|
|||||||||||||
Концептуальные отличия указанных терминов также заключаются в следующем: · реорганизация чаще всего понимается в узком смысле слова - как структурное преобразование подразделений, осуществляющих организацию и управление; · реформирование более традиционно связывается с предприятием как субъектом хозяйствования, его принципами; · реструктуризация соотносится с предприятием как объектом хозяйствования - бизнесом, системой его функционирования. В соответствии с вышеприведённым определением реинжиниринга бизнес-процессов реорганизацию, реформирование, реструктуризацию и другие мероприятия можно отнести к реинжинирингу только в тех случаях, если они направлены на кардинальное, ускоренное улучшение основных показателей деятельности организации в целях достижения качественно иного более высокого уровня этих показателей. Вопросы финансовой политики, связанные с реструктуризацией бизнеса, будут рассмотрены далее. Финансовая политика определяет также выбор методов и инструментов улучшения финансовых расчётов, специальных решений комплексных проблем управления риском, составляющих финансовый инжиниринг, который основывается на применении финансовых деривативов. Политика и методы финансового инжиниринга раскрыты нами в соответствующем разделе. 1.6. Финансовая политика и реструктуризация бизнесаОдним из важнейших объектов финансовой политики является реструктуризация организации. Реструктуризацией называют проводимые на основе тщательно разработанной стратегии существенные изменения в функциях организации, составе и размерах её капитала (основного и оборотного), трудовых ресурсах, мероприятия по реорганизации, реконструкции. Реструктуризацию проводят при недостаточности тактических мер для решения финансовых задач, затруднений или устранения самой возможности возникновения последних. В процессах реструктуризации, прежде всего, необходимо иметь в виду, что без обеспечения экономической эффективности всякая реструктуризация не только не улучшит положение, но и может обернуться очередным разрушением. Возможными направлениями политики реструктуризации могут быть следующие: 1. Сокращение штата и уплотнение функций оставшихся работников. Сокращение должно касаться работников, связанных с убыточными и бесперспективными видами деятельности или с теми операциями, которые без ущерба для финансовых результатов могут выполнять оставшиеся работники. 2. Оптимизация размеров предприятия связана со слиянием или разукрупнением организации. Слияние предполагает объединение предприятий или их подразделений. Здесь важна рациональная последовательность действий. Вначале следует описать структуры сливающихся фирм (лучше это сделать графически, на схеме), проанализировать их, чтобы выявить дублирующие звенья (например, финансовые службы этих фирм, отделы доставки продукции дублирующих фирм и т. д.). Естественным следствием будет сокращение и уплотнение дублирующих служб. Разукрупнение предполагает снятие с баланса и передачу другим собственникам убыточных объектов производства, социальной сферы, непрофильных производств и производств, для которых нет постоянных объёмов работ; деление организации на мелкие предприятия и т.п. 3. Изменение существующих или появление новых функций связано с изменением видов деятельности, выпуском новой продукции, изменением её ассортимента, возможно обусловленных поиском новой рыночной ниши, диверсификацией, ужесточением финансового контроля. Для данного направления реструктуризации, и особенно при диверсификации, могут потребоваться инвестиционные вложения, например, для закупки оборудования, необходимого для выпуска новой продукции, капитальные вложения для приобретения основных средств с целью открытия новых производств и др. 4. Реорганизация имеет цель сокращения затрат и повышения эффективности производства на основе изменения производственной и организационной структуры, технологии и организации основного и вспомогательного производств, системы стимулирования и мотивации персонала, методов управления (планирования, учёта, регулирования, организации, централизации или децентрализации функций, системы эффективного управления издержками) с целью перехода к более экономной и эффективной структуре организации, максимального сокращения простоев, повышения эффективности управления и производства. Для этого нужно освоить, как управлять изменениями схемы организационной структуры. 5. Изменение структуры (реструктуризация) бухгалтерского баланса проводится с целью обеспечения удовлетворительной структуры баланса на основе мероприятий, приводящих к изменению размеров источников средств и эффективности их использования. Такие мероприятия сводятся к изменению размеров: основных средств и внеоборотных активов в целом; оборотных средств, источников собственных средств, краткосрочной задолженности. Эти мероприятия могут реализовываться по различным направлениям. Например, оборотные средства можно уменьшить за счёт продажи части оборотных средств (запасов, готовой продукции, товаров), оптимальной политики управления различными запасами (материально-энергетическими запасами, незавершённым производством), рациональной политики взаимоотношений между дебиторами, обеспечивающей своевременное поступление денежных средств на расчётный счёт. Обеспечить погашение краткосрочной задолженности, восполнить оборотные средства, увеличить собственные средства с целью оптимизации структуры баланса позволяют: рост выручки, продажа, сдача в аренду внеоборотных активов, повторная эмиссия и продажа акций и др. Термин «реструктуризация» применяется также в отношении задолженности организаций. В финансовом смысле он означает процедуры упорядоченного изменения условий погашения задолженностей, согласованные между кредитором и должником и проводящиеся по причине неспособности должника погашать свои долговые обязательства в первоначально установленные сроки. Реструктуризация предусматривает изменения в условиях долгового контракта, в соответствии с которым кредитор делает должнику какую-либо уступку или предоставляет преимущество (льготу). Например, кредитор может согласиться на увеличение сроков погашения, временно отсрочить некоторые очередные платежи или принять меньший платёж, чем положено в зачёт долга. На государственном уровне применяются и такие способы, как инвестиционный налоговый кредит, выпуск долговых обязательств и пр. [12]. 1.7. Финансовая политика в антикризисном управленииПод кризисом в общем смысле понимается тяжёлое переходное состояние какого-либо процесса определённой сферы. С позиций предмета финансовой политики организации нас интересует кризис предприятия, объединения или ассоциации, то есть расстройство экономической деятельности микроэкономических структур. Кризис организации вызывается несоответствием её финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды, что, в свою очередь, обусловлено неправильной финансовой политикой или её отсутствием, неверной стратегией, организацией бизнеса, неадекватной и слабо адаптируемой к требованиям рынка. Кризис в работе организации характеризуется отрицательным финансовым результатом. Кризисное финансовое состояние также возникает, когда оборотных активов организации оказывается недостаточно для покрытия его кредиторской задолженности и просроченных обязательств, когда организация испытывает дефицит в обеспечении текущих хозяйственных и финансовых потребностей в оборотных средствах. Кризисное состояние приводит к банкротству организации. Целью антикризисной финансовой политики является разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных путей в последовательности предкризисных явлений, приводящих к кризисному состоянию. Антикризисное управление должно сочетать стратегический и тактический аспекты. Подробнее об антикризисном управления можно узнать из учебника [13]. В финансовой политике перед организацией, стремящейся выйти из кризиса, ставятся две последовательные задачи: · устранить причины кризиса - разработать стратегию развития и недопущения повторения кризисных явлений в будущем; · устранить последствия кризиса - восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение хозяйственной структуры. Если кризис организации обусловлен кризисом национальной экономики, то есть причины его лежат в макроэкономической области, то изменений требуют, прежде всего, внешние (экзогенные), независимые от предприятия факторы на уровне государства. К таковым можно отнести, например, несовершенство налоговой системы, которое влияет на финансовый результат организаций; политическую, экономическую, финансовую нестабильность, которые вызывают неуверенность предпринимателей, инвесторов и отражаются на всех составляющих организации производства, материально-технического обеспечения, сбыта продукции и др. Руководство организации, как правило, не может управлять экзогенными факторами. Для того чтобы выявить внутренние (эндогенные) управляемые факторы кризисных явлений, зависящие от самого предприятия, необходим анализ, который способен отразить внутренние возможности и резервы экономического роста этого предприятия. В системе антикризисного управления могут использоваться различные аналитические методы в зависимости от характера и содержания конкретных кризисных явлений и процессов. При этом комплекс целенаправленных аналитических методов антикризисного характера в экономической литературе обозначают термином «параметрический анализ» [14]. Параметрический анализ - это определённым образом структурированная система анализа, внутрифирменная концепция которой (выбор предмета и объекта, принципов, методологии, структуры, функций, состава и содержания задач, условий и процедур их реализации применительно к рассматриваемой организации) определяется руководством и экономическими службами в соответствии с политикой антикризисного управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности фирмы. Параметрический анализ трактуется как один из ведущих разделов комплексного экономического анализа. В числе важнейших для антикризисного управления выделяют следующие комплексы задач. Первый комплекс задач - экспресс-диагностика финансовой состоятельности с целью упреждения кризисных процессов, которая проводится по основным параметрам деятельности и достигается выявлением так называемых «слабых сигналов», симптоматичных для предкризисного состояния. Методы и функции экспресс-диагностики с её «текущим балансом» отражают состояние средств и их источников по каждому разделу и статье на любую текущую дату и момент времени. Экспресс-диагностику относят к оперативному анализу, который может проводиться в режиме реального времени. Второй комплекс задач - детализированный анализ финансовой состоятельности и финансовой устойчивости заключается, в первую очередь, в осуществлении обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности, выводы которого совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщённом виде используются в последующих решениях прогнозных и плановых комплексов задач. Третий комплекс задач - выбор и обоснование стратегии развития - связывается с реализацией принятой или уточнённой по результатам предшествующего анализа корпоративной миссии организации, то есть генеральной цели или её подцелей. При этом выделяются две основные группы целей, относимых к генеральным: а) обеспечение «выживаемости» фирмы за счёт достижения и удержания минимально необходимого уровня рентабельности или сохранения прежнего уровня рентабельности при увеличении массы прибыли; б) поддержание положительной тенденции рентабельности деятельности за счёт увеличения объёмов продаж и оборачиваемости активов, снижения полных издержек. В зависимости от принципиального характера принятой цели (а) или (б) и сроков её реализации выбирается соответствующая стратегия деятельности организации, параметры которой обосновываются условиями эффективности инвестиций, а также допустимых соотношений между источниками инвестиционных средств и их размещением (использованием). Условие эффективности инвестиций оценивается на основе ряда показателей, включая: чистый дисконтированный (приведённый) (интегральный) доход (эффект) (NPV), индекс доходности дисконтированных инвестиций (NPI); внутреннюю норму доходности (IRR), период окупаемости инвестиций и др. Допустимые соотношения между источниками инвестиционных средств (пассив бухгалтерского баланса) и их размещением (актив баланса) определяются предельными границами изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные запасы. При этом выбирают такие соотношения средств и источников их покрытия, которые способны гарантировать постоянную платежеспособность организации. Оценку соотношений между источниками капитала и их размещением производят на основе анализа финансовой устойчивости. Методика анализа финансовой устойчивости нами рассмотрена в учебном пособии [15]. Сформированные стратегии определяют направления реализующих их политик текущей деятельности, соответствующих группам целей (а) или (б). Четвёртый комплекс задач - параметризация реорганизационных политик антикризиса - исследует и оценивает наиболее реальные возможности предприятия по выходу из предкризисного или кризисного состояния с установлением таких минимально допустимых (пороговых) значений параметров деятельности, достижение или превышение которых будет означать финансовую состоятельность. Например, достижение и последующее превышение порога рентабельности будет означать преодоление убыточного состояния организации. Критический объём производства используют также при выборе политик: производить или закупать необходимые ресурсы для производства, арендовать или закупать основные производственные средства и др. Для предприятий финансово устойчивых, то есть с уже достигнутым уровнем финансовой состоятельности, выбор тех или иных текущих политик будет определяться возможностями и допустимыми условиями инвестиций, определяемых показателями эффективности инвестиционного проекта. Порядок расчёта показателей эффективности инвестиций рассмотрен в учебном пособии [16]. Только достижение достаточного уровня финансовой устойчивости обусловливает целесообразность кредитных заимствований на цели технического развития, диверсификацию и/или перепрофилирование производства и деятельности, увеличение предложения (производственно-сбытового потенциала) своей конкурентоспособной продукции (или товаров в торговле), освоение новых видов продукции и рынков сбыта. Уровень устойчивости, обусловливающий целесообразность кредитных заимствований, определяется показателями финансовой устойчивости и положительным значением дифференциала финансового рычага. Пятый комплекс задач - прогнозирование финансовых результатов и направлений их использования - позволяет соотнести сформированные стратегии и реорганизационные политики предприятия с принятыми целями его деятельности. При этом вероятные параметры деятельности обосновываются прогнозом. Шестой комплекс задач - формирование эффективных текущих политик управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью. Этот комплекс включает достаточно широкий круг задач, сводящихся к управлению текущими активами и пассивами предприятия, планированию производства, моделированию сбытовой деятельности, оценке политик продаж. Седьмой комплекс задач - оптимизация управленческих решений - информационно взаимоувязан с результатами решения предшествующих комплексов. Его особенностью является учёт факторов риска и неопределённости деятельности в обосновании возможности практической реализации выбранных эффективных стратегий и политик предприятия. Комплексы антикризисных задач не исчерпываются приведённым перечнем. Многовариантность хозяйственных решений может поставить перед необходимостью решения других задач с использованием общих и частных методов антикризисной направленности. Важным инструментом антикризисной политики является бюджетирование, о котором было сказано ранее. Основная задача здесь - не допустить превышения расхода денежных средств над запланированными суммами или над имеющимися источниками, исключить убытки. Выбор направлений финансовой политики и методов анализа, способствующих выходу из кризиса или его предотвращению, зависит от фазы кризиса, в которой находится организация. Каждая из фаз кризиса характеризует тот или иной уровень кризисных и предкризисных процессов и явлений. Принято выделять четыре фазы кризиса, которые отличаются содержанием, последствиями и необходимыми мерами по их устранению. Первая фаза - снижение рентабельности и объёмов прибыли. Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, инновации, диверсификация, реструктуризация и др. существенные преобразования), так и тактического управления (снижение издержек, повышение производительности). Вторая фаза - убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных фондов организации (если таковые имеются - в противном случае сразу наступает третья фаза). Проблема может решаться методами анализа финансовых результатов, операционного анализа. Выход из второй фазы нередко находится в области стратегического управления и может реализовываться через реструктуризацию предприятия или его деятельности. Для обеспечения производства, гарантирующего сбыт, могут потребоваться инновации, диверсификация, реформирование. Третья фаза - истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращённого воспроизводства. В этой стадии нужны коренные преобразования стратегии, но средства на реструктуризацию и инновационные мероприятия, диверсификацию отсутствуют или их недостаточно. Необходимо менять экономические механизмы организации, принимать оперативные меры по стабилизации финансового положения. В случае выработки достаточно надёжной стратегической программы выхода из кризиса и обеспечения устойчивой работы предприятия может потребоваться временная внешняя финансовая помощь для осуществления этой программы. Возможна сдача в аренду части основных средств, доходы от которой могут использоваться в решении текущих и перспективных задач. Четвёртая фаза - неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращённое воспроизводство и/или платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и/или банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению и поддержанию производственного процесса, а в случае невозможности реабилитировать данное производство с учётом реальных условий, внутренних и внешних тенденций - перепрофилировать организацию, сдать в аренду часть основных средств. Более подробное описание цепи последовательных экономических явлений, в конце которой наступает кризис, представлено в учебном пособии [17]. В практике наблюдаются два вида политик влияния предприятий на своё кризисное или предкризисное состояние: защитная и наступательная. Политика защитных действий (защитная политика) и соответствующая ей тактика предусматривает резкое сокращение всех видов расходов, закрытие и распродажу подразделений, оборудования, сокращение определённых частей рыночных сегментов и сбыта продукции, распродажу продукции по сниженным ценам. Политика наступательных действий (наступательная политика), напротив, предполагает тактику активных действий. Они связаны, например, с мероприятиями по модернизации оборудования, внедрению новых технологий. К ним можно отнести рациональное регулирование цен, поиск новых рынков сбыта, реализацию прогрессивной стратегической концепции, реинжиниринг бизнес-процессов. В антикризисных мероприятиях могут потребоваться как тактические, так и стратегические меры. При выборе способов преодоления кризисных явлений в первую очередь оценивают меры тактического характера. Вывод о том, что причины кризиса требуют стратегического подхода, уместен при недостаточности мер тактического плана. В тактических мероприятиях улучшению финансового результата и повышению эффективности способствуют калькуляция затрат, методы операционного анализа, методы оптимизации расчётных операций. При недостаточности тактических мер способом решения антикризисных проблем или устранения самой возможности их возникновения могут быть реорганизация, реформирование, реструктуризация или реконструкция предприятия, о которых было сказано в разделах о бизнес-инжиниринге, реструктуризации. Важным стратегическим средством профилактики кризиса, стратегией развития, сводящей к минимуму вероятность кризисных явлений в будущем, является диверсификация. Процессы диверсификации предусматривают обычно два основных направления: · распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения вероятности возможных потерь (риска) капитала и увеличения доходов от него; · разнообразное, разностороннее