Вступление 1 Закономерности развития науки Процессы дифференциации и интеграции научного знанияНаучная революция как закономерность развития науки2 Философское изучение науки как социальной системыОсобенности многоуровневой сущности наукиАнализ науки как формы организации общественных отношений в научной деятельности3 Структура науки в контексте философского анализаНеобходимость определения логической структуры наукиЭлементы логической структуры наукиВыводыСписок использованной литературыВступлениеУвеличение роли науки в обществе, рост её социального престижа ставит высокие требования к знаниям про науку. В современных условиях эти условия стремительно растут, стимулируя углубление исследований сферы науки в более полном объёме, в единстве всех её сторон. Такой анализ науки предусматривает обращение к её возникновению и развитию.Предистория науки, появление научного знания уходит своими корнями в глубокое прошлое. Становление науки связано с такой ступенью развития человеческого общества, когда был накоплен определённый минимум научных знаний и совершалась передача их в разных видах практической деятельности.Практически знанием сначала была математика, теоретическим основам которой предшествовали требования практической деятельности. поэтому исторически первым способом организации математического знания была так называемая практическая математика, которая возникает в древнем Египте и Месопотамии.Рассматривая науку как деятельность с производством знаний, можно выявить критерии её периодизации, которая должна выражать функции этого производства, причём функции социально ориентированные. Возникает вопрос: какой социальной целью производятся научные знания? Должны ли они принимать участие в технологическом преобразовании природы или в «производстве самого человека», в развитии его духовного мира? Эти виды производства благоприятствуют взаимному прогрессу; научные знания используются по-разному в разные исторические эпохи развития общества.Рассматривая такие вопросы, необходимо определить основную целевую ориентацию науки в обществе, так как только она может служить настоящим критерием её периодизации. Соответственно к этому критерию в историческом генезисе науки можно выделить три основные периода.1. Преимущественно личностно - мировоззренческая ориентация науки: от её возникновения до Галилея и Ньютона. Основной целью научной деятельности в социальном плане было формирование общего представления про мир и место в нём человека.2. Преимущественно технологическая, материально производственная ориентация науки: начиная с XVII ст. и до современности. Техническая ориентация науки была по результатам революционной как для техники, так и для самой науки. Техника становится «определённой силой знания» и всё больше зависит от успехов научных исследований. Наука становится фактором производственного процесса, который в свою очередь становится сферой её применения. В этом аспекте и выражается сущность новой целевой ориентации науки, нового исторического этапа её развития.3. Ориентация на развитие интеллектуального творческого потенциала личности (современный этап). Если развитие производства в XIX ст. происходило за счёт усовершенствования машин и технологических процессов, то в наше время он движется вперед также и за счёт духовного усовершенствования самого человека. В ходе научно-технического прогресса интеллектуальное, духовное развитие людей становится определяющим фактором увеличения материального производства.Все это является основанием для заключения про изменение в наше время основной целевой ориентации науки, о том, что она более чётко проявляется в тенденции как наука, ориентированная на развитие интеллектуально творческого потенциала человека.Закономерности развития наукиПроцессы дифференциации и интеграции научного знанияРазвитие науки в современном обществе приводит к вертикальной интеграции науки -- тенденции к всё большему сближению науки с практикой, а в связи с этим -- к сближению между фундаментальными и прикладными науками. Происходят существенные изменения в науке как системе знания, углубляются процессы дифференциации та интеграции научного знания.Результатом дифференциации есть появление отдельных теоретических систем и выделение их в самостоятельные отрасли науки со своим предметом, целью и методом. Дифференциация научного знания сопровождается его интеграцией, что представляет собою не просто объединение существующих систем в что-то единое, не суму знаний, достигнутых разными науками, а стремление в процессе взаимосвязи заимствовать друг у друга и методы, и язык, чтоб применить их для изучения своего объекта. Интеграция путём перенесения методов и языка науки есть одним из показателей глубокого единства современного научного знания.Для современной науки характерным есть усиление взаимосвязей между большим количеством различных областей, интегративных тенденций в развитии каждой из них.Интеграция охватывает четко отделенные одна от другой науки и обозначает процесс, связанный с подчинением отдельных наук, которые выделяются в целостную структуру концептуального каркаса отправного знания. В то же время интеграция является результатом сближения ранее независимых наук и благоприятствует между научными взаимодействиям, формированию интегративных наук (например кибернетики, биохимии, молекулярной биологии).Тенденция до интеграции наук отображает универсальный характер движения материи и ее основных атрибутов -- пространства, времени, причинности, возможности и действительности и т.д. Существенную роль в усилении взаимодействия наук играет принцип развития, который характеризует как общность, так и направленность процессов изменчивости в объективном мире.Центральной проблемой интеграции наук и синтеза знания является проблема соотношения наук. Интеграция предусматривает установление и усиление ее взаимосвязей между науками.Изучая взаимодействие естественных, общественных и технических наук, необходимо учитывать не только объективные (предметные) основы, но и деятельные факторы и характеристики, потому что указанные науки отличаются и за субъектом деятельности, и за методами, используемыми приемами, целью исследования и др.Есть так же разделение общественных, естественных и технических наук на фундаментальные и прикладные науки (исследования), которые взаимодействуют между собой. При взаимодействии фундаментальных и прикладных наук необходимо учитывать и тот факт, что некоторые фундаментальные науки могут пользоваться аппаратом других фундаментальных наук, которые в таком случае сами приобретают черт прикладного знания.Интегративные потенции в первую очередь проявляются в использовании принципов общей связи явлений и материальной целостности мира. Вместе с тем и другие принципы, законы и категории философии играют важную роль в интеграции наук о природе и обществе, поскольку они на общем уровне отображают взаимосвязи между атрибутами та качествами материи, між бытием и сознанием.Философия, с одной стороны, обобщает интегративные тенденции в отдельных науках, а с другой, -- выполняя методологические функции познания, проводит как синтез знания в отдельных научных дисциплинах, так же "внешний" синтез между дисциплинами и их основными связующими.Философия, которая является ядром таких интегративно - общенаучных форм познания, как методология, мировоззрение, научная картина мира непосредственно через них влияет на сближение наук о природе и обществе, на развитие техники.Развитие любой области науки имеет четыре фазы. Первой фазой является латентная, она начинается с появления "зародышных" работ, роль которых устанавливается только при дальнейшем историческом анализе. Другая фаза -- период начального оформления и развития идей. Она характеризуется "взрывным" увеличением информации при более быстром увеличении количества авторов. В третей фазе -- период эксплуатации идей -- отрасль становится доступной для освоения широкому кругу авторов. Количество авторов и публикаций заметно возрастает, но темпы этого возрастания понижаются. В этот период в данной отрасли могут зародиться "горячие точки", которые со временем отделяются от нее и превращаются в самостоятельную область исследования. Четвертая фаза названа периодом насыщения: отрасль исчерпывает себя, основные идеи переходят в учебники. Далее возможно разделение на несколько отраслей либо исчезновение как самостоятельной отрасли исследования.Научная революция как закономерность развития наукиЕсли в той или другой отрасли науки происходит коренная ломка системы основных научных понятий, теорий, принципов и законов, происходит полная перестройка метода мышления ученых, самого способа понимания и объяснения познаваемого мира, то в данном случае мы имеем дело с научной революцией.Научная революция как закономерность развития науки имеет две функции, которые она иногда выполняет одновременно во взаимосвязи, а иногда -- последовательно, одну за другой. Первое задание научной революции (ее первая функция) имеет негативный, критический, разрушительный характер: необходимо решительно, революционным путем, до самых корней разрушить всю систему старых понятий, теорий, принципов и законов данной науки. Без выполнения этого революционно-критического задания не может быть убрано основное препятствие для разработки и принятия новых взглядов, нового способа мышления ученых, не может быть расчищенный путь для проникновения в науку новых идей и положений.Второе, причем наиболее важное, задание научной революции есть позитивное, конструктивное, творческое: необходимо выработать, доказать и утвердить в науке систему новых понятий, теорий, принципов и законов, а вместе с этим -- новое мышление ученых, новый способ восприятия и понимания мира, который изучается ими. Без выполнения этого позитивного, творческого задания научная революция не может быть доведенной до своего логического реального завершения.В результате научных революций происходят существенные изменения в структуре научного знания, в построении научных теорий. Современная наука характеризуется возникновением метатеорий і метанаук как специфических форм научного знания, желанием осмыслить основы, которые лежат в фундаменте построения научных теорий.