Тема № 20: ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
План
1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики
2. Основные принципы и законы диалектики
3. Альтернативы диалектики
1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики
Диалектика(греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектика предшествовала долгая история, и само понятие диалектика возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином (dialektiketechne - «искусство диалектики») обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды [8; 120]. Аристотельсчитает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платонвслед за элеатами (Элейская школа)определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее, в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таком образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики.
Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл).В философии феодального общества -- в схоластике-- диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождениядиалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт (в космогонии) и Спиноза(в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 веке во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, - противоречия в современном ему общественном сознании («Племянник Рамо»).
Важнейшим до Маркса этапом в развитии диалектики стал немецкий классический идеализм, который в отличие от метафизического материализма рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбницв своем учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант, который указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел -- впервые после Декарта -- идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту, - иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихтеразвил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллингвслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.
Вершиной в развитии домарксистской диалектика была идеалистическая диалектикаГегеля, который«впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е, в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» [6; 23]. В отличие от абстрактных определений рассудка диалектика, по Гегелю, есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...»[8; 121].Результат диалектики Гегеля далеко превзошел то значение, которое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу которого передовые мыслители (русские и некоторые другие революционные демократы) видели в диалектике Гегеля «алгебру революции» (Герцен).
Истинно научное понимание диалектики было создано только Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому материалистическая диалектика есть не только «онтологическое», но и гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание в становлении и развитии. В этом смысле и теорияпознаниярассматривается материалистической диалектикой как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности.
Главной категорией материалистической диалектики является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание относительно исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, которые характерны для современных буржуазных и реформистских теории. Абсолютизация любой черты, стороны, закона диалектики ведет к метафизическому ее искажению.
Материалистическая диалектика представляет собой философский метод исследование природы, общества и познания. Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким. Революционное существо материалистической диалектики, не мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практического преобразования общества, помогающим объективно учитывать исторические потребности общественного развития, несоответствие старых форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу человечества. В свое время в полном соответствии с диалектико-материалистическим миропониманием (диалектическая логика) выстраивалась стратегия и тактика борьбы за коммунизм.
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.
Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.
Т.о., диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:
1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.
2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.
Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.
Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика - наука о наиболее общих законах всякого движения.
Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия между ними быть не может.
Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта, распространяя его с индивида на род.
Диалектика как теория развития.Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.
Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
Диалектика как учение о единстве противоположностей. Диалектика - есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, - при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга - почему ум человека не должен брать эти противоположности: за мёртвое - застывшие, а за живое - условные, подвижные, превращающиеся одна в другую.
Диалектика как метод познания.Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее появление. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь, после освобождения ее от ее мистической формы.
2. Основные принципы и законы диалектики
В основании любой научной теории всегда лежат исходные положения, принципы, которые представляют собой теоретическую основу ее логической системы, объединяют все элементы последней и раскрывают самое существенное и общее в ее содержании. Научные теории опираются на различные принципы, что объясняется как качественными особенностями описываемых ими объектов, так и выбором способов их построения. Специфика философских принципов в отличие от конкретно-научных заключается прежде всего в их предельно общем философском содержании. Однако сам факт направленности философии на изучение всеобщего еще не гарантирует правильность тех принципов, которые лежат в основе того или иного философского учения. Как показывает история философии, в основе различных философских систем могут лежать разные исходные принципы. Так, у Гераклита в качестве всеобщего «начала» выступает становление, у Платона -- идея, у Спинозы -- субстанция, у Лейбница -- монада.
Нетрудно заметить, что выбор какого-либо принципа как «начала» философской системы зависит в первую очередь от того или иного решения основного вопроса философии. В то же время принципы содержат в себе указание на метод построения философской системы, или, как писал Гегель, при ее создании «... возникает потребность в соединении метода с содержанием, формы с принципом» [2; 124]. Сам Гегель, опираясь на принцип развития, разработал диалектический метод. Но идеалистически решая основной вопрос философии, в качестве другого принципа он выдвинул положение о тождестве бытия и мышления. В результате его философская система имела известные существенные пороки, которые были подвергнуты всесторонней критике К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным.
Основоположники марксизма впервые указали на подлинные исходные принципы единственно научной философии -- диалектического материализма. Последовательно материалистически решая ими же сформулированный основной вопрос философии, они разработали учение, которое коренным образом отличается от различных метафизических и идеалистических направлений именно важнейшими принципами подхода к объяснению и преобразованию действительности -- принципом материального единства мира и принципом развития.
Вместе с тем наряду с указанными в марксистской философии активно разрабатываются принципы противоречия, детерминизма, отражения, объективности, партийности, историзма, структурности, восхождения от абстрактного к конкретному, единства диалектики, логики и теории познания и т. д. Однако они являются подчиненными по отношению к первым двум, ибо их содержание во многом обусловлено принципами единства и развития.
Иногда принципы отождествляются с законами материалистической диалектики. Не считая правомерным резкое противопоставление принципов и законов диалектики, нельзя в то же время признать справедливой точку зрения, когда между ними не проводится различий. Методологическую основу правильного решения вопроса о взаимосвязи законов и принципов можно найти у Гегеля. Признавая тождественность принципов и «начал» науки в том смысле, что принцип должен быть также началом, он отмечал, что «...начало философии есть наличная и сохраняющаяся на всех последующих этапах развития основа, есть то, что остается всецело имманентным своим дальнейшим определениям» [2; 128]. Следовательно, уже эта характеристика принципов диалектики позволяет провести различие между ними с одной стороны и законами и категориями -- с другой.
Такое понимание содержания понятия «принцип», приводит к выводу, что по сравнению с законами, которые доказываются, выводятся в рамках данной теории, первоначальная формулировка принципов, лежащих в основании этой теории, в известной степени не зависит от нее. В то же время содержание самих принципов не является окончательным, заранее заданным, а раскрывается непосредственно в системе законов и категорий. Как показал еще Гегель, «...оказывается, что-то, что составляет начало, будучи еще неразвитым, бессодержательным, по настоящему еще не познается в начале и что лишь наука, и притом во всем ее развитии, есть завершенное, содержательное и теперь только истинно обоснованное познание его» [2; 128-129].
Существующие различия между принципами и законами не абсолютны, ибо в определенных отношениях законы науки (и в первую очередь законы марксистско-ленинской философии) выступают в качестве принципов. Такая ситуация объясняется их логико-методологической функцией, когда они служат исходными положениями для построения научных теорий и являются основой систематизации знания.
Двойственный характер философских законов, когда, с одной стороны, они выступают как законы материалистической диалектики и раскрывают содержание ее принципов, а с другой, сами являются «началами», лежащими в основе как региональных философских теорий, так и специальных наук, требует учитывать, в каком отношении они представляют собой принципы, а в каком -- законы. Такое различение позволяет более четко выделить основополагающие, исходные положения марксистско-ленинской философии как теории.
К их числу, прежде всего, следует отнести принцип единства мира как движущейся материи. В философской литературе его зачастую называют принципом всеобщей связи. В то же время некоторые авторы, указывая на близость этих принципов, возражают против их отождествления. Конечно, понятия единства и взаимосвязи не тождественны, хотя и близки друг к другу. Однако если с указанных выше позиций подойти к их анализу как к двум «началам» марксистской философии, то оба они как исходные оказываются сравнительно бедными по своему содержанию.
Принцип единства в таком случае ограничивается констатацией материалистического монизма, согласно которому подлинное единство мира состоит в его материальности, в единстве всех конкретных форм и видов, свойств и состояний материи как единой и единственной субстанции. Он указывает на источник, основу, позволяющую говорить о наличии связи между различными фрагментами реальности. В то же время в приведенной выше трактовке он абсолютно не касается характера единства, которое раскрывается положением диалектики о всеобщей взаимосвязи.
Аналогичная ситуация складывается и по отношению к принципу всеобщей связи, взятому в отрыве от принципа материального единства мира. Он указывает на наличие связи, ее характер, но не затрагивает вопрос о ее основе и не вытекает непосредственно из материалистического решения основного вопроса философии. Правильное понимание проблем соотношения единства и взаимосвязи возможно только в русле указаний основоположников диалектического материализма. Они рассматривали их не в отрыве друг от друга, а как хотя и различные, но взаимопроникающие и взаимодополняющие категории.
Представляется поэтому возможным, а для целей нашей работы более целесообразным трактовать их не как два самостоятельных принципа, а как две стороны одного и того же принципа. Причем, когда требуется подчеркнуть тот факт, что этот принцип представляет собой непосредственное выражение материалистического решения основного философского вопроса, тогда он выступает как принцип единства мира, заключенного в его материальности. Когда же основной акцент делается на его диалектической направленности, можно говорить о принципе всеобщей связи, имея в виду, что всеобщая связь выступает как непосредственное выражение единства мира.
Рассматривая взаимообусловленность и взаимозависимость явлений объективного мира как атрибутивное свойство материи, диалектика обосновывает существование бесконечного качественного своеобразия связей, присущих различным уровням структурной организации и формам движения материи. Всеобщая взаимосвязь, взаимодействие вещей представляется не как хаотичное их скопление, а как единое целостное образование, где качественно многообразные явления взаимообусловливают друг друга.
К числу основных принципов марксистско-ленинской философии относится также принцип развития, неразрывно связанный с принципом единства мира. Выделяя их в качестве основных принципов материалистической диалектики, В. И. Ленин добавлял: «Кроме того всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи еtс.» [4; 229] В противном случае рассмотрение любого вопроса с неизбежностью окажется односторонним, не полным, недиалектичным. Принцип единства выявляет как единство фрагментов действительности и их структурной организации, так и единство процессов изменения, движения, в том числе и процессов развития.
В системном подходе принцип всеобщей связи выступает в виде внутренне противоречивого единства элементов и структуры, различения уровней структурной организации материи и выявления закономерностей их взаимодействия. Выработка общих представлений об уровнях структурной организации материальных систем и принципах их классификации рассматривается сейчас как одна из важнейших задач в развитии системных исследований в целом и системного подхода в частности53. Это связано прежде всего с тем, что последний, изучая фрагменты действительности с точки зрения соотношения элементов и структуры, в центр своего внимания ставит вопрос о взаимодействии, взаимовлиянии различных уровней структурной организации системы в процессе ее функционирования и развития.
Под уровнем структурной организации обычно понимают дискретное, относительно устойчивое, качественно своеобразное состояние материальных систем, охватывающее объективную специфику форм и видов материи, а вместе с тем и взаимосвязь между различными формами движения материи, узловые линии ее развития. Качественная специфика материальных объектов определяется прежде всего их структурой и качественным своеобразием элементов, ибо сама структура в известной степени зависит от последних. Поэтому и качественная специфика уровней организации характеризуется закономерными соотношениями элементов и структуры, которые свойственны материальным объектам, принадлежащим к данному уровню.
В то же время в силу диалектического единства структуры и функций каждый из уровней структурной организации материи обусловливает определенный, только ему присущий тип процесса функционирования. Поэтому можно говорить об уровнях структурно-функциональной организации систем. Это означает, что уровни структурной организации и типы процессов находятся в состоянии взаимного соответствия, т. е. каждому уровню соответствует вполне определенный тип процесса функционирования, который является главным, наиболее существенным при изучении специфики соответствующего структурного уровня и наоборот.
Закон -- это отношение между сущностями. В науке сущностные связи выражаются с помощью категорий. Законы науки, поэтому выступают как отношения между категориями.
В законах науки отражаются необходимые, повторяющиеся связи явлений и предметов. В законах отражается инвариантность в связях предметов и явлений.
Законы науки не остаются неизменными. Они уточняются и совершенствуются. В науке существует тенденция переходить от феноменологического описания событий к раскрытию причинной детерминации и от качественного описания явлений к их точному количественному выражению в математической форме.
Законы материалистической диалектики носят детерминистский характер. Они раскрывают наиболее общие взаимосвязи материальных и духовных объектов и явлений, внутренние причины их развития.
Различия категорий и законов возникает на основе предмета отражения.
1. а) Категория отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности;
б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны.
2. Категории и законы различаются по форме отражения.
а) Категории являются особым видом внимания;
б) Законы диалектики, как и другие, представляют собой особый вид суждений.
Существуют три закона диалектики:
· закон единства и борьба противоположностей;
· закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
· закон отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том, что будто бы законы этим и ограничиваются. Законов целое множество, есть и не познанные. Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой. Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).
Формула «единства и борьбы» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, изложений движения, развития. Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не менее отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений, которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.
Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения - анатомической, психологической, философской - есть подвижный результат двух начал.
Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.
Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское. Справа влево, вниз, от периферии - женское. Т.о., любое «слева» уже подразумевает «направо», а любое «вверх» имеет смысл, если известен «низ».
Все направления легитимны тогда, когда имеется центр.
Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов. Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей. Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия.
Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия.
Противоположности, по словам Гегеля, «имеют против себя» не просто иное, а «свое иное». Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого: 1. Единство противоположностей. 2.Их борьбу.
Существуют следующие типы (виды) противоречий:
а)внутренние и внешние. Внутренние противоречия - это противоречия между элементами структуры; а внешние - это противоречия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.
б)Основные и неосновные, главные и неглавные. Например, взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома - полярность ядра, электронные оболочки остаются!
В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.
Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.
Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:
Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость и поступаемость.
Закон количественных и качественных изменений имеет категории:
1. Качество - это совокупность свойств, указываемых на то, что представляет собой вещь, чем она является.
2. Количество - это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.
3. Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
4. Количество - характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество. В данном законе выделяют следующие понятия:
Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.
Свойство - сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним.
3. Альтернативы диалектики
Одним из аспектов классификации методов философского познания окружающего мира является дифференциация диалектического и метафизического методов.
Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду, прежде всего, то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.
Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, то есть прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.
Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором -- как идеалистическая диалектика. Классический представитель идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) -- Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) -- К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.
Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность -- тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас». При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического материализма, который в свою очередь, является проявлением метафизического материализма.
Необходимо отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление», «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статикой -- динамика, а за деревьями -- лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый момент диалектического познания. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится в абсолют. В этом, кстати, гносеологические корни всех односторонних идеалистических концепций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание, идея) отрывается от материального, абсолютизируется и противопоставляется материальному в качестве абсолютно автономного демиурга (творца) бытия. При этом забывается, что, в конце концов, мышление, идеальное возникает на базе материального.
Следует, однако, отметить, что опасность познанию представляет не только абсолютизация покоя, но и абсолютизация его противоположности -- движения. И то и другое есть выражение метафизического способа исследования. И если в первом случае мы встаем на путь, ведущий к догматизму, то во втором -- на путь, ведущий к абсолютному релятивизму(от лат. relativus -- относительный -- методологический принцип, заключающийся в абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной устойчивости) [8; 410]. Для подлинной диалектики нет ни только покоя без движения, но и движения без относительного покоя.
Помимо указанных методов философия включает в себя и другие. Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее значение.
Сенсуализм (от лат. sensus -- чувство) -- методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.) [8; 425].
Рационализм, (от лат. ratio -- разум) -- метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.) [8; 404].
Иррационализм -- философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.) [8; 173].
Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механизмы, логика и организация знания. В частности, рассматриваются критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, структура научных революций и др.
Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методологияпознания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук.
Литература
1. Введение в философию Ч.III. - М., 1989.
2. Гегель. Наука логики. В 3-х томах. Т. 1. М., 1970.
3. Зак С.Е. Принципы и основные законы материалистической диалектики. - М., 1974.
4. Ленин В. И.Полное собрание сочинений. Т. 29.
5. Материалистическая диалектика. - М., 1985.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 20.
7. Морозов В.Д., Морозов В.В. Диалектика: системы и развитие. - Мн., 1978.