развитие, то есть многопрофильное производство, совмещение различных видов предпринимательской деятельности для обеспечения стабильной работы предприятия в случае потери рентабельности, вынужденного отказа от одного или более чем одного из направлений развития. Своевременные рациональные действия для вывода предприятия из кризиса имеют больше шансов на первой фазе кризиса, чем на последующих фазах. На второй фазе предприятию потребуются меры, перечисленные при описании направлений реорганизации, реформирования, реструктуризации. При лучшем стечении обстоятельств вопросы этой фазы кризиса могут быть решены методами операционного анализа. На третьей и четвёртой фазах кризиса реструктуризация за счёт собственных средств возможна только по первому, второму, четвёртому и пятому направлениям реструктуризации (сокращение штата и уплотнение функций оставшихся работников, оптимизация размеров предприятия, реорганизация, изменение структуры (реструктуризация) бухгалтерского баланса). Эти направления рассмотрены в разделе, посвященном реструктуризации. Третье направление политики реструктуризации (изменение существующих или появление новых функций) на третьей и четвёртой фазах осуществимо лишь за счёт целевого финансирования из внешних источников, финансовых посредников или внешнего инвестора, заинтересованного в выпуске продукции инвестируемого предприятия. В последнем случае может потребоваться поручительство какого-либо финансового института. Антикризисное финансирование также может проводиться в результате увеличения источников собственных средств за счёт вторичной (повторной) эмиссии акций. Вырученные средства при этом направляются на расширение технической базы стратегического производства и прирост оборотных средств для текущего (тактического) производства, разумеется, за вычетом текущих платежей. Решению проблемы недостаточности средств для инвестирования прибыльных проектов может способствовать лизинг. Для преодоления кризиса требуется остановка нерентабельных производств, их ликвидация или продажа, чтобы немедленно исключить дальнейшие убытки, кроме объектов, остановка которых приведёт к остановке всего предприятия; продажа активов, не приносящих прибыль, по ценам возможной реализации для вложения вырученных средств в антикризисные мероприятия. К антикризисным рекомендациям общего характера относят сокращение расходов за счёт ликвидации и продажи устаревших и излишних производственных мощностей, других неликвидных активов, сокращение дебиторской задолженности, продажа дебиторской задолженности с дисконтированием, удешевление технологических процессов, их интенсификация, устранение брака и потерь от нерационального использования рабочего времени, сокращение управленческих расходов за счёт рационализации организационной и производственных структур, освоение производства высокорентабельной продукции, повышение конкурентоспособности продукции на основе учёта рыночной конъюнктуры, повышения её качества, снижения себестоимости и цены; улучшение системы маркетинговых мероприятий, диверсификация, методы стратегического планирования. Политика продажи и сдачи в аренду направлена преимущественно на ту часть основных средств, которая уже полностью или большей частью амортизирована, не используется или используется частично в связи с отсутствием рынка сбыта производимой ими продукции. Вырученные от реализации этой части внеоборотных активов денежные средства могут быть направлены на инвестиции в оборотные средства, прирост запасов для выпуска тактической группы продукции и начала производства стратегической на оставшихся мощностях (если это технологически возможно и способно обеспечить эффект). Для восстановления текущей ликвидности определённую часть вырученных средств следует использовать в погашении наиболее срочных обязательств. Нередко причинами ухудшения финансового состояния становятся ошибки в политике антикризисного управления. Типичной ошибкой недальновидной политики является нарушение последовательности антикризисных мероприятий, когда за заботами о выживании вопросы стратегического развития уходят на второй план. Руководитель сначала пытается устранить последствия кризиса - восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия; а затем устранить причины кризиса - разработать стратегию развития и провести её на её основе реструктуризацию предприятия с целью недопущения повторения кризисных явлений в будущем. По мнению автора, такая последовательность сначала углубляет кризис («загоняет болезнь вглубь»), она создаёт внешнее благополучие, на которое расходуются оставшиеся резервы. Но потеря резервов уменьшает шансы финансирования мероприятий по устранению причин кризиса. Без устранения причин кризис может перейти в ещё более безнадёжное состояние, могут возникнуть ещё более глубокие и более острые противоречия. В действиях руководства образуется замкнутый круг причин и следствий, и в итоге организация терпит фиаско. Борясь за выживание без устранения причин, они (причины) «…поражают предпринимателя в голову, а он жалит их в пяту». Поэтому прежде следует устранять причины и параллельно с ними последствия. Сущность стабилизационной