Рефераты

Основы философии

еловечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. За тысячелетия было открыто множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью культуры.

Таким образом, знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

Процесс познания неизбежно сталкивается с такими вопросами: Познаваем ли мир? Как это происходит? Существуют ли границы познания или нет? На протяжении истории по этим вопросам существовало несколько подходов. Материалисты выдвигали основной принцип отражения мира в сознании человека: у Демокрита - образы (эйдосы), у философов Нового времени - сенсорные сигналы. Идеалисты полагали, что познание не имеет дела с реальным, объективным миром. Лейбниц считал, что познание есть воздействие обожествленной идеи на врожденные понятия человека. У Гегеля - самопознание абсолютной идеи, У Маха, Авенариуса - реализация простой и экономной связи ощущений. В целом позиции мыслителей можно определить следующими направлениями:

агносеологический оптимизм - (Г. Гегель, Л. Фейербах) абсолютно уверены в возможности познания мира;

агностицизм - (И. Кант, А. Пуанкаре) отрицают возможность познания мира;

скептицизм - (Пиррон, Д. Юм) выражают сомнение в познании окружающего мира.

В истории познания известен спор по поводу того, какой из двух видов познания является более надежным, достоверным, истинным. Это чувственное знание и рациональное (логическое). Первое нам дается органами чувств, второе - разумом. Очевидно, что вначале человек приобретает знания чувственного происхождения (ощущения, восприятия, представления), а затем, на этой основе в результате определенной работы ума (сравнения, анализа, синтеза), он получает знания рационального, логического характера. Так и выделились два направления рационалисты (Декарт) и сенсуалисты (Локк). В современной философии эти течения

объединены, так как они оба необходимы и дополняют и корректируют друг друга для достоверности и истинности.

Таким образом, основная проблема теории познания это познаваемость мира, то есть способность познания.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения. В ходе истории человечества выработались различные формы познания.

Уже на ранних этапах существовало обыденно-прогностическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т.д. Основой этой формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей, включая в себя здравый смысл, верования, приметы и т.п.

Одна из исторических первых форм - игровое познание, как важнейший элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид приобретает большой объем новых знаний, впитывает богатство культуры - деловые игры, спортивные игры, игры актеров и т.п.

Важную роль в истории человека играло мифологическое познание. Оно представляет фантастическое отражение реальности, является бессознательно - художественной переработкой природы и общества. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д.

В мифологии зарождается художественно - образная форма познания, которая получила наибольшее развитие в искусстве. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности люден, искусство одновременно познает мир, а человек творит его в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, правах, быте, об их чувствах, мыслях и т., д.

Одна из древних форм познания - религиозное. Оно обусловлено эмоциональной формой отношения людей и господствующими над ними земными силами, т.е. верой в сверхъестественное. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками, являются, например, Библия и Коран. Религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности.

Существует множество других форм познания. но нельзя не рассмотреть научное по - знание, где главная его особенность это рациональность и системность. Наука понимается как форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие законов на основе реальных фактов в их взаимосвязи. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений, так как научное - это объяснительные знания. В научном познании функционирует сложная система методов (теоретические и практические), которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Таким образом, наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.

Целью научного познания является достижение истины, под ней понимается соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Истинными знаниями являются только те, которые правильно, неискаженно отражают объективную реальность, действительное положение вещей. И в этом смысле знания являются объективными, что и означает их истинность. Ценность знания определяется мерой его истинности. Например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца, является истиной.

Постоянный и необходимый спутник истины - заблуждение, выступает как знание. не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Оно есть по сути искаженное отражение действительности. Например, "теоретическая астрология", хотя отдельные моменты истины в ней имеются.

Таким образом, истинные знания дают людям возможность организовывать свои практические действия, предвидеть грядущее. Если бы познание не было истинным отражением действительности, то человек не мог бы разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему.

Итак, познание - это процесс приобретения знаний, отражения действительности и ее объяснение. Объектом познания может выступать все существующее - мир в целом, общество и сам человек. Источником и способом познания являются человеческие чувства, разум и интуиция. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума. составляющего всемирную гордость человечества.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое знание и познание?

2) Как рассматривалась проблема познания в истории философии?

3) В чем состоит сущность различных форм познания?

4) Что такое истина? Как она соотносится с заблуждением?

Раздел III.Духовная и социальная жизнь человека

Итогом изучения раздела “Духовная и социальная жизнь человека “должно стать:

знание - основных категории научной картины мира;

роли науки в современной жизни, соотношение веры разума, место и роль науки в познании и воспитании человека;

основных концепций рассмотрений общества;

философских представлений относительно возможных путей будущего мирового развития.

умение - соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе специальности, с современной научной картиной мира;

понимать роль и место религии в понимании мира, в изменении человеческой природы;

анализировать основные концепции общественного развития, понимать место и роль отдельного человека в обществе;

понимать, что такое истинная и ложная культура и что, значит, быть культурным человеком, осознавать ПРИЧИНЫ кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее.

Тема 3.1 Философия и научная картина мира

Ключевые слова и термины:

Эмпирический и теоретический уровни наук, сциентизм, антисциентизм, научная картина мира, НЬЮТОНОВСКО - картезианская картина мира, современная научная картина мира.

