p align="left">В дальнейшем мы убедимся что и развитие сознания тоже требует затрат и жертв.
Наконец-то мы смогли ответить на все вопросы, которые постоянно вставали перед нами, а именно выяснили:
- человек, в отличии от животных, способен производить излишний(прибавочный) продукт, вследствие того, что человеческий труд, в отличие от труда животных, изначально труд производительный;
- человеческий труд органически и неразрывно состоит из труда физического, данного ему от природы, и труда умственного, который появился у него благодаря возникновению сознания;
- сознание возникло у человека вследствие биологических предпосылок и глобального похолодания климата, произошедшего на нашей планете несколько миллионов лет назад.
В чем же суть развития человеческого общества?
Очевидно, что чем больше у него доля умственного труда, то тем более его труд производителен, тем больше излишнего(прибавочного) продукта он производит, - в этом суть развития материального производства и в конечном итоге развития человеческого общества.
Но умственный труд продукт сознания, значит, сознание и есть первопричина развития человеческого общества.
Сознание развивается, - познает объективные законы природы, здесь сознание,безусловно, вторично по отношению к материи. Затем сознание, применяя на практике в материальном производстве открытия объективных законов природы, - внедряя изобретения, используя более совершенные орудия труда, применяя более совершенные формы организации труда, - отражается в материи, в общественном бытие и тем самым увеличивает производительность, развивает материальное производство. Здесь сознание определенно первично.
В отношении же основного вопроса философии - соотношения материи и сознания, истина, как всегда, оказалась в «золотой» середине, где крайними полюсами являются взгляды материалистов и взгляды идеалистов.
Итак, для того чтобы познать законы человеческого развития нужно познать сознание и законы его развития.
А теперь вернемся к нашему человеку, человеку-охотнику.
Раньше изобретения копья, лука, стрел, одежды изобретается каменный топор. Манипуляции с деревом и камнем (дерево рубят, колют, заостряют) приводит к открытию того, что трение вызывает нагревание тел, в нашем случае камня и дерева. Что в конечном итоге приводит к открытию того, что огонь можно добыть посредством трения.
Это третье открытие сделанное человеком.
С этого момента, - открытия того, что огонь можно добывать посредством трения, - начинается новый период в развитии человеческого общества. Если раньше, до этого момента, люди были ограничены в перемещениях и расселялись по нашей планете относительно медленно, - они в той или иной мере были привязаны к костру, то теперь, в связи с этим открытием, эта зависимость если не исчезает вовсе, то становится значительно слабее. У людей появляется возможность навсегда покидать свой родной очаг и уходить осваивать все новые и новые территории. Начинается период интенсивного освоения нашей планеты. В начале этого периода и на протяжении некоторого, по современным меркам довольно продолжительного, времени, исчезает всякая внутривидовая конкуренция за территорию, за пищу, исчезает антагонизм между первобытными людьми. Именно этот период можно назвать первобытнообщинным коммунизмом. Но со временем, по мере все более полного расселения людей по планете, первобытнообщинный коммунизм сойдет на нет.
А теперь сделаем некоторое отступление.
Почему все события, происходившие миллионы лет назад, описываются так, а не иначе? Почему утверждается мной, что сначала было открытие «того», затем «этого» и уже потом «третьего»? Будучи, между тем, дилетантом и в геологии, и в археологии, и в астрологии. Ну и что там скрывать, дорогой читатель, вы если «спец», наверное догадались, дилетант я и в философии.
А по той простой причине, дорогой читатель, что в возникновении и развитии сознания нет, и не может быть хаоса, - развитие сознания это последовательная и логическая цепь открытий, - познаний объективных законов природы. Сначала было открытие того, что ветка, брошенная в огонь, горит, затем, что огонь надо поддерживать и затем, что огонь можно добывать посредством трения. Можно ли нарушить эту последовательность и поменять открытия местами? Это абсурдно. Также абсурдно как, например, если бы сначала были бы открыты элементарные частицы, затем атомы и затем молекулы. И также абсурдно, если бы например, сначала была «теория относительности» Эйнштейна, а затем «классическая механика» Ньютона. Нет, в познании объективных законов природы таких абсурдов не может быть.
И по той простой причине, уважаемый читатель, если вы дошли таки до этой строчки, - именно первые три открытия, как это не парадоксально, наиболее легко установить, объяснить и описать, в каком бы далеком прошлом они не произошли, потому что между ними существует прямая, непосредственная, последовательная логическая связь.
Если все это так. А как иначе? То, чисто исходя из логики, можно легко описать и объяснить все то, что происходило миллионы лет назад и сложно то, что происходило тысячи, сотни лет назад.
И, наконец, и это самое главное, этот труд, скромный или не скромный, будем считать… ну теорией, - новой теорией человеческого развития, тогда она как и всякая другая «правильная» теория, не должна противоречить практике, в нашем случае, не должна противоречить истории человеческого развития, логично объяснять причины тех или иных фактов и явлений. В противном случае эта теория ошибочна. До сих пор удавалось: - человек произошел от обезьяны это факт, и глобальное похолодание тоже факт, и огонь использовался человеком с начала его существования и наконец каннибализм, до сих пор необъяснимый, непонятный факт истории, находит свое объяснение и логически вписывается в новую теорию.
Сознание возникло на основе изменений материи, т.о. сознание есть одна из форм существования материи, а значит, подчиняется объективным законам материального мира. Вместе с тем, хотя сознание и есть одна из форм материи, она обладает такими уникальными свойствами, которые позволяют противопоставить ее материи. Первое, - оно способно познавать объективные законы природы и на этой основе развиваться; второе, - оно способно отражать себя в материи, преобразовывать его. Ни одна другая из форм материи не обладает такими свойствами.
Теперь, после этих отступлений, проанализируем эти три первых открытия в их последовательности и на основе этого анализа определим - Как же идет процесс отражения сознания в общественном бытие?
Сначала было открытие того, что ветка брошенная в огонь - горит. Благодаря этому и возникло сознание. Сознание возникло не вдруг, не на пустом месте, оно возникло на основе биологических предпосылок - некоторой «критической массы» количественных изменений накопленных живой природой и в связи с изменением климата, - глобальным похолоданием. После этого открытия сознание начинает свое, уже самостоятельное развитие.
Далее следует второе открытие: - осознание того, что огонь надо поддерживать. Но так как у прачеловека нет для этого ни дополнительных сил, ни свободного времени, возникает каннибализм. На протяжении этого процесса, изобретаются каменный топор, копье, лук и стрелы, одежда, жилище. Все эти изобретения, появились как следствие этого открытия - не было бы этого открытия, не было бы этих изобретений.
Мы видим, что сначала следует открытие - познание объективных законов природы, затем следует отражение этого открытия на общественном бытие.
Сознание отражается в материи - камне, дереве, кости, шкурах, - преобразует их в дубину, каменный топор, копье, лук и стрелы, одежду, жилища.
Мы видим также, что процесс отражения сознания в материи происходит с дополнительными затратами энергии.
Затем следует третье открытие - открытие того, что огонь можно добывать посредством трения.
Человек к моменту этого открытия уже производит некоторый излишний продукт. Интересный вопрос: - А куда же девается этот излишний продукт? Что с ним происходит?
Продукт этот действительно излишний и никому не принадлежащий, поскольку человек в те времена не мог иметь больше чем мог съесть за один раз. Такой образ существования достался ему в наследство от обезьяньего рода.
Продукт этот присваивается, это естественно. Кем? Очевидно наиболее сильным или наиболее сильными в племени, это тоже естественно.
Теперь вернемся к нашему открытию.
Как человек мог открыть то, что посредством трения можно добыть огонь? Очевидно нужно проводить какие то эксперименты для того чтобы подтвердить на практике свои смутные догадки. Случайно, как это было с первым открытием, это открытие сделать невозможно. Чисто технически. И в природе таких естественных трений между телами, которые способны были бы вызвать огонь, не наблюдается.
Но для того чтобы проводить эти опыты и эксперименты нужно уйма времени - свободного времени. Свободного времени от производства необходимых средств существования.
И такое свободное время есть! Оно есть у того или у тех кто присваивает излишний продукт. Именно эти люди имеют возможность сделать это открытие.
Далее. Процесс отражения сознания в материи происходит постепенно. Изобретаются сначала дубина затем каменный топор, копье, лук и стрелы и т.д. Но вместе с этим процессом происходит процесс увеличения производства излишнего продукта, что в свою очередь к увеличению свободного времени.
Первоначально, вероятно, не удовлетворяя даже всех потребностей одного человека, излишний продукт, все увеличиваясь и увеличиваясь, - превосходит их.
Так, вероятно, в племени появились сначала вождь племени, затем жрецы.
С увеличением свободного времени увеличивается и вероятность открытия того, что посредством трения можно добыть огонь.
Открытие не может совершиться сразу после того, как появится свободное время, так как для присвоения излишнего продукта нужна сила, а для совершения открытия нужен ум. И необходим некоторый промежуток времени, для того чтобы эти два качества сконцентрировались в одном человеке.
Итак, подведем итог наших рассуждений.
Развитие сознания, по сути:
- есть единство взаимосвязанных форм, - стадий прерывности и непрерывности, - отражения материи в сознании(открытий) и отражения сознании в материи(освоения этих открытий);
- есть переход количественных изменений(набор «критической массы» свободного времени) в качественные(совершение открытия).
Появление и дальнейшее увеличение излишнего продукта ведет к расслоению человеческого общества - на производителей излишнего продукта и на потребителей излишнего продукта.
В сфере человеческого труда, в процессе освоения открытия, увеличивается доля умственного труда.
Как стадия открытия, так и стадия освоения открытия требует первоначальных затрат энергии.
Теперь вооружившись этими знаниями, рассмотрим, как развивалось человеческое общество с древних времен до наших дней.
7.РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
Рабовладельческий строй.
С дальнейшим развитием человеческого общества, первобытно-общинный строй переходит в рабовладельческий.
Каковы причины этого перехода?
Первобытные люди были «детьми» природы - они пользовались дарами природы, но ни как не производили,в смысле этого слова, средств существования. При рабовладельческом строе мы видим иную картину, - люди уже производят средства существования, - занимаются земледелием, скотоводством, ремеслом.
Коренным образом меняется характер присвоения. Вождь, жрецы присваивали излишний продукт, добытый в природе, рабовладелец же присваивает уже прибавочный продукт, получаемый при производстве.
