Социальная философия как методология науки экономической деятельности
Социальная философия как методология науки экономической деятельности
39
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Специальность: менеджмент организации
Курс: 3-ий
Форма обучения: заочная
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
«Философия»
На тему:
«Социальная философия как методология
науки экономической деятельности»
Студент:
Суслов Дмитрий Владимирович
Преподаватель
г. Москва, 2006 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение 3
2. Что такое социальная философия? 4
2.1. Предмет, структура и функции научной социальной философии 4
2.1.1. Предмет и структура исторического материализма 4
2.1.2. Функции социальной философии 5
2.2. Социальная философия и частные науки 7
2.3. Социальная философия, ее проблематика 7
3. Социальная философия и организация (предприятие, фирма) - в проекции изучения сущности и организации экономической деятельности 9
4. Руководитель организации (предприятия, фирмы), как «главный сеятель» принципов социальной философии 14
4.1. Общие знания 14
4.2. Задачи и педагогические условия воспитания и обучения персонала предприятия в области всеобщего менеджмента качества 15
5. Сущность социального управления предприятием (организацией, фирмой) 18
5.1. Философские основания современного социального менеджмента 18
5.2. Понятие социального управления 19
5.3. Социально-психологические аспекты управления 21
5.3.1. Руководство персоналом и мотивация труда 21
5.3.2. Социальная система управления 23
5.3.3. Социально-экономическая политика: разработка и реализация 23
5.4. Динамическая модель цикла управления организации 25
5.5. Системология управления современным социохозяйственным объектом 26
6. Основные методы и приемы управленческой политики, основанные на 27
принципах социальной философии на предприятии (организации, фирме) 27
6.1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала 27
6.2 Управление конфликтами и стрессами 29
6.2.1. Управление конфликтами 29
6.2.2. Психология конфликта и необходимое руководство к действию для руководителя организации 32
6.2.3. Методы управления стрессами 34
6.3. Условия труда 35
7. Заключение 37
8. Список использованной литературы 39
1. Введение
Итак, проблематика, рассматриваемая мной в работе, является в рамках общей философии и философий управления и организации экономической деятельности весьма животрепещущей. В наше время, когда до сих пор, как пережиток прошлого до сих пор остался административный метод управления и не развита система трудового социального обеспечения, когда нет четких нормативных установок, касающихся социальной составляющей трудовой деятельности, необходимы реформы. В рамках реформ, необходимо глубокое изучение будущим руководителями предприятий и организации основных принципов и методов управления персоналом в целом, и социальной психологии в частности.
Как наука, философия изучает исторические события, опыт предшествующих поколений. Философия - это наука о всеобщих закономерностях, к которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии, как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если «основной вопрос» в ней прямо и не формулируется. В философии существует поляризация на два противоположных направления - на материализм и идеализм, промежуточное положение занимает между ними дуализм. Одними из основополагающих направлений философии являются философия науки, социальная философия, философия истории, философская антропология. Философия науки - это область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний. Философская антропология - философское учение о человеке, получившее широкое развитие в последние годы, некоторыми философами-марксистами рассматривается как философская дисциплина, отвечающая на вопрос: «Что такое человек?», синтезирующая объективно-научное и ценностное видение человека и мира. Философская антропология и социальная философия соприкасаются во многих областях исследований. Социальная философия, как наука, пересекается с такими общими научными направлениями, как психология, управление, право, культурология и др. Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой. занимающейся исследованием и обоснованием жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных формациях. Социальная философия определяет стороны и качественные методы урегулирования вопросов функционирования таких институтов, как государство, общество, организация. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований - человеческие отношения во всех их формах проявления.
2. Что такое социальная философия?
Общие знания
Термин «организация», образован от слова «орган» и имеет три разных аспекта значения, что объясняет сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов в общественной жизни. Во-первых, он может обозначать отдельный объект, например строительную организацию , финансовую организацию. Во-вторых, субъективную деятельность, действие с определенной целью, например - организация собрания, организация туристической поездки. И, наконец, структуру объекта, например, телесная организация, иерархическая организация формы. Термин «социальная организация труда»
объединяет все три названных аспекта: объективные условия (разделение и кооперация труда, общественные отношения собственности и власти, как условия мотивации и дисциплины труда); Субъективная деятельность по сохранению или изменению общественных условий труда; структура общественного устройства труда как определенная система со своими элементами и уровнями.