Науку можно рассматривать, как сферу человеческой деятельности, направленную на добывание и осмысление знания. Зачатки науки появились еще в древнем Китае и древней Индии. Почти все естественные науки вышли из мифологии.14 только в Новое время, в ХУI - ХУII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства, наука стала рассматриваться как целостная органическая система. С этого времени она начинает развиваться относительно самостоятельно. Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение, способствует развитию самого человека.

Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету и методам можно выделить науки о природе - естествознание; обществе - обществознание; познании - гносеологию. Отдельную группу составляют технические науки. Каждая группа наук может быть подвергнута более дробному делению. для современного этапа развития научного знания характерно появление смежных по предмету дисциплин (например: биофизика. биохимия), а также взаимное использование научных методов. Общенаучными логическими приемами являются: индукция, дедукция, системный и вероятностный подходы и т.д. В каждой науке различаются эмпирический уровень, который основывается на накоплении фактического материала - итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, представляющий обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих сторон научного знания в целом.

Существенным компонентом любой науки является философский, который пронизывает в той или иной мере научное знание на всех его этапах. Поэтому философию принято называть наукой о наиболее общих законах действительности.

Таким образом, современный этап развития науки требует не только теоретического осмысления фактов, но и анализа самого способа их получения, размышлений об общих путях поисков нового.

Возрастание роли науки в современном мире породили две противоположные позиции:

сциентизм - сторонники, которого утверждают, что "наука превыше всего" и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона во все формы и виды человеческой деятельности. Сциентизм считает, что только с помощью науки можно решить все социальные проблемы.

антисциентизм - представители которого утверждают, что наука не способна обеспечить социальный прогресс, се возможности здесь крайне ограничены. Более того, наука - враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру. Обе позиции в отношении науки содержат ряд рациональных моментов, но при этом ошибочно абсолютизировать науку, так и недооценивать ее. Вместе с тем нужно четко представлять себе специфику науки, ее возможности и границы.

Важную основу науки составляет научная картина мира. Она складывается в результате свода и объединения знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления, о мире вырабатываемые на различных стадиях исторического развития научного знания.

Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, как она есть на самом деле, независимо ни от чего. Однако, часто забываем, что наука развивающаяся и подвижная система знаний, что способы видения, присущие ей - изменчивы. А это означает: сегодняшняя картина мира не равна вчерашней. Повседневное сознание все еще живет научной картиной мира прошлых лет и веков, а сама наука уже убежала далеко вперед и рисует порой вещи столь парадоксальные. что сама ее объективность начинает казаться мифом.

На протяжении истории существовало несколько различных картин мира. Вплоть до конца ХIХ века в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско - картезианская картина мира - система мышления, основанная на идеях И. Ньютона и Р. Декарта. Просуществовавшая более 200 лет она утратила свой смысл, так как в начале двадцатого столетия был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современной науки. Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда с А-частицами, работы Н. Бора, исследования в химии, биологии, психологии и других науках, показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось ранее, и что сознание человека изначально включено в само восприятие действительности. "Антропный принцип" лежащий в основе означает: мир таков, каков есть, потому что человек глядит на него, и всякое изменение в человеке, в его взгляде, в самочувствии и самосознании меняет картину мира. "Чисто объективное" ее описание - невозможно.

Таким образом, современная научная картина мира динамична и противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумляет, пугает, ставит тупики, шокирует. Поискам познающего разума нет границ, и в ближайшие годы, возможно, человек будет потрясен новыми открытиями и новыми идеями.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое наука?

2) Как соотносятся наука и философия?

З) В чем заключается смысл научной картины мира?

4) Роль науки в жизни общества. Ответ аргументируйте.

Тема 3.2 Философия и религия

Ключевые слова и термины:

Религия, теология, религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации, буддизм, христианство, ислам.

Религия - неотъемлемая часть культуры и выступает как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифологическому мировоззрению и смогла дать ответы на вопросы, возникшие в древнем обществе. С развитием общественных отношений, религия. претерпев различные изменения, продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни.

Изучением религии занимаются: богословие (теология), история, философия, каждая из которых, рассматривает свой особый угол зрения. Так богословие стремится к истолкованию фактов религиозного смысла, данных путем откровения и представляет систему догм вероучения. История религии исследует процесс возникновения и развития религии. сравнивает и классифицирует их разновидности с целью найти общие принципы их становления. Философия анализирует сущность религии, ее смысл место в системе мировоззрения, ее роль в жизни человечества и общества.

Философы всегда проявляли особый интерес к религии, к проблемам ее возникновения и развития, значения и смысла, какую роль она играет в жизни общества. Например, У. Джемс считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Другая концепция утверждает, что религия является порождением человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду. З. Фрейд определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений. Л. Фейербах рассматривал религию, как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию. Марксистская философия считает, что религия это фантастическое отражение в головах людей высших сил, которые господствуют в их повседневной жизни. Богословы утверждают, что религия возникла благодаря общению с Богом. Он творец и правитель. Все утверждения содержатся в священных книгах и представляются достоверными и принимаются на веру. Существуют и ряд других концепций философов и ученых.

Религия должна рассматриваться в разных аспектах: она осмысливает Бога как Абсолют в его отношении к человеку, природе и обществу. Существенной функцией религии является служение: она признана сеять в душах народа мир, любовь и согласие. Религия воссоединяет жизнь двух миров - "земного" и "неземного". В ней исключительное значение имеет вера и отношение индивидуальной души к сверхъестественному.

