно - хозяйственные расходы

0

0

50 000

0

АХО

Расходы на безопасность

50 000

50 000

50 000

100 000

Служба безопасности

Таким образом, эффект от разработки бюджетов состоит в повышении степени гибкости предприятия, поскольку он дает возможность предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия н6а возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде. Именно возможность предвидеть будущие изменения и тенденции развития и является залогом успеха в условиях все возрастающей конкуренции на российском рынке.

Заключение

В данной работе представлен процесс бюджетирования на предприятии как в теоретическом, так и в практическом аспектах на примере торговой компании ООО «П».

В курсовой работе определяется, что такое бюджет и бюджетирование, какие задачи оно выполняет и согласно каким принципам функционирует система бюджетирования.

Бюджет - это оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

Бюджетирование - это технология управления бизнесом на всех уровнях компании, обеспечивающая достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов, на основе сбалансированных финансовых показателей.

Подробно освещены вопросы, связанные с классификацией бюджетов. Описаны различные формы и виды бюджетов.

Сформированный по данной технологии бюджет не только содействует повышению эффективности работы предприятия, обеспечивая регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности, но и позволяет:

· Выявить и контролировать финансовые потоки торгового предприятия;

· Оптимизировать налогообложение;

· Управлять документооборотом внутри организации;

· Осуществлять контроль над работой подразделений и и х руководителей на всех стадиях реализации бюджета с целью повышения эффективности.

Автор данной работы ознакомился с основными принципами составления бюджетов, проанализировал их выполнение на анализируемом предприятии.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о том, что цель работы достигнута полностью, раскрыта существующая система составления бюджетов и основные принципы его организации в торговле. (на примере ООО «П»).

Список используемой литературы

1. Бюджетирование и внутрихозяйственный контроль в торговле: Керимов В.Э., Аболенский Д.С., Селиванов П.В./Москва, 2006 год

2. Бюджетирование и контроль затрат в организации: Виткалова А.П., Миллер Д.П./Москва, «Альфа-Пресс», 2006 г.

3. Бюджетирование и контроль затрат (практическое пособие): Красова О.С./Москва, «Омега -Л», 2007 год

4. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Керимов В.Э./Москва, 2007 год

5. Управленческий учет: Керимов В.Э./Москва, 2005 год

6. Управленческий учет(учебник для вузов): Карпова Т.П./Москва, «Юнити-Дана», 2004 год

7. Внутрифирменное бюджетирование: Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В./Москва, Финансы и статистика, 2002 год

Приложение 1

Бюджет доходов и расходов ООО «П»

Показатели

I квартал

II

квартал

III квартал

IV

квартал

Всего за год

Чистая выручка от реализации

20 000 000

19 370 000

13 640 000

30 250 000

83 260 000

Закупки товаров

15 991 387

15 991 388

15 991 387

15 991 388

63 965 550

Прочие операционные расходы

-

-

-

-

-

Валовая прибыль

4 008 613

3 378 612

-2 351 387

14 258 612

19 294 450

Накладные расходы

-

-

-

-

-

Коммерческие расходы (реклама, маркетинг и т.д.)

730 000

737 650

644 200

879 000

2 990 850

Управленческие расходы (амортизация основных фондов, заработная плата управленческого персонала и т.д.)

1 550 000

1 550 000

1 550 000

1 650 000

6 250 000

Проценты к получению

-

-

-

-

-

Проценты к уплате

-

-

-

200 000

200 000

Прочие операционные доходы

2 500

-

-

-

2 500

Прочие операционные расходы

-

-

-

-

-

Прочие внереализационные доходы

116 000

-

-

-

116 000

Прочие внереализационные расходы

-

-

-

-

-

Балансовая прибыль (убыток)

1 847 113

1 190 962

-4 495 578

11 529 612

10 072 109

Налог на прибыль

443 308

825 831

-

2 767 107

3 496 246

Отвлеченные средства

-

-

-

-

-

Погашение кредитов

-

-

-

-

-

Прочие выплаты и резервы

-

-

-

-

-

Чистая прибыль (убыток)

1 023 833

449 131

-4 495 578

8 382 505

6 575 863

Приложение 2

Бюджет движения денежных средств ООО «П»

Показатели

I квартал

II

квартал

III квартал

IV

квартал

Всего за год

Начальное сальдо

1 500 000

3 503 805

5 603 436

1 747 349

Поступило денежных средств всего:

21 118 500

20 664 500

14 499 500

29 378 500

85 661 000

Выручка от реализации товаров

21 000 000

19 464 500

14 499 500

27 758 500

82 722 500

В том числе:

За наличный расчет и предоплата

17 000 000

16 464 500

11 594 000

25 712 500

70 771 000

Поступление за ранее отгруженную продукцию

4 000 000

3 000 000

2 905 500

2 046 000

11 951 500

Бюджетные ассигнования и целевое финансирование

-

1 200 000

-

1 620 000

2 820 000

Кредиты и займы

-

-

-

-

-

Прочие поступления

118 500

-

-

-

118 500

Направлено денежных средств всего:

19 114 695

18 564 869

18 335 587

21 487 495

Оплата товаров

15 991 387

15 991 388

15 991 387

15 991 388

63 965 550

Административно - хозяйственные затраты

1 550 000

1 550 000

1 500 000

1 650 000

6 250 000

Маркетинговые затраты

730 000

737 650

644 200

879 000

2 990 850

Капитальные затраты

400 000

-

200 000

-

4 490 000

Выплаты дивидендов

-

-

-

200 000

200 000

Расчеты с бюджетом

443 308

285 831

-

2 767 107

3 496 246

Оплата процентов и кредитов

-

-

-

-

-

Прочие выплаты

-

-

-

-

-

Кассовый прирост

2 003 805

2 099 631

-3 856 087

7 891 005

Конечное сальдо

3 503 805

5 603 436

1 747 349

9 638 354

Приложение 3

Начальный баланс организации (у.е.)

2005 г. (факт)

2006 г. (факт)

АКТИВЫ

11 480 000

Текущие активы

Банк и касса (конечное сальдо)

1 500 000

Дебиторы (счета к получению)

4 000 000

Материальные запасы

3 850 600

Прочие

25 000

Основные средства

4 050 000

Нематериальные активы

295 400

Минус амортизация по основным средствам

2 123 000

Минус амортизация по нематериальным активам

118 000

Прочие активы и балансы

ПАССИВЫ

11 480 000

Текущая задолженность

Краткосрочные долги к уплате

198 000

Кредиторы (счета за сырье и пр.)

1 885 000

Проценты по кредитам к уплате

220 000

Налоги и платежи в бюджет

-

Долгосрочная задолженность

1 397 000

Собственный капитал

Уставный фонд

4 830 000

Нераспределенная прибыль

2 950 000

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты