Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности
p align="left">Цель учета ответственности -- накапливать показатели по затратам и поступлениям для каждого отдельного центра ответственности, чтобы выявлять отклонения от целевых показателей функционирования (бюджетных, сметных), для того чтобы знать, какой из центров допустил эти отклонения.
Целевые финансовые показатели для центров прибыли и инвестиций обычно выражаются в значениях прибыли, поступлениях на инвестицию, а целевые показатели для центра издержек задаются в единицах затрат.
Бюджеты (сметы) и отчеты об их исполнении являются одним из способов контроля деятельности центров ответственности. Отклонения, которые выявляются с помощью бюджетного контроля, считаются благоприятными, если полученный результат оказался лучше ожидавшегося или запланированного, или неблагоприятными при обратной ситуации.
1.2.2 Метод определения значимости отклонения
Важно понимать, что следует анализировать не только неблагоприятные отклонения, но и все значимые отклонения.
Значимость отклонений определяется с помощью различных подходов (методов):
* задается абсолютной величиной в денежном выражении;
* выражается в процентах к бюджету;
* определяется статистическими методами.
В виде абсолютной величины в денежном выражении значимость отклонений устанавливается по решению руководства организации. Например, все отклонения свыше 5000 д. е. предлагается считать значимыми, независимо от того благоприятны они или неблагоприятны, и анализировать причины их возникновения.
Главный недостаток такого подхода заключается в том, что абсолютная величина очень часто не отражает фактической значимости различий.
Подход к определению значимости отклонений в «процентах к бюджету» заключается в том, что для целей анализа величину отклонений определяют в процентах к бюджетным величинам. Например: подвергать детальному рассмотрению каждое отклонение, величина которого превышает 5% бюджетного значения.
Этот метод легко осуществим на практике, но границы отклонений устанавливаются, как и в первом случае, произвольно, и поэтому надежность контрольных процедур, основанных на таких подходах, остается под вопросом.
Объективный метод определения значимости отклонений может представить статистика. Однако статистический метод установления границ контроля требует значительных затрат и может использоваться в организациях, занимающихся производством продукции, при котором результаты деятельности носят повторяющийся характер.
Кроме перечисленных подходов (методов) определения значимости отклонений, в последнее время нашел применение метод, основанный на профессиональном суждении специалистов-практиков (менеджеров).
В основе учета ответственности лежит принцип контролируемости, что означает включение в зону ответственности менеджера конкретного центра ответственности только тех участков, на которые он может влиять. На практике применение этого принципа вызывает трудность, поскольку многие области деятельности не могут быть строго подразделены на контролируемые и неконтролируемые. Однако менеджеры отдельные действия, даже не относящиеся к зоне их контроля, могут осуществить (заменить недостающий материал другим, своевременно реагировать на действия конкурентов и др.). Это зависит от того, как руководитель распределяет функции, на которые могут оказать влияние менеджеры.
Кроме того, чтобы не подвергать менеджеров ответственности за неконтролируемые риски, следует осуществлять последующую корректировку смет и бюджетов. Необходимо привлекать к участию в составлении смет и бюджетов мёнеджеров, отвечающих за тот или иной участок работы.
Отличительная черта системы учета по центрам ответственности -- различная степень детализации информации, включаемой в отчеты разных уровней управления. Это так называемое «управление по исключениям»
Управление по исключениям -- это принцип, означающий, что менеджеру, стоящему выше, нет необходимости проверять операционные подробности на более низком уровне, пока не появляется проблемная информация. Это хорошо видно на примере отчетности об исполнении бюджетов (смет).
1.2.3 Отчеты об исполнении бюджетов (смет)
Отчетность об исполнении бюджетов (смет) является составной частью процесса бюджетирования. Она связана главным образом с процедурой финансового контроля, которая отражает структуру распределения ответственности между руководителями за финансовые последствия управленческих решений.
Отчетность каждого центра ответственности составляется с определенной периодичностью и передается по ступеням служебной иерархии.
Исходным моментом периодичности составления контрольных отчетов является бюджетный период: для тактических планов он составляет год, для стратегических - от трех до пяти лет.
Стратегические бюджеты можно разделить на годовые или полугодовые контрольные периоды, позволяющие оценить степень достижения организацией своих стратегических целей.
Что касается частоты составления контрольных отчетов, она должна соответствовать конкретным обстоятельствам деятельности организации.
Особое внимание следует уделить содержанию контрольных отчетов, так как от него зависит восприятие отчетной информации и в определенной мере качество принимаемых решений. Содержание контрольных отчетов определяется конкретными обстоятельствами. Однако принципы, лежащие в основе всей контрольной отчетности организации, должны быть одинаковы для всех. В частности, это относится к принципу степени детализации отчетности, к принципу значимости информации для разных уровней подконтрольности.
На самом низшем уровне управления для менеджера конкретного центра ответственности формируется подробная информация об основных показателях деятельности центра ответственности.
Чем более детальны отчеты руководителей этого уровня, тем более действенная их реакция для принятия соответствующих мер.
Чем выше уровень руководства, тем степень детализации отчетности становится меньше. Информация для высших уровней управления должна быть сжатой и обобщенной. Для нее требуется высокая степень агрегирования данных: они должны представятся как комбинация отчетов менеджеров низших ступеней служебной лестницы.
Выявленные в контрольных отчетах отклонения фактических показателей от бюджетных могут выражаться в зависимости от потребности или в процентах к бюджету, или в абсолютном количественном выражении.
Если будет признано целесообразным, в контрольной отчетности может использоваться принцип деления затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменения объема производства. Это не что иное, как принцип гибкого бюджетирования. И хотя на практике следование этому принципу сопряжено с трудностями разделения постоянных/переменных затрат, даже если это используется для отдельных показателей, контрольные функции бюджетов усиливаются.
Контрольная отчетность относится у внутренней управленческой отчетности организации и не поддается какому - либо внешнему регламенту. Организация самостоятельно разрабатывает внутренние стандарты ее состава и содержания.
Основными формами внутренней управленческой отчетности организации могут быть: отчет о себестоимости произведенной продукции, отчет об общепроизводственных расходах, отчет об общехозяйственных расходах, отчет о движении сырья и основных материалов, отчет о движении вспомогательных материалов, тары, полуфабрикатов и др. Большинство этих отчетов составляется в рамках календарного периода по унифицированным или утвержденным администрацией формам.
Раздел 2: Учет, контроль и анализ исполнения бюджетов в торговой организации
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «П» образованно в июле 1992 года на основе личных вкладов граждан в соответствии с требованиями статьи 34 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года), гласящей, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельности и зарегестрировано 23 августа 1996 года решением №9815 РП (Свидетельство №92634 серия ЗАО-РП от 29 августа 1996 г.).
Основная цель ООО «п» - поставлять на потребительский рынок производимую предприятием продукцию, которая является лидером качества, издержек и степени удовлетворения потребителей. Достичь этого путем объединения людей и технологий, а также за счет передачи этих технологий и производственного опыта в рамках предприятия.
Предметом деятельности Общества является осуществление розничной торговли, а именно:
· Торговля аудиовидеотехникой
· Торговля крупной бытовой техникой
· Торговля мелкой бытовой техникой.
Деятельность ООО «П» осуществляется в соответствии с требованиями и ограничениями российского законодательства в области хозяйственной деятельности, налогообложения, бухгалтерского учета, расчетных операций, трудовых отношений и безопасности труда.
Для анализа экономической эффективности реализации услуг в ООО «П» воспользуемся данными таблицы 1:
Таблица 1
Технико - экономические показатели производства в ООО «П» за 2004-2006 гг
№
Показатели
Ед.изм
2004г
2005г
2006г
2006г в %
к 2004г
1
Объем реализации продукции в сопоставимых целях
млн.руб.
235,7
241,5
253,3
107,5
2
Себестоимость реализованной продукции
млн.руб.
119,6
123,2
154,7
129,4
3
Затраты на 1 рубль реализованной продукции
коп.
0,42
0,46
0,53
126,2
4
Прибыль от реализации
млн.руб.
137,5
128,3
113,2
82,3
5
Уровень рентабельности
%
102,3
95,7
71,2
69,6
6
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
млн.руб.
100
100
200
200,0
7
Фондоотдача
руб.
0,07
0,08
0,06
85,7
8
Среднесписочная численность производственно-промышленного персонала
чел.
23
20
16
70,0
9
Производительность труда 1 рабочего
млн.руб.
9,50
11,30
13,72
144,4
10
Фондовооруженность труда
млн.руб.
83,00
85,42
115,23
138,8
11
Среднегодовая зарплата 1 рабочего
тыс.руб.
1450
1563
2642
182,2
Как следует из данных таблицы 1 объем производства и реализации продукции в ООО «П» за анализируемый период увеличился на 7,5% или на 17,6 млн.руб.
Также отмечается рост на 29,4% или на 35,1 млн.руб. себестоимости продукции, что обусловлено как увеличением объемов производства и реализации ан предприятии, так и, причем в большей степени, инфляционным ростом цен на материальные и энергетические ресурсы в целом по стране.
Увеличение себестоимости продукции обусловило рост затрат на 1 рубль реализованной продукции 0,11 коп. или на 26,2%.
Увеличение себестоимости продукции более быстрыми темпами, чем объемов производства и реализации повлекло за собой снижение прибыли на 17,7% и уровня рентабельности производства на 30,4%.
Внедрение в эксплуатацию новой компьютерной техники вызвало увеличение стоимости основных фондов ООО «П» в 2 раза или на 100 млн.руб.
Значительный темп роста стоимости основных производственных фондов в ООО «П» (против темпа роста объемов производства и реализации) повлек за собой снижение фондоотдачи на 1 копейку или на 14,3%. Это объясняется более быстрыми темпами роста стоимости основных производственных фондов, чем объемов производства и реализации продукции на предприятии.
Внедрение новой техники повлекло за собой снижение численности промышленно - производственного персонала, занятого в производстве на 7 человек или на 30%. Этим, а также ростом объемов производства и реализации продукции на предприятии обусловлено и увеличение производительности труда одного работника ООО «П» на 44,4% или на 4,22 млн.руб.
Рост производительности труда одного рабочего привел к увеличению среднегодовой заработной платы одного работника на 82,2% или на 1192 тыс.руб.
2.2 Технология формирования бюджетов в организации
Технология формирования бюджета предприятия демонстрируется с помощью примера, который описывает соотношение между отдельными показателями внутри бюджетных таблиц и соотношение итоговых показателей отдельных бюджетных таблиц как единого целого бюджета.
ООО «П» является продавцом электроники. Организация продает три вида продукта:
- Аудиовидеотехника (условно - «телевизор»);
- Крупная бытовая техника (условно - холодильник);
- Мелкая бытовая техника (условно - «кухонный комбайн»).
Бюджетные таблицы составляются на основе деления года на кварталы. Организация не является плательщиком налога на добавленную стоимость. Все непрямые налоги, которые включаются в валовые издержки, автоматически учитываются в составе тех базовых показателей, исходя из которых они определяются (например, заработная плата планируется вместе с начислениями).
В 2005 году ООО «П» начало подготовку краткосрочного финансового плана на следующий плановый год, в данном случае на 2006 год. В соответствии со сложившейся традицией финансовый менеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе, получив из отдела маркетинга данные о прогнозных объемах сбыта. Совокупность собранной информации представлена ниже. Следует отметить, что исходные данные обычно представляются по блокам в соответствии со списком бюджетов, которые разрабатываются финансовым менеджером организации.
Таблица 2
Прогноз объема продаж и цен на реализуемый товар
Прогноз объема продаж и цен
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Показатели
шт.
у.е.
шт.
у.е.
шт.
у.е.
шт.
у.е.
«Телевизор»
15000
400
18000
350
12000
350
25000
400
«Холодильник»
10000
800
12000
710
8000
700
15000
790
«Кухонный комбайн»
40000
150
35000
130
32000
120
60000
140
Ожидаемый объем продаж (у.е.)
20 000 000
19 370 000
13 640 000
30 250 000
Объем продаж в 2005 году составил 72 400 тыс.у.е. Планируемый рост товарооборота - 15%. Это будет реализовано за счет:
Ш Увеличения количества магазинов розничной сети;
Ш Реконструкции уже существующих магазинов и расширение торговых площадей;
Ш Более активной работы с клиентами в магазинах и агрессивной рекламной компании.
Закупочная стоимость продукции, которая планируется к реализации в 2006 г., - 63 695,55 тыс.у.е. Это соответствует торговой наценке в размере 28,76 %.
Для оплаты наличными денежными средствами в текущем квартале составляет 85% от объема выручки, оставшиеся 15% оплачиваются в следующем квартале. Планируемый переходящий остаток товарных запасов на конец планируемого периода (квартала) составляет 20% от объема продаж будущего периода. Запасы товарной продукции на конец года планируются в объеме 13 тыс.штук.
Величина коммерческих расходов складывается из двух частей, постоянной и переменной. В постоянную входят: расходы компании по постоянным договорам, с транспортной компанией и др. Сумма этих затрат составляет 1 800 000 у.е. ежегодно. Переменная часть коммерческих затрат складывается из затрат на рекламу и обслуживание автотранспорта. Норматив переменной части составляет по товарам группы:
- Крупная бытовая техника (условно - холодильник) - 2%
- Мелкая бытовая техника (условно - «кухонный комбайн») - 0,5%
Величина затрат на управление не нормируется и планируемые объемы постоянных административных затрат приведены в табл.3.
Таблица 3
Прогноз управленческих затрат
Прогноз управленческих затрат, у.е.
