1.1 Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы
1.2 Роль природы в жизни общества
1.3 Географическое направление в социологии и его критика
1.4 Взаимодействие природы и общества в ходе истории
1.5 Экологические проблемы современности и пути их решения
Глава 2. Народонаселение
2.1 Народонаселение и его роль в историческом процессе
2.2 Демографические проблемы России
2.3. Биологические законы роста народонаселения Т.Мальтуса
2.4. Классическое мальтузианство и неомальтузианство
Заключение
Список использованных источников
Введение
Понятие "природа" - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы - это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле... Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.
Актуальность работы- Проблема взаимоотношений в системе "Человек- Природа" относится к числу вечных философских проблем. Являясь, по сути, неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих отношениях с ней прошло ряд этапов: от полного обожествления и поклонения природным силам до идеи полной и безусловной власти человека над природой. Катастрофические последствия власти над природой мы в полной мерой пожинаем сегодня. Отношения Человека и Природы в XX веке стали своеобразным центром, в котором сходятся и завязываются в один узел различные стороны экономической, общественной и культурной жизни людей. В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на международные отношения в целом. Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. В конечном пространстве рост населения не может быть бесконечным. Стабилизация численности населения в мире - одно из важных условий перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию. Я считаю эту проблему основной, проблемой, от которой зависят остальные глобальные проблемы и дальнейшая жизнь всего человечества.
Цель контрольной работы- раскрыть понятие природы, изучить влияние природы на общество - с одной стороны. Влияние человека на природу - с другой стороны. Рассмотреть современную демографическую ситуацию в мире как глобальную проблему, и в частности демографическую ситуацию в России.
Глава 1. Природа в философском понимании
1.1 Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы
В широком смысле слова природа -- это все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В более узком смысле -- объект исследования естествознания. В литературе часто встречается толкование понятия "природа" как совокупности естественных условий существования человеческого общества. Данный термин используется и для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизни и деятельности -"второй природы". Как заметил еще К. Маркс, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой -- закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь. Лукашевич В.К. Философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича.-М., Дрофа, 2000.С. 301
В отличие от природы общество -- это социально организованная материя (живая материя). Его также понимают в широком и в узком смысле слова. В первом случае общество, человечество -- это "выросшая" (выкристаллизовавшаяся) из природы ее часть, фрагмент материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Во втором случае -- определенный этап человеческой истории (общественно-экономическая формация, межформационная или внутриформационная ступень, например, раннефеодальное общество, монополистический капитализм, социализм и др.) или отдельное общество (социальный организм), например, французское, индийское общество, советское и др.
Природа в силу своей значимости для жизни и развития об¬щества всегда была объектом философского осмысления.
Так, древнегреческая философия базировалась на превалирующем значении природного начала. Знаменитые философы (Сократ, Платон) воспринимали природу как часть бытия, эстетически прекрасное образование, результат целесообразной деятельности Творца. В их рассуждениях и спорах подчеркивалось превосходство природы над человеком, а ее "творения" считались эталоном совершенства. Идеал человеческой жизни мыслился ими только в гармонии с природой.
Средневековая христианская философия утверждала концепцию ущербности природы и неизмеримо высоко ставила над ней Бога. Человек, развиваясь духовно, также стремился возвыситься над природой. В эпоху -Возрождения мыслители, возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дают им новое объяснение. Они уже не противопоставляют Бога и природу, а наоборот, сближают их, доходя до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы (Дж. Бруно). Если античные философы часто выступали с позиций гилозоизма, считая космос живым целым, то философы Возрождения выдвинули в качестве чувственно-эстетического идеала философии лозунг "Назад к природе". Позже он использовался в политической философии Ж.-Ж. Руссо (а затем -- современными "зелеными", борющимися за сохранение окружающей среды).
Но объектом широкого научного исследования природа становится, и не случайно, лишь в Новое время. В этот период природа превращается в сферу активной практической деятельности человека (признается его "мастерской"), масштабы которой по мере развития капитализма растут. Однако недостаточно высокий уровень развития науки в цехом в сочетании с социальными установками капитализма на овладение мощными энергетическими источниками тепловой, механической, а затем и электрической энергии привели к хищническому ограблению природы.
Со временем возникла необходимость организовать такое взаимодействие общества и природы, которое было бы адекватным насущным социальным потребностям человечества. Первым шагом в этом направлении стала разработка концепции ноосферы, авторами которой были французские философы П. Тейяр де Шарден и Е. Ле-Руа, а также русский учений В.И. Вернадский. Лукашевич В.К. Философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича.-М., Дрофа, 2000. С. 303
Человек всегда находился и находится в определенном отношении к природе. Сегодня взаимодействие человека и природы должно базироваться на следующих основных положениях, разработанных современной наукой и подтвержденных практикой:
1. Природа обладает возможностью порождения человека, что доказано естественнонаучным путем. Вселенная же такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.
2. Человек возникает "из природы", на это указывают прежде всего эволюция живой материи, а также процесс деторождения.
3. Только на природной основе человека и возможно появление человеческого, общественного бытия, сознательной деятельности.
4. В социальной субстанции человек реализует социальные качества, превращая природные основания в фундамент общественной жизни, социальной деятельности.
Для обеспечения существования и развития люди, общество должны не только знать природу и эволюцию ее составляющих элементов, но и уметь организовать свою жизнь с учетом законов природы и тенденций ее изменения.
Природное начало проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Например, в области политики природное как бы расщепляется на две части: с одной стороны, оно проявляется непосредственно в самих политико-управленческих структурах деятельности; с другой -- характеризуется как определенный объект, цель политики, политических решений. Каждое государство обязательно определяет общие границы территории, на которую распространяется его власть. Предполагаются и принцип деления территории на отдельные регионы, и структурирование механизма управления ими. В этом отношении природные факторы вплетаются в механизм политико-управленческой сферы и представляют ее определенный аспект.
Природное выступает объектом и духовного творчества, духовного "освоения" мира. Природа здесь универсальна и беспредельна: это и аспект философского осмысления бытия человека, и объект научного познания, направленного на изучение окружающей среды и ее законов, и предмет эстетического освоения. Лукашевич В.К. Философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича.-М., Дрофа, 2000. С. 304
В итоге, природное начало проявляется во всех сферах общественной жизни, причем в разных его формах. Человек в процессе своей жизнедеятельности осваивает все многообразие природного не только в его конкретном содержании, но и во всей внутренней противоречивости, во всей гамме превращений материального в идеальное. Элемент природного универсален, он буквально пронизывает общественную жизнь. При этом природное не является инертным качеством, наоборот, оно, подчиняясь естественным законам мира, ни на йоту не отклоняясь от них, живет, пульсирует в обществе, сохраняя активность. Отсюда можно сделать вывод, что общество представляет собой не что иное, как определенное природное образование, как один из высших этапов бесконечной эволюции природного бытия.
Таким образом, общество -- это фрагмент природного бытия, особая форма природы, это бытие части природы, граненной временем и пространством.
1.2 Роль природы в жизни общества
Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих.
Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, -- без окружающей человека среды.
Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда -- все из природы.
В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства (в первую очередь полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы».
Природа -- это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Так происходило многие миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи и зависимости общества от природы -- насущная необходимость.
Зависимость материального производства и жизни общества от природы в свою очередь накладывает определенные ограничения на деятельность человека. Они касаются прежде всего разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе общественной жизнедеятельности. Неотъемлемым здесь должен стать принцип «Не навреди!»
Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм. «Украинская степь», «русское поле» и т.п. не являются для человека чисто языковой структурой или просто географическим понятием. Они ярко и образно показывают в том числе и духовную зависимость человека от природы.
1.3 Географическое направление в социологии и его критика
Степень воздействия природы на общество столь велика, что это послужило основой появления целого направления в социологии -- географического детерминизма. Его сторонники полагали, что развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов.
Дань этому направлению отдавали многие мыслители: Платон, Аристотель, Бокль, Л. Мечников, Риттер и др. Так, например, Бокль, Монтескье, Реклю считали, что развитие народов определяется в первую очередь местным ландшафтом, почвой, климатом, пищей. Характерно такое высказывание французского писателя, ученого Ш. Монтескье: «Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Английский ученый Г. Бокль объяснял наличие рабства в Индии соответствующим жарким климатом, влияющим на психику индусов.
Разумеется, в подобной прямолинейности немало преувеличенного, а то и политически заказного (Индия в то время была колонией Великобритании!). Однако есть в подобных характеристиках и меткие наблюдения о влиянии природы на поведение, психику отдельных людей и этнических групп. Внимательно анализируя историю развития различных стран и этнические особенности народов, нельзя не отметить у последних зависимости от тех или иных природных, климатических условий.
Влияние географического фактора, этнических особенностей населения на развитие общества необходимо учитывать. Это позволит обществу более эффективно строить свою политику с учетом природных особенностей. Другое дело -- возведение географического фактора в абсолют! Крайности в науке, как и в любом деле, только вредят.
Интересной и оригинальной является «океаническая концепция» Л. Мечникова (1838--1888), родного брата известного русского ученого, лауреата Нобелевской премии И. Мечникова.
В своей работе «Цивилизация и великие исторические реки» Мечников разделяет законы природы и законы общества. В ней же определяются такие понятия, как общественность и общество. Общественностью Мечников Л. И. называет организацию, возникающую на начальных этапах развития органического мира. Общество же он представляет как нескольких человек, объединивших свои усилия в совместной деятельности для достижения общих целей. По мнению данного ученого развитие социологии может быть осуществлено при наличии двух условий. Во-первых, при выявлении специфики социальных законов. Во-вторых, при определении критериев социального прогресса с точностью биологической науки. Мечников Л.И. пишет, что в органическом мире основным является закон борьбы за существование, а социальном мире главенствует закон солидарности и сотрудничества. Он выделяет три типа солидарности: подневольная (принудительная), подчиненная, добровольная. Мерилом социального прогресса Мечников Л.И. считает степень свободы и добровольности объединений людей.
Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой главным является географический фактор. Природа определяет ход истории, общество способно к солидарности при освоении ее богатств. Первые цивилизации возникают воль рек таких, как Нил, Тигр, Ефрат, Инд, Ганг. Главным природным факторов, по мнению Мечникова Л.И. является вода. Исходя из этого, он выделяет три эпохи в ходе истории:
1. Речная (период создания древних государств по берегам рек);
2. Морская или среднеземноморская (цивилизации создаются вокруг морей);
3. Океаническая (всемирная эпоха, начавшаяся с открытия Америки).
Ключевский В.О. как представитель географического детерминизма, большое внимание уделяет влиянию природы на начальной стадии развития человеческого общества. В русской истории он выделял четыре стадии:
4. Всероссийский период, императорско-дворянская, фабрично-заводская (конец XVII- начало XIX века)
Ключевский В.О. выделил так же и пятую стадию, которую он назвал периодом правового государства. Этот период должен был наступить после отмены крепостного права и реформ. Ключевский В.О. выделял феномены России: миграция, подчинение государственному аппарату, бюрократия, медленное раскрепощение. Он верил, что его отчество станет сильным государством, авторитетным в мире, с высоким уровнем культуры и образования.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сторонники географического детерминизма считали главным в развитии человеческого общества географический фактор.
Географический детерминизм, начиная уже с 17 века, постоянно испытывал критику, как западных ученых, так и историков-марксистов. И. Сталин в работе «О диалектическом и историческом материализме» подверг эту теорию жесткой критике. Многие западные ученые высказывали мнение, что геодетерминисткий подход дает основание для оправдания колониальной политики и расистских предположений (по подсчетам А.Тойнби, черная раса не создала ни одной цивилизации, желтая создала - три цивилизации, белая - 23. Теории, которые относятся к географическому детерминизму, можно оценивать по-разному. Но нельзя отрицать тот факт, что исследования в этой области помогли привлечь внимание ученых к осмыслению роли окружающей природной среды в развитии человека и общества.
В 21 столетии нет нужды подробно обосновывать тезис о несостоятельности абсолютизации географических факторов при объяснении социальных явлений. Об этом достаточно написано критических статей, начиная с 17 столетия. Сейчас скорее нужно быть обеспокоенным недооценкой этих факторов и в теории и в практике. Географическим фактором, как фактором, влияющим на возникновение и распространение религий, долго пренебрегали из-за боязни вернуться к географическому детерминизму. Новейшие исследования требуют все более серьезно подходить к роли природной среды при рассмотрении религиозных явлений.
1.4 Взаимодействие природы и общества в ходе истории
Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.
История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой.
В системе античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой. Ахутин А.В., "Понятие природы в античности и в новое время"- М., ТК ВЕЛБИ 1988, с 567.
Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не могла стимулировать интерес к научному познанию природы.
В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного естественного начала к социальному является источником всех наших несчастий. Гиренок Ф.И. "Экология, цивилизация, ноосфера"- М., Прогресс, 1990, с.308
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании в человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную” традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд, являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных отношений.
Между природным и общественным нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.
В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию стран и районов.
Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого- биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системой развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники.
С возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos - ум, разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы. Ноосфера - новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она предполагает не только использование достижений наук, но и разумное сотрудничество государств, человечества и высокие гуманистические принципы отношения к природе - родному дому человечества.
Экология (от греческого oikos - обиталище, местопребывание) - это и есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. Экология - комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамичного равновесия системы “общество-природа”.
В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с естественной средой обитания все более опосредовались созданием им “второй природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.
Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов, человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации оказывается зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их хозяйственного использования. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне динамическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.
Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа зависит от него.
Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним части природы. Человек - часть и порождение великой “Матери- природы”. “Человек, - писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.” Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. т.42. М., 1987 г. С. 92
“Тело человека” уже не может ограничиваться его биологическим параметрами, а включает так же и то, что ранее воспринималось, как “внешняя природа”. Человек в своем природно-биологическом качестве - это не просто “часть” природы, а ее органический элемент, находящийся во взаимодействии с другими элементами и частями, составляющими некоторое динамически противоречивое единство. В настоящее время взаимодействие общества и природы, человека и среды его обитания, составляет существо экологической проблемы. Это и загрязнение атмосферы, морей, рек, океанов, и Чернобыльская проблема, возникновение эпидемий, неизвестных ранее болезней, нарушений температурного баланса.
Острое осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе “техника - человек - биосфера”.
1.5 Экологические проблемы современности и пути их решения
Человек - существо биосоциальное. Он одновременно включен в две взаимообусловленные системы -- природную и социальную. Это обогащает его отражательную способность, порождает специфическую форму сознания - экологическое сознание.
Экологическое сознание - особая форма отражения действительности. Его объектом является взаимодействие двух относительно самостоятельных систем: природы и общества.
По своим целям и ориентациям экологическое сознание направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения возможной биосоциальной экологической катастрофы. Именно глобальной, ибо предотвращение этой катастрофы невозможно на чисто локальном или региональном уровне.
Экологическое сознание основывается на двух противоположных исходных точках зрения.
Одни исследователи утверждают, что природа несовершенна и обладает рядом изъянов. Поэтому выход из сложившейся ситуации они видят в экологическом производстве, призванном не разрушать, а умножать природу, "совершенствовать" ее с точки зрения обитающего в ней человека. В итоге -- полное слияние естественной и искусственной среды обитания. Но так как в настоящее время не существует никаких способов точного прогнозирования и оценки возможных последствий активного экологического производства, а биологическая и социальная экосистемы настолько сложные, динамичные и регулируются огромным количеством взаимосвязей и взаимодействий, что не поддаются моделированию даже с помощью супер-ЭВМ, то полное слияние естественной и искусственной среды остается и сегодня на грани фантастики. Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник.- Волгоград, Интерглосс, 1998. С. 268
Другие же предлагают исходить из следующих постулатов: а) сохранения и поддержания существующего равновесия в окружающей среде; б) признания неизбежности научно-технического прогресса и появления новых технологий; в) приоритета ресурсосберегающих и безотходных производств, сохраняющих, а не разрушающих природу при создании новых технологий. Но и такой подход, хотя он и представляется более реалистичным, не является идеальным. В нем тоже много неясностей. Например, в какой мере можно и нужно изменять естественную среду обитания и как это повлияет на искусственную среду обитания -- техносферу. Рассуждая об экологическом кризисе и экологическом сознании, важно иметь в виду, что человек, подобно другим биологическим видам, тоже эволюционирует. И эта эволюция не ограничивается лишь изменением видов социальной деятельности, социальных структур и форм организации общества. Изменения в естественной и искусственной среде обитания человека могут привести и к определенным биологическим изменениям -- мутациям, вызываемым химическими, физическими (радиоактивными, электромагнитными), фармакологическими и социально-технологическими факторами. Под влиянием шумовых факторов у многих ухудшается слух, резко падает работоспособность; транспортные и производственные перегрузки снижают производительность труда и продуктивность умственной работы.
Многие исследователи обеспокоены будущим состоянием окружающей среды. Одни из них (пессимисты), видя резкое ухудшение экологической ситуации в мире и замечая другие кризисные процессы, предрекают гибель человечества. С такой позицией нельзя согласиться. Признавая реальность и сложность экологических проблем, не следует впадать в панику. Другие -- оптимисты - считают, что при соответствующих национальных и международных усилиях проблема сохранения окружающей среды может быть успешно решена. Достижения научно-технического прогресса позволяют уже сегодня начать новый этап изучения состояния окружающей среды. К решению конкретных проблем необходимо привлечь фундаментальные науки -- физику, математику, химию, а для построения сложных моделей природных ситуаций использовать быстродействующие ЭВМ, что улучшит систематизацию и обеспечит накопление крупных массивов статистической информации для последующей обработки и выводов.
Каковы же причины осложнения экологической ситуации в мире? Какие конкретно при этом возникли проблемы, возможные пути и средства их решения?
Масштабы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду стали поистине гигантскими. Поступление в воды суши и океана, в атмосферу и почву различных химических соединений (а их более 100 тыс.), образующихся в результате производственной деятельности человека, уже сегодня в десятки раз превосходит естественное поступление веществ при выветривании горных пород и извержении вулканов.
Ежегодно из недр Земли извлекается свыше 100 млрд. т полезных ископаемых, выплавляется 800 млн. т различных металлов, производится более 60 млн. т неизвестных в природе синтетических материалов, вносится в почву сельскохозяйственных угодий более 50 млн. т минеральных удобрений и примерно 3 млн. т различных ядохимикатов, одна треть которых смывается поверхностными стоками в водоемы или задерживается в атмосфере (при рассеивании с самолетов). Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник.- Волгоград, Интерглосс, 1998. с. 195
Количество железа, поступающего антропогенным путем в природную среду, составило за последние 150 лет около 6,5 млрд. т, а возможные последствия "ожелезнения" земной коры еще не известны. На порядок увеличилось поступление в окружающую среду свинца и кадмия -- элементов с высокими токсическими свойствами.
Уже сегодня комплекс экологических наук позволил выработать ряд понятий, которые освещают основные аспекты взаимодействия природы и общества. Какие же это понятия и категории?
Человек издавна изучал природу как условие и источник своего существования и развития. В результате появились такие понятия, как "географическая среда", "геологическая среда", "биосфера", "техносфера", "ноосфера", "экосоциальная система". Рассмотрим содержание каждого из них. Это поможет осмыслению всей сложной и практически важной темы.
Географическая среда -- это земная природа, часть географической оболочки, освоенной человеком, которая включена в общественное производство и является необходимым условием существования общества. Она имеет сложную структуру соотношений природных и антропогенных компонентов, которые взаимодействуют между собой, влияют друг на друга и образуют новые системы. Особенности географической среды различных регионов и стран (климат, рельеф, почва, виды растений и др.) определяют характер и способы природопользования.
Влияние географической среды проявляется не непосредственно, а через главное условие материальной жизни общества-- способ производства материальных благ, который осуществляется в рамках конкретных производственных отношений. Именно способ производства определяет характер отношения общества к географической среде и характер природопользования. В качестве координирующей силы выступает все человечество.
Концепция, признающая объективную взаимосвязь (и взаимозависимость) между географическими объектами и явлениями, между обществом и географической средой, называется географическим детерминизмом.
Научная социальная философия, не умаляя значения географических факторов (природных ресурсов и условий, географического положения и др.), которые могут ускорять или замедлять развитие отдельных стран и целых регионов, определяющим фактором общественного развития считает способ производства материальных благ, экономический строй общества. Само влияние географического фактора носит исторический характер. Более того, в равной мере признается и обратное влияние общества на географическую среду. Принцип географического детерминизма учитывается при разработке региональной социально-экономической политики государств, требующей конкретного подхода и учета местных природных, экономических и социальных условий при размещении производительных сил. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник / Под ред. Лавриненко В.Н. - М., Прогресс, 2002. С.372
Постоянное преобразование географической среды под влиянием человеческой деятельности, насыщение ее антропогенными элементами происходят на протяжении всей жизни. С расширением сферы деятельности человека в ходе общественного развития и роста производительных сил географическая среда охватывает все большую часть земной оболочки. В условиях ускорения научно-технического прогресса резко меняется само содержание взаимоотношений человека и географической среды. Деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды и воздействует на механизм саморегуляции в природе. Поэтому так остро стоят проблемы экологии, установления гармонии отношений между обществом и географической средой.
Противоположная географическому детерминизму концепция - географический индетерминизм - отрицает причинность во взаимодействии общества и природной среды. Принцип географического детерминизма не следует отождествлять с социологической концепцией, переоценивающей роль географических факторов в развитии общества и отрицающей определяющее влияние способа производства. Более точное название такой концепции -- вульгарный географиям.
Геологическая среда -- это разведанная и освоенная часть земной коры, включающая горные породы, минералы, руды и другие полезные ископаемые, пригодные к использованию в производственных процессах и необходимые для существования современного производства и обеспечения жизнедеятельности общества.
Строение и возможности использования геологической среды изучаются комплексом геологических наук -- это и стратиграфия, и тектоника, и региональная геология, и минералогия, и петрография, и литалогия, и тектонофизика, и другие области знания, зарождающиеся в наши дни.
Биосфера -- область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом. В такой взаимообусловленности они образуют целостную динамическую систему.
Термин "биосфера" введен в 1875 г. Э. Зюссом. Учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в том числе и человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создано русским ученым В.И. Вернадским (1926 г.).
Техносфера -совокупность созданных человеком искусственных материальных объектов.
Ноосфера -- термин, введенный в научный оборот в начале 20-х гг. XX столетия французским математиком и философом Э. Леруа. В его работах, а также в научных трудах П. Тейяра де Шардена ноосфера осмысливалась как чисто духовное явление. Сходное толкование ноосферы давал и Э. Леруа. В работах В.И. Вернадского ноосфера рассматривалась как качественно новый этап эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом.
Учение о ноосфере позволяет ответить на коренные вопросы современного этапа развития человечества, определить принципиально новое отношение к биосфере, с которой оно неразрывно связано, и пойти дальше в направлении создания экосоциальной системы, обеспечивающей гармоническое взаимодействие общества и природы.
Экосоциалъная система взаимообусловленный комплекс социальных, живых и неживых компонентов, связанных между собой обменом веществ и обменом энергии. Это одна из наиболее сложных природных систем, представляющая собой единство трех компонентов: природного (естественная и искусственная природа); антропологического (человеческий субстрат и его качество); социального (отношения людей и их деятельность).
Глава 2. Народонаселение
2.1 Народонаселение и его роль в историческом процессе
Народонаселение может быть определено как: 1) естественно-исторически складывающаяся и 2) непрерывно самовозобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни 3) сложная, относительно устойчивая совокупность людей, 4) главный материальный компонент человеческого общества.
Население находится в постоянном движении и развитии. Изменяются его количественные (численность населения, его половозрастная структура, уровень брачности, рождаемости, смертности, естественного прироста и т.д.) и качественный (классовый и национальный состав населения, его культурно-технический уровень, уровень занятости населения, состояние здоровья населения и т.д.) характеристики. Все изменения в движении и развитии населения происходят на основе определенных объективных закономерностей, в пределах которых действует система законов народонаселения. В современных условиях особую актуальность приобретают экономические законы - проблема количественной и качественной сбалансированности числа новых рабочих мест и приростом трудоспособного населения. Для нормального функционирования общества необходима не только полная занятость, но и рациональное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. Рациональное использование трудовых ресурсов имеет многогранный характер и отражает как уровень производительных сил, так и уровень развития производственных отношений.
Таким образом, народонаселение, его различные стороны оказывают влияние на различные стороны экономической и социокультурной жизни. Политика народонаселения может быть определена как деятельность, специально направленная на регулирование производства и воспроизводства главной силы общества - человека, населения. Весьма важен акцент на историчность всех этих понятий, на их подвижность, текучесть, взаимопроникновение.
Политика народонаселения слагается из следующих основных элементов:
- влияние на условия труда (определение границ трудоспособного возраста, масштабов занятости работоспособной части населения, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, забота об охране труда, профориентация и др.);
- улучшение жизненных условий всех слоев населения (повышение реальной заработной платы или уровня доходов, улучшение жилищных условий, обеспечение возможности пользоваться бытовыми услугами и достижениями культуры, медицинским обслуживанием; увеличение свободного времени и др.);
- воздействие на воспроизводство населения (социальная мобильность, естественное возобновление поколений, миграционная подвижность).
Разнообразные социально-экономические, экологические проблемы обусловливают необходимость детального и всестороннего их изучения, познания механизма формирования тех или иных социально-демографических явлений с целью разработки комплекса мер активного на них воздействия. Управление процессом развития народонаселения в долгосрочной перспективе может достигнуть цели только в том случае, если будет рассматриваться как органическая часть планов социального и экономического развития страны.
Законы народонаселения с необходимостью носят исторический характер, поскольку демографические процессы находятся под определяющим воздействием социально-экономических факторов. В этом нетрудно убедиться, анализируя так называемую “демографическую революцию” (или “демографический переход”). Этот переход включает четыре периода. Для первого из них характерен высокий, близкий к физиологически предельному, уровень рождаемости и высокий уровень смертности. Прирост населения даже в годы отсутствия эпидемий и голода низкий. Во втором периоде отмечается значительное снижение смертности, в то время как рождаемость остается на высоком уровне. В результате происходит быстрый рост населения. В третьем периоде смертность продолжает уменьшаться, однако темп снижения рождаемости опережает темп снижения смертности, в результате чего темпы роста населения замедляются. В четвертом периоде смертность стабилизируется на низком уровне (равно как и рождаемость), и темпы роста населения остаются невысокими. Вполне понятно, что хронологически переходы от одного периода к другому в различных регионах земного шара не совпадают: то, что в Западной Европе происходило в XVIII веке, во многих странах Азии и Африки разворачивается только сегодня. И сравнивая эти процессы, нетрудно увидеть, что каждый раз переход к новому демографическому периоду был обусловлен развитием производительных сил, позволяющим обеспечить прогресс здравоохранения, и культурным возвышением общества (укажем на интересующие нас в данном аспекте возвышение социально-гигиенической культуры и сознательное регулирование количества детей). Более того, оказывается, что в пределах одного и того же региона эти переходы совершаются по-разному в зависимости от конкретных исторических условий. Ионцев В.А. Учебно-методические материалы по курсу "Экономика народонаселения и демография" Под редакцией д.э.н. В.А. Ионцева. М.,МГУ им. М.В.Ломоносова, 2002. С. 136
Развитие народонаселения связано с развитием общества, экономики страны. Разносторонний и сложный характер проблем воздействия на развитие народонаселения требует разработки системы мероприятий по управлению ими - комплексной долгосрочной программы развития народонаселения. Она должна включать анализ современной демографической ситуации и ее последствий, мер демографической политики в области естественного воспроизводства населения и семейно-брачных отношений, в области рационального использования трудовых ресурсов, а также вопросы влияния экологических проблем.
2.2 Демографические проблемы России
Вообще, демография - это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса. На протяжении всей истории существования России, власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До 1985 года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, однако данные о продолжительности жизни, детской смертности и числе абортов не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: ведь именно эти данные как ничто иное отражают суть - состояние государства.
Государственный доклад о здоровье населения в 1993 году и аналитическая справка "Здоровье населения в 1992-1993гг" позволяют оценить демографическое неблагополучие страны как демографическую катастрофу. В 1990 году впервые за послевоенное время наблюдалась естественная убыль населения. При этом опережающими темпами растет смертность населения в трудоспособном возрасте. Превышение смертности над рождаемостью, начиная с 1992 года, часто оценивается как депопуляция, т.е. "вымирание" России.
Средняя продолжительность жизни в нынешней России составляет 57.7 лет для мужчин и 71,2 года для женщин. Сравним: для США и других развитых стран этот показатель равен соответственно 73-74 года и 79-80 лет.
Итак, наши мужчины в среднем живут на 16 лет меньше, а женщины - на 8, чем на Западе. В наши дни разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин стал приблизительно в 13 лет, что чрезвычайно пугает. Этот разрыв обусловлен не только биологическими факторами. Примерно 4-5 лет этого разрыва вызваны действием специфических факторов.
В 1993 году рождаемость упала по сравнению с 1992 годом на 15% и составила 9,2 родившихся на 1000 человек.
Сейчас мы наблюдаем тенденцию к снижению количества детей в семье. По данным Госкомстата большинство россиян в наши дни считает наиболее приемлемым иметь одного1 ребенка. Если раньше абсолютно нормальным явлением было 3-4 ребенка в семье, то сейчас многодетные семьи стали встречаться гораздо реже. Но, как и прежде для семей сельских жителей характерно большее количество детей, чем для городских семей.
По данным на 1993 год смертность в России составила 14,6 умерших на 1000 человек. Сравним в США-9,0. Основными причинами смерти в наши дни являются болезни так называемого эндогенного плана, т.е. связанные с нарушением деятельности важнейших систем человеческого организма.
Поэтому увеличение в общей численности населения доли лиц старшего возраста ведет к росту общего числа умерших, а значит и общих коэффициентов смертности. Например, в 1995 году, процент смертей от заболеваний систем кровообращения вырос по сравнению с 1973 годом на 4% и составил 53,4% от общего числа смертей. Зато в 1985 году от новообразований (рака) умерло 15,5%, то в 1995 году этот показатель составил уже 17,5%. Рост смертей от такого рода болезней характерен для лиц старшего возраста, т.к. "пик" смертности смещается именно в эту возрастную группу.
Аборты - одна из главных причин низкой рождаемости и отрицательного естественного прироста населения.
Такое огромное количество абортов в нашей стране связано, прежде всего, с экономической и социальной ситуацией в сегодняшней России.
Число абортов на 1000 женщин детородного возраста составляет в России 83. Сравним: Германия - 5,1; Австрия - 7,7; т.е. среди стран Западной Европы мы остаемся безусловными лидерами по числу абортов, причем наш отрыв просто потрясающ.
Мы все знаем о таком явлении, как миграция - перемещение населения. Большие по объему перемещения наблюдались в годы войны. Так, в 1941-1942гг из районов оккупации было эвакуировано 25 млн. человек. Вообще, общий объем перемещений населения на новое место жительства достаточно велик. Так, за счет миграции из сельской в городскую местность, с 1970 по 1983 годы численность сельского населения сократилась почти на 10%. Эта тенденция активно продолжается и в наши дни. В последние годы процесс интеллектуальной эмиграции, или, как его еще называют, "утечка умов", приобрел в России такие масштабы, что угрожает существованию и развитию целых направлений науки, вызывая многие негативные социальные и экономические последствия для Российского общества. В 90-х годах из России ежегодно эмигрируют по 110-120 тысяч ученых, врачей, инженеров, музыкантов. Среди этнической эмиграции численность выехавших научных сотрудников оценивают в 35 тысяч человек, что составляет около 10% всех научных сотрудников по состоянию на 1995 год. При этом систему Российской Академии наук покинули 17% научных работников.
За последние 5 лет 42% этнической эмиграции шло в Германию, 41% - в Израиль. В течение последних лет ежегодно выезжает около 100-120 тысяч человек. Желающих, конечно, значительно больше, но страны- реципиенты(получатели) сдерживают и растягивают во времени их приток. Однако, надо учитывать, что доля лиц с высшим образованием среди выезжающих по этому каналу почти в 20 раз выше, чем по России в целом.
Эмиграция ученых и специалистов высокой квалификации имеет последствием еще один качественный аспект: эмигрируют, как правило, наиболее талантливые и активные люди в трудоспособном возрасте. Россия в 1991-1995 годах потеряла не менее 0,6 млн. специалистов. Происходит как бы экспорт интеллекта, отчего средний уровень интеллекта в стране снижается.
Таким образом, современные тенденции миграции достаточно многообразны, и их изучение является важной задачей демографии как науки.
Современность предъявляет сложные требования к информационному обеспечению, поэтому демографическая информация должна быть многосторонней, разнообразной и достоверной.
В настоящее время в России используется 3 основных источника демографической информации: переписи населения, текущий учет (например, в ЗАГСах) демографических явлений и выборочные обследования.
Демографические прогнозы являются важным элементом комплексного долгосрочного социально-экономического планирования. Очень трудно найти какую-либо область экономики и социальной жизни, где бы при долгосрочном планировании не использовались данные демографических прогнозов.
Они позволяют не просто ограничиться определением будущих характеристик населения. Сравнивая полученные результаты можно выявить степень расхождения желаемых и действительных характеристик демографических процессов. Ткаченко А. "Выходит ли Россия из демографического кризиса?" "Социально-политическиий журнал" 5'96
Следует сказать, что все негативные вышеперечисленные процессы и тенденции связаны с социально-политическим и экономическим положением страны. В целом демографическая ситуация в стране очень разнообразна.
2.3 Биологические законы роста народонаселения Т.Мальтуса
Т.Р. Мальтус (1766-1834), известный английский экономист, священник, прославился своими работами в области демографии (демография от греческого demos -народ, и grapho - пишу). Сам термин "демография" был введен в 1855 году французским ученым А.Гийоаром. Демография исследует закономерности развития структуры, размещение и динамику народонаселения, разрабатывает теории народонаселения, политику народонаселения, прогноз его численности. Наряду с этим в рамках демографии изучается рождаемость, брачность, разводимость, смертность, образовательный уровень, социальная структура, расовый, языковой, национальный состав народонаселения, его миграция, урбанизация. Именем Мальтуса названа социально-экономическая теория - мальтузианство - широко распространившаяся в общественной мысли, особенно в политической экономии конца девятнадцатого века. Наиболее известная работа Т.Мальтуса - "Опыт о законе народонаселения..." вышла в 1798 году. В этой работе Мальтус предпринял попытку объяснить противоречия общественного развития не социальными условиями, а "вечными" законами природы. Понимая биологически факторы как решающие в процессе воспроизводства населения, Мальтус сформулировал "естественный закон", согласно которому, население Земли растет очень быстро - по законам геометрической прогрессии, тогда как производство продовольствия и других средств существования развиваются значительно медленнее - по законами арифметической прогрессии. По его мнению, это связано с так называемым законом убывающей производительности последовательных затрат, что, например, для земледелия оборачивается "законом убывающего плодородия почвы". От роста населения зависит состояние общества, а этот рост, в свою очередь, определяет биологическими законами размножения. Таким образом, согласно Мальтусу и его последователям, жизнедеятельность и развитие общества оказывается подчиненным биологическим законам.
Центральным понятием мальтузианской теории общества является понятие народонаселения. Народонаселение - совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей: человечество в целом; групп стран; отдельных стран; различных региональных подразделений внутри этих стран вплоть до конкретных поселений. В социологическом плане народонаселение, его рост, плотность, расселение рассматриваются как одно из необходимых материальных условий жизни общества. В экономической теории народонаселение понимается как источник трудовых ресурсов и субъект потребления. Для демографии народонаселение - это совокупность поколений людей, различающихся по численности, возрасту и полу. В демогеографии под народонаселением понимают совокупность тех же людей, расселенных и мигрирующих в пределах определенной территории.
Мальтус утверждал, что, несмотря на "естественное" регулирование численности населения посредством таких факторов, как голод, войны, эпидемии, человечество неизбежно столкнется с наступающим "абсолютным перенаселением". Обосновывая необходимость борьбы с этим негативным явлением, Мальтус настаивал на регламентации браков и регулировании рождаемости. При этом в его теории игнорируется естественная потребность в детях и содержится призыв к ограничению рождаемости независимо от объективных обстоятельств, которыми определяется интенсивность данного процесса. В начале 19 века сознательное ограничение числа детей охватывало лишь около одного процента всех семейных пар, к началу 20 века - 8%, к середине - 25% и в 70-начале 80-х годов - около 45%.
2.4 Классическое мальтузианство и неомальтузианство
Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Поэтому принято различать классическое мальтузианство и его позднейшие модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о "тщетности" усилий по преумножению средств существования людей, поскольку это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число потребителей.
В двадцатом веке ввиду обнаруженной несостоятельности "арифметической прогрессии" Мальтуса (объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем темпы роста населения) У. Томпсон (США), Г. Ражо (Франция), Э. Ист (США), К. Вит-Кнудсен (Дания) и некоторые другие, стремясь отстоять основные идеи классического мальтузианства, пытались показать, что теория Мальтуса не сводится лишь к "прогрессиям", что главным тезисом мальтузианства выступает именно "природный" характер демографического развития.
Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. В обыденном представлении его идеи трансформируются в отказ от детей в браке. Эта идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку "примирить" биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, "революционное зерно" мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о "половом влечении", отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.
Неомальтузианство не ограничивается чистой теорией, в своих практических рекомендациях это течение выделяет в первую очередь биологическую сферу воспроизводства человеческого рода и отодвигает на задний план как незначимые мероприятия по преобразованию, повышению эффективности экономики, подъему уровня жизни населения. Таким образом, неомальтузианство игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства людей. Ведущие современные демографы США оценивают воздействие именно на биологический механизм рождаемости, как "основной элемент" стратегических программ по отношению к народонаселению мира, на деле игнорируя необходимые общественные, экономические преобразования.
Заключение
В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.
Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле - это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле - та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.).
Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).
Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.
Список использованной литературы
Ахутин А.В., "Понятие природы в античности и в новое время"- М., ТК ВЕЛБИ 1988
Гиренок Ф.И. "Экология, цивилизация, ноосфера"- М., Прогресс, 1990
Ионцев В.А. Учебно-методические материалы по курсу "Экономика народонаселения и демография" Под редакцией д.э.н. В.А. Ионцева. М.,МГУ им. М.В.Ломоносова, 2002.
Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник.- Волгоград, Интерглосс, 1998.