2.1. Предмет, структура и функции научной социальной философии2.1.1. Предмет и структура исторического материализма
Научная социальная философия - это наиболее общая философская наука об обществе. Ее соотношение с научной философией, которая в равной мере относится к природе и обществу, есть соотношение всеобщего (общефилософской теории), а не целого и части. Особенное, как известно, неполно входит в общее, в то время как часть полностью включается в целое.
Как более конкретная философская категория, исторический материализм в значительной мере опирается на общефилософскую теорию и потому в нем можно выделить два ряда категорий, выступающих своеобразными эквивалентами друг друга. Один ряд составляют понятия общественного бытия и общественного сознания, образованные на основе всеобщих философских категорий, другой - общесоциологические понятия способа производства и надстройки. Общесоциологический язык, в отличие от общефилософского, позволяет дать расчлененное описание реального процесса жизни людей, выделить в нем основные моменты и стороны: производство, обмен, распределение, потребление, производительные силы, производственные отношения и т.д.
Научная социальная философия - это наиболее общая теория общества, предметом которой являются общие стороны общественной жизни: отношение общественного сознания к общественному бытию, общие законы развития родовой и индивидуальной человеческой сущности, смысл и перспективы существования человечества.Предмет научной социально философии определяет ее структуру. В философской литературе существует несколько вариантов структуры исторического материализма, которые имеют свои основания и вызывают определенный интерес. Однако представляется, что наиболее адекватной его содержанию является двухуровневая структура. Первый уровень структуры образует изложение концепции «человека в обществе», т.е. концепции человека применительно к социальным явлениям - производительным силам и производственным отношениям, труду, собственности, общественному сознанию, классам и т.д. Иначе говоря, это изложение иерархической системы сфер общественной жизни: материальной, социально, духовной, политической и т.д. С позиций материализма первичность общественного бытия, или способа производства, означает, что в нем заключены главные источники, причины развития общества. Это в свою очередь с неизбежностью приводит к признанию раздвоения материальной жизни на две неравнозначные стороны: труд, или целесообразную деятельность, и отношения, складывающиеся между людьми в процессе труда.Второй уровень структуры определяется идеей единого, закономерного исторического процесса. Все сферы общественной жизни необходимо представить в виде развивающегося целостного процесса, основой которого выступает общественно-экономическая формация. Стержнем исторического процесса как закономерной смены формаций служит процесс развития человеческой сущности, поскольку первая предпосылка всякой человеческой истории - живые человеческие индивиды, их деятельность, их материальные условия жизни. Различие и единство этих двух уровней, или концепций, определяется тем, что они решают различные философские вопросы: материализм (исторический) - основной, диалектика (историческая) - второй вопрос философии.2.1.2. Функции социальной философии Важнейшей функцией социальной философией является предвидение, предсказание более или менее отдаленного будущего. Научная теория предсказывает закономерные этапы развития человеческого рода, возникновение в будущем подлинной истории, в которой человеческая сущность получит свое полное выражение и свободное развитие. В современную эпоху главной задачей научной социальной философии является дальнейшая разработка материалистического метода, посредством которого были выработаны понятия общественной формации и естественно - исторического процесса развития этих формаций, приведение МПИ в соответствие с потребностями социального и научно-технического прогресса. Современная НТР порождает мощную тенденцию к материалистическому пониманию мира и истории.
Двумя основными специфическими функциями социальной философии, как и философии в целом, являются мировоззренческая и методологическая. Специфическими они называются потому, что в развитом и концентрированном виде присущи только философии.
Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Для правильного понимания мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней мере, два момента.