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Зарплата
1 000 000
1 000 000
1 000 000
1 000 000
Страховка
100 000
100 000
100 000
100 000
Аренда и коммунальные платежи
250 000
250 000
250 000
250 000
Прочие
100 000
100 000
100 000
100 000
Организация планирует закупку торгового оборудования на сумму 200 000 у.е. во II квартале и на 10 000 у.е. в III квартале с целью модернизации основных средств. Состояние активов и пассивов предприятия на начало планового периода представлено в виде баланса.
На основании приведенных данных необходимо построить систему бюджетов предприятия.
Среди операционных бюджетов на предприятиях розничной торговли обычно принято выделять следующие:
Ш Бюджет продаж показывает помесячный и поквартальный объем продаж по видам товаров и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода;
Ш Бюджет товарных запасов отражает минимально допустимый уровень запасов товаров, подлежащих продаже на протяжении бюджетного периода;
Ш Бюджет закупок товаров регулирует помесячный и поквартальный объем закупок товаров для их последующей продажи, составляется на основе бюджета продаж и бюджета товарных запасов;
Ш Бюджет управленческих расходов содержит информацию о расходах на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала организации, арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость МБП и другие (главным образом организационные) расходы на протяжении бюджетного периода;
Ш Бюджет коммерческих расходов включает расходы на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные расходы и прочие расходы по реализации товаров;
Ш Бюджет накладных расходов дает информацию о прочих расходах предприятия, например амортизации, уплаты процентов за пользование кредитом и другие расходы на протяжении бюджетного периода.
Определение набора операционных бюджетов сугубо внутреннее дело самой организации. Главный смысл операционных бюджетов состоит в более тщательной подготовке исходных данных для всех основных бюджетов, а также в переводе планируемых показателей из натуральных единиц в стоимостные показатели. Важной особенностью составления операционных бюджетов является отражение затрат различного вида в расчете на единицу стоимости продаж товаров. Это позволяет уже в основных бюджетах произвести разделение затрат на переменные и постоянные.
Еще одним важным аспектом составления операционных бюджетов является то, что они отличаются от смет по формату и по форме.
Во-первых, все затраты в бюджете представлены в идее планов-графиков и имеют четкую привязку к срокам их осуществления, к отдельным подпериодам внутри всего бюджетного периода, т.е. разбивку по неделям, декадам, месяцам и т.п.
Во-вторых, бюджеты обычно составляются в виде двух таблиц (форм):
Ш Планов - графиков начисления затрат (их распределения в составлении с объемом продаж внутри бюджетного периода);
Ш Графиков оплаты, в которых отражается порядок поступлений или списаний денежных средств за поставленные товары (график погашения кредиторской задолженности).
Операционные бюджеты содержат в планах - графиках информацию, которая непосредственно отражается в бюджете доходов и расходов. На этой основе составляются графики поступлений и графики оплаты. Данные этих графиков используются при составлении бюджета движения денежных средств и частично в расчетном балансе. В связи с этим операционные бюджеты имеют те же рамки периодизации, что и БДР и БДДС. Кроме того, в некоторых операционных бюджетах содержится информация о состоянии запасов ресурсов по отдельным статьям, необходимая для правильного составления расчетного баланса.
При разработке операционных бюджетов важна последовательность их составления, поскольку итоговые данные одних операционных бюджетов могут служить исходными данными для других бюджетов.
В условиях рынка первым показателем, с которого необходимо начинать любое планирование, является прогноз продаж. Вот почему и бюджетирование начинается составлением бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота организации в предстоящий бюджетный период.
Прогноз объема продаж - это важный предварительный этап по подготовке бюджета доходов и расходов. Прогноз объема продаж становится бюджетом в том случае, если дирекция организации полагает, что прогнозируемый объем продаж может быть достигнут. Сам бюджет продаж имеет несложную форму составления. Однако для его подготовки отделу маркетинга необходимо проделать объемную работу, чтобы определить, какой товар, по какой цене и в каком количестве можно будет реализовать в прогнозном периоде.
При прогнозировании продаж необходимо учитывать различные факторы. К таким факторам можно отнести внутренние (объем продаж предшествующих периодов, доходность товаров, ценовая политика, качество товаров) и внешние (зависимость продаж от общеэкономических показателей, состояние рынка, рекламная компания, конкуренция, сезонные колебания).
Для прогноза объема продаж рекомендуют выбирать одну из типовых ценовых стратегий:
- установление цен несколько выше, чем у конкурентов (премиальное ценообразование);
- установление цен примерно на уровне конкурентов (стратегия нейтрального ценообразования);
- установление цен несколько ниже, чем у конкурентов (стратегия ценового прорыва).
