Рефераты

Анализ программ государственного софинансирования пенсий

p align="left">Перечисление дополнительных страховых взносов и взносов работодателя осуществляется работодателем единым платежом и оформляется единым платежным поручением [27].

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя зачисляются на отдельные банковские счета Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемые для зачисления страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Перечисление страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя осуществляется работодателем единым платежом.

При перечислении взносов работодателем формируется реестр застрахованных лиц. В данном реестре должны содержаться следующие сведения:

1) общая сумма перечисляемых средств, включающая в себя:

а) сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии застрахованных лиц;

б) сумму всех уплачиваемых взносов работодателя (в случае их уплаты);

2) номер платежного поручения и дата его исполнения;

3) страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица;

4) фамилия, имя и отчество каждого застрахованного лица;

5) сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии каждого застрахованного лица;

6) сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица (в случае их уплаты) [68].

Все эти сведения подлежат обязательному заверению кредитной организацией, через компанию, которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Указанные реестры застрахованных лиц представляются работодателем в ОПФРФ не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивались взносы работодателя. Форма реестра застрахованных лиц и порядок его представления утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Одновременно с представлением в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации расчетного листка работодателем представляется застрахованным лицам информация об исчисленных, удержанных и о перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованных лиц.

Дополнительные страховые взносы, взносы работодателя, а также доход от их инвестирования отражаются ПФРФ в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

Срок, в течение которого указанные средства должны быть отражены в специальной части индивидуального лицевого счета не может превышать три месяца со дня получения ОПФРФ реестров застрахованных лиц либо в случае самостоятельной уплаты застрахованным лицом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии копий платежных документов за истекший квартал[12].

Выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании), перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд

Как уже было сказано в 1 параграфе данной главы застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель, либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Лица, которые раньше не уплачивали страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и которые впервые вступают в отношения по обязательному пенсионному страхованию, в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также лица, ранее не реализовавшие свое право на выбор инвестиционного портфеля, т.е. управляющей компании, вправе при подаче заявления в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии подать заявление о выборе инвестиционного портфеля. Данное заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), либо о переводе средств пенсионных накоплений в НПФ, Пенсионный фонд Российской Федерации рассматривает, а затем осуществляет перевод соответствующих средств в срок, который не может превышать три месяца со дня получения им заявления [37].

Сумма дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемых застрахованным лицом, а также сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу застрахованного лица, ранее реализовавшего право на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) после учета в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица передаются управляющей компании, либо негосударственному пенсионному фонду в соответствии с ранее сделанным выбором застрахованного лица. Такое застрахованное лицо вправе в порядке и сроки, которые установлены указанными федеральными законами, подать заявление о выборе иного инвестиционного портфеля (иной управляющей компании) либо заявление о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (иной негосударственный пенсионный фонд).

Законом предусмотрены некоторые ограничения, мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, в пользу которых страховые взносы уплачивались в период с 2002 по 2004 год включительно, вправе осуществлять выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо переводить средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд[68].

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов.

Пенсионный фонд Российской Федерации до 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений. Форма и правила составления указанной заявки утверждаются Правительством Российской Федерации.

Также в ФЗ №56 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» оговорено, что средства, накопленные в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, наследуются правопреемниками в случае его смерти в том же порядке, который предусмотрен для пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования. Выплаты производятся правопреемникам в том случае, если застрахованное лицо умерло до момента оформления пенсии. Наследники смогут получить и те средства, что перечислил сам завещатель, и те деньги, которые доплатило государство, и инвестиционный доход от этих денег [32].

Таким образом, анализируя сущность Программы государственного софинансирования пенсии, можно сказать, что главной целью является - повышение уровня пенсионного обеспечения, путем привлечения граждан к формированию своих пенсионных накоплений, при государственной поддержке в виде софинансирования. Основные принципиальные элементы Программы уже полностью определены и одобрены, только некоторые составляющие механизма ее реализации требуют конкретизации, поскольку зависят от внешних социально - экономических факторов. Среди них на первом месте стоят вопросы скорости выхода из общеэкономического кризиса, эффективности работы нормативно - правовой базы, степень заинтересованности населения в участии в софинансировании пенсии.

3. Анализ внедрения программы государственного софинансирования пенсии в Российской Федерации на примере отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации Ленинского района г. Новосибирска

3.1 Исследование содержания и опыта реализации программы государственного софинансирования пенсии в Российской Федерации на примере отделения Пенсионного фонда города Новосибирска

Особую актуальность проблема пенсионного реформирования приобрела в последние годы в связи с тем, что: а) имеет место естественная убыль населения как следствие демографического кризиса; б) продолжается тенденция уменьшения количества работоспособного населения и, как следствие, рост числа нетрудоспособных граждан, в основном пенсионеров; в) происходит значительное ухудшение здоровья и качества жизни пенсионеров на фоне явно недостаточного для полноценной жизни среднего размера пенсии, которая, к тому же, носит явно уравнительный характер и мало зависит от трудового вклада работника.

На сегодняшний день законодательством предусмотрена возможность одновременно с трудовой пенсией получать и дополнительную. Такую возможность предоставляет гражданам принятая 1 января 2009 года Программа государственного софинансирования пенсии.

Поэтому изучение пенсионной системы в современной России является не только важной исследовательской задачей, но и одной из главнейших проблем общественного развития.

В рамках данной интерпретации была разработана программа социологического исследование и проведено интервью со специалистами Пенсионного фонда Российской Федерации г. Новосибирска, занимающихся вопросами реализации Программы государственного софинансирования пенсии в Российской Федерации и участниками вступившими в Программу.

Объектом исследования является Программа государственного софинансирования пенсии в Российской Федерации.

Эмпирическим объектом исследования являются специалисты Пенсионного фонда Российской Федерации г. Новосибирска (5 человек); участники Программы государственного софинансирования пенсии Российской Федерации (5 человек).

Предметом исследования является отношение специалистов ПФР и участников программы к процессу реализации Программы государственного софинансирования пенсии Российской Федерации.

Цель исследования - проанализировать мнения специалистов и участников программы о процессе реализации Программы государственного софинансирования пенсии.