Вера дается Богом человеку через воспитание в условиях религиозной семьи и обучение в школе, а также через опыт жизни и силу разума. Ее принципы даны в откровении Священного Писания, чтобы их можно было познать. Вообще, вера основана на представлении о неподчиненности сверхъестественного закономерностям материального мира, о его абсолютной независимости от чего бы то ни было и о его всесилии.

Верующий убежден, что сверхъестественное не просто существует, оно может повлиять на его жизнь и судьбу. Поэтому он эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному, верит, что с помощью особых действий можно оказать положительное влияние на него.

Таким образом, религиозная вера, предполагает, что существуют особые отношения между человеком и сверхъестественным, которые по-своему реализуются верующими в культовых действиях.

Религия представляет сложное образование, в нее входят три основных элемента:

религиозное сознание - включающее: религиозную психологию религиозные чувства, настроения, привычки, традиции) и религиозную идеологию (теология, различные религиозно-философские учения и т.д.);

религиозный культ (обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, посты, молитвы и т.д.);

религиозные организации (церковь, секты).

Каждый элемент взаимодействует и пополняет друг друга в результате чего складывается общее представление о религии.

Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: тотемизма, магии к современным мировым религиям, которые объединяли людей независимо от этнических, языковых или политических связей.

Буддизм - одна из первых мировых религий. Возник в УТ-У вв. до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока.

Достоверных источников об основателе нет. Но буддийские теологи считают, что пм был сын индийского царя по имени Сиддартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть Будда. Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике <Типитака>. Буддийский пантеон насчитывает тысячи Будд, святых, ангелов, а также главного бога Брахму.

По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения <драхм", духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека. а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется "колесом жизни", или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану.

Буддизм распространен в виде хинаяны и махаямы. На территории России его исповедует буряты, калмыки, тувинцы, монголы.

Христианство возникло в 1 в. из. в Восточной части Римской империи, превратившись уже в 1У веке в мощное идейное течение на Ближнем Востоке, Северной Африке и Европе.

Поскольку христианство возникло в среде рабов, которые были в основном евреями, вывезенными из Палестины, то иудеи влияли на первоначальное христианство. Ветхий Завет является священной книгой, как для иудеев, так и для христиан. В 325 г. христианство было провозглашено официальной религией Римской империи. В то время появилось четыре самостоятельных церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. В настоящее время их пятнадцать, что свидетельствует о том, что христианство не является единым, монолитным Течением.

В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В ХУ1 в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве - протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.

На Руси православие введено киевским князем Владимиром в 988 г. Окончательное оформление Русская Православная церковь получает при Ярославе Мудром, когда была создана Киевская митрополия во главе с митрополитом Леонтием. При Ярославе был заложен собор Святой Софии в Киеве и основан Киево-Печерский монастырь.

В настоящее время под юрисдикцией Русской Православной церкви находятся епархии на территориях СНГ, в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке, Японии и других странах мира.

Ислам. На территории России получила распространение третья мировая религия - ислам, возникший в Западной Аравии в У1I в. и распространившийся в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах.

Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. В Мекке находится древнее святилище Кааба со святым "черным камнем", к которому мусульмане всего мира уже четырнадцать веков совершают паломничество. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв.

Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, со слов людей, был составлен Коган. Позднее был создан сборник преданий о поступках и изречениях пророка - Сунна. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. С течением времени образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиты, кайсанимиты и др.

На основе Корана был разработан Шариат - свод мусульманского права. Существует мусульманский календарь, который основан по фазам Луны.

В России ислам получил распространение среди татар. башкир и народов Северного Кавказа.

Всякая религия па протяжении многих столетий пронизывала все стороны человеческой жизни. Она оказывала влияние на становление традиций. обычаев, норм поведения людей. Поэтому религию необходимо рассматривать как сложное социальное образование.

Из всего изложенного, можно сказать, что религия являет собой выражение признания Абсолютного начала, то есть Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.

Свобода религиозных убеждений - одно из основных и неотъемлемых прав человека. Поэтому должно с терпимостью относиться как к представителям других религий. так и к атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога - это тоже вера, но с отрицательным знаком.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое религия?

2) Какова структура религии?

3) Дайте характеристику современных мировых религий.

4) Какую роль играет религия в культуре?

Тема 3.3 Философия и общество

Ключевые слова и термины:

Общество, диалектико-материалистическая концепция общества, натуралистический подход общества, идеалистические модели общества, экономическая, социальная, политическая, духовная подсистемы общества, производственные отношения, социальные группы, политика, развитие общества.

Понятие <общество", достаточно распространено, хотя его смысл часто оказывается многозначным и недостаточно ясным. Одни считают, что это общность, объединенная сознанием. другие, общество есть совокупность биологических существ, организованных с целью выживания. Третьи считают, что общество - продукт взаимодействия людей с целью производства средств существования. Обобщая, можно сказать, что общество, это организованная форма совместной деятельности людей.

На протяжении истории понимание сущности общества рассматривалось по-разному.

К. Марксом была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается независимо от воли и сознания людей. Из определенной формы материального производства". вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй, и их духовный уклад определяется как тем, так и другим. > (К. Маркс).