Современное научное знание приобрело абстрактный характер, поскольку тяжело установить связь его понятий с объективной реальностью. Но это не сделало его менее практичным, наоборот, абстрактные теоретические системы науки нашего времени дают возможность в принципе овладевать и управлять различными процессами природы.2 Философское изучение науки как социальной системыОсобенности многоуровневой сущности наукиАнализ науки как целостной системы обусловлен ее многоуровневой сутью. Современная наука изучается в разнообразных аспектах: политико-экономическому, историко-научном, этическом, эстетическом, психологическом и др.. Решающее значение для правильного определения путей дальнейшего развития науки имеют философский, особенно логико-гносеологический і социологический аспекты изучения.С позиций логико-гносеологического подхода, наука рассматривается как система знаний. Научное знание представляет собой идеальное творение, специфическое духовное явление, необходимый компонент науки, без которого она не существует как целостность. Однако научные знания -- это еще не наука в настоящем понимании. Таковой наука становится лишь тогда, когда осуществляется процесс создания нового знания. Продуктом науки являются новые знания.Изучения процесса возникновения нового научного знания в этом аспекте предусматривает свой подход к проблеме, другой, нежели тот, который необходим при логико-гносеологическом аспекте анализа того же процесса.Понимание науки как системы знания целиком правомерно, поскольку ее функцией есть познание. И, конечно, такой подход к науке может быть полностью подходящим для логики науки. Но его ограниченность сразу определяется, как только подойти к науке как к сложному явлению, попробовать выяснить ее закономерности и социальные функции.При решении этих вопросов логико-гносеологический подход является не достаточным, и его необходимо дополнить социологическим анализом науки. Социологический анализ науки приводит к пониманию ее как формы научной деятельности, области духовного производства, определенного социального института.В рамках духовного производства исходящими для понимания и анализа сущности науки выступают уже не научные знания, а деятельность относительно их производства -- научный труд. Поэтому анализ науки как системы знания может быть дополнен ее изучением как специфического вида духовного труда. Наука -- не только сумма знаний, это система знаний, которая постоянно развивается и одновременно является специфическим видом духовного производства. Как система знаний наука существует и как реальный факт, прежде всего в самом процессе научной деятельности, и как результат научной деятельности. Социологический анализ науки предусматривает так же рассмотрение ее как определенного социального института. В науке как в сложной социальной системе заложен свой механизм развития. И поэтому понятие "социальный институт" должно благоприятствовать нахождению внутренних споров науки и механизмов ее развития.Анализ науки как формы организации общественных отношений в научной деятельностиАнализ институционализированной науки как формы организации общественных отношений в научной деятельности дает возможность выделить такие ее основные стороны. Наука как социальный институт представляет собой организацию людей, которые занимаются научной деятельностью. Внутри научные отношения получают характер связи между субъектами научной деятельности.Поэтому наука как социальный институт является организацией не только людей, которые занимаются научной деятельностью, но и организацией ее материально-технической базы. Люди, профессионально занятые научной деятельностью, и материальные средства совершения этой деятельности являются теми элементами, которые необходимо организовать в социальный институт.Итак, наука как социальный институт являет собой объединения профессионально занятых научной деятельностью людей и материальных средств ее проведения в образе системы организаций для выполнения функций осмысленного и целенаправленного управления научной деятельностью.Несомненно, наука -- очень сложный и многоаспектный социальный феномен. Она одновременно является системой объективных знаний и определенным видом деятельности людей, средством познания мира, важным фактором развития производства и орудием преобразования мира.Системный подход к изучению науки дает возможность определить ее внутреннюю природу как определенную целостную систему, что представляет собой органическое соединение взаимосвязанных сторон: научного знания і научной деятельности. Будучи такой системой, наука играет роль социального института.Другими словами, система научной деятельности представляет собой процесс циклического движения научного знания. Научное знание в этой системе переходит из состояния покоя в состояние развития, то есть из состояния опредмеченой научной деятельности в состояние живой научной деятельности и наоборот.Представление о науке как целостной социальной системе необходимо прежде всего для того, чтобы раскрыть внутренний механизм ее саморазвития. Такой подход к науке дает возможность выработать системное представление о ее внутренней структуре.Наука, таким образом, выступает как социальный организм, который охватывает деятельность людей, направленную на получение научного знания, средств этой деятельности и непосредственный продукт -- научное знание. Ядром такого организма является научная деятельность, без какой нет других компонентов науки. Целостность же его базируется на том, що наука всегда выходит не только из познания действительности, но и из научного знания; научное знание в свою очередь активно влияет на неё и органически вплетается в её материю, то есть является продуктом предыдущей и средством следующей научной деятельности. Рассмотрение науки как единства опредмеченой деятельности (знания) и живой деятельности (полученное знание) переходит традиционную ограниченность логико-гносеологического и философско-социологического подходов к неё.Рассмотренные составляющие элементы системы «наука», неразрывно связаны между собою, обуславливают способность науки исполнять определённые социальные функции, что играет важную роль в развитии общества. Реализуя свои социальные функции, наука включается в процесс развития как его интегрирующий фактор, а цели общества становятся органическими стимулами развития науки. Социальные функции науки носят объективный характер и определяются общественными потребностями.3 Структура науки в контексте философского анализаНеобходимость определения логической структуры наукиНаука как система знания исполняет определённые логические функции. Когда наука существовала в форме неразделённого целого, у неё вообще не могло быть никакой логической структуры, потому что не было создано чётких научных теорий с определённой структурой, системой доказательств и т. д. Фиксация некоторых фактов, гениальные предположения, фантастические представления -- вот что создаёт содержание неразделённой науки. Логическую структуру наука стала приобретать, когда из неё начали выделяться отдельные отрасли с относительно строгими научными теориями.Приобретение наукой логической структуры предусматривает прежде всего чёткое определение предмета её изучения, особенности которого много в чём определяют науку.Так как науки отличаются по предмету, мерой зрелости развития, можно говорить о своеобразии логической структуры каждой науки.Элементы логической структуры наукиЭлементами логической структуры науки являются: 1) основы, 2) законы, 3) основные понятия, 4) теории, 5) идеи.Основы науки. Необходимо выделить два виды основ науки: те, которые находятся за её границами, и те, которые входят в саму систему науки. Основой любой науки и всего знания в целом является материальная действительность и практическая, деятельность человека. Первая определяет объективное содержание любой науки, так как все науки имеют дело с отображением закономерностей движения явлений объективного мира. Другая -- критерий истинности научных теорий.Основы науки, которые входят в её систему, составляют прежде всего те её теоретические положения, которые выражают общие закономерности предмета данной науки, и рассматриваются в какой-то мере с определённой стороны во всех её теориях. Эти положения берутся за основу при логическом строении данной науки. Например, в геометрии такими положениями выступают её аксиомы, которые раскрываются в виде определений, постулатов, общих понятий.Кроме того, в структуре науки можно выделить три блоки основ: І) идеалы и нормы научного познания; 2) научная картина мира; 3) философские основы.Научное знание регулируется определёнными идеалами и нормами, которые выражают целевые установки науки. Это -- идеалы и нормы доказательств и обоснованности знания. Эти те основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы научного познания.Другой блок основ составляет научная картина мира, которая вмещает в себя общие представления про мир. Эта общая научная картина мира включает представления про природу и общество. Представления про структуру и развитие природы называют природно - научной картиной мира.Третий блок основ науки представлен философскими основами, которые включают в себя идеи и принципы, которые обосновывают идеалы и нормы науки, с одной стороны, научную картину мира -- с другого. При этом философские основы науки обеспечивают вхождение научного знания в общую материю культуры человеческого общества. Если основы науки стоят на верхней ступени иерархии логической структуры науки, то законы -- на самой нижней. Законы, по сути, исполняют функцию фактической базы науки: отображают предмет данной науки и носят всеобщий характер. Как факты законы носят достоверный характер; в процессе развития науки они не упрощаются, изменяются только сфера их применения. Законы науки -- объективно истинные.Функции законов выступают принципами истинного знания, которое существует в данной науке. Основы, законы науки существуют в форме понятий или их системы. Наука отображает свой предмет в понятиях, без которых нельзя построить ни одной теории. Понятия науки по своему месту и значениям неоднозначны. Есть понятия фундаментальные для данной науки; они отображают общие закономерности предмета, который изучается ею, и имеют отношение, по сути, ко всем её теориям. Есть понятия, которые относятся только к отдельным её теориям; они отображают отдельные стороны, моменты предмета данной науки.