Задачи исследования:

1. изучить отношения специалистов к сущности реформирования пенсионной реформы в Российской Федерации;

2. проанализировать мнения специалистов о Программе государственного софинансирования пенсии, ее преимущества и недостатки;

3. изучить мнения участников о Программе государственного софинансирования;

4. рассмотреть мнения специалистов о механизмах реализации Программы государственного софинансирования пенсии Российской Федерации.

Метод исследования: Полуформализованное интервью - интервью, при котором используются заранее определенные темы и рекомендации вопросов, но вместе с тем интервьюеру предоставляется свобода в постановке, порядке, выражении вопросов [6].

Мы выбрали полуформализованное интервью, так как оно достаточно гибко и восприимчиво, чтобы уловить и зафиксировать непредвиденные, но интересные повороты беседы, способные дать толчок к новому видению проблемы, или скорректировать явно искаженное восприятие формализованных вопросов.

Чем менее формализовано интервью, тем лучше оно улавливает оттенки смысла и формирует свой собственный внутренний смысл в процессе коммуникации [9].

В целом в результате интервью со специалистами Пенсионного фонда РФ г. Новосибирска, мы получили следующие ответы (см. приложение G): специалистами было выделено, что проведение реформы пенсионной системы на современном этапе было необходимо. Причинами реформирования являлись: неудовлетворение старой пенсионной системой, изменение экономической природы страны, то есть пришедшие на смену плановой организации экономики рыночные механизмы предпринимательства требуют создания, становления и развития рыночных форм пенсионного обеспечения. Некоторые специалисты выделили еще такие причины как демографические, которые связаны с тенденцией интенсивного старения населения, экономические - сокращение числа занятых, что связано с относительно низким пенсионным возрастом и системы досрочного выхода на пенсию.

Об изменениях в пенсионной системе с начала реформы, специалистами было указано, что все изменения не меняют принципы пенсионной системы. Гражданам они дают только одно - повышаются пенсии. Социальная пенсия повысится до прожиточного минимума пенсионера в регионе. Для этого будут установлены социальные доплаты из федерального и региональных бюджетов. Преобразования в настоящее время очень сложные, и сложности эти состоят в упразднении старой, тем не менее, новая пенсионная система несет в себе элементы старой: это всеохватывающий характер и высокий уровень огосударствления. Также некоторые респонденты указали на то, что за последние годы 2007-2009, в самой пенсионной системе не произошло никаких изменений, за исключением индексации частей пенсии и повышение базовой части. Другие считают, что, как показала практика реализации пенсионной реформы, избранная модель пенсионной системы не обеспечивает не только роста, но и даже не сохраняет имеющийся уровень социальной защищенности пенсионеров. Уровень предлагаемых пенсий по отношению к средней заработной плате у будущих пенсионеров не только не растет, но даже сокращается.

Было высказано мнение по поводу Программы государственного софинансирования. Специалисты выделили некоторые недостатки и преимущества: недостатки данной программы состоят в том, что потенциальные участники программы ограничены в возможностях планирования осуществления пенсионных накоплений, а также что, из программы исключены неработающие граждане и граждане, имеющие право на особые виды государственной пенсии, и что вступить в Программу софинансирования можно только до октября 2013 года. И рассчитана она всего на 10 лет с момента уплаты первого взноса, а также недостаточное государственное стимулирование, создание корпоративных пенсионно-страховых компаний, во-вторых, низкий контроль за функционированием финансовых потоков, в-третьих, отсутствие эффективной обратной связи с населением и при незапланированном большом круге участников возникает риск повышения расходов на финансирование программ запланированного объема.

Некоторые специалисты считают, что эта программа очередной способ для государства получит от граждан дешевый кредит, ни одна социально - страховая структура не будет раздавать деньги, не получая с этого выгоды. Если государство отдает все, что получает, то оно уже в убытках, поскольку несет затраты по ведению этой деятельности. Поэтому программа хороша для тех, кто не имеет возможности вложения своих средств.

Были отмечены и преимущества данной программы - это возможность участия широкого круга лиц, а также стимулирование формальной занятости населения.

По мнению некоторых респондентов, Программа государственного софинансирования пенсии в Российской Федерации развивается не очень активно. Как показывает практика, программа плодотворно реализуется в тех регионах, где власть оказывает ей существенную поддержку, где компании очень охотно участвуют в программе. Можно сказать, что непосредственно на медленное развитие повлияла экономическая ситуация в стране а также, недостаточно доработанные механизмы системы накопительной составляющей и не до конца рассмотрены нормативные акты, это вечная проблема нашего государства, принимать и подписывать те законопроекты, которые только на бумаге, а на практике они далеки от реальности применения.

Специалисты высказали свои мнения о том, что сегодня нужно сделать для развития программы: во-первых, нужно абсолютно точно усовершенствовать нормативно - правовые акты ФЗ №56 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», во-вторых пересмотреть перечень активов для размещения средств пенсионных накоплений, что позволит оставить без изменения законодательно закрепленные принципы и механизмы реализации программы софинансирования; в-третьих, ввести постоянно разъяснительную работу, да и не только государство, но и УК и НПФ должны этим тоже заниматься.

По мнению специалистов люди пока еще не совсем чувствуют свою причастность к пенсионным деньгам, большинство считают, что им необязательно принимать участие и размещение их собственных накоплений, думают, что государство сделает это за них. Пока основная часть застрахованных лиц слабо представляют, в чем суть пенсионной данной программы, граждане не принимают никаких действий из-за отсутствия информации о ходе ее реализации. Поэтому для того чтобы повысить заинтересованность людей в эффективном управлении их пенсионными накоплениями, как считают специалисты, нужно распространять информацию для широких слоев населения, разъяснять о новых механизмах, а также о правах и обязанностях застрахованных лиц, задействовать различные возможные структуры государственной власти и общественные организации общественного мнения. Некоторые специалисты все-таки отметили, что население проявляет свою заинтересованность к данной программе.

Механизмами Программы государственного софинансирования пенсии в Российской Федерации являются: государственные и негосударственные пенсионные фонды. Специалисты ПФР отметили, что этот выбор гражданин делает самостоятельно, сотрудники пенсионных служб не могут ему советовать. В ПФР не делают долгосрочных финансовых прогнозов, да это и невозможно. Некоторые отметили, что только практика нескольких предыдущих лет может показать интересующимся людям, какие из этих структур работали успешнее, стабильнее.

По данным специалистов отдела ПФР в программу вступило уже более 50 тысяч новосибирцев. Участниками формирования пенсионных накоплений с государственным софинансированием являются, как подмечено респондентами, работающие граждане, работодатели, лица, достигшие пенсионного возраста, но не обратившиеся за назначением государственной пенсии. Специалистами подмечено, что для того, чтобы повысить уровень заинтересованности населения в участии программы, нужно предоставлять все больше информации о процессе реализации программ, упростить нормативную базу, объединить различные документы, и организовать информационно-разъяснительную работу по новому пенсионному законодательству.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что система пенсионного обеспечения давно уже нуждалась в преобразовании, так как в стране постоянно происходят изменения как с экономической точки зрения, так и с демографической. Поэтому, по мнению большинства специалистов, Программа государственного софинансирования пенсии имеет свои плюсы и минусы - государство гарантирует стопроцентную доходность: на каждый рубль гражданина, вложенный в будущую пенсию, федеральный бюджет добавит свой рубль. Плюс прибыль от инвестирования этих средств через управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.

Поэтому для эффективности реализации Программы государственного софинансирования пенсии требуется оптимизация нормативно - правовой базы пенсионного обеспечения, совершенствование механизмов организации программы, улучшение материально-технического обеспечения пенсионной сферы, пересмотр организационно - информационной работы с населением, для увеличения количества застрахованных граждан.

Также нами было проведено интервью с участниками Программы государственного софинансирования пенсии. В результате нашего интервью мы получили следующее: важными источниками информирования населения о происходящих изменениях являются отделения ПФР, но работа информационных механизмов слабо развита, что отражается на степени вовлеченности населения в участии формирования своих пенсий. Как считают большинство опрошенных респондентов, что про эффективность программы говорить еще рано, так как с вступления ее в действие прошло еще совсем мало времени, и пока очень сложно оценить какие-нибудь результаты. Некоторыми участниками было отмечено, что они вступили в программу из-за того, что, во-первых, государство гарантирует стопроцентную доходность: на каждую тысячу гражданина, вложенную в будущую пенсию, государство добавит свою тысячу, а также еще и прибыль от инвестирования этих средств через управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Во-вторых, участие в Программе исключительно добровольное, т.е. в любой момент человек может приостановить платежи, а потом снова включиться и продолжить вносить взносы.

В-третьих, налоговые льготы для самих участников программы. Гражданин, который уплачивает дополнительные страховые взносы, имеет право на социальный налоговый вычет.

Как выяснилось, объем перечислений у каждого респондента разный, некоторые производят уплаты с каждой заработной платы две тысячи, другие вкладывают и больше. Разделились респонденты на тех, кто вступил в программу самостоятельно, и тех за кого уплачивают их работодатели.

Практически все респонденты, вступившие в программу, знали о механизмах Программы государственного софинансирования, поэтому некоторые доверили свои вложения ПФР, а кто то и негосударственному пенсионному фонду. Многие про эффективность сказать затрудняются. Некоторые ответили, что отслеживали итоги работ негосударственных пенсионных фондов на сайтах интернета, а потом уже делали свой выбор.

Также респондентами были отмечены некоторые преимущества и недостатки данной программы. Одним из недостатков программы является отсутствие эффективной обратной связи с застрахованными лицами. Важным плюсом программы является возможность участия широкого круга лиц, а также стимулирование формальной занятости населения.

Стать участником Программы софинансирования по мнению респондентов было не сложно - нужно было подать заявление либо в отделение ПФР по месту жительства, либо своему работодателю. Для приема заявления необходимо представить паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Анализ документов

Для того чтобы Программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии начала свое действие нужен комплект документов для официального оформления каких-либо отношений. Поэтому имеет смысл проанализировать последовательность действий участников, которые этим комплектом оформляются. Для вступления в Программу, как было указано выше, необходимы следующие документы: заявление от лица, желающего вступить в программы, документ удостоверяющий личность (паспорт), страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и т.д. Для этого мы использовали метод анализа документов.

В силу некоторых особенностей нашего общества анализ документов используется чрезвычайно часто.

Круг документов, содержащих в себе интересующую исследователя информацию, настолько широк и настолько информативен вследствие чрезвычайной широты и разнообразия, отображаемых в них различных сторон социальной действительности, что практически любое конкретное социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов.

Анализ документов - это метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации; это также совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения информации из документальных источников при изучении процессов и явлений в целях решения определённых задач[6].

Документ - материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.

Но для того, чтобы огромный и разнообразный массив документации можно было успешно и эффективно использовать в целях извлечения из нее необходимой социологам информации, документы следует классифицировать.

Такая классификация осуществляется по целому ряду оснований.

По общей значимости документы обычно делятся на:

1) официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.);

2) неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневники, семейные альбомы и др.).

По форме изложения документы подразделяются на:

1) статистические (статистические отчеты, сборники статистических материалов, содержащие экономические и социальные показатели развития страны, динамику рождаемости, смертности, материального благосостояния населения, его образовательного уровня и т.п.);

2) вербальные, т.е. такие, в которых информация воплощена в словесно выраженной форме (письма, пресса, книги и т.п.).

По способу фиксации информации выделяются следующие разновидности документов:

1) письменные документы, в которых информация изложена в форме буквенного изображения (рукописи, книги, сообщения прессы, различного рода документальные свидетельства - о рождении, о служебной должности, о праве на владение имуществом и т.п.);

2) иконографические документы, воспринимаемые визуально (иконы, картины, кино - и фотодокументы, видеозаписи);

3) фонетические, т.е. ориентированные на слуховое восприятие (грампластинки, магнитофонные записи, лазерные диски и др.).

