ВВЕДЕНИЕВо всей мировой истории развития философской мысли никогда и никто не обходил один из фундаментальных разделов в системе философии, каковыми является теория познания. Без рассмотрения теории познания немыслима ни одна философская система. Это, кроме всего прочего, диктуется властной силой связи философии с конкретными науками, на которые она опиралась и ныне опирается в своем развитии. Это нужно, прежде всего, для развития теоретических разделов любой науки, но в то же время необходимо и для прогресса самой философской культуры, а в конечном счете для удовлетворения неисчислимого множества жизненных вопросов общества. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приемов познания для проникновения в доселе неведомое. Интуиция - это не только постижение истины, но чувство и понимание, что это именно истина. Интуиция - это эмоционально насыщенное понимание сути проблемы и ее решения, когда ученый врастает в проблему и сливается с ней до такой степени, что уже и во сне она преследует его и властно требует ответа. Целью данной работы является рассмотрение понятий знание и интуиция с точки зрения философской мысли, дать развернутое объяснение, а также выявить их взаимосвязь. Сущность и смысл познанияОбщий взгляд на теорию познанияВсе люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи - все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но, прежде всего ее раздела, как теория познания. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный путь познания. Благодаря чему было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. [5, с.379] Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие - саму реальность исследования. К примеру, Г. Галилей специально занимался вопросами теории познания, а Р. Декарт, Г. Лейбниц, И.В. Гете и др. были одновременно и учеными, и философами. Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. В русском языке термин "знание", равно как и "познание", несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы "готового" знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология - это знание о знании. По мнению Лосского, мы должны строить философскую теорию знания "не опираясь ни на какие другие теории, т.е. не пользуясь утверждениями других наук", тот, кто хочет произвести этот анализ, не опираясь ни на какие теории, не имеет права даже и определять какое-либо знание, например, не имеет права подходить к своему исследованию с мыслью, что "знание есть мысленное воспроизведение действительности" и т.п., при этом можно, конечно, "воспользоваться трудами других наук и их анализом мирового целого, но только как материалом, а вовсе не как основою для теории знания". Ибо "нет такого знания, нет такого утверждения, которое не заключало бы в себе продуктов наших (каких-либо) теорий знания". [5, с.380] При соединении с методологией задача гносеологии - осмыслить, что действительно есть знание и каким образом оно достигается. Познание предполагает творческое к себе отношение, придумывания хитрых приемов экспериментирования, изощренных методов наблюдения, чтобы как можно эффективнее вторгнуться мыслью в то, что "лежит и ждет", когда его найдут. На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Но самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью. Виды познанияГоворя о знании "вообще", следует обсудить чрезвычайное разнообразие видов или характеров единого по существу знания. Тип знания тесно связан с особенностями познающего субъекта. Имеет смысл разграничить "пассивное" знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца - будто ученый, художник или религиозный подвижник. "Авторское" знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности. Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей. Житейское познание и знание основывается, прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с обще признанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит без доказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда когда оно обосновано. Практическое знание. Если главной фигурой научного познания является ученый, то для практического познания - инженер или промышленный управляющий. Цель ученого - открытие закономерности, общего принципа, "узнавание" новых идеи. Цель инженера - создание новой вещи на основе уже известных, зафиксированных принципов. У ученых вечный зуд понять что-то, что до сих пор было не понятно. Инженеры же хотят создать то, чего еще никогда не было. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда - и будущего. [2, с.453] Интуиция как способ и форма познанияОб интуиции в творчествеСпособность постижения истины или идеи изобретения, открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики именуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Интуиция - это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверх-сознание. Она, как бы в одно мгновение, пробегая по частям, по малейшим деталькам объекта, схватывает суть целого, как бы "вывертывая наизнанку" всю его подноготную. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно, схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время венного сражения, и, ясно осознавая "что к чему", находит правильное решение. Интуиция - это способность к постижению истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. [2, с.480] Опытный врач сразу без рассуждений может понять суть болезни, а потом уже обосновывает правильность своего "чутья". Деятели науки, искусства, полководцы, государственные и политические деятели, изобретатели не раз отмечали, что самыми плодотворными периодами творческого процесса их мышления являются моменты как бы наплыва вдохновения, упоительного восторга и внезапного "озарения" мысли. На крыльях этого счастливого чувства человек поднимается до удивительной остроты и ясности сознания, когда его взгляд на вещи становятся максимально проницательным и он оказывается способным предвосхищать итог мыслительной работы, мгновенно пробегая и как бы перескакивая через отдельные ее звенья. Композитор в эти мгновения, по словам В.А. Моцарта, слышит всю ненаписанную симфонию, а у поэта, как отметил А.С. Пушкин: И мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы легкие навстречу им бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумагеМинута - и стихи свободно потекут. Этот способ мышления нередко окутывают густым туманом мистики и объявляют его бессознательным процессом. В каждом научном открытии и изобретении решающую роль играют последнее звено длинной цепи подготовительных работ. Интуитивные выводы возможны лишь на почве огромных усилий ума не одного человека. [2, с.482] Интуиция тесно связана с так называемым жестким экспериментом, когда объект исследования ставится в неимоверно тяжелое, необычное условия. Интуиция - это как бы свернутая, резко сгущенная логиком мысли. Она также относится к логики, как внешняя речь к внутренней, где очень многое опущено и фрагментарно. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущения, представления и мышлению. Она составляет качественно особый вид умозаключения, когда отдельные звенья логической цепи проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли - истина. В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот. Когда талантливый актер играет негодяя, то этот негодяй "находиться в нем", а самость актера выражается в оригинальном мастерстве игры, что проявляется в правде этого художественного образа, в котором как бы слиянно существуют "два человека в одном лице". Но это, разумеется, - не шизофреническое раздвоение личности, а вполне здоровый феномен подлинно творческого искусства. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении можно сказать, что "Знание - сила" - эти слова произнес английский философ Фрэнсис Бэкон. В них в афористической форме выражена мысль об огромном роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Действительно, знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности - для строительства жилищ и производства стали, ухода за детьми и создания ЭВМ; знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений, помогают объяснять и предвидеть события. В наших знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей, и это огромное богатство человечества. На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осуществляется интеллектуальный скачок от старого знания к новому, открытия в науке, изобретения в технике и созидание в области искусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство. Познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри его. Мы можем познать сущность вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность. Результаты познавательной деятельности будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов - М.: ТЕИС, 1996. - 504 с.Конович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: Учебник высших учебных заведений. - Ростов - на - Дону.: "Феникс", 2002. - 576 с.Миронов В. В.: Философия, Учебник - М.: "ПРОСПЕКТ", 1998. - 240 сНевлева И. М.: Философия, Учебное пособие, - М.: Русская Деловая Литература, 1999. - 448 с.Спиркин А. Г.: Философия, Учебник - 3-е издание - М.: Гардарики, 2003. - 736 с.