Т.о. возникновение производства как такового и есть причина возникновения рабовладельческого строя.
Конечно производство имело место и при первобытно-общинном строе, но, надо думать, это были зачатки рабовладельческого строя. Рабовладельческий строй не мог возникнуть сразу, вдруг, как бы ни откуда.
Переход из первобытнообщинного строя к рабовладельческому происходил постепенно и совершенно незаметно для субъектов: - людей племени с одной стороны и вождя племени и жрецов с другой. При первобытнообщинном строе вождь и жрецы присваивали излишний продукт, а их соплеменникам, так или иначе оставались необходимые средства существования, но и при рабовладельческом строе рабовладелец присваивает прибавочный продукт, а рабу, так или иначе, остаются необходимые средства существования.
Т.о. формула производства продукции для рабовладельческого строя остается такой же - Ппр=Н+х
Феодальный строй.
С развитием земледелия и применения тяговой силы для пахоты, рабовладельческий строй вытесняется феодальным.
Лошадь и плуг средства довольно дорогие и рабовладелец не может доверять их рабу, кроме как, не передав их ему в собственность. Так появляется крестьянин, который в отличие от раба становится собственником средств производства, а рабовладелец превращается в феодала. Это можно выразить формулой : -
Ппр=(Н+Спр)+х
где Спр - средства производства.
Как видно из формулы, крестьянин, хотя и является собственником средств производства, прибавочный продукт, тем не менее, полностью присваивается феодалом.
Капиталистический строй.
При рассмотрении феодального строя, мы остановились на формуле феодального строя - Ппр=(Н+Спр)+х и на том, что производитель продукции впервые становится собственником средств производства.
Эту новую ситуацию рассмотрим поподробнее.
Если раб всем необходимым целиком и полностью обеспечивался своим господином, крестьянин всем необходимым и средствами производства должен обеспечивать себя сам. Отсюда следует - с возникновением крестьянства возникает рынок, причем рынок особый - громадный рынок мелких потребителей.
Может ли ремесленник удовлетворить спрос на этом рынке - нет. Труд ремесленника не производителен, а значит продукты его труда слишком дороги для такого потребителя как крестьянин. Ремесленник в своей деятельности ориентируется совсем на другой рынок, - рынок богатых, но малочисленных потребителей.
Именно появление огромного крестьянского рынка - рынка потребителей средств производства стимулирует появление промышленного производства - капитализма.
Феодальный строй сам порождает предпосылки капитализма. Появляются капиталист и рабочий.
Формула производства продукции при капитализме выглядит так:
П'пр = Н' + х'
где, - П'пр - производство средств производства.
Как видим труд раба, и труд рабочего ничем не отличаются друг от друга по отношению к прибавочному продукту. Какая разница, что один абсолютно свободен, другой абсолютно не свободен, если, осуществляя труд, и тот и другой получают только необходимые средства существования. Хотя очевидно, что необходимые средства существования рабочего качественно отличались от необходимых средств существования раба. Но в тоже время, когда на производстве господствовал ручной труд, это отличие, по-видимому, было минимальным.
Наличие рынка мелких потребителей главное условие для организации капиталистического производства, но не единственное, необходимы еще два условия:
- наличие первоначально накопленного капитала для организации производства;
- наличие на рынке свободной рабочей силы, лишенной средств производства и не имеющих средств существования.
Поэтому капитализм не мог возникнуть сразу. Это длительный, сложный процесс, который протекал внутри феодального строя.
Социалистический строй.
Развитие человеческого общества, по сути, есть процесс отражения развития сознания на общественном бытие - это главное, и пожалуй, единственное отличие этой новой теории от теории марксизма. Все остальные различия, в конечном счете, сводятся к этому различию.
«Развитие общества есть прежде всего закономерное развитие общественного производства - необходимый процесс замены одного, низшего способа производства другим, высшим» - говорят марксисты.
На первый взгляд все верно, развитие - совершенствование орудий производства и технический прогресс являются результатом производственной практики, действительно капиталисты финансировали новые изобретения, содержали изобретателей машин. Но перед всем этим стоит фундаментальная наука, с производством никак или почти никак не связанная. Можно привести множество примеров, когда новые открытия объективных законов природы носили, казалось бы, чисто научный, познавательный характер, к материальной жизни поначалу не имеющие ни какого отношения. Но проходит определенное время, и они находят, иногда даже самое неожиданное, применение. Так, например, открытия в физике привели к изобретению электричества, радио, атомных электростанций и т.д.
Таким образом, если материальную жизнь людей определяет способ производства, то способ производства определяет познание.
Если переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому обусловлен возникновением производства как такового, то дальнейшее развитие - изменением, усложнением, совершенствованием способа производства:
- от рабовладельческого к феодальному - применением тягловой силы в земледелии;
- от феодального к капиталистическому - возникновением промышленного производства;
- от капиталистического к социалистическому - применением машин в производстве.
Почему именно применение машин в производстве(в первую очередь в промышленном), привело к новому качественному состоянию общества?