По критерию авторства документы делятся на:

1) индивидуальные, созданные одним автором (письмо, заявление, жалоба);

2) коллективные, созданные несколькими авторами или группой людей (обращение к депутатам, правительству или населению страны, декларация о намерениях группы, партии, движения и т.п.).

По месту составления документы делятся на внутренние (составляемые работниками организации) и внешние (поступившие извне организации). Внутренние документы создаются в подразделениях и циркулируют внутри организации. Они бывают организационно - распорядительные, то есть обязательные для исполнения, и информационно - справочные, то есть содержащие информацию о положении дел в организации [73].

Объектом исследования является Программа государственного софинансирования пенсии в Российской Федерации.

Предметом исследования является анализ документов необходимых для вступления в Программу государственного софинансирования пенсии.

Цель исследования - проанализировать документы, необходимые для вступления в Программу государственного софинансирования пенсии.

Задача исследования:

1. изучить комплект документов для официального вступления граждан в Программу государственного софинансирования пенсии.

Анализ документов показал:

1. Презентация Программы софинансирования пенсии представляет собой иллюстрированные буклеты с описанием программы. Презентации являются средством прямой рекламы, рассчитанным на конечного потребителя.

По общей значимости документ - неофициальный, по способу фиксации информации - вербальный; по месту составления - внутренний (составленный работниками организации); информационно - справочные, то есть содержащие информацию о положении дел в организации; - по критерию авторства - коллективный.

Цель презентации - достижение наилучшего результата рекламной компании при минимизации вложений в организацию и контроль ее деятельности.

Презентация способствует:

- распространению информации о программе, повышения узнаваемости и повышения имиджа;

- налаживания контактов страховщика с клиентами;

- внедрения услуги в повседневную жизнь потребителей.

Презентация программы должна быть интересна адресату, будь то целевая группа или потенциальный клиент, так и ее партнеру и представителю.

Презентация нужна для того, чтобы наглядно продемонстрировать значимость предлагаемой программы софинансирования пенсии.

Кроме рекламных целей презентация может выполнять и другие практические функции: обучение и проверка знаний специалистов, клиентов или потребителей продукции; распространение нормативно-технической документации, методических материалов и т.п.

Презентация нужна для того, чтобы наглядно продемонстрировать значимость предлагаемой программы софинансирования пенсии.

Коммерческое предложение составляется специалистами ПФР и преследует цель вступления в программу государственного софинансирования пенсии и для чего вообще оно нужно, также описываются стратегические цели программы.

Презентация программы обращает внимание потенциальных клиентов на необходимость использования, какая выгода будет участнику от вступления именно в эту Программу. В презентации говориться, что участниками могут быть все граждане РФ, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе и люди старшего поколения. Подробно представлены механизмы участия в этой Программе как самозанятого населения, так и работников по найму и их работодателей.

Рассматриваются способы перечисления взносов в рамках Программы: самостоятельно или через работодателя, написав соответствующее заявление, согласно которому работодатель обязан удерживать с заработной платы работника добровольные страховые взносы на накопительную часть пенсии, и перечислять их в территориальный орган ПФР.

Презентация Программы софинансирования пенсии обращает внимание потенциальных клиентов на необходимость вступления, представляет ряд дополнительный преимуществ, где говориться, что при вступлении работодатель освобождается от уплаты ЕСН в размере производимого им софинансирования, не превышающей 12000 рублей в год на одного сотрудника. С 2010 года аналогичным образом будет действовать льгота по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; сумма софинансирования включается в состав расходов, учитываемых при уплате налога на прибыль (но не более 12% суммы расходов на оплату труда); расширяется социальный пакет работников; повышается мотивация работников; повышается уровень социальной ответственности и т.д.

Выделим основные моменты, с какими учреждениями заключены договоры по обслуживанию клиентов: Закрытое акционерное общество «Райффайзенбанк», Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации Сибирский банк Сбербанка России ОАО, Региональный негосударственный пенсионный фонд «Сибирский сберегательный», Некоммерческая организация «Негосударственный пенсионный фонд «Лукойл-Горант» филиал в г. Новосибирске и т.д.

Данная презентация должна освещаться на предприятиях специалистами Пенсионного фонда РФ, что производиться не в полной мере.

2. Программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии (Федеральный закон от 30.04.2008 г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений») - определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений) (см. приложение K).

По общей значимости документ - официальный; по способу фиксации информации - письменный; по критерию авторства - коллективный; по месту составления - внешний (поступившие извне организации); организационно - распорядительный, то есть обязателен для исполнения.

Цель Программы - стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Программа нужна для того, чтобы обеспечить гражданам дополнительные пенсионные и иные услуги сверх установленных программой обязательного пенсионного страхования.

Так же в программе описаны общие положения:

- правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, где указывается, что «правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть».

- порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса и через работодателя - застрахованное лицо подает заявление в целях уплаты дополнительных страховых взносов в территориальный орган ПФР лично по месту жительства или через своего работодателя. Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина. Определяются конкретные сроки для подачи заявления работодателями в ПФР. Где указывается, что работодатель, получивший заявление, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения заявления, направляет его в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Предусмотрено, что дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии ежемесячно исчисляются работодателем отдельно в отношении каждого застрахованного лица.

Рассматривается порядок перечисления дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя: взносы работодателя перечисляются работодателем в бюджет ПФР, осуществляются единым платежом и оформляются отдельным платежным поручением. Работодатель одновременно с перечислением взносов формирует реестр застрахованных лиц, где указывается общая сумма перечисляемых средств, страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица, фамилия, имя и отчество каждого застрахованного лица.

Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд, поэтому в законе четко прописаны условия выбора управляющей компании.

Программа подлежит применению на территории Новосибирской области и города Новосибирск.

3. При обращении в ПФР застрахованное лицо должно иметь при себе:

- документ, удостоверяющий личность (паспорт);

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка) является документом, подтверждающим регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

По общей значимости документ - официальный, по способу фиксации информации - письменный; по месту составления - внутренний (составленный работниками организации); организационно - распорядительный, то есть обязателен для исполнения; по критерию авторства - коллективный.

