Рефераты

Зарождение экономической мысли в эпоху Античности и Средневековья

Зарождение экономической мысли в эпоху Античности и Средневековья

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Эпоха Античности
  • 2. Эпоха Средневековья
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

Возраст экономической науки как самостоятельной отрасли знания насчитывает уже третье столетие. Как известно, экономическая наука - продукт Нового времени. Ее возникновение обычно относят к ХVIII в. Но, как и в других областях знания, многие элементы новой науки складывались веками. Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием античных философов, а позже - средневековых богословов, которые, анализируя экономическое поведение индивидуума или микрохозяйства (домохозяйства), исходили из представлений о допустимом и недопустимом в области практической жизни.

1. Эпоха Античности

Экономическая мысль античности, и особенно Древней Греции, занимает особое место в истории экономической науки. В это время, собственно и начинается зарождение экономической мысли. Во-первых, сам термин «экономика» древнегреческого происхождения. Во-вторых, статус экономических взглядов мыслителей Древней Греции сегодня можно определить как начало или «истоки» экономического анализа. Принципиальная новизна экономической мысли древних греков состояла в том, что они первыми пытались осмыслить экономические явления и объяснить их. Именно мыслители Древней Греции перешли от «натурфилософского» миропонимания к анализу отдельных экономических категорий и даже попытались построить систему их взаимосвязей. Более того, рассуждения древнегреческих философов по таким проблемам, как: что такое богатство, каковы основные принципы разумного (т.е. рационального: от лат.: ratio - разум) хозяйствования, что лежит в основе ценообразования, окажут наибольшее влияние на весь дальнейший процесс формирования и развития экономической науки.

Ближе всего греческая философия в лице Ксенофонта (430-425 гг. до н.э. - 355 г. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) подошла к созданию определенной экономической «теории», анализируя элементы домашнего, «ойкосного» хозяйства, которое было основой хозяйственного строя античного общества. Хозяйственная жизнь Древней Греции была ориентирована на самообеспечение, причем свои повседневные нужды каждая семья обеспечивала самостоятельно. Иными словами, домашние (семейные) хозяйства были натуральными. Приобретение продуктов на стороне (через обмен или торговлю) практиковалось, но не было еще непременным условием жизни. Такие общества сегодня называют традиционными, потому что жизнь в них строилась по заведенным обычаям, традициям, образцам поведения.

Трактат «Ойкономия» знаменитого греческого мыслителя Ксенофонта - самый ранний из дошедших до нас литературных источников, посвященных анализу хозяйства Древней Греции. В этом трактате Ксенофонт описывал каким должно быть образцовое домашнее хозяйство афинского гражданина. Согласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, заставляет печь дома хлеб, изготовлять пряжу и одежду. Покупки на рынке для домашнего хозяйства не играют важной роли. Таким образом, понятие «экономика» («экономия») первоначально означало законы ведения домашнего хозяйства (ойкос - дом, домашнее хозяйство; номос - закон), т.е. практический опыт главы дома, его умение управлять своим домом, руководить женой, домочадцами, рабами, землей.

Теоретическое обоснование «экономики» дал Аристотель и именно в его трактовке оно определяло развитие экономической мысли рассматриваемого периода. Это учение о доме как единстве жилья и хозяйственной деятельности, своеобразная «теория» крестьянского «ойкоса» (дома, хозяйства), который долгие столетия европейской истории составлял фундамент социально-экономической структуры общества: натуральное хозяйство с абсолютным преобладанием отношений господства и подчинения.

Однако уже в античный период на такой натуральный базис общества накладывается «надстройка» в виде городского рынка с развитыми отношениями обмена, денежным хозяйством, использованием наемного труда. По его главной цели - деньгам (хремата) этот элемент хозяйства был назван Аристотелем «хрематистикой» и противопоставлен «экономике». Если последняя направлена на создание «истинного» богатства как «совокупности средств… необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины» Аристотель. Политика. // Соч. Т.4. М.: Мысль. 1984. С. 389-390., и, следовательно, предполагает прежде всего потребление ради удовлетворения насущных, естественных потребностей, производство необходимых и полезных для этого предметов и даже обмен ими, то «хрематистика» всецело ориентирована на обогащение, получение наживы. И целью, и средством деятельности здесь выступают деньги, олицетворяющие собой «неистинное» богатство, что придает ей противоестественный характер, «по справедливости вызывает порицание». В искусстве наживать состояние, считал Аристотель, «…никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами… Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить количество денег до бесконечности» Там же. С.393..