антикризисной программы заключается не в манёвре денежными средствами для заполнения разрыва между расходами и поступлениями, а в обеспечении условий для стабильных поступлений (денежных притоков), достаточных для покрытия расходов (денежных оттоков). Прежде чем маневрировать денежными средствами, необходимо формировать источник их пополнения (прибыль). Без такого источника маневрировать приходится лишь остатками средств, которые без условия рентабельности могут быть безвозвратно утрачены, не улучшая состояние предприятия, а само предприятие, кроме сохранения или углубления кризиса, дополнительно потеряет ещё и оставшиеся активы. Поэтому в основе стабилизационной антикризисной программы необходима замена хозяйственного механизма или структуры объекта новыми средствами управления, гарантирующими эффективную работу предприятия. Тут нужна политическая ориентация на долговременные цели, стратегический подход в управлении. Главным рецептом против наступления кризиса и последующего банкротства являются меры профилактического воздействия на технико-экономические показатели (параметры деятельности) предприятия, заключающееся в принятии эффективных управленческих решений, обоснованных результатами систематического во времени, то есть непрерывного экономического анализа, который называют мониторингом. Необходим мониторинг финансового состояния (финансовый мониторинг). Регулярный анализ позволит постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия, последствия негативного воздействия тех или иных факторов, заранее предвидеть, количественно оценить и своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению. Экономико-математические модели анализа, особенно имитационные, способны стать наиболее экономичным средством для экспериментирования и опробования компонентов антикризисной стратегии на расчётных моделях. Методы, позволяющие проводить эксперименты на моделях, а не рисковать реальным капиталом, способны наиболее эффективно предупреждать кризисы. 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ2.1. Основы политики финансирования рабочей силы. Человеческий капиталФинансовая политика организации проводится в первую очередь усилиями кадрового состава. Организаторами и исполнителями финансовой политики являются руководящие и рядовые работники. Посредством воздействия персонала на внеоборотные активы, материальные и денежные ресурсы организации достигаются цели её финансово-производственной системы. Именно работники являются первой производительной силой. Поэтому главными ресурсами построения и проведения финансовой политики являются трудовые ресурсы организации. И хотя кадровая политика в целом не является финансовой политикой, успешное влияние на трудовые ресурсы возможно лишь через финансовые механизмы организации, которые составляют предмет финансовой политики. Поэтому, с одной стороны, успех кадровой политики достигается через финансовую политику в части её влияния на трудовые ресурсы. С другой стороны, успех финансовой политики реализуется кадровыми работниками и выражается в достигнутых показателях результативности управления трудовыми ресурсами. К трудовым ресурсам относят часть населения, обладающую необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли национальной экономики. От того, как и в каких соотношениях распределяются затраты по оплате труда, зависит уровень материальной заинтересованности работников в качестве и количестве выполняемой ими работы. Эти расходы должны выплачиваться наиболее экономично и, с другой стороны, оптимально поощрять качество и количество труда. Более того, от механизма распределения данной статьи расходов зависит психологический «климат» в организации, который во многом формирует отношение производителей к труду, организации, к её руководству, к выпускаемой продукции и к собственному социальному положению. Важность этих факторов высока для организаций, преследующих цель длительной устойчивости на рынке, максимального повышения конкурентоспособности. Определение оптимальной суммы расходов по оплате труда возможно только на основе экономического анализа. Следует иметь в виду, что эффективность использования рабочей силы не равнозначна степени её эксплуатации. Эксплуатация предполагает максимальную загрузку физических и интеллектуальных сил для достижения целей работодателя. Эффективное использование означает стремление к достижению наивысших трудовых результатов оптимальным способом, на основе учёта интересов обеих сторон производственного процесса (работодателей и исполнителей) и не столько за счёт сокращения заработной платы, сколько за счёт сокращения физических и интеллектуальных усилий работников, нерациональных расходов, оптимального поощрения высоких трудовых результатов. Именно такая организация труда способна дать наивысший результат и при этом максимально учитывать интересы работников. Однако результативность использования трудовых ресурсов не будет успешной, если политика управления кадрами ограничивается лишь благими пожеланиями и администрированием. Для её реализации, как было отмечено, нужны финансовые инструменты и механизмы воздействия в управлении