Рефераты

Банковский кредит

Банковский кредит

19

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра управления, административного права и

административной деятельности ОВД

Дисциплина «Финансовое право»

Реферат

На Тему: «Банковский кредит»

Подготовил:

Курсант 123 взвода

Рядовой милиции

Оглоблин В.В.

Проверил:

преподаватель

кафедры УАП и АД ОВД,

капитан милиции

Демченко Н.В.

Белгород 2008

План Реферата

1. Банковский кредит.

2. Денежное обращение и расчеты в РФ.

3. .Валютное законодательство и валютный контроль.

Литература:

1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 02.11.2004) «О банках и банковской деятельности».

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2004).

4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003).

5. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

6. Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 536 с.

7. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2002. - 576 с.

8. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристь, 2001. - 600 с.

Вопрос 1. Банковский кредит

Банковский кредит как экономическая категория является одной из форм движения ссудного капитала.

При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности.

Банковское кредитование создает необходимые условия, при которых имеется возможность восполнить за счет средств других субъектов недостаток собственных денежных средств для различных потребностей, требующих дополнительных капитальных вложений. Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. Ред Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 329. Отношения по банковскому кредитованию регламентируются нормами права и поэтому приобретают правовую форму. Воздействие права на общественные отношения осуществляется различными способами, в своей совокупности образующими метод правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Принципы банковского кредитования.

Банк имеет право от своего имени и за свой счет размещать привлеченные во вклады денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности. Реализация принципа возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку. Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип его срочности. Ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций.

Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых кредитными организациями при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается определенная плата в виде процента. Размер процентной ставки определяется сторонами по кредитному договору самостоятельно. В условиях рыночных отношений размер процентной ставки за банковский кредит в конечном итоге зависит от спроса и предложения денежных средств на кредитном рынке.

Принцип обеспеченности банковского кредита проявляется в том, что, как указывалось ранее, банки с целью возврата кредита выдают его под различные формы обеспечения, предусмотренные законодательством, или в формах, принятых банковской практикой. Кредиты могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственными и иными ценными бумагами, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 02.11.2004) «О банках и банковской деятельности», ст. 33.

Основные формы обеспечения банковского кредита:

· залог; Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2004), ст. 334-357.

· банковская гарантия; Там же, ст. 368-379.

· поручительство. Там же, ст. 361-367.

Законодательство предусматривает возможность предоставления кредита без соответствующего обеспечения (так называемый «бланковый кредит»). Бланковые кредиты, как правило, получают клиенты, имеющие тесные связи с банком, проводящие все свои банковские операции через данный банк.

Банковский кредит выдается строго на определенные цели, использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.

В зависимости от срока, на который выдан кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на два вида: краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный кредит выдается на срок менее года при возникновении у хозяйствующего субъекта временной потребности в денежных средствах. При краткосрочном кредите объектами кредитования являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по укрупненным показателям. Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное время. Объектами долгосрочного кредитования являются затраты на строительство новых предприятий, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, выпуск новой продукции, затраты по жилому строительству и строительству объектов социально-культурного назначения и т.д.

Обязанности Банка России: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 4.

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

является кредитором для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает их лицензии, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

осуществляет все виды банковских операций;

осуществляет валютное регулирование, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами.

организует и осуществляет валютный контроль.

Вопрос 2. Денежное обращение и расчеты в РФ

Денежная система -- это форма организации денежного обращения в стране. Денежная система состоит из ряда элементов.

В Российской Федерации денежная система включает в себя:

· официальную денежную единицу;

· порядок эмиссии наличных денег;

· организацию и регулирование денежного обращения.

Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации -- рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены. Деньги -- категория экономическая. В экономической литературе деньги определяются как особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира, который служит всеобщим эквивалентом и представляет собой «кристаллизацию меновой стоимости». Коммерческий словарь. М. 1991.

Функции денег:

1. Мера стоимости, т.е. деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми же все товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой, которая определяется общественно необходимыми затратами труда на его производства и реализацию. В основе цен и их движения лежит закон стоимости, суть которого заключается в том, что все товары производятся и обмениваются в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Для выражения стоимости товара не обязательно иметь в наличии деньги, товар лишь мысленно сравнивается с ними.

2. Средство обращения. Деньги выступают посредником между продавцом и покупателем. Обмен товарами при помощи денег называется товарным обращением, которое выражается по формуле Т-Д-Т. Деньги находятся в процессе обмена постоянно и непрерывно его обслуживают.

3. Средство накопления и сбережения. В качестве всеобщего эквивалента, на который владелец денег может получить любой товар, они становятся всеобщим воплощением общественного богатства, в связи с чем и возникает у людей стремление к их накоплению и сбережению.

4. Средство платежа. С развитием кредитных отношений деньги, выполняя функцию средства платежа, связывают между собой товаровладельцев, каждый из которых покупает товары в кредит. При этом деньги, как и в функции средства обращения, также оплачивают товары или услуги, но с разрывом во времени. С развитием кредитных отношений связано появление и кредитных денег -- векселей, банкнот, чеков -- различных долговых обязательств.

5. Мировые деньги. Иными словами, это деньги, которые используются для расчетов между государствами во внешнеэкономических отношениях.

Публично-правовые характеристики денег:

· деньгами признается только то, что признано деньгами со стороны государства;

· деньги изготовляются только по строго установленным государством образцам и описаниям специализированными государственными предприятиями (монетными дворами);

· номинальная стоимость денег назначается государством произвольно и выражается в национальных денежных единицах;

· деньги обязательны к приему всеми резидентами страны-эмитента по номинальной стоимости;

· нарушение государственной монополии на изготовление денег с целью выпуска их в обращение квалифицируется либо как фальшивомонетничество, либо как выпуск денежных суррогатов и влечет за собой применение мер уголовной и административной ответственности.

Денежные знаки являются таким же символом государства, как герб или флаг. Официальные денежные знаки предусмотрены законодательными актами государства. Иногда на территории государства обращаются -- с его ведома и разрешения или «самовольно» -- другие денежные знаки. Например, после распада СССР на территории большинства государств, возникших на базе союзных республик, обращались денежные знаки уже не существовавшего Союза ССР. Наконец, встречаются денежные суррогаты, т.е. такие денежные знаки, которые не предусмотрены законодательством и которые вводятся отдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданами вопреки закону. Государство не признает суррогаты в качестве платежного средства.

Денежное обращение -- движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Имеется два вида денежного обращения:

1. Обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).

2. Безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации, либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Право выбирать форму расчетов -- наличную или безналичную -- принадлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной. Это, к примеру, выплата заработной платы, стипендий и пенсий, производимая в наличной форме.

Денежная масса -- это денежные знаки, находящиеся в обращении; денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан; другие безусловные денежные обязательства банков. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 43.

Обращение наличных денег.

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Федерации осуществляются исключительно Банком России. Наличные деньги (банковские билеты -- банкноты и металлическая монета) являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет, их номинал утверждаются Советом директоров Банка России. Официальные сообщения о выпуске в обращение новых денежных знаков и их описание публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Правительство РФ.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. Там же, ст. 31. При обмене банкнот и монет Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

При необходимости повысить техническую защищенность банкнот и монет от подделок (фальшивомонетничества) обычно время от времени осуществляется их модификация (как правило, это относится к наличным деньгам наиболее крупных достоинств). В целях обеспечения максимальных удобств при обращении наличных денег могут вводиться денежные знаки новых достоинств. Ответственность за покупюрный состав наличных денег, находящихся в обращении и необходимых для проведения бесперебойных расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на Банк России. Ветхие и поврежденные банкноты обмениваются Банком России без ограничений в соответствии с установленными им правилами. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 33.

Ограничений на расчеты в наличной денежной форме между физическими лицами, физическими и юридическими лицами не имеется. Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами ограничиваются. Предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами установлен Центральным банком РФ.

Кассовые операции -- совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег.

Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в учреждения и иные организации, должны в обязательном порядке документально оприходоваться. Все наличные деньги, выдаваемые предприятиями, учреждениями и иными организациями, также должны документально оформляться. Основные денежные документы -- приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов -- договоров, заявлений и т.п. В кассовой книге должна быть отражена каждая операция по приему и расходованию денег по каждому операционному дню. Получатель средств -- руководитель организации или специально уполномоченное им должностное лицо подписывает приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях. В организации наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, специально установленного обслуживающим его банком для данного предприятия и т.д. с учетом его потребности в наличных деньгах. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе может оставаться (в пределах установленного лимита) лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных небольших платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в правительственных постановлениях или в нормативных актах Банка России. Должна быть обеспечена сохранность денег, для чего помещение кассы оборудуется надлежащим образом (наличие сейфов, решеток на окнах и т.п.); занимающие должности кассиров оформляются как материально ответственные лица и т.п.

Специальный порядок ведения кассовых операций установлен для субъектов, получающих от населения деньги за продаваемые товары, оказываемые услуги и выполняемые работы. Цель этого порядка -- обеспечить точный учет доходов для нужд налогообложения, защитить права граждан-потребителей.

Контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Безналичное денежное обращение

При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутс
твуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе. Для производства расчетов хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают кредитную организацию и заключают с нею соответствующее соглашение. Необоснованный отказ кредитной организации, уставом которой предусмотрено осуществление банковских операций по производству расчетов, принять денежные средства на хранение и открыть счет, необоснованное уклонение кредитной организации от заключения договора банковского счета могут быть обжалованы, в суд или арбитражный суд. В соответствии с действующим законодательством хозяйствующие субъекты обязаны хранить свои денежные средства (как собственные, так и заемные) в кредитной организации, с которой заключается договор банковского счета. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 845.

Договор банковского счета -- соглашение, по которому одна сторона (владелец счета) обязуется хранить свои денежные средства на данном счете; платить кредитной организации вознаграждение за расчетно-кассовое обслуживание (услуги по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете), если это предусмотрено договором, распоряжаться средствами на основе банковских правил, а другая сторона (кредитная организация) обязуется принимать, зачислять и обеспечивать сохранность поступивших на счет денежных средств; выполнять распоряжения клиента (владельца счета) этими средствами, в установленных случаях начислять на них доход в виде процента или в иной форме; сохранять тайну по операциям и счетам клиента.

Кредитная организация вправе использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Кредитная организация не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Кредитная организация обязана зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Кредитная организация обязана по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. В случае несвоевременного зачисления на счет клиента поступивших денежных средств или их необоснованного списания со счета и т. д. кредитная организация обязана уплатить на эту сумму проценты по ставке рефинансирования Банка России.

Средства с банковского счета могут быть списаны, как правило, только по соответствующему распоряжению клиента. Списание средств без его распоряжения осуществляется по решению суда и в случаях, предусмотренных законом. Безакцептное списание с банковского счета возможно и в случаях, предусмотренных договором клиента кредитной организации со своим контрагентом. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в календарной очередности, если иное не предусмотрено законом. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание осуществляется в очередности, установленной ГК РФ. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 855. При наличии нескольких счетов плательщика в одной и той же кредитной организации очередность применяется к каждому счету в отдельности.

Основными видами договора банковского счета являются договоры: расчетного, текущего и бюджетного счетов. Для банков открываются корреспондентские счета, корреспондентские субсчета и др. В кредитных организациях хозяйствующие субъекты имеют расчетные, текущие, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие счета. По расчетному счету производятся операции коммерческого характера, на него поступают доходы и производятся расходы хозяйствующего субъекта. По месту нахождения нехозрасчетных подразделений открывается расчетный субсчет. Текущий счет используется для финансирования административно-хозяйственных расходов субъектов, а также на оплату труда. Как по расчетному, так и по текущему счетам осуществляются расчеты, как правило, по основной деятельности хозяйствующих субъектов. Расчетные счета открываются коммерческим юридическим лицам (хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным унитарным предприятиям и т.д.). Текущие счета открываются некоммерческим юридическим лицам (учреждениям, общественным и религиозным организациям и т.д.). Текущий счет открывается также организациям, не являющимся юридическими лицами (филиалам, представительствам, отделениям). Депозитные счета предназначены для хранения свободных неиспользуемых хозяйствующим субъектом денежных средств, а также денежных средств, ему не принадлежащих. Операции по расчетным, текущим и иным счетам производятся по расчетно-денежным документам установленной формы.

Любое государство, в том числе Российская Федерация, заинтересовано в максимально широком использовании безналичного денежного обращения (расчетов), поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу износа (старения) и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства. Каждая банкнота и монета имеют определенную себестоимость, причем себестоимость производства банкноты (монеты) более низкого достоинства относительно дороже (по сравнению с номиналом), чем себестоимость банкнот и монет более высокого достоинства. К тому же для пересчета, инкассирования, хранения и перевозки наличных денег требуются дополнительные расходы. Безналичные расчеты (обращение) лишены этих недостатков. Себестоимость одного безналичного расчета ничтожна. Поэтому государство всемерно стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых действий с использованием наличных денег.