Натуралистические подходы рассматривают общество как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьба народов в основном определяется ритмами космоса и солнечной активности (А. Чижевский), особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников), либо природной организацией человека. Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, отягощенное генетическим стремлением к разрушению и насилию, что ведет к нарастанию угрозы существования человечества.

В идеалистических моделях сущность общества усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т.п. Так, мировые религии (христианство, ислам, буддизм), имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечить человеку условия для достойной встречи с Богом в будущей жизни. В наибольшей степени эта идея выражена в христианстве, где земная жизнь - только прелюдия к жизни вечной, В исламском обществе, главное следование шариату, кодексу норм мусульманского права и морали на основе воли Аллаха. Идеалистический подход ярко выражен в философской системе Гегеля, где Абсолютный дух выражает себя в "сознании свободы" в человеческой истории. Последняя является для Духа материалом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень.

Существовали и другие концепции, но все они не могут претендовать на абсолютную истину, так как выражают определенные стороны общества.

Вообще, общество можно определить как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой, так как оно взаимодействует не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, на которой расположено то или иное конкретное общество.

Понятие общества охватывает не только всех, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. В человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный факт рождения включает человека в естественную жизнь.

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, наука, философия, искусство, мораль, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество как целое. Человеческое общество - это внутри себя расчлененная целостная система, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы связан друг с другом, и их взаимосвязь ведет к единому целому.

Таким образом, общество является самой сложной из всех известных человеку систем, так как она иерархическая. многоуровневая. Если какое либо конкретное общество теряет свою целостность, то оно обречено на разрушение и исчезновение.

В обществе выделяют следующие подсистемы: экономическую, социальную, политическую, духовную.

Экономической подсистемой общества является экономика, которую определяют как способ производства материальной жизни, включая совокупность производственных отношений, присущих данному общественному строю.

Марксу принадлежит великая заслуга в развитии экономической мысли. Он считал, что экономическая сфера является фундаментом общества. Как люди производят свои материальные блага, каким является способ производства ими материальной жизни, так и развивается общество. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Г1роизводительные силы являются сложной системой, включающей в себя трудящихся людей, орудия и средства производства. Они характеризуют уровень освоения природы человеком.

Производственные отношения - это экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и потребления орудий труда и средств жизни. Это отношения между инженерами и рабочими, между участками и цехами и т.п., основанные на разделении труда в процессе производства.

Таким образом, экономическая сфера является базисом, от которой зависит социальные, политические и духовные процессы, происходящие в обществе.

Социальная подсистема включает в себя семейно-родственные, национально-этнические, территориально-населенческие общности. Они чрезвычайно многообразны в своем проявлении. Одни более или менее подвижны, другие мало изменчивы, более постоянны. Переход из одних общностей в другие обычно ограничивается либо социальными, либо естественными - природными, биологическими, физиологическими причинами. В целом это способствует тому, что социальная структура любого общества обладает относительной стабильностью, даже если в социальной сфере жизнедеятельности людей и происходят какие-то перемены (несколько улучшается или ухудшается их благосостояние, увеличивается или сокращается продолжительность жизни, повышается или снижается рождаемость и т.д.).

Ключевым моментом в рассмотрении социальной подсистемы, является ее структура, то есть деление на социальные группы (классы). Любой социальный класс не однороден. В его состав входят слои и группы, различающиеся по роду деятельности, квалификации, богатству, происхождению и т.п. Все они объединены общими условиями существования и функционирования соответствующего класса.

Таким образом, социальная подсистема включает все общество в целом, его многоуровневую структуру, и рассматривает специфику всех общественных групп и слоев населения.

В политическую подсистему общества входит государство как основное звено, а также политические институты и организации, выполняющие определенные функции. В

их числе политические партии, профсоюзы, женские, молодежные и иные объединения граждан, церковь.

Вообще, политика - это линия поведения классов, социальных групп, партий, направленная на достижение и удержание государственной власти. Она охватывает все отношения между классами, касающиеся государства. В сферу политики входят также отношения между государствами и нациями. Эти отношения формируются с учетом интересов господствующих в данном обществе классов. В особых условиях (отражение вражеского нашествия, борьба за освобождение от чужеземного гнета) государство может выражать интересы всех классов и слоев и групп населения.

Таким образом, политика - это все то. что касается устройства государства и его функционирования.

Духовная подсистема общества представляет идеологию, образование, воспитание, науку, культуру (литературу, МЗЬТК, живопись, народное творчество и т.д.), то есть все те области. в которых происходит осознание жизни общества и человека и осуществляется передача этого знания новым поколениям.

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность; разрабатывает систему ценностного сознания, определяя значение тех или иных явлений для человека. Благодаря полученным знаниям совершенствуются все формы деятельности, человек глубже познает самого себя, свой духовный мир.

В целом, духовная подсистема. включает взаимоотношения между индивидуальным и общественным сознанием, которые не могут существовать друг без друга, но они не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании кроме общезначимого много сугубо личного, интимного, неповторимого, и в этом отношении оно богаче общественного. Но с другой стороны, общественное сознание настолько богато содержанием, насыщенно таким объемом информации, что оно просто не может "поместиться" в сознании отдельного, пусть самого гениального и обладающего феноменальной памятью человека.