Противопоставление «экономики» и «хрематистики» объясняется тем, что в Греции эпохи Ксенофонта и Аристотеля стремление к умножению денежного богатства не стало еще нормой поведения, более того, такое поведение не вписывалось в заведенный порядок жизни греческого общества. Осуждая накопление денег, Аристотель стремился предупредить угрозу этому порядку. Особое негодование Аристотеля вызывал процент (ростовщичество), который он расценивал как самую противоестественную форму дохода. Согласно взглядам Аристотеля, процент представляет собой «выгоду» за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости. Ростовщик присвоил процент несправедливо, так как он его не создавал, а вынудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег. «Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе» Там же. С.395. - писал Аристотель.

Различая «экономику» и «хрематистику», противопоставляя эти два способа ведения хозяйства, Аристотель заложил основы этически ориентированной традиции рассмотрения социально-экономических процессов, которая войдет в общественное сознаниеКритическое отношение Аристотеля к ростовщичеству в дальнейшем будет закреплено каноническими текстами христианства. В христианском мире ростовщичество и взимание процента веками будет считаться тяжким грехом. Так, согласно хозяйственной этики Пятикнижия Моисея: «Если серебро дашь в долг кому-нибудь из Моего народа … не требуй от него уплаты, не налагай на него роста» (Учение. Пятикнижие Моисеево. М.: Республика. 1993. С.133.) и даст направление развития экономической мысли на последующие два тысячелетия.

Аристотелю принадлежит первенство и в анализе явления, которое сегодня называется ценой товара - понятия, вокруг которого строится вся теория современной микроэкономики.

Вопрос на первый взгляд простой: «Чем определяется пропорция обмена товаров?» или, другими словами, «Сколько стоит товар и почему он столько стоит?» Именно поиск ответа на данный вопрос станет центральной проблемой для экономистов на протяжении многих веков. Исторически, при определении величины стоимости товаров, в истории экономической мысли сложились два крупных течения, которые корнями уходят к идеям великого греческого мыслителя. Сторонники первого возьмут за основу тезис Аристотеля о том, что справедливый обмен должен отражать соотношение работ - отсюда выросли такие концепции цены товара, как «теория издержек производства» и «трудовая теория стоимости» (Ф. Аквинский, А.Смит, Д. Рикардо, Дж.Ст. Милль, К. Маркс).

Сторонники второго течения будут опираться на тезис о потребности как общей мере при обмене. Отсюда ведут свою родословную различные теории, выводящие цену из полезности благ (Г. Госсен, представители австрийской школы маржинализма, П. Самуэльсон и др.).

Если афинские мыслители оставили после себя философию, оказавшую глубокое влияние на этические и экономические теории последующих поколений, то римляне создали учреждения (институты), оказавшие столь же глубокое влияние на законодательство и политику (в том числе экономическую). Идеи римских юристов (Цельс, Гай, Юлиан - II в. н.э.; Модестин, Папиниан, Павел, Ульпиан - III в. н.э.) относительно собственности был узкоиндивидуалистичен: они отошли от семейно-клановой группы как общественной единицы, как это было у греков, и заменили общность имущества, существовавшую в ней, ясно определенными частными правами. Результатом чего стало развитие свободы договора, предполагающей право индивида свободно распоряжаться своим имуществом.

Заслуга римлян состоит в развитии экономического мышления, формировании юриспруденции как науки, практический дух которой внес значительную долю индивидуализма в экономические теории последующих столетий.

2. Эпоха Средневековья

Доктрины средневековых схоластов, содержащие и экономические идеи, могут быть поняты, только если рассматривать их как этические Под этикой или моралью понимают совокупность норм и приличий человеческого поведения, а также наука, изучающая должное поведение. учения, излагавшие скорее то, что должно быть (этот метод в науке называется нормативным), а не научные заключения относительно того, что есть (такой метод называется позитивным).

Хозяйственная жизнь в эпоху Средневековья отличалась от античной. Натуральные крестьянские хозяйства были еще доминирующим укладом, но денежное обращение и торговля уже прочно вошли в жизнь, особенно в городах. Доля продукции, предназначенной для рыночного оборота, постоянно увеличивалась. Поэтому, другой особенностью экономической мысли средневековых авторов, является попытка соединить ценности «традиционного общества» с развитием в его недрах товарно-денежных отношений. Попытки соединения римских установлений, христианского вероучения, философских построений Аристотеля с обычаями и традициями крестьянско-помещечьего хозяйства, реалиями формирующегося городского хозяйства с разделением занятий, торговлей и деньгами, наиболее отчетливо проявились в «теориях» справедливой цены и ростовщичества.