1. Способы формирования мировоззрения у человека. Мировоззрение индивида может сформироваться либо в результате получения научных знаний в процессе образования (в том числе и самообразования), либо в стихийном процессе становления личности под воздействием социального окружения. При этом возможны и смешанные, гибридные варианты, когда одни элементы мировоззрения индивида оказываются научно выверенными, а другие остаются на уровне расхожего обыденного мнения с его предрассудками и заблуждениями. Не погрешим против истины, если скажем, что никакая философская система, даже самая современная и совершенная, не гарантирует абсолютного отсутствия во взглядах индивида подобных предрассудков и заблуждений, хотя бы потому, что сама она не полностью свободна от них. И в то же время только систематическое философское образование способно свести «мифологическую» составляющую нашего собственного мировоззрения к минимуму.
2. Философия представляет собой все же не все мировоззрение, а «лишь» его ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания, все те учебные дисциплины, которые изучаются студентами в вузе (всеобщая история, психология, физика, языкознание и т.д.). Каждая из них в скрытом, а зачастую и в открытом, виде содержит в себе мировоззренческие выводы и, соответственно, вносит свой вклад в мировоззренческую подготовку будущего специалиста.
Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую функцию.
Философский метод есть система наиболее общих принципов теоретического исследования действительности. Принципы эти могут быть совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как неизменному, раз навсегда данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические выводы из него будут существенно различаться.
В истории философии прослеживаются два основных философских метода -- диалектика и метафизика.
Подытоживая, можно выделить следующие линии взаимодействия философии и частных наук:
а) на каждом историческом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику;
б) в свою очередь каждая из конкретных наук использует философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих ее явлений и процессов.
С одной стороны метод включен в мировоззрение, ибо наше знание об окружающем социальном мире в самых существенных моментах будет неполным, если отвлечься от универсальной взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы (и прежде всего принципы объективности законов общественного развития, принцип первичности общественного бытия) входят в состав философского метода.
Кроме рассмотренных выше основных функций, которые выполняет только философия, необходимо учитывать ее огромное значение и в реализации чрезвычайно важных общенаучных функций -- гуманистической и общекультурной. Разумеется, и эти функции философия выполняет специфическим, только ей присущим способом -- способом философской рефлексии. Подчеркнем также, что не специфичность гуманистической и общекультурной функций отнюдь не означают их меньшей внутри философской, междисциплинарной и общественной значимости по сравнению со специфическими.
Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования.
Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важ-нейшим элементом духовной культуры человечества. «Мне представляется, -- писал видный физик ФРГ, лауреат Нобелевской премии, Макс Лауэ, -- что все науки должны группироваться вокруг философии как их общего центра и что служение ей является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство научной культуры против неудержимо прогрессирующей специализации наук. Без этого единства вся культура была бы обречена на гибель».
Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве «науки наук», втискивающей все остальные науки в прокрустово ложе общих схем и заменяющей собой эти науки. И только обретя свои специфические функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут -- мировоззрение и методологию, общегуманистический смысл и культурологическую значимость.
2.2. Социальная философия и частные науки
Взаимозависимость социальной философии и частных наук - одна из важнейших закономерностей развития науки. В основе этой взаимозависимости лежит диалектика всеобщего, которое существует во всей массе особенных и особенного, существующего только со всеобщим. Эта диалектика определяет глубокую зависимость социальной философии от частных наук и, в свою очередь, этих наук от социально-философских знаний.
Зависимость социальной философии от частных наук
Социальная философия, имея дело с особого рода особенным - человеческим обществом, - изучает не особенное как таковое, а его наиболее общие, или всеобщие стороны. В силу этого она не обладает первичным материалом, а заимствует его у частных наук. В качестве первичного материала выступают совокупные фактические и теоретические данные естественных, общественных и технических наук. При этом социальная философия исходит не из всего массива фактов и частных теорий, а из основного и обобщенного фактического и теоретического материала. Этот совокупный материал глубоко прорабатывается и критически осмысливается ею на основе философского анализа. Так, экономика и история изучают общественную жизнь и ее развитие, социальная философия, всецело опираясь на экономическую и историческую теории, раскрывает наиболее общую сущность и законы развития общества, которые выходят за пределы возможностей частнонаучного способа мышления.