Вот что пишет К.Маркс об эффекте применения машин: «…Следовательно, при своем превращении в пряжу приблизительно 366 ф. хлопка (упрощения ради мы не берем в расчет угар) поглощают всего 150 рабочих часов, или 15 десятичасовых рабочих дней, между тем как при ручной прялке, когда прядильщик производит 13 унций пряжи за 60 часов, то же самое количество хлопка поглотило бы 27000 рабочих часов»
Соч. том 1 стр. 402-403.
Т.е. увеличение производительности в 180 раз.
Это одна сторона в применении машин в производстве, но есть и другая, которую К.Маркс также отметил: «Существенное различие наблюдается между работниками, занятыми действительно при рабочих машинах … и простыми подручными этих машинных рабочих. (…)
Наряду с этими главными категориями выступает количественно незначительный персонал, который занят контролем за всеми машинами и постоянной их починкой, например инженеры, столяры, механики и т.д. Это - высший частью научного образования, частью ремесленного характера слой работников, стоящих вне круга фабричных рабочих, просто присоединенный к нему. Это разделение труда является чисто техническим»
Соч. том 1 стр. 431
Далее: «Вместе с машинами появился новый вид рабочих - производители машин»
Соч. том 1 стр. 453.
К.Маркс видит в этом только «чисто техническое» разделение труда, на самом же деле он наблюдал зачатки социалистического строя.
Зададимся таким вопросом: - Какую заработную плату получали все эти категории рабочих и «просто присоединенные к ним»? Имея в виду то, что при капиталистическом строе все рабочие получали заработную плату равную необходимым средствам существования.
Одинаковую зарплату они не могли получать - исчезнет стимул к повышению квалификации, снижать заработную плату для неквалифицированных рабочих тоже нельзя - на то оно и необходимое средство существования. Остается один единственный вариант - рабочим с более высокой квалификацией платить больше чем неквалифицированным, т.е. больше необходимых средств существования.
Из формулы производства продукта для капиталистического строя - П'пр = Н' + х' видно, что прибавку к заработной плате высококвалифицированным рабочим капиталист может только отторгнув часть прибавочного продукта - П'пр = (Н' + ?х) + (х' - ?х), где ?х - часть прибавочного продукта.
Впервые, со времен появления человеческого общества, производитель продукта получает часть прибавочного продукта, это и есть причина возникновения социалистического строя.
Впервые производитель получает больше чем ему необходимо просто для существования. Если с появлением крестьянства возник рынок потребителей средств производства, то с появлением машинных рабочих возникает рынок мелких потребителей средств потребления, что ведет к возникновению промышленного производства средств потребления. Это новое возникшее производство, в свою очередь, еще больше увеличивает рынок мелких потребителей т.е. получается цепная реакция - это и есть причина, так называемой, промышленной революции.
Надо отметить, К.Маркс заметил подобную тенденцию: - «Возникновение богатства последних и постоянное относительное уменьшение числа рабочих, требуемых для производства необходимых жизненных средств, порождают, вместе с новыми потребностями в роскоши и новые средства их удовлетворения. Все большая часть общественного продукта превращается в прибавочный продукт и все большая часть прибавочного продукта воспроизводится и потребляется все в более и более утонченных и разнообразных формах. (…). Прямо на основе машинного производства или же на основе соответствующего ему общего промышленного переворота образуются совершенно новые отрасли производства, а потом и новые сферы труда».
Соч. том1 стр. 455-456
8. КАПИТАЛ РАЗВИТИЯ.
Развитие человеческого общества идет по возрастающей, свидетельство тому история человеческого развития. Происходит это потому, что развитие человеческого общества есть, по сути, процесс отражения развития сознания(я не устану это повторять), сознание же развивается по возрастающей.
Развитие сознания от одного открытия к другому имело место только в самом начале. Затем идет процесс дифференциации - зарождаются науки, - философия, математика, физика и т.д.
Во всех сферах науки совершаются открытия, которые рано или поздно находят применение в материальном производстве.
Но вместе с тем, сознание не может развиваться само по себе - для совершения открытия необходимо свободное время от производства необходимых средств существования. Для возникновения свободного времени необходим излишний(прибавочный) продукт, который, в свою очередь, образуется в материальном производстве в процессе труда.
Т.о. процесс отражения сознания на общественном бытие не есть простой, механический, а сложный, взаимосвязанный процесс, где общественное сознание оказывает активное обратное воздействие на процесс познания.
Для совершения открытия необходима некоторая «критическая масса» свободного времени(излишнего, прибавочного продукта), это достигается в процессе отражения в материальном производстве предыдущего открытия, но, и сам этот процесс отражения требует некоторых затрат энергии. Именно отсутствие этой необходимой энергии в процессе отражения первого открытия и есть причина возникновения каннибализма.
Т.о. прибавочный продукт есть капитал развития сознания, развития человеческого общества.
Очевидно, что капитал развития подразделяется на капитал необходимый для совершения открытия или затрат на фундаментальную науку и капитал на освоение открытия - затраты на изобретения, техническое перевооружение, организацию более рациональных, оптимальных форм организации труда.
9.ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ.
Развитие человеческого общества есть цепь количественных и качественных изменений, - накоплений капитала и скачков(открытий).
Каким же образом происходит процесс накопления капитала? И как этот первоначально накопленный капитал трансформируется в капитал развития?
