Силлогизм -- это умозаключение, состоящее из двух суждений, из которых с необходимостью выводится третье. При этом из двух данных суждений одно является общеутвердительным или общеотрицательным.
Силлогизмы делятся на непосредственные и посредственные.
Непосредственные силлогизмы - это, в которых вывод совершается из одной посылки.
Посредственные - это силлогизмы, в которых вывод совершается из двух и более посылок.
Правила позволяют систематически исключать неправильные умозаключения и обосновывать приемлемость правильных умозаключений. Если установлено, что силлогизм выполняет все правила, то можно с уверенностью сказать, что он правильный.
В моем докладе пойдет речь о правилах составления силлогизма, ведь это и есть логическая культура.
Основные особенности силлогизма
Во-первых, всякий силлогизм должен состоять из двух посылок и заключения. Иногда одна из посылок опускается, и силлогизм сокращается до посылки и выводы. Такое сокращение называется энтинемой. Например, фраза "Все девушки любят цветы. Маша любит цветы" -- энтинема, в которой опущена посылка «Маша -- девушка», однако мы её подразумеваем (посылку, а не Машу, конечно же). Обратите внимание: так как силлогизм -- это дедуктивное умозаключение, то полученный вывод не может быть более общим, чем посылки, на основании которых он был сделан. Данное утверждение проверяется сравнением терминов. Например, в силлогизме «Все растения -- организмы, цветы -- растения, следовательно, цветы -- организмы» мы имеем три термина: «организмы», «растения» и «цветы», причем «организмы» -- это больший термин, «растения» -- средний, а «цветы» --меньший. При этом средний термин в заключение не входит, его функция -- быть связующим звеном между большим и меньшим терминами с целью их сравнения, поскольку сами по себе они не могут быть сравнены, поэтому силлогизмы ещё называют посредственными умозаключениями. Данную связь можно выразить следующим принципом: «Если одна вещь находится в другой, а эта другая -- в третьей, то и первая также находится в третьей». Аналогично: "Если одна вещь находится в другой, а эта другая -- вне третьей, то и первая также находится вне третьей". Это очевидное на первый взгляд положение называется аксиомой силлогизма. Исходя из этой аксиомы, имеем принцип: «Все, что утверждается относительно целого, утверждается и относительно каждого частного, которое в нем содержится». Аналогично обстоит дело и с отрицанием относительно целого.
В зависимости от характера большей посылки, силлогизмы бывают трех видов: -- категорические (которые делятся на полные, т.е. состоящие из двух посылок -- эпихейремы и сокращенные -- энтинемы);-- условные (большая посылка -- условное суждение); -- разделительные (большая посылка -- разделительное суждение). Как уже отмечалось ранее, каждый силлогизм состоит из трех суждений. А поскольку в одном суждении должен содержаться только один термин, то терминов в силлогизме также должно быть ровно три. Если в суждениях будет содержаться более или менее трех терминов, то вывод сделать будет невозможно. Например, из посылок «Все политики -- обманщики. Рузвельт был хорошим семьянином» нельзя сделать вывод «Рузвельт был обманщиком» или «Все политики -- хорошие семьянины». Но если бы посылки звучали так: «Все политики обманщики. Рузвельт был политиком», мы бы могли сделать вполне ясный вывод, потому что имели бы три термина, а не четыре. Следующий принцип построения силлогизмов звучит так: из двух отрицательных суждений нельзя вывести никакого заключения. Например: Физик -- не гуманитарий. Историк -- не физик. Из этих утверждений мы не можем сделать вывод, что историк -- не гуманитарий. Вернее, такой вывод не будет удовлетворять законам логики. Для сравнения: если бы отрицательным было бы только одно суждение (например: физик -- не гуманитарий, историк -- гуманитарий), то мы могли бы сделать определенный вывод: историк -- не физик. Из этого принципа следует следующий: если одна из посылок отрицательна, то и заключение должно быть отрицательным. Аналогичные законы применимы и к частным утверждениям: если одно из суждений частное, то и вывод должен быть частным. Например: Некоторые люди завистливы. Все англичане -- люди. Некоторые англичане завистливы. Помимо этого, из двух частных утверждений нельзя сделать вывод. Например, из посылок «Некоторые физики -- романтики» и «Некоторые садоводы -- романтики»вывода сделать мы не сможем, поскольку заключение не следует необходимо (то есть садоводу совершенно необязательно быть физиком, и наоборот). Это происходит из-за того, что средний термин не распределен. Отсюда вытекает следующий принцип: средний термин должен быть взят во всем объеме хотя бы в одной посылке. То есть если в качестве посылок мы возьмем утверждения «Некоторые люди завистливы, некоторые англичане завистливы» (где термин «завистливы» будет средним), то заключения мы не сделаем. Следовательно, имеем принцип, аналогичный двум предыдущим парам принципов: термины, не взятые в посылках во всем объеме, не могут быть и в заключении взяты во всем объеме. Поэтому из посылок вроде "Некоторые люди завистливы, все англичане люди" мы можем сделать только такой вывод: "Некоторые англичане завистливы" (да простят меня жители туманного Альбиона).
Простой категорический силлогизм
Это рассуждение, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения. Посылки силлогизма разделяются на большую (которая содержит предикат заключения) и меньшую (которая содержит субъект заключения). По положению среднего термина силлогизмы делятся на фигуры, а последние по логической форме посылок и заключения -- на модусы.
Пример силлогизма:
Всякий человек смертен (большая посылка)
Сократ -- человек (меньшая посылка)
-Сократ смертен (заключение)
Структура простого категорического силлогизма
В силлогизм входит ровно три термина:
§ S -- меньший термин: субъект заключения (входит также в меньшую посылку);
§ P -- больший термин: предикат заключения (входит также в большую посылку);
§ M -- средний термин: входит в обе посылки, но не входит в заключение.
Подлежащие S (субъект) -- то, относительно чего мы высказываем (делится на два вида):
§ Единичные [суждения] -- в которых подлежащее является индивидуальным понятием. Прим: «Ньютон открыл закон тяготения»
§ Частное суждение -- в котором подлежащим суждения является понятие, взятое в части своего объема. Прим: «Некоторые S суть P»
§ Множественное суждение -- это те, в которых несколько подлежащих классовых понятий. Прим: «насекомые, пауки, раки есть членистоногие»
2. Неопределенное. Прим: «светает», «больно» и т. п.
Сказуемое P (предикат) -- то, что мы высказываем (2 вида суждений):
§ Повествовательные -- это суждение относительно событий, состояний, процессов или деятельности скоропроходящих. Прим: «Роза в саду цветет».
§ Описательные -- когда одному или многим предметам приписывается какое-нибудь свойство. Субъектом всегда является определенная вещь. Прим: «Огонь горяч», «снег бел».
Отношение между подлежащим и сказуемым:
1. Суждения тождества -- понятия субъекта и предиката имеют один и тот же объем. Прим: «всякий равносторонний треугольник есть равноугольный треугольник»
2. Суждения подчинения -- понятия с менее широким объемом подчиняется понятию с более широким объемом. Прим: «Собака есть домашнее животное»
3. Суждения отношения -- именно пространства, времени, отношения. Прим: «Дом находится на улице»
При определении отношения между подлежащим и сказуемым важна четкая формализация терминов, поскольку бездомная собака хоть и не является домашней с точки зрения проживания в доме, все равно относится к классу домашних животных с точки зрения принадлежности по социально-биологическому признаку. То есть следует понимать, что «домашнее животное» по социально-биологической классификации в отдельных случаях может быть «внедомашним животным» с точки зрения места обитания, то есть с социально-бытовой точки зрения.
История возникновения понятияУчение о силлогизме впервые изложено у Аристотеля в его «Первой аналитике». Он говорит лишь о трёх фигурах категорического силлогизма, не упоминая о возможной четвёртой. Особенно подробно он рассматривает роль модальности суждений в процессе умозаключения. Преемник Аристотеля, основатель ботаники Теофраст, по словам Александра Афродизийского (в его комментарии к первой «Аналитике» Аристотеля), прибавил ещё пять модусов (modi) к первой фигуре силлогизма; эти пять модусов впоследствии были выделены Клавдием Галеном (жившим во II-м в. н. э.) в особую четвёртую фигуру. Кроме того, Теофраст и его ученик Евдем занялись анализом условного и разделительного силлогизмов. Они допустили пять видов умозаключений: два из них соответствуют условному силлогизму, а три -- разделительному, который они рассматривали как видоизменение условного силлогизма. Этим и заканчивается развитие учения о силлогизме в древности, если не считать того добавления, которое сделали стоики в учении об условном силлогизме. По словам Секста Эмпирика, стоики признавали некоторые виды условного и разделительного силлогизма бнбрьдейкфпй, то есть не нуждающимися в доказательствах, и рассматривали их как прототипы силлогизма (как, например, смотрит на силлогизм Зигварт). Стоики признавали пять видов подобных силлогизмов, совпадающих с Теофрастовыми. Секст Эмпирик приводит следующие примеры для этих пяти видов:1. Если наступил день, то имеется свет; но теперь день, следовательно, имеется свет.2. Если наступил день, то имеется свет, но света нет, следовательно, нет и дня.3. Не может быть (одновременно) дня и ночи, но день наступил, следовательно, нет ночи.4. Может быть или день, или ночь, но теперь день, следовательно, нет ночи.5. Может быть или день, или ночь, но ночи нет, следовательно, теперь день.
У Секста Эмпирика и скептиков вообще мы встречаемся и с критикой силлогизма, но цель критики -- доказательство невозможности доказательства вообще, в том числе и силлогистического. Схоластическая логика ничего существенного не добавила к учению о силлогизмах; она лишь порвала ту связь с теорией познания, которая существовала у Аристотеля и тем превратила логику в чисто формальное учение. Образцовым руководством логики в средние века было сочинение Марциана Капеллы, образцовым комментарием -- сочинения Боэция. Некоторые из комментариев Боэция занимаются специально учением о силлогизмах. Сочинения Боэция имеют некоторое историческое значение; они способствовали также установлению логической терминологии. Но в то же самое время именно Боэций придал учениям логическим характер чисто формальный.
«логический квадрат»
Из эпохи схоластической философии по отношению к учению о силлогизме внимания заслуживает Фома Аквинский († 1274), в особенности его подробный анализ ложных умозаключений («De fallaciis»). Сочинение по логике, имевшее некоторое историческое значение, принадлежит византийцу Михаилу Пселлу. Он предложил так называемый «логический квадрат», в коем наглядно выражается отношение различных видов суждений. Ему принадлежат названия различных modi (греч. фсьрпй) фигур. Эти названия, латинизированные, перешли в западную логическую литературу.
Первым серьёзным критиком Аристотелевской логики был Пьер Рамэ, погибший во время Варфоломеевой ночи. Во второй части его «Диалектики» говорится о силлогизме; учение его о силлогизме, однако, существенных отступлений от Аристотеля не представляет. Начиная с Бэкона и Декарта философия идет по новым путям и отстаивает методы исследования: непригодность силлогистического метода в смысле метода исследования, нахождения истины, становится все более и более очевидной.
Заключение
Рассматривая силлогизм в ряду различных рассуждений, можно, сказать, что силлогизм систематизирует наиболее простые, очевидные, но поэтому наиболее убедительные отношения между терминами. Если удалось привести рассуждение к форме силлогизма или к полисиллогизму, то это означает, что достигнута почти полная ясность и отчетливость в получении одних мыслей из других и в обосновании нужных мыслей. Однако это самая трудная задача. На практике трудность состоит именно в том, чтобы аргументы и заключения разговорной речи привести в такой порядок, когда соотношение между встречающимися в них терминами принимает простую и очевидную форму. Здесь требуется знание теории силлогизмов, и навык в прояснении наших мыслей и их последовательностей. Если удается привести свою речь к форме правильного силлогизма с истинными посылками, то дело выиграно!
Список литературы
Большая советская энциклопедия, ред. Прохоров, А. М.; Байбаков, Н. К.; Благонравов, А. А. -- М.: Советская Энциклопедия, 1969--1978
В.Н. Брюшинкин. Логика. М.: Гардарики, 2001
Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2001
Ивлев Ю. В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник. -- М.: Дело, 2003
Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. -- М.: Наука, 1975