После прогноза объема продаж переходят к составлению соответствующего бюджета. При разработке бюджета продаж рекомендуют учитывать следующие условия:
ь Это начальный и самый важный шаг в составлении бюджета доходов и расходов;
ь Он должен отражать месячный или квартальный объем продаж в натуральном и денежном выражении;
ь Его составляют с учетом спроса на продукцию, сегментов рынка, категорий покупателей и других факторов;
ь Он включает в себя объем будущих денежных поступлений от текущей деятельности;
ь Для прогноза денежных поступлений от продаж целесообразно учитывать коэффициент инкассации, который выражает, какая часть отгруженных товаров будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д. с учетом безвозвратной дебиторской задолженности;
ь Незначительное отклонение планового объема продаж от фактического может привести к значительным колебаниям основного бюджета по отношению к отчетному.
В табл. 4 приведен расчет объема продаж в ООО «П».
Таблица 4
Бюджет продаж организации и график поступления денег
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
За год
Ожидаемый объем продаж (шт.), в т.ч.
«Телевизор»
15 000
18 000
12 000
25 000
70 000
«Холодильник»
10 000
12 000
8 000
15 000
45 000
«Кухонный комбайн»
40 000
35 000
32 000
60 000
157 000
Ожидаемая цена единицы продукции (у.е.), в т.ч.
«Телевизор»
400
350
350
400
«Холодильник»
800
710
700
790
«Кухонный комбайн»
150
130
120
140
Выручка за проданные товары (у.е.)
20 000 000
19 370 000
13 640 000
30 250 000
83 260 000
График поступления денежных средств
Дебиторская задолженность на начало года
4 000 000
4 000 000
Приток денег от продаж I кв.
17 000 000
3 000 000
20 000 000
Приток денег от продаж II кв.
16 464 500
2 905 500
19 370 000
Приток денег от продаж III кв.
11 594 000
2 046 000
13 640 000
Приток денег от продаж IV кв.
25 712 500
25 712 500
Итого поступление денег
21 000 000
19 464 500
14 499 500
27 758 500
82 722 500
Данный бюджет является базой для разработки общего бюджета, поскольку объем продаж оказывает влияние на все его статьи. Составление бюджета начинают с определения объема продаж на предстоящий квартал в физическом выражении. Объем продаж сформирован на основе имеющегося в организации портфеля заказов. В разработке бюджета принимают участие отделы маркетинга, экономический и другие службы. Они исходят из годовой программы (с поквартальной разбивкой), в разработке которой принимают участие многие подразделения организации. Кроме того, отдел маркетинга отвечает и за прогноз цен на продукцию. Выручка от реализации (без косвенных налогов) на предстоящий квартал определена путем умножения цен на соответствующий объем продаж в натуральном выражении.
Первые две строки в табл. 4 просто переписываются из исходных данных. Строка «выручка» получается перемножением объема продаж на цену. При составлении графика поступления денег учитывается, что выручка от продаж текущего периода приходит в виде денег только на 85%, оставшаяся часть поступает в следующем периоде.
Наряду с планом-графиком в бюджете продаж должен быть представлен график поступлений денежных средств от проданных товаров. Стоимость продаж предстоит теперь превратить в денежные средства. В табл. 4 приведен условный пример такого графика. График поступлений необходим для более точного составления БДДС.
Переходя к вопросу об оплате реализованных товаров, следует отметить, что все реализованные покупателям товары могут быть оплачены следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения продукции и продажа товара в кредит, т.е. с временной отсрочкой платежа. Лучшим вариантом прогнозирования характера оплаты продукции является совокупная работа по статистическому анализу опыта торгового предприятия, сортировке всех существующих контактов по признаку сроков оплаты продукции, оценка степени выполнения покупателями своих обязательств и выдача результата в следующем виде (см. табл. 5)
Таблица 5
Коэффициенты относительной оплаты продукции (в %)
Виды оплаты
1-й период
2-й период
…
n-й период
Предоплата (оплата в квартале перед отгрузкой)
0
0
…
0
Оплата в квартале отгрузки
85
85
…
85
Оплата в следующем за отгрузкой квартале
15
15
…
15
Безвозвратная задолженность
0
0
…
0
Дополнительно к бюджету продаж составляют бюджет прочих доходов, поскольку с его помощью корректируют доходную базу основного бюджета. Для его разработки экономические службы организации используют разнообразную информацию, поступающую из бухгалтерии и финансового отдела. Формат бюджета прочих доходов представлен в табл. 6.
Таблица 6
Бюджет прочих доходов на предстоящий год
Статьи доходов
Сумма, у.е.