Теория ценности («справедливой цены»), сформулированная А. Магнусом (1193-1280) и Ф. Аквинским (1225(27)-1274) является экономической и этической одновременно. Здесь мы встречаемся с иным подходом к цене, чем у Аристотеля. Античный философ пытался понять, как формируется цена в свободном торге двух партнеров. В средневековой же теории «справедливой цены» просматривается попытка предписать партнерам по торгу некое правило, сущность которого можно в целом сформулировать как: справедливая цена - это такая, какую можно взимать не беря греха на душу. В основе ценообразования, согласно средневековым авторам, лежат две группы факторов:

первая - справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;

вторая - справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличиствующее их сословию благосостояние.

Таким образом, один вид справедливости гарантировал цену «сообразно вещи», то есть это экономический фактор, связанный с покрытием затрат (издержек) на производство. Второй вид справедливости обеспечивал больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни». Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена. Позднее, именно экономическая составляющая теории «справедливой цены» стала еще одним звеном (после Аристотеля) в цепи знаний, приведших к появлению «трудовой теории стоимости» и «теории издержек производства» в экономической науке.

Термином «ростовщичество» средневековые богословы обозначали всякую цену, превышающую «справедливую» (истинную). Убеждение, что взимать процент за ссуду денег также несправедливо, как брать за товар цену, превышающую «справедливую», легло в основание запрета ростовщичества. В средневековой Европе церковь стремилась не только убеждать, но и непосредственно влиять на законодательство и политику. Так, Венский Собор католической церкви в 1311 г. объявил всякое светское законодательство, не согласное с постановлениями церкви о процентах, недействительным. Всякое сомнение на этот счет стало преследоваться как ересь.

Однако, по мере приближения к концу средневековья этические нормы все чаще стали вступать в противоречие с реалиями хозяйственной жизни. И все же, несмотря на «уступки», которые делала церковь реальным явлениям экономической жизни, вступая при этом в противоречие с христианской доктриной, позднее средневековье признавало «морализованную экономию», основанную на справедливой цене, справедливом вознаграждении, упразднении конкуренции, в потребительских целях видело назначение богатства.

Коренной пересмотр отношения к ростовщичеству начался в Европе только в ХVI в., в эпоху Реформации. Против запрета на взимание процентов выступал, например, известный реформатор церкви Ж.Кальвин (1509-1564). Законодательная же отмена запрета взимания процентов произошла, например, в Англии в ХVI в., а во Франции - только в конце ХVIII в., во времена Великой французской революции.

Реформация принесла с собой не только изменение по отношению к ссудному проценту, но и в целом новую этику, отличную от этики католического христианства. Именно в этом многие ученые нашего времени усматривают причину последовавшего за Реформацией хозяйственного переворота Реформация и протестанские вероучения оказали глубочайшее воздействие на хозяйственную жизнь Европы. Лютеранство и кальвинизм способствовали зарождению и формированию нового, никогда ранее не виданного хозяйственного уклада, который принято называть капитализмом. Такое мнение ученые вывели из того бесспорного факта, что первыми на капиталистический путь экономического развития встали страны, где победила Реформация: Швейцария, Нидерланды, Англия. К ХVIIIв. они оказались и самыми богатыми странами Европы. В то же время страны, где победила контрреформация и сохранила господствующие позиции католическая церковь, отстали в хозяйственном развитии и долго оставались беднее протестанских стран. Таковы были Италия, Испания, Австрия, Польша.. Одним из первых и наиболее аргументированно эту мысль высказал крупнейший социолог из Германии Макс Вебер (1864-1920). Свою книгу он так и назвал: «Протестанская этика и дух капитализма» (1904).Подводя итоги, можно утверждать, что предметом экономической мысли в эпоху античности и средневековья выступало экономическое (хозяйственное) поведение человека в рамках «традиционного общества», которое определялось представлениями о допустимом и недопустимом в области практической жизни, или, другими словами, представлениями о его соответствии принятым моральным нормам. Об этом наиболее красноречиво говорят идеи Аристотеля об «экономике» и «хрематистике», идея «справедливой цены» Ф. Аквинского, негативное отношение к ростовщичеству и ссудному проценту и др. В этих идеях и нормах повседневной жизни находили выражение еще несистематизированные, донаучные представления об экономике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бартенев С.А. История экономических учений. - М.: Юристъ, 2000. - С.15-25.

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С.9-13.

3. Автономов В.С. Предисловие к русскому изданию // Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. - Введение; Методологический постскриптум.

5. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968. - Предисловие автора; Заключение.

6. Шумпетер Й. История экономического анализа. - СПб., 2001. Т.1. Введение, предмет и метод.


© 2010 Рефераты