С возникновением и увеличением излишнего затем прибавочного продукта, происходит расслоение человеческого общества на производителей необходимых средств существования и потребителей прибавочного продукта.
Именно за счет накопленных средств происходил плавный переход первобытно-общинного строя к рабовладельческому и рабовладельческого к феодальному строю.
А теперь разберемся внимательно, как же происходило превращение первоначально накопленного капитала в капитал развития при переходе от феодального к капиталистическому, поскольку оно имеет свою специфику.
Необходимым условием для возникновения промышленного производства является наличие рынка мелких потребителей. Это необходимое, но не достаточное условие. Чтобы организовать промышленное производство, необходимы большие первоначальные вложения капитала, необходимо наличие свободной рабочей силы. Кроме этого, новое производство надо организовать, - привести в движение капитал, рабочую силу, надо определить выпуск такого товара, который нашел бы спрос на рынке, для этого нужен предприниматель.
Специфика ситуации при переходе от феодального строя к капиталистическому состоит в том, что предприниматель, как правило, не имеет первоначально накопленного капитала, а феодал, владеющий капиталом, как правило, не способен к предпринимательской деятельности, просто по образу своей жизни.
Поэтому феодалы, в этой ситуации, выступают как рынок богатых потребителей или как потенциальный капитал.
Предприниматель первоначально ориентирован именно на этот рынок. Производство ведется примитивно, кустарно, без больших первоначальных вложений капитала, стоимость товара в этой ситуации высока.
Именно посредством механизма высоких цен идет процесс первоначального накопления капитала, превращения потенциального капитала в капитал развития. Наряду с этим, основным способом, действует также и другой, - концентрация капитала у отдельных лиц, групп лиц, - банкиров, которые, выдавая кредиты под организацию производства, так же превращают его в действующий.
10. СОЗНАНИЕ И КРИЗИСЫ.
Между ними существует прямая и непосредственная связь. Кризисы, с одной стороны, являются следствием развития сознания, развития материального производства, с другой - необходимым и неизбежным механизмом, обуславливающим переход из одного качественного состояния в другой.
Другими словами кризисы это проявление процесса отражения сознания на общественном бытие.
Вот что пишет К.Маркс о кризисах: «Колоссальная скачкообразная расширяемость фабричного производства и его зависимость от мирового рынка необходимо порождают лихорадочное производство и следующее за ним переполнение рынков, при сокращении которых наступает паралич. Жизнь промышленности превращается в последовательный ряд периодов среднего оживления, процветания, перепроизводства, кризиса и застоя. (…) … возрастание числа фабричных рабочих обуславливается относительно гораздо более быстрым возрастанием всего капитала, вложенного в фабрики. Но этот процесс совершается лишь в пределах периодов прилива и отлива промышленного цикла. Кроме того, он постоянно прерывается механическим прогрессом, который то замещает рабочих потенциально, то вытесняет их фактически. Такие качественные изменения в машинном производстве постоянно удаляют рабочих с фабрики или запирают ворота перед новыми потоками рекрутов, между тем как просто количественное расширение фабрик поглощает кроме выброшенных и новый контингент рабочих. Таким образом, рабочие непрерывно притягиваются и отталкиваются, перебрасываются то сюда, то туда, и это сопровождается постоянными изменениями и пола, возраста и искусства выброшенных рабочих».
11. НЕОБХОДИМЫЕ СРЕДСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ и КЛАССОВАЯ БОРЬБА.
История оставила нам много фактов восстания рабов против рабовладельцев. Однако при ближайшем рассмотрении они оказываются восстаниями не рабов, а порабощенных. Яркий пример тому восстание «рабов» под предводительством Спартака, - из двух миллионов рабов, наличествовавших тогда в римской империи, практически ни один из них не пошел за Спартаком. Восстали, пошли те, кто был порабощен в результате захватнических войн Римской империи.
Почему так происходит?
Ранее мы отмечали, что переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому происходит постепенно и незаметно для субъектов - вождя и его соплеменников, одни незаметно для себя превращаются в рабов, другие в рабовладельцев. Поэтому эти «классические» рабы не знают что такое свобода, не знают других отношений кроме как отношений между рабом и господином. Господин же, в свою очередь, заботится о своем рабе - кормит, одевает, обувает его, т.е. обеспечивает необходимыми средствами существования. Тогда как для порабощенного человека, если он воин и тем более вождь, рабское положение действительно потеря свободы.
Иначе дело обстоит при феодальном и капиталистическом строе.
Феодал в силу объективных причин, вынужден давать крестьянину некоторую свободу. Крестьянин, в отличии от раба, уже сам обеспечивает себя необходимыми средствами существования и средствами производства. Феодалу, так или иначе, остается прибавочный продукт.
При капиталистическом строе рабочий получает денежный эквивалент необходимых средств существования - заработную плату, которым он свободно распоряжается по своему усмотрению.
Зададимся вопросом: - Как же определялся уровень необходимых средств существования?
Согласитесь, что в отличие от необходимых средств существования, категории вполне понятной, уровень необходимых средств существования спорен, расплывчат, к тому же уровень подвержен постоянному изменению в силу объективных и субъективных причин. Даже в современных условиях невозможно определить бесспорный уровень необходимых средств существования, что и говорить о тех далеких временах, когда даже такого понятия не существовало.