Общественное сознание существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека, но в то же время формы общественного сознания должны восприниматься и пониматься индивидами, группами людей и человечеством в целом. В противном случае они ничего не значат и по сути дела мертвы. Например, язык, на котором никто не говорит, это мертвый язык. Общественное сознание имеет сложную структуру, оно подтверждено закону изменения и регулярной переоценке ценностей.

Итак, все четыре сферы общественной жизни связаны между собой функционально и взаимодополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Они обеспечивают необходимые условия человеческой деятельности, одновременно создавая предпосылки жизнеспособности общества в целом.

Из всего выше изложенного, можно сделать вывод о том, что общество есть обособившаяся часть природы, будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам естествознания.

Любое общество не может сохранить себя в своей первозданности. Оно развивается, изменяется и как все в мире существует в определенном времени и пространстве.

Попытка осмысления сути развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, Полибия, Плутарха, Августина, Лейбница, Гегеля, Шопенгауэра, Тойнби и др. Все они пытались найти и обосновать какой-то один фактор исторического развития. Откуда мы и куда мы идем, чего ждать от настоящего и будущего - вот вечные темы философствования по поводу общества и его истории.

Давно было замечено, что исторические события происходят в определенном ритме и как бы повторяются. Так родилась идея циклов исторического развития общества. Выделяют 4,12,36,100 и 144-летние циклы и т.д.Ф. Бродель говорил, что исторические события - это пыль, а главное - циклы. Философский смысл этих измерений истории в том или ином понимании характера развития вообще. Или история течет линейно от начальной точки (сотворение мира Богом или иной космической силой) до конечного пункта - прихода Мессии и тысячелетнего Царства Божия. Или же она течет циклично с "возвращением на круги своя" (Экклезиат).

Выделяют несколько типов цикличности: маятникообразное движение, круговое, спиралевидное и волновое, но история часто идет зигзагами и кружевными путями.

Таким образом, пространственно-временные координаты истории - это во многом проблема, контуры решения которой только намечены. Для анализа истории общества крайне важно уяснить общую траекторию ее развития. Для человека и общества важна, сама возможность, извлекать из прошедшего уроки для будущего, что позволяет нам осмыслить ход исторической жизни человечества, а мудрость веков гласит: история учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться. Человек и его нынешняя история подлинная и единственная цель общества, придающая смысл нашему существованию.

Итак, человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, политика и государство, а также совокупность различных институтов и т.д. Оно состоит из четырех больших сфер: экономической, политической, социальной, духовной. Каждая из них является обязательной, неотторжимой частью жизни общества. Общество в целом может развиваться лишь в том случае, если одновременно и эффективно развиваются все его сферы. Развитие общества - это исторический процесс, который может помочь нам понять смысл человеческого существования.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое общество?

2) Что отличает общество как систему от других систем?

3) Раскройте своеобразие основных сфер общественной жизни.

4) Роль истории в жизни общества. Ответ аргументируйте.

Тема 3.4 Философия и культура

Ключевые слова и термины:

Культура, материальная культура, духовная культура, ценность, цивилизация.

Слово культура - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки - история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют несколько сот определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению. Одни определяют культуру как "систему знаков", символическую оболочку человеческой деятельности, другие - как форму традиционного поведения, третьи - как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, четвертые - как способ или технологию человеческой деятельности, программу образа жизни и т.д. до сих пор единого "окончательного" постижения культуры не сложилось.

Правильнее будет считать, что культура - это совокупный духовный опыт человечества, имеющий ценностные ориентации. К ней относится все то, что противостоит девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека.

Итак, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся средства труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Это вещи, процессы, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня овладения человеком природой. К духовной культуре - относятся наука, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, владение логикой мышления и богатством языка, религия. духовная культура отражается в книгах, картинах, кино и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с человеческим разумом.

Таким образом, культура охватывает все достижения человечества. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, в знании, но и навыках.

Существует множество различных видов культуры (политическая, эстетическая, экологическая, научная, религиозная и т.д.), отражающие многообразие форм деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется ее целостностью. Культура не существует вне своего живого носителя - человека. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.

Освоение культуры предполагает научение, позволяющее пользоваться вещами так, как это было задумано их создателями. Например, любая техника., сколь бы великолепной она ни была, нуждается в человеческих усилиях. Без процесса обучения грандиозная техника перестанет служить человеку.

Таким образом, культура - это общественное достояние, которое люди получают и передают дальше. Ее особенность заключается в том, что никто не может овладеть ею без приложения собственных усилий. Она является человеческим достижением.

Культура не может существовать, не обновляясь. Но единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры. Всякое новшество в культуре, имеющее глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.

История "породила" несколько форм культур: корневую (народную) и <высокую> (профессиональную), "элитарную, "масс-культуру" и т.д. например, корневая (народная) культура порождена в глубинах народного духа, выросла в повседневной трудовой деятельности, проросла как бы безавторно, анонимно. До сих пор точно никто не скажет, как возникли сказки, пословицы, анекдоты и частушки. Известна лишь мысль о том, что это создал народ, деятельность которого, массовидна и глубинна. Поэтому культура неотделима от человеческой деятельности, ее развитие обусловлено участием индивидов и социальных групп в культурно-историческом творчестве.

Каждую культуру можно представить как набор определенных ценностей. Они являются неотъемлемой частью духовной жизни человека, объединяют (или разъединяют) людей, служат основой их осмысленной деятельности.