Доходы от текущей деятельности
Продажа многооборотной тары
1 000
Прочие доходы
1 500
Итого
2 500
Доходы от финансовой деятельности
Сдача помещений в аренду
100 000
Поступления по выписанным векселям
10 500
Прочие доходы
5 500
Итого
116 000
Всего
118 500
Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов. Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать, что расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж и что не следует ожидать повышения объема продаж и что не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта. Многие статьи бюджета коммерческих расходов планируют в процентах к объему продаж. Величина прогнозного процента зависит от жизненного цикла товара. Коммерческие расходы можно классифицировать по многим критериям, ключевыми из которых являются: виды товаров, категории покупателей, география сбыта, деятельность конкурентов на отдельных сегментах товарного рынка. Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. Поэтому заместитель директора по сбыту должен точно установить, где и когда должна быть осуществлена рекламная компания и сколько средств следует на нее израсходовать. При разработке бюджета коммерческих расходов целесообразно предусмотреть затраты на упаковку, транспортировку, страхование, складирование и хранение товаров на складе.
Для этого все издержки разделяются на переменные и постоянные. Для планирования переменных издержек в качестве базового показателя используется объем проданных товаров, а не затраты прямого труда. Норматив переменных затрат составляет 1,5, 2,0 и 0,5% от продажной цены на единицу проданных товаров по каждой группе товаров соответственно. Постоянные накладные затраты переносятся в бюджет буквально так, как они представлены в исходных данных.
Таблица 7
Бюджет коммерческих расходов на предстоящий год
Наименование статей
Сумма, у.е.
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Ожидаемый объем продаж (шт.), в т.ч.
«Телевизор»
15 000
18 000
12 000
25 000
«Холодильник»
10 000
12 000
8 000
15 000
«Кухонный комбайн»
40 000
35 000
32 000
60 000
Переменные затраты на единицу продукции (у.е.)
«Телевизор» (1,5%)
90 000
94 500
63 000
150 000
«Холодильник» (2%)
160 000
170 400
112 000
237 000
«Кухонный комбайн» (0,5 %)
30 000
22 750
19 200
42 000
Всего переменные затраты
280 000
287 650
194 200
429 000
Постоянные затраты по договорам
450 000
450 000
450 000
450 000
Итого
730 000
737 650
644 200
879 000
Следующим этапом в разработке бюджета является составление бюджета запасов товаров на конец планируемого периода.
Бюджет товарных запасов непосредственно связан с бюджетом продаж товаров и вытекает из него. Уровень товарных запасов должен быть оптимальным, так как при завышенных товарных запасах высокая вероятность образования затоваривания на складах и, соответственно, увеличения издержек. Кроме того, для увеличения закупки товаров потребуются дополнительные денежные средства для их приобретения.
Руководство торгового предприятия считает, что в истекшем 2005 г. Товарные запасы были не оптимальными и составили к концу года 1,5 млн. у.е. в денежном выражении. С ростом товарооборота их следует пропорционально увеличивать, но необходимо уменьшать долю товара, которая переходит на следующий год. Так, в прошлом году количество товарных запасов на 31 декабря 2005 г. Составило 26 % от планируемого объема продаж I квартала 2006 г. Руководство организации намеревается снизить этот показатель вдвое, что должно произойти за счет следующих факторов:
ь Более эффективной работы с поставщиками, направленной на уменьшение минимальных партий закупок товара;
ь Улучшения транспортного взаимодействия между складами организации;
ь Создания единой автоматизированной информационной системы товарных запасов и товарооборота.
Таблица 8
Бюджет товарных запасов
Склады
Запасы на 1.01.2006г.
Планируемые запасы на 1.04.2006г.
шт.
тыс.у.е.
шт.
тыс.у.е.
Склад №1, в т.ч.
6500
1 573 500
5000
1 077 400
«Телевизор»
2000
592 000
1400
414 400
«Холодильник»
1000
593 000
600
351 000
«Кухонный комбайн»
3500
388 500
3000
312 00
Склад №2, в т.ч.
6500
1 629 500
4700
1 046 400
«Телевизор»
1000
296 000
900
266 400
«Холодильник»
1500
889 500
800
468 000
«Кухонный комбайн»
4000
444 000
3000
312 000
Склад №3, в т.ч.
3900
647 600
3300
790 150
«Телевизор»
900
266 400
950
281 200
«Холодильник»
100
59 300
550
321 750
«Кухонный комбайн»
2900
321 900
1800
187 200
Итого
16 900
3 850 600
13 000
2 913 950
Из табл. 8 видно, что произошло выравнивание товарных запасов по складам кА в количественном, так и в стоимостном выражении. Кроме того, сократилась довольно существенно сумма отвлеченных из оборота денежных средств (средств в товарных запасах). Эта сумма уменьшилась с 3850 тыс. до почти 2900 тыс у.е. почти на 25%, что является безусловно положительным фактом.