персоналом, которые и определяются финансовой политикой организации. Главной целью политики финансирования трудовых ресурсов является такое распределение финансовых потоков, которое обеспечит повышение эффективности использования рабочей силы с точки зрения достижения наилучшего результата производства при наименьших трудовых усилиях работников и экономии расходов по финансированию трудовых ресурсов, при этом не нарушая прав работников и не отчуждая от них достигнутого ими результата. Причём, говоря об экономии расходов по финансированию, следует иметь в виду сокращение нерациональных, неэффективных трудовых затрат. Задача финансового менеджера заключается в создании финансовых механизмов, максимально повышающих интерес к самоактуализации человеческого потенциала (личности), полного раскрытия его индивидуальности в труде. Под индивидуальностью принято понимать неповторимое своеобразие человеческой личности, высшую ступень развития её способности воссоздавать и совершенствовать общечеловеческие ценности [18]. Существует мнение, что творческая работа возможна лишь в интеллектуальном труде. Однако это мнение ошибочно. Стремление к улучшению своей области работы, к совершенствованию своих способностей в труде, повышению мастерства, искусности присуще человеку. В основе таких стремлений лежат творческие побуждения. Одним из примеров проявления творческого подхода к работе являются рационализаторские предложения на производстве. Традиционное для России народное высказывание «подковать блоху» стало образным выражением высочайшего мастерства умельцев, идеала, к которому стремится работник. Важно возродить эти идеалы в современном производстве. Но человек способен полностью реализовывать себя лишь там, где он лично в этом заинтересован. «Труд земледельца не будет расширяться, если он будет рабом подённым» (АУМ, 301). Достаточно вспомнить середину XX века, когда развивалось так называемое «стахановское движение», выразившееся в необычайном подъёме труда рабочих. Это движение в значительной степени было обусловлено назначением сдельного принципа оплаты труда. В те времена трактористы, участвующие в строительстве мостов и плотин с помощью гусеничного трактора «бульдозера», создавали необычайной красоты ландшафты чрезвычайно утончённой работы, что можно сравнить с ландшафтной живописью. Существует также множество других примеров, доказывающих, что «каждая работа имеет творческую область» (АУМ, 301). «Каждый труженик имеет право на улучшение своей области работы». Пусть это будет не только правом, но и обязанностью. Каждый труд может быть улучшаем. Такое творчество улучшения будет радостью работника. Можно представить, что государство должно ободрять и поощрять каждое улучшение производства. Всякая работа в своих приёмах может быть беспредельно улучшаема. Не только великие изобретатели имеют удел обогащать человечество, но каждый участник работы своим опытом нащупывает новые возможности и приспособления. Только не нужно отвергать такие попытки. Они могут быть соединены в счастливые применения. Но самое главное благо будет в том, что каждый должен чувствовать себя истинным сотрудником. Плодотворное сотрудничество поможет восприятию постоянства труда. Не может человек делать одно и то же. Но углубление качества и нахождение новых приёмов будет постоянным обновлением мысли. «Полюбить постоянство труда можно лишь преуспеянием качества» (АУМ, 510-511). «Нужно показать во всей научности, какие возможности открываются при обновлении качества труда» (АУМ, 301). Искусство финансовой политики в управлении трудовыми ресурсами сводится именно к тому, чтобы ободрять и поощрять каждое улучшение производства. Важно, чтобы работника на предприятии материально и морально оценивали по уровню его мастерства. Такая оценка вполне сочетается с интересом работодателя в финансовой политике - направлять деньги туда, где отдача от них будет наивысшей, т. е. в большей мере платить за такой труд и тем работникам, которые приносят наибольший успех организации. Проведение эффективной, справедливой финансовой политики лишает работников почвы для недовольства, сомнений, саможаления, без влияния которых он «...работает в десять раз лучше, кроме того, он сохраняет иммунитет против всех заболеваний» (АУМ, 303). Воодушевление и радость в труде усиливают энергию работника, многократно повышают работоспособность. Работая с воодушевлением, работник не испытывает усталости. Своим способностям он находит счастливые применения. Трудовые успехи приносят удовлетворение. Такие способности человек может проявлять в труде лишь по мере обеспечения единства интересов, ценностей, стремлений работодателей и исполнителей. Вот почему механизм экономических отношений должен строиться на принципе обеспечения согласованности и единства структуры целей руководства и персонала, о которой было сказано в основных положениях финансовой политики. Данная проблема и возможности её решения подробнее рассмотрены в монографии [19]. Чтобы максимально обеспечить единство структуры целей руководства и персонала, результативность финансирования рабочей силы должна достигаться экономией не только материальных и денежных ресурсов, но и экономией трудовых усилий; прямо пропорциональным поощрением трудовых результатов, оптимизацией условий труда и быта работников. В этом случае забота о капитале фирмы проявляется через заботу о работниках с их потребностями, способствующими оптимальному развитию организации. А потребности работников удовлетворяются прямопропорционально росту капитала. При построении и проведении финансовой политики, ориентированной на единство структуры целей, улучшение кадрового потенциала и результативность его труда, необходимо так регулировать финансовые потоки, чтобы они обеспечивали: · оптимальные условия труда, быта и социальной обеспеченности персонала; · экономию - сокращение нерациональных расходов по оплате труда, с целью обеспечения роста прибыли, рентабельности производства; · экономию трудовых усилий каждого работника при достижении поставленной цели производства (эффективность трудовых усилий); · увеличение доходов работников в прямой зависимости от достигнутого финансового результата с целью материального стимулирования персонала в улучшении финансовых результатов (в экономии, повышении качества и производительности труда). Экономия трудовых усилий персонала обычно проявляется в организации труда, исключающей нерациональное расходование рабочей силы («двойную работу»). Направления средств на инновации, автоматизацию труда должны быть ориентированы не только на рост производительности, но и на облегчение условий труда, сокращение рутинной работы, уменьшение напряжённости труда в достижении намеченной цели, повышение творческой ориентации, на обеспечение материальной заинтересованности работников. Вместе с тем, финансирование трудовых ресурсов не ограничивается выплатой заработной платы и социальных расходов. Одним из перспективных направлений развития экономической науки в XXI в. является концепция человеческого капитала, которая сложилась ещё в 50-60-е годы XX в. Во второй половине XX столетия она стала зримым достижением западной экономической теории и, прежде всего, экономики образования и труда. По мнению одного из известных теоретиков человеческого капитала Л. Троу, концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе [20]. Сторонники данного концептуального направления понимают под человеческим капиталом, с одной стороны, совокупность производственных способностей современного работника, а с другой - издержки государства, организации и самого человека на формирование и постоянное совершенствование этих способностей. В российской экономической энциклопедии человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт [21]. Человеческий капитал формируется путём инвестиций в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах рабочей силы и доходах. Содержательной основой человеческого капитала является признание первостепенной роли человека в общественном производстве. Оно связано с усилением роли образования как основного ресурса и источника формирования высокоразвитой рабочей силы. Многие зарубежные и отечественные учёные рассматривают инвестиционную сферу образования как важный вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства. Во второй половине минувшего века передовые страны достигают заметного прогресса в развитии интеллектуальных производительных сил, в формировании внушительного по абсолютным и относительным размерам невещного (духовного) богатства и сравнительно быстро растущей инновационно-информационной сферы. По данным, приведённым в газете «Известия» от 17.05.2000, в западных странах доля накопленных инвестиций в человеческий капитал в совокупном фонде их капитализированных расходов на развитие в 1997-1998 гг. достигла 67-69% (в США до 74-76%). В соответствии с теорией человеческого капитала, затраты на образование имеют производительную природу. Инвестиции в человека обеспечивают значительный, долговременный, стратегический экономический эффект. Вкладывание средств в образование и профессиональную подготовку выгодно как для учащихся и их родителей, так и для предпринимателей, инвестирующих средства в человеческий капитал. Теория человеческого капитала применима в качестве аналитического инструмента при выявлении экономической эффективности образования с определением индивидуального экономического эффекта для отдельного человека. Главным результатом экономической отдачи образования теоретики человеческого капитала считают прирост дохода (заработной платы) работника благодаря повышению его образовательного и профессионального уровня. Они основываются на том, что различия в заработной плате отражают различия в производительности труда. Денежный доход от образования выявляется как разность в пожизненных заработках тех, кто имеет неодинаковое образование (например, выпускник вуза и среднего учебного заведения). В издержки образования помимо непосредственных расходов на обучение, включают и так называемый упущенный доход (альтернативные издержки). Это тот потенциальный заработок, который человек мог бы получить, если бы работал, а не учился. На долю недополученного дохода, по оценкам экспертов, приходится обычно больше, чем на долю прямых издержек на образование. |
|