Вообще, ценностью является то, что обладает положительной (отрицательной) значимостью для человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством.

Сущность ценностей выводится из потребностей человека. Например, вдохновление тишиной, закатной зарей одиночество в лунной ночи или пронизанная солнечным светом листва - это все переживается как нечто высокое, торжественное. Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая чувство участия, восхищения, любви или, наоборот, чувство ненависти или презрения. Эти всевозможные удовольствия и неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как - то: хорошее, приятное, прекрасное, нежное, изящное, сокровенное, священное и т.п. Но под ценностью подразумевается то, что снято для конкретного человека или группы людей или всего человечества. Поэтому существует утверждение, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь спорят, отстаивая право на свой вкус.

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в системе ценностей. Различают: материальные, политические, социальные и духовные ценности. Они занимают господствующее положение в сфере искусства и религии, морали и права, культурной жизни общества. Ценности непереводимы на язык научных понятий и зачастую облекаются в художественно-образную, мифологическую или другую форму. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность, и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций.

Ценности меняются в процессе развития общества: то, что было ценностью вчера, может престать быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого, наряду с возникновением новых ценностей. Они способствуют общественному прогрессу, без них мир глух и пуст.

Итак, ценность это понятие, указывающее на культурное, общественное и личное значение явлений и фактов действительности. Все многообразие мира может выступать в качестве ценностей, и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного безобразного, справедливого и несправедливого и т.д.

С культурой очень тесно переплетается понятие "цивилизация". Вокруг смысла этих слов ведутся споры, так как они синонимы: у них имеются сходства и различия.

Так в одном случае культура является особым слоем цивилизации, определяющим ее человеческую сущность, а цивилизация составляет ее "защитную среду"; в другом - цивилизация представляет основу для проявления духовной сущности культуры.

Первым, кто ввел, отличие культуры от цивилизации был, И. Кант. Он определил культуру как - то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры. Исходя из своего понимания сути культуры, Кант противопоставлял культуре умения культуру воспитания", а чисто - внешний, технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Мыслитель утверждал. что цивилизация гораздо бурно развивается, чем культура. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества.

В целом утвердились три подола к пониманию (<цивилизации":

1) унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого);

2) стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);

3) локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования.

В современном понимания цивилизацию можно определить, как способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм. регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Цивилизация определяет характер и направленность жизненного существования людей. Значимость социальных норм вызывает необходимость формирования способов их передачи. Ритуалы, обряды, совместные коллективные действа, игры, запреты, нарушение которых жестко каралось, - таковы первичные формы закрепления норм. Гарантом сохранения и исполнения социальных норм являлась религия как форма общественного сознания, она придавала особый облик цивилизации. Каждая цивилизация вырабатывала особую систему хранения и передачи социального опыта. Такими средствами являлись показ, пример, ритуал, обычай. Но главенствующая роль принадлежала языку, как специфическому средству передачи информации и управления человеческим поведением.

В качестве высшего объединяющего начала цивилизации выступает верховная власть. Различные цивилизации создавали различные системы государства и власти: теократические, сословные, правовые, политические.

Исследование теорий цивилизации связано с английским философом А. Тойнби. Он работал над всеобщей теорией развития человеческой культуры. А. Тойнби трактовал, что каждая цивилизация имеет зарождение, рост и упадок. Он предложил классификацию, и выделил более двадцати цивилизаций: западная, две православных (русская и византийская), индийская, сирийская, андская, египетская, китайская, вавилонская, юкатанская и др.

Итак, культура и цивилизация взаимосвязаны. Они едины: не существует цивилизации без своей культуры, не существует и культуры без цивилизации. Они имеют нормативную природу. Цивилизация создает предпосылки культурного процесса, в свою очередь культура создает условия развития цивилизации - эти явления охватывают огромные регионы и континенты. Но характерным признаком культуры является то, что, она индивидуализирована и имеет ярко выраженный этнический характер. Что отражается в определенных нормах поведения, привычках, так как любой народ имеет свою историческую судьбу, язык, религию и т.д. Цивилизация включает множество различных культур, и это является ее достоянием. Культура - это сфера ценностей, она либо есть, либо ее нет. Не все цивилизованное культурно. Например, ядерное оружие. В содержании культуры и цивилизации фиксируется способ человеческой деятельности и его результаты, их влияние на процесс развития человека и общества в целом.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое культура?

2) В чем различие между материальной и духовной культурой?

3) Какое содержание включает понятие "ценность"?

4) Как соотносятся культура и цивилизация?

Тема 3.5 Философия и глобальные проблемы, человечества

Ключевые слова и термины:

Человечество, глобальные проблемы современности, предпосылки развития

человечества, будущее человечества.

Человек живет, погруженный в череду дней, в страсти и пристрастия, в водоворот будней, решая жизненные задачи, столь нелегкие в наше время. Его окружает быт, призывают учебные, служебные обязанности, собственные взлеты и падения, заботы о достатке, карьера и здоровье. Житейский здравый смысл зовет к тому, чтобы благоустроить собственную жизнь, вырастить детей, позаботиться о стариках. В обыденной жизни человек редко, а то и вовсе никогда не размышляет о том, что такое человечество и какое его ждет будущее.