Бюджет закупок содержит информацию о финансово-экономических показателях, характеризующих эффективность процесса снабжения. В зависимости от сложности организации данного бизнес-процесса выбирается и структура бюджета закупок. Это может быть один бюджет, а может быть и целый набор бюджетов. Если в организациях практически всеми закупками занимаются в одном подразделении, то бюджет закупок может быть и один. Если в закупках участвует несколько подразделений, то можно разделить его на несколько бюджетов, что ускорит подготовку и согласование бюджета закупок, так как составляющие этого бюджета можно будет подготавливать и согласовывать параллельно. Вместе с тем можно использовать и следующую процедуру. В независимости от организационного распределения данного процесса между подразделениями можно в обязательном порядке выделять бюджет закупок сырья и материалов или бюджет закупок товаров.
Если бюджет закупок состоит из нескольких бюджетов, то уже нет особого смысла составлять какой-то сводный бюджет закупок, так как по каждому из выделенных направлений имеется соответствующий бюджет закупок (см. рис 1). Такое внимание к закупкам объясняется просто. Как правило, в большинстве организаций в области закупок есть большой резерв повышения эффективности за счет оптимизации затрат на закупку. Налаживание работы по процессу снабжения позволяет более четко контролировать основные два параметра, а именно объемы закупок и цены, причем делать это по всем направлениям закупок (от сырья и материалов до закупок для обеспечения работы офиса).
Рис. 1.
Структура бюджета закупок торгового предприятия
2
Кроме оптимизации затрат на закупку, большие резервы содержаться в усилении контроля над процессом закупок. Следует иметь ввиду, что на этом участке сотрудникам компании легче всего организовать себе «дополнительную мотивацию» и тем самым резко снизить финансовые результаты компании. Поэтому усиление контроля закупок позволит значительно уменьшить такие случаи. Таким образом, получается, что за счет оптимизации данного бизнес-процесса можно навести порядок в объемах закупок, а за счет усиления контроля - в ценах и затратах на закупку.
Бюджет закупок коммерческой продукции содержит информацию о финансово-экономических показателях, характеризующих эффективность закупки товаров с целью перепродажи. В данном случае бюджет закупок коммерческой продукции содержит пять групп показателей, характеризующих эффективность процесса снабжения в части закупок коммерческой продукции: объем закупок, средняя цена, общая сумма затрат, запасы товаров, выплаты денежных средств.
Для планирования бюджета закупок товаров воспользуемся формулой:
Ок = Он + П - Р,
Где:
Ок - остаток товаров на конец планируемого периода;
Рн - остаток товаров на начало планируемого периода;
П - поступление (закупка) товаров за планируемый период;
Р - реализация товаров за планируемый период.
Из формулы (1) можно вывести формулу, по которой рассчитывается планируемое поступление товаров:
П = Р - Он + Ок.
Для более детального рассмотрения закупки товаров в предстоящем году составим табл. 9, в которой остатки запасов товаров на 1 января 2006 г. Считаем остатками на начало планируемого периода.
Таблица 9
Бюджет закупок (в тыс.у.е.)
Склады
Планируе-мая реализация за 2006 г.
Остатки запасов на 1.01.2006г.
Остатки запасов на 1.01.2007г.
План закупок
Цена
Стоимость
Склад №1, в т.ч.
80 000
6 500
5 000
78 500
19 227 700
«Телевизор»
22 000
2 000
1 400
21 400
296
6 334 400
«Холодильник»
14 000
1 000
600
13 600
593
8 064 800
«Кухонный комбайн»
44 000
3 500
3 000
43 500
111
4 828 500
Склад №2, в т.ч.
111 000
6 500
4 700
109 200
28 104 300
«Телевизор»
31 000
1 000
900
30 900
296
9 146 400
«Холодильник»
22 000
1 500
800
21 300
593
12 630 900
«Кухонный комбайн»
58 000
4 000
3 000
57 000
111
6 327 000
Склад №3, в т.ч.
81 000
3 900
3 300
80 400
16 633 550
«Телевизор»
17 000
900
950
17 050
296
5 046 800
«Холодильник»
9 000
100
550
9 450
593
5 603 850
«Кухонный комбайн»
55 000
2900
1 800
53 900
111
5 982 900
Итого
272 000
16 900
13 000
268 100
63 965 550
Следующим бюджетов, последним из операционных для торгового предприятия, составляется бюджет управленческих расходов. Это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.