В нем указаны следующие данные:

1. страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

2. фамилия, имя, отчество;

3. дата и место рождения;

4. пол

5. дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

Страховой номер индивидуального лицевого счета является уникальным и принадлежит только одному человеку. На индивидуальный лицевой счет заносятся все данные о начисленных и уплаченных работодателем страховых взносах в течение всей трудовой деятельности гражданина, которые впоследствии учитываются при назначении или перерасчете пенсии.

Присвоение страхового номера носит технологический характер и осуществляется в целях упрощения порядка и ускорения процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

При устройстве на работу, заключении трудового договора или договора подряда человек должен предъявить работодателю страховое свидетельство для того, чтобы тот смог подать индивидуальные сведения на работника в Пенсионный фонд. Храниться страховое свидетельство должно непосредственно у гражданина, работодатель только снимает себе копию и переписывает страховой номер.

4. Договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

По общей значимости документ - официальный, по способу фиксации информации - письменный; по месту составления - внутренний (составленный работниками организации); организационно - распорядительный, то есть обязателен для исполнения; по критерию авторства - коллективный.

Договор об обязательном пенсионном страховании заключается между фондом и застрахованным лицом. В один и тот же период в отношении каждого застрахованного лица может действовать только один договор об обязательном пенсионном страховании. Это, в первую очередь, связано с тем, что для его заключения требуется согласование обоих участников - страховщика и страхователя - в силу ст. 12 ФЗ от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Договор должен содержать:

1. наименование сторон;

2. сведения о предмете договора;

3. положения о правах и об обязанностях сторон;

4. положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;

5. вид пенсионной схемы;

6. пенсионные основания;

7. положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

8. положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

9. сроки действия и прекращения договора;

10. положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;

11. положения о порядке урегулирования споров;

12. реквизиты сторон.

При заключении договора об обязательном пенсионном страховании в случае реализации застрахованным лицом права на отказ от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и права на выбор фонда для формирования накопительной части трудовой пенсии должен соблюдаться следующий порядок: договор об обязательном пенсионном страховании заключается в простой письменной форме; заявление о переходе в фонд направляется застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном статьей 36.7 настоящего Федерального закона.

Граждане присоединяются к Договору путем подачи в ПФР заявления о страховании. Присоединение Страхователя к настоящему Договору удостоверяется путем вручения гражданину выписанного на его имя страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования

Описываются предмет, объект договора, страховой риск и страховой случай, срок действия. Как и во всех типовых договорах, есть такие пункты как: существенное изменение обстоятельств, ответственность сторон, разрешение споров, заключительные положения.

Договор об обязательном пенсионном страховании прекращается в случае наступления одного из следующих событий в зависимости от того, какое из них наступило ранее:

1. заключение нового договора с другим НПФ;

2. переход в ПФР;

3. аннулирование лицензии;

4. смерть застрахованного лица.

5. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения (см. приложение L).

Заявление - официальное обращение гражданина (нескольких лиц) в администрацию организации или к должностному лицу, направлено на реализацию прав и интересов заявителя.

По общей значимости документ - официальный, по способу фиксации информации - письменный; по месту составления - внутренний (составленный работниками организации); по критерию авторства - индивидуальный; организационно - распорядительный, то есть обязателен для исполнения.

Цель заявления - просьба предоставить гражданину услуги по программе государственного софинансирования.

Заявления являются промежуточным этапом участия застрахованных в Программе софинансирования. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждены Постановлением Правления Пенсионного фонда «Об утверждении формы заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию».

Заявление о добровольном вступлении в Программу в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии может подаваться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично гражданином по месту его жительства или через своего работодателя. Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина.

Рассмотрим структуру заявления, который содержит:

1) наименование сторон;

2) сроки действия договора;

3) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;

4) фамилия, имя, отчество гражданина;

5) место жительства гражданина;

6) должность и подпись сотрудника территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, зарегистрировавшего заявление и застрахованного лица.

Текст заявления содержит формулировку: «в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» добровольно вступаю в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии».

Заявление может быть заполнено от руки печатными буквами, а также печатным способом, в том числе с использованием средств вычислительной техники, за исключением строки «Подпись».

При заполнении заявления не рекомендуется использовать чернила (пасту) красного и зеленого цвета.

Допускается заполнение заявления не на бланке, а на чистых листах бумаги с соблюдением установленной формы заявления. Строки заявления, обязательные для заполнения заявителем:

в строке «наименование территориального органа Пенсионного фронда Российской Федерации» указывается территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в который подается (направляется) заявление;

в строках «фамилия», «имя» и «отчество» указываются фамилия, имя, отчество заявителя полностью в именительном падеже в соответствии с документом, удостоверяющим личность;

в строке «Страховой номер индивидуального лицевого счета» указывается страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в соответствии со страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования. В случае если заявитель не зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, строка не заполняется;

в строке «Адрес места жительства» указывается почтовый адрес места жительства заявителя, по которому территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации будет направлять уведомление о получении заявления, результатах его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

в строке «Дата заполнения заявления» проставляется число, месяц и год заполнения заявления;

в строке «Подпись» проставляется личная подпись гражданина, которой заверяется правильность указанных в заявлении сведений.

Таким образом, в результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что Программа государственного софинансирования пенсии предоставляет возможность гражданам с помощью государства увеличить размер своей будущей пенсии, что очень важно для населения. Как было отмечено участниками и специалистами ПФР, особых недостатков участниками кроме как, недостаточно разработанная информационно - разъяснительная, и просветительская работа с населением, не отмечено. Участники так же отметили, что процесс вступления в программу не сложен, требуются самые необходимые документы: документ удостоверяющий личность (паспорт), страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и заявление.

Итак, механизм осуществления взаимодействия между ПФР и застрахованным лицом опирается на законодательную базу Российской Федерации и служит документальным подтверждением их договорно-правовой деятельности. Как выяснилось, Программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии должна быть подкреплена договором, в котором прописаны все условия взаимодействия страхователя и застрахованного лица, порядок и действия сторон заключивших договор. Для вступления в Программу застрахованному лицу необходимо предоставить заявление рассмотренной формы. Все документы по наименованию, форме и составу реквизитов должны соответствовать требованиям, уставам организации и другим нормативным документам.