Ответ прост - уровень необходимых средств существования устанавливался естественным образом - в классовой борьбе.
Классовая борьба, таким образом, не является источником развития человеческого общества, как утверждает К.Маркс, но вместе с тем, она один из важнейших механизмов развития человеческого общества.
Своего апогея классовая борьба достигла при капитализме. Бурное развитие промышленности, требующее больших первоначальных вложений капитала, отчаянная конкурентная борьба за рынки сбыта понуждали капиталистов снижать уровень необходимых средств существования до предела, это и предопределяло ожесточенную классовую борьбу.
Но затем, по мере все большего внедрения социалистической формулы производства продукта, классовая борьба начинает затухать, что само собой разумеется - все большая и большая часть рабочих начинает получать часть прибавочного продукта в добавок к необходимым средствам существования.
12. «СОЦИАЛИЗМ» в СССР
Теперь определив, что есть сознание и сущность его развития, определив причинно-следственную связь между развитием сознания и развитием человеческого общества, попытаемся осмыслить события, проистекавшие в России в 1917 году и в последующем.
Прежде всего, отметим общественно-политическую и экономическую ситуацию, которая сложилась на тот момент, а она имела свою замечательную особенность.
До этого момента развитие человеческого общества мы рассматривали с чисто теоретических позиций. Рассматривали так, словно развитие шло в строго определенной последовательности, однако это идеальный путь развития, он приемлем, если рассматривать человеческое общество в целом. В реальности, по всей вероятности, ни одно отдельно взятое государство не развивалось по такой классической схеме. Поскольку, в силу самых разнообразнейших объективных и субъективных факторов, одни государства развивались быстрее другие медленнее, поскольку постоянно шло взаимопроникновение, взаимовлияние общественных сознаний отдельных народов, шло и взаимопроникновение общественного бытия, способа материального производства.
Вместе с тем, в отдельном государстве, скажем рабовладельческом, могут существовать феодальные отношения, что в свою очередь порождает зачатки капиталистических и т.д.
В России того времени сформировалось нечто подобное, - будучи во многом феодальным государством, однако повсеместно наблюдались признаки социалистического строя, - промышленного машинного производства. Такое положение сложилось под воздействием западных высокоразвитых стран.
Суть развития человеческого общества заключается в замене одного низшего способа материального производства на другой - высший. Это закон, поэтому процесс замены совершается в независимости от каких бы то ни было субъективных факторов. Если историческое предназначение капитализма организация промышленного производства средств производства, то она, эта цель, достигается вне зависимости от того был ли капитализм или через него «перескочили».
Теперь обратимся к событиям, происходившим в России в те годы.
Между тем, хотя промышленность бурно развилась в годы предшествовавшие революции, но она еще далеко не полностью отвечала требованиям крестьянского рынка, к тому же этот процесс был прерван революционными событиями.
Большевики, следовательно, находились в жестких рамках реального состояния общества. Если отбросить коммунистическую риторику тех лет о путях развития так называемого «коммунистического общества», представление о котором было довольно туманным, то все споры, в конечном итоге, сводились к одной проблеме - организации промышленного производства средств производства. И в этом смысле, ни о каком историческом эксперименте речи быть не может. Эту проблему решали и могли только решать большевики, независимо от идейных устремлений и желаний.
Если для возникновения и развития промышленного производства необходимы: - рынок потребителей средств производства; свободная рабочая сила; первоначально накопленный капитал и предприниматель, то, сообразуясь с этими обстоятельствами, можно понять подоплеку всех дальнейших событий и явлений.
Как мы знаем, перед большевиками имелись две альтернативы - «НЭП» и «индустриализация».
Сущность «НЭПа» заключалась в постепенном умеренном развитии, словами Бухарина в «построении социализма несоциалистическими методами», с последующим вытеснением частного капитала из торговли и производства. Программа Бухарина вытекала из «необходимости приспособления промышленности к крестьянскому рынку»
«Во-первых, - пишет Бухарин, - если растет товарооборот в стране, это означает что больше производится, больше продается-покупается, больше накапливается: это означает, что ускоряется развитие нашей промышленности. Если ускоряется общий товарооборот в стране, живее бежит кровь в хозяйственном организме, это значит, что мы накапливаем в своей промышленности больше, ускоряем темп, ход развития своей промышленности. Во-вторых, со стороны капиталистических элементов, которые растут на этой почве, мы получаем добавочный доход в виде растущего налогового обложения на эти растущие капиталистические элементы. И вот эти два основных источника, которые мы получаем добавочно в свои руки, дают нам добавочные средства, за счет которых мы материально помогаем всем социалистическим формам против капиталистических, и в том числе деревенской бедноте.»
Н.И.Бухарин «Пролетарская революция» П. 1923 г.
В противовес была выдвинута другая идея развития, выразителем которой был Преображенский и его закон первоначального «социалистического» накопления. Суть этого закона сводится к первоначальному накоплению из источников лежащих вне комплекса государственного хозяйства.
Преображенский пришел к выводу, что наиболее реальным источником капитала может быть только крестьянское хозяйство, для последующих немедленных капиталовложений в тяжелую промышленность (в производство средств производства).
Какая же из этих программ, с точки зрения организации производства средств производства, была правильной?