Безналичные расчеты между хозяйствующими субъектами могут производиться в следующих формах: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо, а также в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 862.

Расчеты платежными поручениями производятся как с одногородними, так и иногородними получателями. Платежное поручение - это поручение плательщика обслуживающей его кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета на счет третьего лица. Платежное поручение - это банковский перевод. Кредитная организация, принявшая поручение, обязуется от своего имени, но за счет клиента-плательщика осуществить платеж третьему лицу - получателю средств.

Расчеты по аккредитиву заключаются в том, что кредитная организация (эмитент) по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель против представленных получателем документов, определенных условиями аккредитива. Кредитная организация не обязана проверять соответствие условий аккредитива договору, заключенному между плательщиком и получателем, по которому и осуществляются соответствующие расчеты. При расчетах по аккредитиву кредитная организация действует от своего имени, за счет плательщика. Отношения по аккредитиву рассматриваются аналогично расчетам по платежному поручению как отношения комиссии.

Расчеты чеками заключаются в том, что владелец счета (чекодатель) дает письменное поручение обслуживающей его кредитной организации перечислить со своего счета на счет кредитора (чекодержателя) определенную сумму денежных средств. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 877. Чекодержателями могут быть физические и юридические лица.

Учитывая значительное число разнообразных платежных документов, используемых плательщиком при производстве расчетов через кредитную организацию, ГК РФ предусматривает в качестве одной из форм безналичных расчетов - расчеты по инкассо. Кредитные организации на основании инкассового поручения получателя платежа от его имени и за его счет совершают действия, направленные на получение от плательщика платежа или акцепта (согласия на производство платежа). Инкассовое поручение может оформляться с помощью таких расчетных документов, как платежное требование, платежное требование-поручение, а также с помощью векселя и чека. Кредитная организация, получившая от клиента инкассовое поручение, называется эмитентом. Кредитная организация, которая непосредственно осуществляет предъявление требования о совершении платежа или об акцепте обязанному лицу, является исполняющей кредитной организацией. Если кредитная организация одновременно осуществляет расчетно-кассовое обслуживание и плательщика, и получателя денежных средств, то она является исполняющей кредитной организацией.

Расчеты в порядке плановых платежей применяются при равномерных поставках товаров и оказании услуг. Плательщик по договоренности с кредитором периодически в установленные ими сроки в определенном размере перечисляет денежные средства на счет кредитора. Плановые платежи производятся как платежными поручениями, так и платежными требованиями. Платежи осуществляются ежедневно или периодически в сроки, согласованные между поставщиком и покупателем. Стороны обязаны периодически, но не реже одного раза в месяц уточнять свои расчеты и производить перерасчет. Кредитные организации контролируют соблюдение сторонами установленного соглашением порядка расчетов плановыми платежами.

Хозяйствующие субъекты могут осуществлять расчеты путем перевода через предприятия Министерства связи РФ. Сумма перевода не ограничивается при переводах на имя отдельных граждан (пенсий, алиментов, заработной платы, командировочных, авторского гонорара), на имя своих уполномоченных и в иных случаях. Для расчетов с предприятиями связи за совершаемые через них переводы организации-перевододатели представляют в кредитную организацию платежное поручение, в котором указывается назначение перечисляемой суммы. Предприятия связи оплачивают поступающие организациям переводы в безналичном порядке, путем перечисления сумм переводов со своего счета по переводным операциям на счета организаций - получателей перевода.

Расчеты, основанные на зачете взаимных требований, выражаются в том, что взаимные требования и обязательства должников и кредиторов погашаются в равновеликих суммах и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке. Кредитные организации осуществляют постоянные и разовые расчеты. Периодические расчеты по сальдо встречных требований осуществляют два предприятия, имеющие между собой постоянные хозяйственные отношения по взаимному отпуску товаров или оказанию услуг. В зависимости от того, в чью пользу будет выведено сальдо, предприятие, на которое возложена обязанность производить расчеты, по истечении расчетного периода на сумму сальдо представляет в кредитную организацию платежное поручение или выставляет платежное требование. Возможны расчеты на основе корреспондентских счетов, открываемых кредитными организациями друг у друга, а также путем создания клиринговых центров, участники которых осуществляют зачет взаимных требований.