С момента, когда социальная философия осознает наиболее общую сущность человеком общества - его материальность, произведенность, способность к бесконечному развитию и т.д., она становится научной и начинает развиваться по способу смены концепций, а бесконечного концептуального углубления, развития концепции развития вглубь. Коренная особенность развития по такому способу заключается в том, что развитие социально-философского знания начинается с принципиальной формулировки основных положений теории, отображающих сущность человека и общества в наиболее общем и абстрактном виде.
Роль социальной философии в развитии науки
Частные науки находятся в глубокой зависимости от социальной философии, так как имеют своим предметом особенное, которое не может быть понято вне связи с общим. Необходимость философии для решения частнонаучных проблем коренится в принципиальной неполноте частнонаучного объяснения. Поскольку возникновение человека коренится в самой природе мира, частные науки, в том числе и естественные неизбежно сталкиваются с проблемой человека, которую они не могут решить собственными средствами, не обращаясь к философии. Особенно велика роль социальной философии, МПИ для системы наук об обществе (политической экономии, истории, психологии и т.д.) Без прямого и непосредственного участия идей и категорий научной философии возможно создание научных теорий ни в одной общественной науке. Политическая экономия, исторические науки, психология, культурология и т.д. приобретают научный характер, если основываются, к примеру, на марксистской теории мира и человека.
Какой должна стать теория человека и истории, соответствующая формирующейся новой экономической реальности и особенностям развития науки в ХХI в., нельзя понять без усвоения основных положений и важнейших открытий научной теории человека и общества, обнаружения в ней имплицитного (скрытого) содержания, которое может быть развернуто в процессе дальнейшего развития этой теории на основе дальнейшего обобщения эмпирического и теоретического материала.
2.3. Социальная философия, ее проблематика
Социальная философия - это наиболее общая философская наука об обществе, «социальной материи». В отличии от общей философии («метафизики») она имеет дело не с всеобщим, а с основным в его наиболее сложной форме человеком, человеческим обществом, или организованным коллективом индивидов. Как «метафизика», социальная философия решает два наиболее общих для человеческого познания вопроса: основной вопрос и вопрос о развитии применительно к обществу, но несколько иначе, чем общая. Основной вопрос социальной философии - вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Этот вопрос, как и вопрос об отношении сознания к материи, является трехуровневым. Рассматривая первый, в нем можно разделить две стороны. Первой стороной вопроса об отношении общественного сознания к общественному бытию выступает вопрос о том, что является первичным - общественное бытие или общественное сознание, и, соответственно, что из них выступает в качестве вторичного, производного. Исторический материализм включает в понятие материи «социальную материю», сущность человека и общества. Решение второй стороны социальной философии связано с решением его первой стороны. Фундаментальный уровень ОВСФ не исчерпывает всего содержания этого вопроса. Прежде всего, нельзя выяснить отношение сознания к общественному бытию, не зная того, что относится и к чему относится. Поэтому второй основной вопрос социальной философии представляет собой вопрос о сущности общественного бытия, сущности общественного сознания и сущности отношения второго к первому. Научная социальная философия - это не учение о «чистой мысли», а об объективной реальности процесса жизни человечества и его отображении в сознании. Общественное бытие, или объективно реальный процесс жизни людей, включает в себя производство, ими себя, своего бытия, своей сущности и производство условий существования, которые не даны им в готовом виде. Главным в общественной жизни является производство индивидами себя как материальных социальных существ в их материальной деятельности и отношениях, осуществляемых при участии сознания. На третьем уровне социальная философия выступает, поэтому в форме вопроса о сущности человека (и общества), смысле и перспективе человеческого существования.
Имеет место идеалистическое понимание истории (ИПИ), основанная на трёх идеях:
1) бытие людей, их жизнь и 2) экономический строй общества; 3) решающей силой истории являются великие личности или вечный разум. Главный аргумент в пользу ИПИ - человеческая деятельность, управляемая мыслью. Второй вопрос применительно к обществу есть вопрос о развитии человеческой сущности. Этот вопрос входит в состав социальной философии, так как нельзя решить вопрос о развитии мира и человеческой сущности вне связи с вопросом о природе мира и человека. Научное решение вопроса о сущности человека и ее развитии возможно лишь с позиций материализма, распространяющегося на общество и обогащенного диалектикой. Перспективы человечества теперь непосредственно зависят от способности осознания им своей универсальной сущности, законов ее развития и организации общественной жизни на планете в целом в соответствии с собственной сущностью.