3.2 Рекомендации по оптимизации реализации программы государственного софинансирования пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации

В заключение работы сформулированы основные полученные выводы и практические рекомендации. Общие выводы в результате проведенного исследования сводятся к следующему:

В теоретической основе исследуемого вопроса:

1. Исследование состояния действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации выявило ее существенные недостатки, основным из которых следует отметить - резкое обесценение пенсионных обязательств, долги по выплате пенсий и т.д. Для устранения указанных недостатков, корни которых лежат в негативных демографических тенденциях и ухудшении экономического состояния в стране, потребовалось поэтапное реформирование системы пенсионного обеспечения.

Основной целью пенсионной реформы является возможность реализации гарантированного права граждан на пенсионное обеспечение в установленных законом случаях, необходимость обеспечения финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения, адаптирование системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям, рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий.

2. Важнейшим социально-экономическим последствием реформы системы пенсионного обеспечения станет принятие Федерального закона №56 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», целью которого является стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан.

В практической основе исследуемого вопроса:

1. На основании анализа процесса внедрения Программы государственного софинансирования пенсии в Российской Федерации на примере отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации Ленинского района г. Новосибирска можно сказать, что процесс реализации программы имеет некоторые недостатки, на которые указали специалисты: недоработанные механизмы реализация программы - не продуманная информационно - разъяснительная система и отсутствие эффективной обратной связи с населением. Сегодня информационный фактор существенно определяет характер деятельности ПФР.

На результате выше перечисленных выводов мы предлагаем следующие рекомендации по оптимизации реализации Программы государственного софинансирования пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации. Данные рекомендации могут применяться всеми специалистами, работающими в сфере пенсионного обеспечения.

Одним из главных направлений должно стать активное усиление информационно-разъяснительных работ среди населения. Информирование населения по вопросам пенсионного обеспечения, а также о процессе реализации Программы государственного софинансирования пенсии, должно основываться на следующих факторах:

1. доверие населения к источнику информации;

2. доступность формы изложения, т.е. язык должен быть так прост, чтобы информация стала понятна лицам разных возрастных категорий.

Следует также учитывать желание населения:

1. получать компетентную информацию от специалистов, которым доверяют, но через СМИ;

2. говорить и быть услышанным;

3. информация должна быть конкретной и полезной.

Полная информатизация всех процессов на основе современного программного обеспечения и технических средств:

- содействие редакциям в медиапланировании, оперативно представлять исчерпывающие данные, чтобы нужные публикации, разъясняющие те или иные аспекты пенсионной системы, выходились на регулярной основе;

- проведение масштабных разъяснительных рекламных кампаний.

1. В целях сокращения материальных и моральных затрат населения, дальнейшего совершенствования процесса приема и информирования населения, вменить в обязанности специалиста клиентской службы проведение информационной компании, что представит собой целенаправленную, организованную и профессиональную деятельность специалистов в области информирования, т.е. постоянного предоставления информационных услуг на всех стадиях и процессах развития программ пенсионного обеспечения граждан.

Информационные технологии позволяют делать деятельность организации более наглядным, более управляемым, более прогнозируемым.

Услуга по предоставлению информационной работе, как правило, включает следующие пункты:

- повышение эффективности рекламной компании;

- повышение управляемости, прозрачности деятельности организации за счет создания единой информационной инфраструктуры;

- совершенствование информационной инфраструктуры.

Специалист оказывает гражданам грамотную консультацию по всем вопросам, касающимся вопросов пенсионных программ, в том числе, по разъяснению необходимости пенсионного страхования и целесообразности вступления работников в программу государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»; по повышению доверия к государственным пенсионным фондам, зарекомендовавшим себя как надежные, устойчивые и эффективно работающие структуры в отношении застрахованных лиц по договорам добровольного пенсионного страхования.

Граждане, желающие вступить в Программу, задают различные вопросы представителям ПФР, которые их интересуют. Для примера приведем часто задаваемый вопрос: «Что нужно сделать, чтобы принять участие в Программе государственного софинансирования пенсии?», «Когда можно подавать заявление для вступления в Программу государственного софинансирования пенсии?», «Какие документы нужно иметь при себе, если я собираюсь вступить в Программу самостоятельно через свое управление Пенсионного фонда?», «Куда перечислять деньги в накопительную часть пенсии, когда я вступлю в Программу софинансирования?», «Есть ли возрастные ограничения для тех, кто хочет стать участником Программы государственного софинансирования пенсии?».

Ответы могут быть такими:

1. Что нужно сделать, чтобы принять участие в Программе государственного софинансирования пенсии? - Для вступления в Программу необходимо подать заявление в Пенсионный фонд России - самостоятельно, либо через своего работодателя, либо через трансфер-агента. Заявление подается в территориальное управление Пенсионного фонда России по месту жительства (прописки) гражданина. Также гражданин может прислать заявление в Пенсионный фонд России по почте или иным способом, но в таком случае вам потребуется нотариально заверить свою подпись.

2. Когда можно подавать заявление для вступления в Программу государственного софинансирования пенсии? - Пенсионный фонд России принимает заявления от граждан с 1 октября 2008 года. Государственная поддержка пенсионных накоплений будет предоставлена гражданам, подавшим заявление до 1 октября 2013 года.

3. Какие документы нужно иметь при себе, если я собираюсь вступить в Программу самостоятельно через свое управление Пенсионного фонда? - При себе необходимо иметь паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и т.д.

Ответы на вопросы специалисты в силу опыта работы могут подготовить заранее. В конце встречи специалисты ПФР договариваются о дальнейшем сотрудничестве.

Помимо разъяснительной кампании специалисты должны следить за наличием и постоянным обновлением в ПФР буклетов и брошюр по основным направлениям деятельности ПФР. Эти материалы должны распространяться и в клиентских службах ПФР.

Необходимо так же следить за систематическим формированием и поддержанием в должном состоянии информационных стендов, изданием информационных листовок. Также в функции специалистов по информированию населения входит оформление ящика для сбора письменных вопросов и предложений и постоянное обновление сайта Пенсионного фонда.