Как известно, человечество складывается из различных рас, многочисленных народов и народностей, живущих в разных местах планеты, в несхожих, часто в совершенно не сравнимых природных условиях, развивающихся в раз точной социально-культурной среде. Эти разнообразные человеческие сообщества могут быть разделены огромными пространствами, иметь несовместимые взгляды на жизнь, категорически не понимать друг друга, находиться в ненависти и непримиримой вражде но при этом все они, вместе взятые, представляют собой нечто единое. Это нечто зовется человечеством.

Сегодня, на заре ХХI века, уже правомерно говорить о складывании единого человечества. В настоящее время, по сравнению с "доисторическими" временами (тысячелетия до нашей эры), людей стало на несколько порядков больше. Их количество на планете выросло с нескольких десятков миллионов до более шести миллиардов, и это число быстро увеличивается. Люди на Земле живут все плотнее и теснее, их контакты, взаимодействия возрастают, что усиливает единство и целостность человечества. Особо мощное воздействие оказали современные технические средства: железнодорожные пути, авиалинии, телефон, радио, телевидение, компьютерные сети и т.п. Если на заре человеческой истории люди перемещались в пределах десятков или сотен километров, и это требовало довольно длительного времени, то в наше время для множества людей практически доступны, досягаемы в течение считанных часов самые отдаленные точки планеты. Все эти факты говорят о единстве всех людей планеты, о действительном существовании такого субъекта, как человечество.

Все больше и больше в последнее время упоминаются слова и словосочетания: "современная цивилизация", "мировое хозяйство", "транснациональные компании", <Международный валютный фонд", "ноосфера", "Организация Объединенных Наций" и др. Все эти понятия подтверждают то, что человечество едино и всеобще.

Единство человечества, так или иначе, отражается в различных теоретических концепциях, моделях, описывающих его историю, характер развития. Но, это выглядит по - разному, в различных концепциях, порой даже противоречиво.

Немало современных западных философов пытаются доказать, что единства человечества не существует, и что даже нет такого термина. Так, например С. Чейз утверждал, что человечества нет как самостоятельной сущности: "Попробуй позвать: эй, человечество, сюда! И ни один Адам не откликнется на ваш призыв".

И все же нельзя не согласиться с тем, что единства не существует. Приведем пример, люди образуют единый вид, они едины по своему физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристикам. Те или иные различия типа расовых признаков - это лишь варианты единого основания.

Такую же позицию принимал К. Маркс, но он большое значение в единении людей, придавал трудовой деятельности. У Маркса вся история человечества представлена как закономерная смена общественно-экономических формаций, движение от первобытнообщинной формации через рабовладельческую, феодальную, буржуазную к коммунистической.

О. Шпенглер, в отличие от К. Маркса, рассматривает историю человечества как развитие разнородных, обособленных культур (например, египетской, китайской, индийской). Каждая культура зарождается, достигает в своем развитии расцвета, а затем

переходит в стадию умирания, деградации.

Каждый подход - результат социологического размышления, где теоретики пытались проанализировать феномен "человечество".

Человечество, как мы выяснили едино, но в то же время многообразно и противоречиво. Сегодня оно переживает глубокий кризис. По-видимому, глубочайший из всех, что были в истории. Человечество находится на переломном этапе, ближних подступах к вступлению в новое историческое измерение. С напряжением всматриваются христианские богословы в ХХI в. от Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества. Апокалипсические умонастроения выражаются на страницах печати. Трагические предсказания звучат и в многочисленных сектах. Все их устремления замешаны на идее грядущей катастрофы.

Один за другим становятся зловещие диагнозы, что мир находится на одной из последних ступеней духовной нищеты и деградации, что вот-вот обрушатся на головы людей невиданные ранее жестокие войны, губительные для земли, ураганы, землетрясения, что не меньше 90% землян будет испепелено, уничтожено и т.д. Наше время - решающее.

Люди рационального мышления, ученые, социологи полагают, что новый век несет в себе противоречивые возможности, как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что человечество вступает в многомерный мир и возникает новая неведомая модель мировой цивилизации. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что наступил кризис современной мировой цивилизации. охвативший природу. мировую экономику, политические отношения, культуру, и особенно человека.

Сегодняшний кризис обусловлен очевидными явлениями планетарного масштаба. Их можно легко сравнить с теми угрозами, что встречались человечеству в прошлом, чтобы увидеть безрадостную нынешнюю ситуацию новых опасностей. Сегодня ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической и человечество не знает четких путей выхода из нее. Здесь мы говорим о глобальных проблемах современности, которые носят общечеловеческий характер и затрагивают интересы человечества, от решения которых зависит его будущее.

Основные проблемы:

загрязнения окружаю щей среды;

демографическая;

образования;

здравоохранения;

продовольственная;

проблема нового международного экономического порядка;

энергетических и сырьевых ресурсов;

проблема войны и мира.

Глобальные проблемы охватывают весь земной шар; причем не только его часть, где проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.

Решение глобальных проблем - дело сложное, сегодня нет ответа на этот вопрос. Человечество пытается найти выходы из сложившейся ситуации - это проведение "зеленой политики>, развитие экологической этики, социальной экологии и т.д. Перед человечеством стоит очень трудная задача - обеспечить совместную эволюцию общества и природы.