3. Социальная философия и организация (предприятие, фирма) - в проекции изучения сущности и организации экономической деятельности
Разложим все по полочкам согласно представлениям научной философии. Деятельность - в философии - специфический человеческий способ отношения к миру; представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности. В производстве, даже если оно прямо и сознательно направлено лишь на вещественно-энергетический и информационный результат, люди всегда воспроизводят и самих себя иными, нежели они вошли в этот процесс. Таким образом, деятельность, как целостный процесс, тесно связана с общением. В своей сути деятельность и есть именно социально преемственная активность, адресующая себя другим людям и поколениям. Экономика - производственные отношения (производство товаров, услуг, работ), т.е. отношения, возникающие между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Экономические отношения определяют все остальные общественные отношения, являются их базисом. Экономическая деятельность, таким образом, это производство материальных и нематериальных благ, посредством участия человека, организованной группы людей, в особой формы общественных отношениях, построенных по принципу обмена благами, предоставления того или иного блага взамен на услугу, и по иным условиям. Каждый субъект экономической деятельности, участвуя в общественных экономических отношениях, предполагает целью своей деятельности получение выгоды, определенной ниши на рынке и группы потребителей, ориентированных на тот товар (услугу, работу), которые участник экономических отношений производит. Экономическая деятельность может иметь качественное содержание различных форм, направлений, различного масштаба, ориентирована на различные социальные группы потребителей. Экономическая деятельность осуществляется посредством различных форм собственности: АО, ЗАО, Товарищество и т.д.
В процесс организации экономической деятельности не может не входить подбор исполнителей деятельностных функций, а соответственно предприятие, фирма - не беспилотный космический корабль в бескрайнем и одиноком космосе, а микроорганизм в общей среде, той сфере жизнедеятельности, где все основывается на взаимовыгодных связях между субъектами рынка, и корнем экономической деятельности являются человеческие отношения. Соответственно, человеческие отношения, с точки зрения философии и являются основным движителем экономики, рыночных отношений. С позиции социальной философии, важным определяющим фактором являются не только отношения, но и требования, предпочтения потребителей, на которых направлена деятельность предприятия. В этом плане, руководитель предприятия должен учитывать не только информацию по максимально возможной в тех или иных (в том числе ценовых) условиях рынка прибыли, изучение поведения посредников и конкурентов, но и мнения, предпочтения, возможности потребителей. Грамотный руководитель планируя выпуск той или иной продукции, ввод в производство новой ассортиментной линии, должен определить, на какую социальную группу, общность потребителей он рассчитывает. Исходя из этих положений, впоследствии определяется ценовая, маркетинговая, производственная, финансовая и общая стратегическая политика предприятия. Сообразно этому, руководитель предприятия должен видеть социальный статус потребителя, на которого ориентирована выпускаемая им продукция и делать соответствующие выводы и принимать решения. При этом важную роль играют здесь маркетинговые и обычные социальные ходы, которые зависят от социального статуса потребителей продукции (услуг). В том числе, это могут быть ходы: от призыва к благотворительности, к пожертвованиям, проведения благотворительных вечеров, целевых аукционов и вплоть до бесплатной раздачи (с макс. возможной скидкой) производимого товара, организации социальных мероприятий, строительство за счет предприятия домов, государственных и муниципальных социальных учреждений, к примеру - детских домов и др. Все это необходимо для создания на рынке категорически положительного образа предприятия.