Для того чтобы организовать просветительскую работу для населения нам потребуются следующие ресурсы:

Какие ресурсы требуются

Количество

Бюджет

1

Специалисты по вопросам пенсионного страхования

1 специалист персонифицированного учета

1 специалист клиентской службы

-

2

Заработная плата специалиста

Ежемесячно

Заработная плата оплачивает ПФР 10000 рублей

3

Буклеты цветные с описанием Программы софинансирования пенсии

500 шт. (для лиц, обратившихся в ПФР);

Печатается за счет средств бюджета ПФР

15 000 рублей

4

Информационные стенды

1 шт.

Печатается за счет средств бюджета ПФР

10 000 рублей

5

Время для проведения консультационной работы по пенсионным программам, в том числе Программе софинансирования пенсии

С 9-00 по 17-00 часов, с обеденным перерывом с 13-00 по 14-00, каждый рабочий день

-

6

оформления ящика для сбора письменных вопросов и предложение по пенсионному страхованию

Ящик для сбора письменных вопросов - 1 шт. (на одно отделение ПФР)

предоставляют отделения ПФР

7

Договор с Интернет провайдером и ПФР

Подключение выделенной линии Интернет

Договор для каждой из сторон - 2 шт.

1 линия выделенная, IP - адрес

за счет средств бюджета ПФР

3 500 рублей

Итого: 38 500 рублей

Хотелось предложить следующую рекомендацию - приоритетным направлением информирования населения является бесплатная районная газета.

Основные цели создания бесплатной газеты:

1. информировать читателей об основных событиях, происходящих в ПФР;

2. информировать о вступлении граждан в Программу софинансирования пенсии;

3. организация на страницах газеты открытого обсуждения вопросов вступления в пенсионные программы;

4. распространение информации о новых предложениях ПФР.

Газета должна завоевать доверие жителей района и быть ориентированной на прямую и обратную связь с ними. ПФР совместно с газетой должен разрабатывать планы по информированию населения, определять приоритетные направления информационного обеспечения, исходя из потребностей финансовых возможностей, должен постоянно поддерживать деловой контакт с редакцией газеты, добиваться, чтобы характер материалов, публикуемых в газете, был максимально разнообразный: обзорно-аналитический, информационно-справочный и т.д.

Целевая аудитория (читатели, на которых ориентируется редакция при планировании содержания газеты) это читатели, которые:

1. граждане пенсионного и предпенсионного возраста;

2. работающие граждане;

3. граждане, имеющие семью и воспитывающие детей;

4. стремятся к улучшению качества своей жизни.

Тип издания - информационно-рекламное. Бумага - газетная. Периодичность - 1 раз в месяц. День выхода - понедельник. Объем - 16 полос формата А3. Цвет - 4+4. Распространение - бесплатно по почтовым ящикам жителей районов города, по офисам предприятий и организаций.

Для того чтобы осуществить задуманное, нам необходимы следующие ресурсы:

Какие ресурсы требуются

Количество

Бюджет

1

Организационные ресурсы:

Переговоры между руководством ПФР и редакцией

Руководители: директор редакции и начальник УПФР: 2 человека.

-

2

Организационные ресурсы - Договор о сотрудничестве УПФР и редакции

2 экземпляра договора для каждой стороны

за счет средств бюджета ПФР

Сеть районных газет - это нестандартные решения при медиапланировании и распределении рекламного бюджета: возможность массового охвата читательской аудитории.

Также особенно важно для реализации Программы государственного софинансирования граждан - удобный способ получения застрахованным лицом информации о состоянии своего индивидуального лицевого счета в электронной форме. Так как информацию о лицевом счете застрахованного лица должны предоставлять ПФР, в письменном виде, путем рассылкой писем, что занимает много времени и ресурсов. И здесь главный способ повысить эффективность работы по уведомлению граждан об их лицевом счете - дальнейший перевод страхователей на бесконтактную передачу сведений по каналам связи в защищенном виде, в том числе через Интернет - взаимодействие с банками, создание сервисов по информированию граждан об их пенсионных правах через банкоматы.

Целью перевода страхователей на бесконтактную передачу сведений - является сокращение расходования времени и ресурсов специалистов ПФР, занимающимся рассылкой данных уведомлений.

Какие ресурсы требуются

Количество

Бюджет

1

Организационные ресурсы:

Переговоры между начальником УПФР и управляющими банка

Руководители: управляющий банка и начальник УПФР

-

2

Организационные ресурсы - Договор о сотрудничестве УПФР и управляющими банка

2 экземпляра договора для каждой стороны

В рамках Программы государственного софинансирования пенсии

Внедрение подобной системы существенно облегчит взаимодействие, как страхователям, так и сотрудникам ПФР. Создание и повсеместное внедрение удобной системы онлайнового доступа, помноженное на выполнение функции администрирования страховых взносов, позволит сделать следующий важный шаг в развитии персонифицированного учета.

Важнейшим и наиболее эффективным методом осуществления обратной связи с население является проведение УПФРФ «горячих линий».

Горячая линия - это единый многоканальный телефонный номер, специально подготовленный специалист (специалист, компетентный по вопросам Программы государственного софинансирования), понятные и информативные отчеты и статистика, направленные на качественный прием звонков.

Услуга Горячая линия - это готовое решение для приема звонков и обработки большого количества входящих телефонных звонков.

Для этой цели необходимо выбрать наилучше подходящее время, например, каждый последний четверг месяца в наиболее удобное для граждан время. Ответственный специалист УПФР должен принимать по известному обычному телефону обращения, заявления, предложения и другую информацию от населения. Поступившие обращения граждан требуют быстрого принятия решений.

Клиент, обратившийся на Горячую линию, получит ответы на все интересующие вопросы от квалифицированных специалистов ПФР, обученных специфике работы ПФР. Общение с клиентами ведется строго по согласованному сценарию, а к работе допускаются только специалисты, успешно прошедшие обучение и аттестацию.

Кабинет, будет оборудован компьютером с выходом в Интернет, приобретена оргтехника (многофункциональное устройство - принтер, «ксерокс», сканер), телефон - факс и т.д. Данное оборудование необходимо для осуществления обратной связи.