В состав этого расхода входят различные расходы, связанные с обслуживанием коммерческой деятельности организации. Поскольку статьи данного бюджета разнородны и связаны с деятельностью большого числа отделов организации, то и задача по составлению бюджета является сложной. Вспомогательные подразделения не составляют отдельные бюджеты, а планируют расходы путем разработки служебных заявок. Общую их величину рассматривает и утверждает экономический отдел, который сводит эти расходы в единый бюджет.
Сложнее всего обосновать конкретные суммы затрат на рекламу, зарплату управленческого аппарата и т.д. Здесь возможны противоречия, так как обычно каждое функциональное подразделение старается обосновать максимум средств в бюджете.
Таблица 10
Бюджет административных издержек
Статьи издержек
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Подразделение
Зарплата
1 000 000
1 000 000
1 000 000
1 000 000
Отдел труда и заработной платы
Страховка
100 000
100 000
100 000
100 000
Юридический отдел
Аренда и коммунальные платежи
250 000
250 000
250 000
250 000
Юридический отдел
Прочие
100 000
100 000
100 000
100 000
В т.ч. расходы по внутреннему аудиту
50 000
0
0
0
Финансовый отдел
Информационные системы
0
50 000
0
0
Отдел автоматизации
Административно - хозяйственные расходы
0
0
50 000
0
АХО
Расходы на безопасность
50 000
50 000
50 000
100 000
Служба безопасности
Таким образом, эффект от разработки бюджетов состоит в повышении степени гибкости предприятия, поскольку он дает возможность предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия н6а возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде. Именно возможность предвидеть будущие изменения и тенденции развития и является залогом успеха в условиях все возрастающей конкуренции на российском рынке.
Заключение
В данной работе представлен процесс бюджетирования на предприятии как в теоретическом, так и в практическом аспектах на примере торговой компании ООО «П».
В курсовой работе определяется, что такое бюджет и бюджетирование, какие задачи оно выполняет и согласно каким принципам функционирует система бюджетирования.
Бюджет - это оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.
Бюджетирование - это технология управления бизнесом на всех уровнях компании, обеспечивающая достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов, на основе сбалансированных финансовых показателей.
Подробно освещены вопросы, связанные с классификацией бюджетов. Описаны различные формы и виды бюджетов.
Сформированный по данной технологии бюджет не только содействует повышению эффективности работы предприятия, обеспечивая регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности, но и позволяет:
· Выявить и контролировать финансовые потоки торгового предприятия;
· Оптимизировать налогообложение;
· Управлять документооборотом внутри организации;
· Осуществлять контроль над работой подразделений и и х руководителей на всех стадиях реализации бюджета с целью повышения эффективности.
Автор данной работы ознакомился с основными принципами составления бюджетов, проанализировал их выполнение на анализируемом предприятии.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о том, что цель работы достигнута полностью, раскрыта существующая система составления бюджетов и основные принципы его организации в торговле. (на примере ООО «П»).
Список используемой литературы
1. Бюджетирование и внутрихозяйственный контроль в торговле: Керимов В.Э., Аболенский Д.С., Селиванов П.В./Москва, 2006 год
2. Бюджетирование и контроль затрат в организации: Виткалова А.П., Миллер Д.П./Москва, «Альфа-Пресс», 2006 г.
3. Бюджетирование и контроль затрат (практическое пособие): Красова О.С./Москва, «Омега -Л», 2007 год
4. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Керимов В.Э./Москва, 2007 год
5. Управленческий учет: Керимов В.Э./Москва, 2005 год
6. Управленческий учет(учебник для вузов): Карпова Т.П./Москва, «Юнити-Дана», 2004 год
7. Внутрифирменное бюджетирование: Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В./Москва, Финансы и статистика, 2002 год
Приложение 1
Бюджет доходов и расходов ООО «П»
Показатели
I квартал
II
квартал
III квартал
IV
квартал
Всего за год
Чистая выручка от реализации
20 000 000
19 370 000
13 640 000
30 250 000
83 260 000
Закупки товаров
15 991 387
15 991 388
15 991 387
15 991 388
63 965 550
Прочие операционные расходы
-
-
-
-
-
Валовая прибыль
4 008 613
3 378 612
-2 351 387
14 258 612
19 294 450
Накладные расходы
-
-
-
-
-
Коммерческие расходы (реклама, маркетинг и т.д.)
730 000
737 650
644 200
879 000
2 990 850
Управленческие расходы (амортизация основных фондов, заработная плата управленческого персонала и т.д.)