Согласно общему видению проблематики общая философия на предприятии и социальная философия в частности, пересекаются с такими научно-прикладными теориями как психология личности, групповая психология, социальное право, философия управления, социология деятельности, управление персоналом. Управление персоналом, как наука здесь является основополагающей ввиду того, что в деятельности организации имеются две стороны, два основных участника процесса функционирования организации. Естественно, это - руководство и персонал. Ввиду того, что на предприятии именно руководство определяет общую внутреннюю экономическую политику деятельности, частью которой является кадровая политика, именно руководство предприятия является потенциальным разработчиком и предварителем в жизнь внутриорганизационной социальной политики. Социальная политика на предприятии, являющаяся составляющей частью политики управления персоналом, должна основываться на принципах социальной философии. Именно поэтому, одним из важнейших путей к развитию предприятия является подготовка (обучение) руководства предприятия принципам ведения социальной политики, и управления персонала в целом, о чем будет упомянуто ниже.
Отметим тот факт, что важность в свете прибыльности и стабильного развития предприятия принципов социальной философии, определяется в менеджменте теорией человеческих отношений. Возможно, ее популярность среди теоретиков и практиков в наше время не так высока, но существенность для предприятия качественного показателя взаимоотношений внутри коллектива и между руководством и персоналом, доказывает, что именно человеческие отношения являются наиважнейшим фактором, оказывающим влияние на направление и уровень развития предприятия.
В рамках внутриорганизационных человеческих отношений, необходимо выделить несколько основных категорий, влияющих на состояние предприятия. Здесь мы обнаружим факторы, как личностные, так и групповые.
Весьма важен и довольно сложен в разрезе внутриорганизационных отношений, и их влияния на развитие организации психологический аспект доверия. Доверие, как психологическое состояние личности, может возникать при слиянии воедино ряда факторов: интересов данного индивидуума, его установок, эмоциональных реакций, предыдущего собственного опыта или опыта предшествующих поколений, адаптивных способностей личности, уровня интеллектуального развития и т.д. Доверие, как психологическое состояние человека реализуется в его поведении. Любые позитивные результаты каких-либо действий вызывают в сознании доверие к ним и при повторении данных действий с неизбежностью ведут к закреплению положительной реакции доверия в поведении индивидуума. Чрезвычайно важно, чтобы новые явления, оказывающие положительное воздействие на социально-экономическое развитие, были с самого начала восприняты положительно, как отдельными индивидуумами, так и социальными группами. Экономическое содержание категории доверия носит наиболее конкретный и прикладной характер. Доверие в экономике можно рассматривать на различных уровнях, в том числе доверие общества, отдельных социальных групп граждан к социально-экономической политике, проводимой государством. В этом смысле повышение уровня доверия в организациях зависит от создания условий для положительного решения ключевых вопросов качества трудовой жизни, под которым понимается определенная совокупность потребностей работника и степень их удовлетворения. Необходимыми источниками доверия работников к руководителям относятся следующие характеристики и оценки:
1. Порядочность - репутация честного и верного своему слову человека;
2. Компетентность - способность к быстрому и правильному принятию решений, содействующих эффективной работе предприятия в условиях рынка, а также обладание специальными знаниями и навыками межличностного общения, необходимыми для выполнения обязательств;
3. Справедливость - умение правильно оценить результаты работы и по достоинству вознаградить работников;
4. Честность по отношению, как к своим работникам, так и акционерам компании;
5. Последовательность - надежность, предсказуемость и здравый смысл в различных ситуациях;
6. Лояльность - доброжелательность или готовность защитить, поддержать и подбодрить других;
7. Открытость - психологическая доступность или готовность свободно делиться с другими идеями и информацией.
Доверие работников порождает слаженность в работе коллектива, ускоряет процесс принятия и реализации решений, усиливает конкурентоспособность компании. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2006 г., стр. 234-235
Также имеет особый интерес, как для науки организации экономической деятельности, так и для руководителей организаций, такой фактор внутренней среды функционирования предприятия, как организационное поведение. Поведение людей предопределяет их сотрудничество и даже борьбу за ресурсы, статус, самостоятельность и вознаграждение. Противоречия между индивидуумами часто проявляются в отношениях между различными группами внутри организациями. Организационное поведение как специальная область знаний занимается изучением системы этих отношений и того влияния, которое оказывают человек, группа и структура на поведение в организации используется для принятия мер по повышению производительности труда, укреплению дисциплины, сокращению текучести кадров, повышению уровня удовлетворенности работой. Когда речь идет об организационном поведении, имеются в виду те действия, которые можно наблюдать и которые могут быть оценены. Изучение организационного поведения имеет важное практическое применение и предполагает использование закономерностей и положений других поведенческих наук - психологии, социальной психологии, антропологии.
Психология позволяет оценивать, объяснять и нередко менять поведение людей. Психологи, занимающиеся изучением организационного поведения, специализируются на методах обучения, исследовании индивидуальности, консультировании по организационной психологии. Опираясь на положения и закономерности психологии, они изучают проблемы утомления, монотонности труда и другие проблемы условий труда, препятствующие повышению его эффективности. Изучение организационного поведения с позиций поведенческих наук способствует получению знаний, необходимых менеджеру.
С точки зрения поведения отдельных групп и развития межгрупповых отношений горизонтальные системы управления, в которых центры принятия решений широко распределены, являются более предпочтительными, чем пирамидальные структуры. Пирамидальные структуры являются по своей сути вертикальными системами распределения управленческих функций. При этом, их показательными особенностями являются строгий стиль распределения управленческих функций и решений, как правило, распределение идет по административному типу. Пирамидальные структуры должны быть модифицированы с тем, чтобы обеспечить:
· большее участие групп в принятии важнейших решений;
· более демократическое отношение высшего звена управления к группам и организации их взаимодействия;
· децентрализацию принятия решений в максимально возможной мере;
· делегирование прав, меньший упор на иерархию управления;
· менее узкую специализацию задач.
Необходимо понимать, что поведенческие проявления отношений находятся в диапазоне «сотрудничество - соперничество - конфликт». Высока важность в свете этой формулы для организационного коллектива именно социальных факторов воздействия. В том числе, зачастую, имеют качественный статус биполярных, т.е. положительных и отрицательных раздражителей, причем их значение (+ / -) зависит от той или иной ситуации, а также личностных качеств субъектов, на которых они воздействуют, такие социальные факторы и сопутствующие условия (атрибуты) деятельности, как ограниченные ресурсы и выгоды. С точки зрения социальной управленческой философии, упомянутые выше факторы, имеют особое значение в свете проблем организации экономической деятельности, управления персоналом, и, прежде всего создания такого организационного внутреннего климата и производственного настроя, который позволяет предприятию (организации, фирме) стабильно функционировать, динамично развиваться. Здесь необходимо для руководства предприятия разработать такую социальную политику, нормы, правила, решения, и установки, которой позволят создать условия и позитивную атмосферу сотрудничества, которая, безусловно, скажется на качественном состоянии предприятия.
Необходимо учитывать те факты, согласно которым, на практике, в особенности, что, касается крупных предприятий, такое поведенческое проявление, как конкуренция, может стимулировать работников к увеличению объема и улучшению результатов работы. В то же время в определенной обстановке ее воздействие может быть разрушительным. Сотрудничество часто помогает группам и отдельным индивидуумам достичь большего, чем они сумели бы в одиночку. Но оно также может при вести к самодовольству, негибкости и сведению на нет всех положительных итогов. Мы знаем, что стремление к соперничеству, конкуренции может привести как к накалу обстановки в коллективе, антагонизму в рамках социальных групп, и вполне возможно, к желанию некоторых работников навредить сопернику, а получается и предприятию, так и к позитивному результату для коллектива и предприятия, прежде всего, когда позитивное соперничество выражается «гонкой за результатами по выпуску продукции, обслуживанию и привлечению клиентов и др., при условии сохранения и повышения качественного уровня выполнения работ, услуг, выпускаемой продукции.». Именно последнее состояние и обнаруживает собой в последствии позитивные результаты, как для коллектива предприятия, выражающиеся в повышении мастерства и мотивации персонала, так и для самого предприятия. При этом, здесь результаты могут выражаться как в повышении уровня качества выпускаемой продукции, что может следом повлечь рост потребительского спроса, так и в росте объемов выпуска продукции. Таким образом, мы представляем, что соперничество и конкуренция могут качественно определяться как особые групповые внутриорганизационные отношения, преобразовываться во внутриорганизационные конфликты. Как поведенческое явление, внутриорганизационные конфликты могут иметь различную форму, качественное определение, и различный субъектный состав, а также объективную сущность. Конфликт в организации может развиваться внутри социальных групп, между ними, между группой и конкретным ее участником и т.д. Конфликты по своей сути, являются одним из сложных, неотъемлемых аспектов экономической организационной деятельности, и ввиду этого, управление конфликтами для руководства предприятия является важной задачей. Урегулирование конфликтов, и при особых их формах, и ситуациях, даже стимулирование конфликтов необходимо руководству предприятия в рамках системы управления персоналом, и может отражаться на системе планирования политики управления персоналом организации. Отметим, что науки известны разработки методов управления позитивными, и, даже негативными конфликтами. Некоторые методы управления конфликтами в организации и поведением в целом, мы приведем в нашей работе ниже.
Важным фактором организации предприятия и управления персоналом в свете философии является значение такого общего аспекта экономической деятельности, как организационная культура. Организационная культура связана с широкой концептуальной базой, включающей убеждения людей, их взаимоотношения между собой и с внешней средой. В организации, характеризующейся благоприятным морально-психологическим климатом, сотрудники могут считать, что ее руководители действительно доверяют людям и успех организации кроется в их отношении к сотрудникам. К элементам организационной культуры относят такие ее параметры и свойства:
· индивидуальная автономность - степень ответственности, независимости и возможности проявления инициативы в организации;
· структура и структурное взаимодействие;
· направление - уровень формирования целей и перспектив деятельности организации, при чем это касается целеполагания, как в процессе краткосрочного планирования, так и в процессе долгосрочного планирования деятельности предприятия;
· интеграция - степень поддержки отдельных частей (субъектов) организации в целях обеспечения скоординированной деятельности;
· управленческое обеспечение;
· поддержка;
· стимулирование;
· идентифицированность - степень отождествления работников с организацией;
· управление конфликтами;
· управление рисками - степень поощрения инноваций и принятия на себя риска.
В организациях можно выделить доминирующую культуру и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинство членов организации. Субкультуры развиваются в крупных организациях и отражают общие проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются работники, опыт их разрешения. Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой организации. Она предполагает:
а) анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении;
б) разработку специальных положений и мер.
4. Руководитель организации (предприятия, фирмы), как «главный сеятель» принципов социальной философии4.1. Общие знания
Возрастание роли культурного фактора в управлении является важным требованием современности. Социально-философский анализ управленческой культуры в современных условиях динамизма и нестабильности - одна из главных задач науки. Вместе с тем, для достижения успехов в управленческой деятельности недостаточно изучение только экономических или же социально-политических аспектов. Важным фактором успеха является совершенствование управленческой культуры и в ее антропологическом измерении. Актуальность социально-философского анализа сущности, содержащая приоритет развития управленческой культуры руководителя современной России более конкретно определяется следующими обстоятельствами:
Во-первых, в настоящее время социальные проблемы развития российского общества и его граждан определяется в числе приоритетных. За решением любой задачи должны стоять профессионально подготовленные кадры. Сегодня востребованные специалисты в области социального управления, не только способны вскрыть острые противоречия, но и профессиональную заинтересованность, результативно их решать.
Во - вторых, на сегодняшний день сложившаяся система подготовки
специалистов-- руководителей не обеспечивает должного уровня формирования их управленческой культуры, а российские условия хозяйствования не способны создать необходимые предпосылки к ее развитию.
В третьих, недостаточна степень разработанности проблем управленческой культуры в социально-философском аспекте, что затрудняет осмысление сущности данного феномена, обуславливает сложности в выявлении противоречий и определении тенденций функционирования, поисках оптимальных моделей формирования и развития в современных условиях. Кроме того, слабо разработан механизм стимулирования профессионального роста руководителей современной РФ, в плане духовного развития, совершенствования его общей и профессиональной культуры.
Основное влияние на развитие управленческой культуры оказал социалистический этап развития государственности. Просуществовавшая в России до середины 90-х гг. ХХ столетия партийно-бюрократическая система сформировала особый авторитарный стиль управления.
4.2. Задачи и педагогические условия воспитания и обучения персонала предприятия в области всеобщего менеджмента качества