Информация о работе «горячей линии» и справочно-информационной службы доводится до жителей через местную газету или кабельное телевидение.

Какие ресурсы требуются

Количество

Бюджет

1

Подготовка проекта «Горячая линия» с выделением многоканального телефонного номера

4 500 рублей

2

Специалист (оператор)

1

3

Заработная плата оператору

ежемесячно

за счет средств ПФР 10 000 рублей

4

Мебель и оргтехника для организации рабочего места;

Канцелярские товары.

компьютер (системный блок, монитор, мышь, колонки) -2 шт.

телефон-факс - 1 шт.

многофункциональное устройство 1 шт.

бумага для принтера, ручки, карандаши, папки и т.д.

за счет средств ПФР

20 000 рублей

2500 рублей

500 рублей

10000 рублей

1000 рублей

Итого: 47 500 рублей.

В итоге создания «горячей линии»:

- всегда свободная телефонная линия и прием звонков позволяет всем желающим беспрепятственно дозвониться.

- специалисты занимаются консультированием по особо важным пенсионным вопросам;

- эффективно распределена работа;

- налажена обратная связь с клиентами, учтены все их пожелания;

- звонки зафиксированы, результаты переговоров можно сформировать в удобные отчеты.

Результативность всех мероприятий лучше всего проверяется анкетированием, интервьюированием отдельных групп населения, проводящимся до и после проведения мероприятий по обучению и информированию по вопросам пенсионного обеспечения. С помощью анкетирования необходимо выяснить уровень информированности о тех или иных изменениях в пенсионной системе, степень доверия к различным источникам информации, информационные запросы и степень удовлетворенности ими.

Заключение

Важным направлением преобразований для членов общества в социальной политике государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

Пенсионная система Российской Федерации - это совокупность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между застрахованными лицами работодателями и государством, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на принципе солидарности поколений, т.е. перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Но наряду с серьезными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей большую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков, таких как, низкий уровень информированности населения о реформировании пенсионной системы, нелогичность проводимых преобразований, постоянные корректировки и попытки сменить направления реформирования, что привело к новым поискам эффективной пенсионной системы.

Поэтому проведение реформы пенсионной системы на современном этапе было необходимо, прежде всего, из-за неудовлетворения старой пенсионной системой, негативных демографических и экономических изменений в стране.

Суть пенсионной реформы заключается в достижении долгосрочной финансовой сбалансированности и обеспечении социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения, то есть необходимости повышения финансовой устойчивости системы государственного пенсионного страхования в целом, поддержание стабильного размера пенсии, усиление заинтересованности в уплате страховых взносов и формирование побудительных мотивов к этому.

В связи с этим возникают новые проблемы для пенсионной системы Российской Федерации. Эти проблемы группируются вокруг трех основных тем:

- низкие пенсии нынешних пенсионеров;

- широкое распространение бедности в старости и среди тех работников, которым предстоит выйти на заслуженный отдых через 10-15 лет;

- недостаточная эффективность обязательной накопительной составляющей, что создает опасность низкого уровня пенсионного обеспечения и среди работников моложе 1966 года рождения.

На некоторые значительные изъяны в сформировавшейся на сегодняшний день системе пенсионного обеспечения указали специалисты Пенсионного Фонда РФ Ленинского района г. Новосибирска. К числу таких специалисты отнесли:

- слабая связь совершенствования системы пенсионного обеспечения с направлением основных тенденций социально-экономического и демографического развития страны;

- низкий уровень как государственного за функционированием финансовых пенсионных потоков;

- отсутствие достаточно эффективной «обратной связи» как во взаимоотношениях пенсионеров с местными и региональными отделениями Пенсионного фонда;

- отсутствие просветительской деятельности происходящих изменениях в пенсионной системе.

Таким образом, пенсионная система в новом варианте не достаточно обеспечивает соответствующей мотивацией работающее население, и, как следствие, - отсутствуют факторы, обеспечивающие оптимальный уровень социальной стратификации.

Для того что бы улучшить материальное положение населения в 2009 году стартовала Программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии, которая основана на принципе солидарной уплаты дополнительных страховых взносов гражданином и государством в равном размере на формирование накопительной части трудовой пенсии. Как уже было сказано выше, она предназначена для поддержки государством социально активных граждан, заботящихся о своем пенсионном будущем.

В результате анализа реализации программы нами были выделены следующие преимущества: во-первых, это реальная возможность увеличить размер своей будущей пенсии уже сегодня; во-вторых, закон предоставляет возможность и работодателю, заинтересованному в своих работниках, дополнительно увеличить размер своей будущих пенсии своих сотрудников, вступивших в Программу государственного софинансирования; в-третьих, при условии участия граждане освобождаются от уплаты НДФЛ с государственных взносов на накопительную часть пенсии.

К тому же благодаря программе можно позаботиться не только о своем будущем, но и о будущем своих близких, ведь закон предусматривает уплачивать дополнительные страховые взносы за другого человека.

Значительная роль в реализации программы отводиться негосударственным пенсионным фондам, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея нашла свое воплощение в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством. Будем надеяться, что эта, а так же другие новации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.

Особо важным является то, чтобы принцип приоритета интересов будущих пенсионеров стал основой всей нормативной базы саморегулирования. Поэтому государству необходимо более четко прописывать гарантии для пенсионеров, учитывать то, что основной ущерб возникает от ошибок при оценке рисков.

Поэтому рассмотрев данную тему, мы пришли к выводу, что для эффективности реализации Программы государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии необходимо сбалансировать законодательную систему, привести ее в равновесие, заставить работать, потому что должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости участия в подобных программах, разъяснять им предпринимаемые шаги. И для того, чтобы решения будущих участников накопительной системы принимались серьезно и ответственно, необходимо улучшить эффективность их просвещения и информирования.

Совершенствование действующей пенсионной модели продолжается. Его цель - создание системы, обеспечивающей более высокий уровень пенсионного обеспечения граждан страны. Программа софинансирования пенсии создана не только для того, чтобы повысить уровень размера пенсии, но и сформировать в людях самостоятельность, ответственность по отношению к самим себе и своему будущему.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты