Основы и законы логикиПонятиеЗадание 1. Содержание какого понятия богаче в следующих парах понятий?а) Конфискация имущества. Дополнительное наказание.Ответ: Дополнительное наказание- ( богаче)- может быть несколькихвидов, один из них- конфискация имущества б) Прокурор. Генеральный прокурор. Ответ: Прокурор- богаче, может быть нескольких видов, один из них генеральный прокурор.Задание 2. Дайте полную логическую характеристику понятиям.а) Злонамеренность.Ответ: Конкретное, положительное, безотносительное, Бесконечные (категориальная форма), нерегистрирующее Собирательное.б) Понятие: Ответ: Абстрактное, положительное, соотносительное, Бесконечные (категориальная форма), Разделительное употреблениепонятия, собирательное.Задание 3. К каждому из данных понятий подберите перекрещивающиеся Понятия.а) юрист-Ответ: адвокатб) пистолет-Ответ: арбалетЗадание 4. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти понятия с помощью круговых схема) следовательб) прокурорв) мастер спорта г) отецд) сынОтвет: Задание 5. Какие из следующих отношений между понятиями являются отношениями рода и вида.а) Китай. Азия.б) Корень слова. Часть слова-(отношения рода и вида).Ответ: Словосочетание- корень слова относится к родовому понятию» синтаксис», к виду часть слова.Задание 6. Проверьте правильность следующих обобщённых понятий:а) Метель- сильный ветер- буря- ураган;Ответ: правильноб) столица- большой город- город- населённый пунктОтвет: неправильно, нарушена последовательность масштаба)Задание 7. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления.а) Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг.Ответ: В данном случае деление как таковое отсутствует. Если слово «Взятки» берём за делимое понятие То членов деления как таковых нет; есть либо, то , либо, это.б) Акты экспертизы состоят из введения, исследования и заключения. Ответ: Нарушено правило основания, члены деления должныделиться по одному признаку. Делимое понятие: Акты экспертизы. Члены деления: Введение, исследование, заключение. Вид деления: таксономический.Задание 8. Выясните, являются ли следующие высказывания определениями. Внеправильных определениях укажите, какие правила нарушены.а) Винтовая лестница- лестница, имеющая форму винта.Ответ: Высказывание определением не является, и имеется нарушение правила- наличие круга.б) Раб- человек , не имеющий свободы.Ответ: Высказывание является определением, но оно не полное, т.е. отсутствие достаточного основания. СуждениеЗадание 9. Изменится ли распределённость терминов при переходе от одного термина к другому в следующем случае?1. Большинство из нас решили эту задачу.2. Многие из нас решили эту задачу.3. Некоторые из нас решили эту задачу.4.Лишь, немногие из нас решили эту задачу.5. Я решил эту задачу.Ответ:1. -Частноутвердительное.2. -Частноутвердительное.3. -Частноутвердительное.4. -Частноутвердительное.5. -Частноутвердительное.Не изменится.Задание 10. Признав первое суждение в каждой паре приведённых суждений ложным, определите, что может быть связано при этом условии относительно истинности( или ложности) второго суждения той же пары.а) Все виды лжи заслуживают порицания.- Некоторые виды лжи не заслуживают порицания.Ответ: По логическому квадрату А и I, общеутвердительное и частноотрицательное ( подчинение).Некоторые виды лжи заслуживают порицания.б) Некоторые слушатели не сдали зачёт по логике. -Все слушатели сдали зачёт по логике.Ответ: Частноотрицательное и общеутвердительное( не могут быть одновременно истинными или ложными) О и А. Некоторые слушатели сдали зачёт по логике. Задание 11. Определите логическое строение, качество и количество следующих суждений. Определите распределённость терминов и выразите отношения с помощью круговых схем.а) Все граждане обладают дееспособностью и правоспособностью, за исключением случаев, предусмотренных законом.Ответ: Общевыделяющее суждение; Все S, суть Р, но не только Рб) Нож, которым совершено убийство, длиннее ножа, обнаруженного у подозреваемого.Ответ: некоторые S суть Р. Частноутвердительное. Задание 12. Рассмотрите сложные суждения. Выразите их в символической записи.а) Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают, портят памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности.Суждение- конъюнктивное. a^b1^b2^b3^c (a&b)б) В советской России, если гражданин занимался бродяжничеством или порошайничеством, то наказывается лишением свободы на срок от года до двух лет.Ответ: Суждение условное( импликативное). А B.Основные законы логикиЗадание 13. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными обе пары суждений.а) Все слушатели подготовлены у зачёту по логике.- Некоторые слушатели группы к зачёту по логике не подготовлены.Ответ: Отношения подпротивности- АО не могут быть одновременно истинными.б) К похитила государственные средства,- Никакихгосударственных средств К. не похищала.Ответ: Частичная совместимость, УО- истинным может быть.Задание 14. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в следующихпарах суждений?а) Каждая юридическая норма относится к определённому институту права.- Ни одна юридическая норма не относится копределённому институту права.Ответ: АЕ- Обшеутвердительное и общеотрицательное суждения, отношения противоречия. Одновременно ложными быть не могут.б) Некоторые правовые акты не являются нормативными.- Все правовые акты являются нормативными.Ответ: ОА отношение подпротивности , ложными одновременно быть не могут.Непосредственные умозаключенияЗадание 15. При помощи логического квадрата выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчинённые данным.а) Совершеннолетние имеют право голоса.Ответ: 1. Никто из совершеннолетних не имеет право голоса.(отношение противоречия).АЕ.2.Некоторые совершеннолетние не имеют права голоса. АО-противоречащие отношения.3.Некоторые совершеннолетние имеют право голоса. АО- отношения подчинения.б) Ни один слушатель нашей группы не курит.Ответ: 1. Все слушатели нашей группы курят. ЕА- отношениепротивоположности.2.Некоторые слушатели нашей группы курят. ЕI- отношения противоречия.3.Некоторые слушатели нашей группы не курят. ЕО- отношения подчинения.Задание 16. Сделайте вывод путём превращения из следующих посылок.а) Некоторые преступления могут быть совершены путёмактивных действий.Ответ:Некоторые преступления могут быть совершены путём неактивных действий.б) Мировая война не является неизбежной.Ответ: Неизбежной является не Мировая война.Дедуктивные выводы из простых посылокЗадание 17. Определите состав, фигуру и модус следующих силлогизмов, найдите вывод, термины силлогизма, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем.а) Ни один невиновный не должен быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён. Значит И. не должен быть привлечён куголовной ответственности и осужден, так как он невиновен.Ответ: Модус отрицающий.Правильный.Умозаключение- дедуктивное, вероятностное. Выводподтверждается посылками лишь с определённой степеньювероятности. Из двух отрицательных посылок нет определённого вывода. ЕО.Ни одно S не суть РНекоторые S суть РI Фигура М РS MВывод: Значит И. не должен быть привлечён к уголовной ответственности и осужден, так как он невиновен.Большая посылка- не должен быть привлечён к уголовной ответственности и осуждёнМеньшая посылка- Значит И. не должен быть привлечён куголовной ответственности и осужден,1.Термин - Ни один невиновный (общеотрицательный)2.Термин- Значит И. не должен (частноотрицательный)б) Н.- свидетель, поэтому он должен быть предупреждён об ответственности за дачу ложных показаний, так как все свидетелипредупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний.Ответ: Индуктивное умозаключение. Модус утверждающий.IV- Фигура Р ММ SНекоторые S суть РВсе S Суть РВывод: Н.- свидетельБольшая посылка- все свидетелипредупреждаются об ответственности за дачу ложных показанийМеньшая посылка- поэтому он должен быть предупреждён об ответственности за дачу ложных показаний.1.Термин Н.- свидетель( частноутверждающий)2.Термин- все свидетели( общеутверждающий)Задание 18. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма, установите, следует ли вывод с необходимостью.а) Все слушатели Академии ФСИН России изучают логику. Иванов- не слушатель Академии ФСИН России. Следовательно…Ответ: Он не изучает логику. Вывод не следует с необходимостью.II Фигура- Все S суть РНекоторые S не суть РСледовательно, некоторые S не суть РР МS Mб) Некоторые преступления являютсяумышленными.Неосторожное тяжкое телесное повреждение- преступление. Следовательно…Ответ: Некоторые преступления не умышленные.Некоторые S суть Р Некоторые Р суть SСледовательно, некоторые S не суть РI фигура М РS MЗадание 19. Правильно ли построены следующие силлогизмы? Выясните допущенные ошибки.а) Идеалистические теории противоречат фактам, а эта теория не идеалистическая, поэтому она фактам не противоречит.Ответ: Силлогизм построен неправильно, из всех четырёх фигур не соблюдены правила вывода фигур.б) Мысль есть движение, а движение есть свойство всей материи. Значит, мысль есть свойство всей материи.Ответ: Модус утверждающий. Условно- разделительное умозаключение. (a ^ b)--ca--(b- c)Дедуктивные выводы из сложных посылокЗадание 20. Правомерен ли следующий вывод? Постройте схему умозаключения, найдите основание и следствие. Если мы назовём Петрова учёным, то тем самым назовём его человеком. Если мы назовём Петрова человеком, то скажем правду. Следовательно, если мы назовём Петрова учёным, то скажем правду.Ответ: Сложный силлогизм. Условно- категорическое Умозаключение, имеется две посылки.Если а суть b, то сЕсли а суть с. то dЕсли а суть b то d(a v b)--(a--c)a v bЗадание 21. Правильно ли сделаны следующие выводы? Сделайте символическую запись умозаключений.а) Если суждение является отрицательным, то оно обращаетсяпросто, или вовсе не обращается. Данное суждение обращается просто. Следовательно, оно является отрицательным.Ответ: Разделительное умозаключение.Если а суть b, то с или не сДанное а суть сСледовательно а суть b( a ^ b)--c v c (a ^ c)a ^ bб) Если приговор не обоснован, то он будет отменён. Данный приговор отменён. Следовательно он не обоснован.Ответ: Отрицающий модус. Вывод условно- правильный.Если а не суть b, то сА суть са не суть b( а ^ -b)--ca ^ - bЗадание 22. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно- категорического умозаключения, постройте его схему.а) Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данноеправонарушение- проступок. Следовательно…Ответ:соединительно- разделительное суждениеСледовательно это один из видов правонарушения.(или: Преступление тоже правонарушение)(a ^ b ^ c)--a ^ ca ^ cб) Документы, являющиеся вещественным доказательством, остаются при деле в течении всего срока хранения последнего.Либо передаются заинтересованным лицам. Следовательно…Ответ: Дизъюнктивное суждениеа суть b или са или b или с (а ^ b) v ca v b v cЗадание 23. Какой вид доказательства имеется в следующем рассуждении? Нет ли каких- либо ошибок в доказательстве? Все птицы размножаются яйцами: утконос тоже птица, так как он размножается яйцами.Ответ: Прямое доказательство в форме категорическогосиллогизма.Если ( a ^ b)--( c ^ a)a ^ cВместо тезиса а, мы доказываем тезис b, следовательно мы ничего не доказываем. « Кто слишком мало доказывает, тотничего не доказывает». Ошибка- переход в другой ряд.Задание 24. Какой то человек сказал: « Тогда то я солгал». Если это правда, то этот человек является лгуном, но если он сознался в своей лжи, то он сказал правду и его нельзя назвать лгуном.Следовательно, человек, который солгал, не является лгуном. Является ли это выражение доказательством? Какой вид доказательства? Допущены ли ошибки в доказательстве?Ответ: Когда то a ^ b, если это с, то а, если а суть b, то с, и он не aОшибка: Довод к человеку. Это не доказательство- подмена доказательства самого тезиса ссылками на личные качества. Вид - косвенное. Ошибка: от сказанного с условием к сказанному безусловно.