Как не покажется странным, но обе эти программы имели под собой реальную основу, хотя одна из них в конечном итоге ведет в тупик. Программы и Бухарина, и Преображенского предусматривали развитие, исходя из той ситуации в материальном производстве, которая имела место в то время. А она имела особенность, которая заключалась в том, что в России, после революции, на арену вышел свободный крестьянин, обеспеченный не только необходимыми средствами существования, но и присваивающий прибавочный продукт, при всем том, что машинное производство в сельхозпроизводстве не получила еще достаточного развития. Тогда как при классическом развитии именно постепенное внедрение машинного производства ведет к постепенному обладанию частью прибавочного продукта и постепенному освобождению. Это следствие Октябрьской революции и новой экономической политики начатой Лениным, когда «продразверстка» была заменена «продналогом».
Программа Бухарина, в общем-то, понятна и вполне естественна - использовать мощный крестьянский рынок для мощного развития промышленности, конечно за исключением «материальной помощи социалистическим формам против капиталистических».
Программа Преображенского же предполагала насильственное изъятие прибавочного продукта у свободных крестьян. Вот здесь и кроются истоки сталинизма, причины жестоких и массовых репрессий, причины поразительных успехов индустриализации и последующего застоя в экономике и развала СССР.
Жизнь, как мы знаем, пошла по сценарию Преображенского, хотя и не совсем - большевики отторгали у крестьян не только прибавочный продукт, но и средства производства(коллективизация). Ситуация, в этой связи, сложилась совершенно уникальная - формула производства продукта преобразовалась в формулу рабовладельческого строя: - Ппр=Н+х ! А государство, поскольку все функции находились у него в руках, превратилось в государство-рабовладельца! Не в рабовладельческое государство, а именно в государство-рабовладельца. Положение колхозников того времени тому факт.
Далее. Мы знаем, каким важным инструментом в развитии человеческого общества является уровень необходимых средств существования, и каким образом он определяется. Вот здесь кроется причина появления мощнейшего репрессивного аппарата, причины крестьянских восстаний, причины возникновения повсеместного голода.
Только мощному репрессивному аппарату под силу решить задачу по изъятию «излишек» у крестьян. А поскольку определить, где «излишки» а где необходимые средства существования чрезвычайно трудно, зачастую изымалось и то и другое.
Репрессивный аппарат, созданный в целях изъятия «излишек» у крестьян, успешно справился с этой задачей. Но необходимость в нем не исчезла. В дальнейшем, в ходе индустриализации, она будет востребована в полной мере.
Хотя формула производства продукции противоречила способу материального производства, но такое ведение хозяйства, на короткий период времени, оказалось возможным и эффективным благодаря существованию мощного репрессивного аппарата и мощной идеологической обработке. Эта формула на короткое время стала главенствующей, - во всех сферах материальной жизни и даже в таких как наука воссоздались формы и принципы взаимоотношений характерные для рабовладельческого строя. Повсеместно при строительстве объектов индустрии стал использоваться каторжный (читайте рабский) труд. Как и при рабовладельческом строе исчезает необходимость в классовой борьбе - государство-господин полностью берет на себя заботу по обеспечению работников средствами существования, требуя в замен самоотверженного труда.
Отсюда ясна причина массовых арестов. Во-первых, это, по сути, набор рабов на стройки объектов индустрии. Во-вторых, уж не знаю интуитивно или сознательно, арестам, в первую очередь, подвергались свободолюбивые, независимо мыслящие личности - враги рабских отношений.
Отсюда ясен секрет успеха индустриализации.
Во-первых, при нормальном, классическом развитии, деньги, чтобы превратиться в капитал развития, проходили через ряд отдельных механизмов: - сначала они накапливались в руках феодалов, затем, через механизм высоких цен, попадали к предпринимателю и уже в его руках превращались в капитал развития. Это долгий процесс, растянутый на десятилетия, столетия. Напротив же Сталину, посредством мощного репрессивного аппарата, удалось в рекордно короткие сроки сосредоточить большие средства в руках государства.
Во-вторых, Сталин, надо отдать ему должное, проявил себя как великий реформатор и наилучшим образом распорядился предоставленными средствами.
В-третьих, отметим также отсутствие таких издержек капитализма как стихийность рынка и, как следствие, отсутствие таких явлений как кризисы перепроизводства, распыление и нерациональное использование капитала.
В-четвертых, дешевизна рабочей силы и при этом практически отсутствие классовой борьбы.
В-пятых, отметим субъективный, но очень эффективный фактор - энтузиазм, который на некоторое время овладел широкими народными массами.
Все это вместе взятое, в совокупности, и предопределило успех индустриализации. Советский Союз за короткое время превратился в мощную, промышленно развитую державу.
Но в чем же причина застоя и последующего краха СССР?
А все выше перечисленные факторы успеха индустриализации и явились причинами застоя и краха СССР.
Если при нормальном развитии событий, в процессе внедрения в производство машин, новых технологий зарождался и развивался рынок средств потребления и на этой основе - промышленная революция, то в СССР, в силу известных обстоятельств, зарождение и развитие рынка средств потребления было надолго задержано.