Довольно широко при производстве безналичных расчетов используется вексель -- ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Выпуск и обращение векселей регулируется федеральным законом. Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе». В последнее время получило распространение совершение расчетов с использованием банковских карт. Банковская карта - это средство для составления расчетных и иных документов для оплаты за счет клиентов. Банковские карты, которые выдаются юридическим лицам, получили название «корпоративных».

Вопрос 3. Валютное законодательство и валютный контроль

Термин «валюта» используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах.

В финансовых отношениях и финансовом праве, в служебной и бытовой лексике термин «валюта» наиболее часто используется во втором значении. В источниках финансового права приведенное определение валюты конкретизируется применительно к объектам, охватываемым понятием «валюта». Для характеристики соотношения внутренней и иностранной валют используются понятия: «необратимая (неконвертируемая) валюта», используемая в пределах только одного государства; «обратимая (конвертируемая) валюта», которая обменивается на иностранную валюту и является, таким образом, средством платежа на международном рынке; «частично обратимая (конвертируемая) валюта» используется не во всех внешних валютных операциях и в отношениях не всех субъектов.

Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:

· режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;

· режим валютного государственного регулирования, установленный в нашей стране; Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

· режим свободноконвертируемой валюты.

Избранный тип валютного режима определяет принципы осуществления валютных операций в России, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Целью валютного регулирования в России является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Валюта Российской Федерации - это денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки и средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта - это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства (группы иностранных государств), изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Внутренние ценные бумаги - это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории РФ.

Внешние ценные бумаги - это ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.

Валютные ценности - это иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Уполномоченными банками называются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ филиалы иностранных кредитных организаций, имеющие право осуществлять банковские операции в иностранной валюте.

Валютный курс означает соотношение валют двух или более стран. Валютный курс обычно устанавливается на основе спроса-предложения валют на валютном рынке, однако может носить и односторонний характер, когда государство во властном, одностороннем порядке устанавливает валютный курс. Так было, в частности, в СССР в 1930--1980 гг.

Валютная интервенция Банка России - это его деятельность на рынке валют по поддержанию необходимого курса российского рубля путем купли-продажи иностранной валюты и по воздействию на суммарный спрос и предложение денег. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 41.

Валютное регулирование -- это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций. Государство регулирует валютные отношения с учетом стоящих перед ним экономических задач. Для России с момента провозглашения ее суверенитета характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отменена существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допускается в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства. В процессе валютного регулирования изменяется и система органов, осуществляющих это регулирование. Принятый в декабре 2003 года новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» кардинально поменял систему валютного регулирования, значительно упростив ее.

Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной валюты.

Все субъекты валютных правоотношений делится на две категории: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 1.

· резиденты;

· нерезиденты.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 6.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением: Там же, ст. 9.

· операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг пассажирам при международных перевозках;

· операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности;

· операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера), транзитной перевозкой груза по территории РФ, страхованию грузов;

· операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ;

· операций юридических лиц с внешними ценными бумагами;

· операций, связанных с осуществлением обязательных платежей в бюджеты.

Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

· с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;

· с внесением и получением денежных средств резидентами с банковских счетов;

· с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

· с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, взысканием по ним штрафных санкций, отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам;

· с куплей-продажей, обменом, заменой физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), за валюту РФ и иностранную валюту, не для осуществления предпринимательской деятельности;

· с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории РФ на банковские счета в уполномоченных банках и в обратном порядке. Они вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 10.

Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки. Установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается. Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица. Там же, ст. 11.

Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 12. Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами. Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ.

Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением следующих валютных операций: Там же, ст. 14.

· передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию;

· дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;

· завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;

· приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

· перевода физическим лицом - резидентом из РФ и в РФ без открытия банковских счетов (до 5000 долларов);

· покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств).

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 15.

Физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ. Физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с валютным законодательством. Там же, ст. 22.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ и профессиональные участники рынка ценных бумаг. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействие с ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право:

· проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

· проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

· запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 23.

· осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право: Там же, ст. 24.

· знакомиться с актами проверок органов и агентов валютного контроля;

· обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

· на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

· представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены законом «О валютном регулировании и валютном контроле»;

· вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции;

· выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена административным, таможенным и уголовным законодательством РФ.

Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), либо с нарушением требований (условий, ограничений), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 15.15. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Таможенные органы РФ осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 403.

Невозвращение в крупном размере (более пяти миллионов рублей) из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003), ст. 193.


© 2010 Рефераты