Теория является наивысшим уровнем синтезу знания. В ней оно достигает определённой меры полноты и завершенности, приобретая одновременно безусловного характера. Отдельные понятия науки абстрактные и субъективные. В теории, которая является выражением чего - то целого, тенденцией развития предмета, проявляется объективность содержания понятий науки.Суждения и понятия в теории образуют определённое единство, которое находит своё выражение в объединяющем начале, которое отображает важную для данной совокупности явлений связь. Таким образом, теорию можно определить так: система научного знания, которая описывает и объясняет определённую совокупность явлений, даёт знания реальных основ выдвинутых положений и сводит открытые в данной отрасли закономерные связи к единому объективному началу.Следует также отметить, что начиная с XIX ст. происходит создание теорий, которые объединяются в одну на основе единой идеи.Для понимания сути этого процесса необходимо выяснить логико-гносеологическую функцию идеи, в которой органически соединяются два момента, необходимые для науки: объективно-истинное отображение действительности и создание форм её преобразования из установлением средств практической их реализации. Перший момент выражает наблюдательную сторону знания, а другой -- действенно - практическую. В идеи они слиты воедино и благодаря этому идея выступает своеобразным гносеологическим идеалом, к которому стремиться познание. Наконец, наука создаёт теории для того, чтоб творить идеи -- формы, в которых человек достигает своей цели в отношении преобразования действительности. Чтоб утвердить себя в мире, знание должно стать идеей.Чтоб сформировать идею, необходимы знания не только про объект, а и про субъект, его цель и стремления, общественные потребности, про средства и пути внедрения теоретического знания в жизнь.Любая научная идея -- исторически проходящий идеал познания, который со временем перестаёт быть идеалом, а субъект достигает знания большей объективности и полноты с большими реальными возможностями для реализации, а поэтому создаёт новый идеал.Идея -- это конец знания и начало речи. Идея реализуется не только в практической, но и в теоретической деятельности человека. В строении науки идея выполняет синтезирующую функцию, объединяет знания в определённую единую систему теорий. Развитие современного научного знания, что по своему характеру является интегральным, требует дальнейшего углубления совместных исследований в науке. Интегративные процессы в современной науке делают необходимым междисциплинарный, комплексный подход к исследуемым проблемам. Такой подход становится одной из главных особенностей развития науки в современных условиях, так как в его основе лежат глубокие качественные преобразования в практике научно-технического и социального прогресса, что обуславливает укрепление связей между разными структурными уровнями объектов, ускорение темпов познавательных процессов.ВыводыТаким образом, логика развития науки привела нас к пониманию того культурно-исторического факта, что ни научное знание, ни нравственность, ни искусство, будучи взятыми в отдельности (не говоря уже о политике и праве), не могут обеспечить гармоничную целостность общественного сознания, а значит, а значит и поступательное развитие науки. Наука, эстетическая и нравственная формы общественного сознания определяет уровень развития духовной, а также и материальной жизни каждого общества. Их эффективная роль определяется их совместной гармонической согласованностью. Необходимо, чтобы взаимная согласованность этих форм духовной активности человека достигла такой степени, чтобы примат одной из них не мог привести к дегармонизации общественных процессов и внутреннего духовного мира самого человека. Считаем важным отметить и то, что этическое тесно сплетается с эстетическим, наука стремится к постижению тайн искусства, а последнее использует научные достижения. Всесторонняя и глубокая гармонизация форм общественного сознания - идеал будущего, достижимого только созидательной деятельностью самого народа. Список использованной литературы1. Волков Г.Н. Качественные и количественные методы в изучении науки // Будущее науки: Перспективы. Гипотезы. Нерешенные проблемы. Международный ежегодник. -- Вып. 3., -- М., 1980. - С. 53 - 602. Добров Г.М. Наука о науке. -- К., 19893. Иванова Н.Я. Социально - культурные функции естественных наук.-- К.,19774. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. -- М., 19865. Йолон П. Тенденції розвитку сучасної методології науки. //Філософська і соціологічна думка. -- 1995. -- № 7--8. С. 239--243.6. Корниенко А.А., Корниенко А. В. Философские вопросы развития науки. -- Томск, 19907. Крымский С.Б. Научное знание и принципы его трансформации. -- К., 19748. Наука и культура. -- М., 19919. Наука и нравственность. -- М., 197110. О гуманизме в науке и культуре. -- М., 198211. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. -- М., 1988 12. Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человечества. -- М., 1975