Поразительные результаты, достигнутые в ходе индустриализации, укрепили веру власть имущих и советский народ в то, что всего можно достичь благодаря репрессиям и энтузиазму людей, напрочь, или в большей мере, исключив материальную заинтересованность. Заинтересованность если и имела место, то все же не была полноценной, всеобъемлющей и естественной. Энтузиазм явление недолговечное, а репрессии невозможно проводить, не имея для этого веских аргументов, к тому же старая гвардия репрессивного аппарата, выкованная в борьбе с крестьянством, постепенно уменьшалась и сходила на нет.
Далее, поскольку в стране отсутствовал слой предпринимателей и капиталистов и поскольку государство было собственником практически всех средств производства - появилась огромная по численности бюрократия и вместе с ней бесчисленное количество всевозможных инструкций, положений, правил и т.д.
Бюрократия, надо признать, успешно, успешнее предпринимателей и капиталистов, справилась с задачей индустриализации. Но организация производства средств потребления оказалась ей не по зубам, по совершенно понятным причинам. Одно дело, когда перед тобой стоят четкие и ясные цели - построить электростанцию, металлургический завод, организовать выпуск тракторов, танков и т.д. и совсем другое, когда такой ясной цели нет. В инициативе, в творчестве бюрократ на голову уступает предпринимателю. Бюрократия, появившись в ходе индустриализации и успешно проведя ее, в дальнейшем стала мощным тормозом развития материального производства.
Как видим то что было причиной успеха в последствии обернулось причиной застоя и краха.
Это закономерный итог не только индустриализации и Великой Октябрьской революции, но и теории марксизма, теории ошибочной, признающей верховенство общественного бытия над сознанием, физического труда над умственным.
Но могло ли развитие пойти иным путем, по плану Бухарина? - Нет. По причине некоторых свойств сознания.
Сознание уникальное явление природы, - оно не только познает объективные законы природы, но оно, как объективное явление природы, как составная часть материи, как одна из форм ее существования, - всецело подчиняется этим же законам и обладает свойствами присущими материи. Например. Мы выяснили, что для перехода сознания из одного качественного состояния в другой требуются некоторые дополнительные затраты энергии, что ведет к некоторому первоначальному ухудшению. Эта схема идеально сообразуется с математической «теорией катастроф», одно из правил которого гласит, - «при плавном переходе от одного локально-оптимального режима к другому необходимо временное ухудшение». Уверен, развитие сознания, развитие человеческого общества может быть описано математическими формулами.
Одно из характерных свойств материи, соответственно и сознания - свойство инерции. Посредством этого свойства сознания можно объяснить причину многих явлений в истории человеческого развития, мы не будем здесь углубляться, только скажем: - свойство инерции и есть причина того, что развитие пошло по пути, предложенному не Бухариным, а Преображенским.
У Сталина не было двух альтернатив, -«НЭПа» и «индустриализации». Дело в том, что марксистская теория завладела умами значительной части общества. Марксистская теория стала главенствующей в общественном сознании, приобрела силу инерции.
Итак. Несмотря на определенные успехи «НЭПа», наиболее активная часть общества - коммунисты воспринимали «НЭП» как временное явление, как отступление от принципов. Вместе с восстановлением экономики широко распространилась коррупция, спекуляция, проституция. Быстрыми темпами пошел процесс расслоения общества на бедных и богатых. Эти явления оскорбляли чувства большевиков, рисовали на лице «НЭПа» «гримасы порока» и настраивали партийных «фанатиков пролетарской чистоты» против «полудрузей - полуврагов» режима: - «нэпмана» и зажиточного крестьянства. («Ленинград. орган. и 14 съезд: сбор. матер. и док. М.-Л. 1926»)
Вместе с тем начался естественный ход событий: - миграция из деревень в города, заполняя их неквалифицированными, обездоленными, обозленными безработными.
Это было совсем не то, что ожидали большевики от революции, во имя которой они понесли такие жертвы, терпели лишения, - они ждали чуда, райской жизни. А рабочие, их ведь объявили самыми передовыми, самыми лучшими людьми на Земле и после этого им опять приходится работать на эксплуататоров.
В общем, большевики оказались пленниками своих лозунгов и идей.
Программа Бухарина, в конечном счете, ставила под экономический удар рабочих, программа Преображенского - крестьян. Это и предопределило выбор.
Кстати, нечто подобное предсказал и Ф.Энгельс. «Мне думается, - писал он, - что в одно прекрасное утро наша партия(партия немецких коммунистов) вследствие беспомощности и вялости всех остальных партий вынуждена будет встать у власти, чтобы в конце концов проводить все же такие вещи, которые отвечают непосредственно не нашим интересам, а интересам общереволюционным, специфическим и мелкобуржуазным; в таком случае под давлением пролетарских масс, связанные своими собственными, в известной мере ложно-истолкованными и выдвинутыми в порыве партийной борьбы печатными заявлениями и планами, мы будем вынуждены производить коммунистические опыты и делать скачки, о которых мы сами отлично знаем, насколько они не своевременны. При этом мы потеряем головы, - надо надеяться только в физическом смысле, - наступит реакция и, прежде чем мир будет в состоянии дать историческую оценку подобным событиям, нас станут считать не только чудовищами, на что нам было бы наплевать, но и дураками, что уже гораздо хуже».