Существует еще одна угроза, о которой меньше говорят, это кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня доказательно ответить на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Нет сейчас надежных теорий и концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно: охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого существования. Нет свежего взгляда на мир. Существует лишь перелицовка старых, канонических положений, пришедших из прошлого. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит к потере ориентации, краху святынь,

духовному опустошению.

Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не заметить. Есть угрозы, но есть и надежды, на основании которых, человечество может выйти глобального кризиса.

Рассмотрим предпосылки дальнейшего развития человечества, которые блокируют угрозы существования людей в целом.

Развертывание информационной (компьютерной) биотехнологической революции. Создание на ее основе некой новой цивилизации и развертывание благополучного мирового сообщества в обозримом будущем.

Возможность утверждения как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной, рыночной, социально-защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Такая форма экономических отношений будет способствовать развитию хозяйства, нахождению, баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Этика ненасилия становится одной из центральных моментов этической мысли. Термины "консенсус", "компромисс" все больше используются в политике.

Объединительные процессы духовной жизни, как в религиозном, так и в светском вариантах. Это сближение крайне необходимо для доброжелательного поиска взаимоприменяемых ценностей, так как наш мир многообразен и иным, быть не может.

Идущая межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой Культуры. Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур; к расширению международных экономических и культурных контактов. В результате чего нарастает стремление землян к подлинному "братству".

Намечающиеся прорывы в духовной области и в сфере интеллектуального поиска. Идет поиск приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического в освоении реальности. Это особенно важно для конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих все человечество.

Вот такие предпосылки возлагает человечество для преодоление сегодняшних затруднений. Сможет ли оно выжить в ХХI веке - зависит от самого человека и от достижений прогресса человечества. Сейчас мир находится на изломе, на перепутье. Он устремлен к новому глобальному порядку и поэтому необходим выбор дальнейшего пути развития.

Какое будущее ждет человечество? Прошлое уже свершилось, его можно переосмыслить. А будущее никем не запрограммировано. Оно открытая страница.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое человечество? -

2) В чем состоит глобальный кризис наших дней?

З) В чем сущность и содержание глобальных проблем?

4) Попробуйте представить ХХI век. Каким он, по вашему мнению, будет и почему?

Тестовые вопросы по предмету "Основы философии"

1) Философия на русский язык переводится как:

А) любовь ко Вселенной; С) любовь к природе;

В) любовь к человеку; Г) любовь к мудрости.

2) Всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность называется;

А) материей С) развитием

В) движением; В) бытием.

3) Объективная реальность, которая существует независимо от сознания человека, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями называется:

А) отражением; С) движением;

В) бытием; В) материей.

4) Натурфилософия - это:

А) философия культуры; С) философия этики;

В) философия природы; В) философия бытия.

5) Кто разработал и сформулировал три закона диалектики:

А) Маркс; С) Бэкон;

В) Гегель; В) Декарт.

6) Кто первым из философов выделил бытие как категорию:

А) Платон; С) Кант;

В) Парменид; В) Аристотель.

7) Активная деятельность людей, направленная на приобретение знаний называется:

А) мышлением; С) гносеологией;

В) сознанием; В) познанием.

8) Школа Конфуция существовала:

А) в Древней Греции; С) в Древнем Китае.

В) в древней Индии;

9) Природа и человек рассматриваются как творение Бога, эта проблема решается:

А) в Космоцентризме;

В) в теоцентризме;

С) в антропоцентризме.

) Психика человека, достигшая стадии развития, при которой он отдает себе отчет о происходящих с ним и вокруг него процессах называется:

А) познанием; С) вниманием;

В) сознанием; В) мышлением.

11) Какой этап истории философии по времени был самым продолжительным:

А) Нового времени; С) Современный;

В) Средневековья; В) Античности.

12) Исторически первый тип мировоззрения:

А) религиозный;

В) философский;

С) мифологический.

) Интерес философов к рациональной науке, к познанию появляется в эпоху:

А) Возрождения; С) В современный период;

В) Нового времени; 13) Античности.

14) Кто впервые объединил материализм и диалектику:

А) Бэкон; С) Кант;

В) Маркс; Е) Вольтер;

Д) Платон Ф) Гегель.

1 5) Самая ранняя мировая религия:

А) ислам; С) христианство.

В) буддизм;

16) К чему проявлялся интерес мыслителей в эпоху Возрождения:

А) к человеку: С) к религии;

В) к мифам; Д) к искусству.

17) Какие из приведенных ниже афористических высказываний выражают агностицизм:

А) Чем больше познаем, тем меньше знаем;

В) Нельзя объять необъятное;

С) Чужая душа - потемки.

18) Каких философов называют идеалистами:

А) которые признают лишь существование идеальных образований;

В) которые руководствуются в жизни высшими идеалами;

С) которые утверждают, что сознание первично, а материя вторично;

В) которые утверждают, что мир непознаваем. 19) Выделите формы чувственного познания:

А) понятие; С) умозаключение;

В) ощущение; В) представление.

19) Выделите формы чувственного познания:

А) понятие С) умозаключение

В) ощущение Д) представление

20) Наука о познании называется:

А) аксиологией; С) онтологией;

В) логикой; 13) гносеологией.

21) Чем является Античность для эпохи Возрождения:

А) авторитетом;

В) судьей;

С) ничем

22) Какие из указанных ниже признаков не характерны для научной теории:

А) системность; С) завершенность;

В) Проверяемость; В) рациональность.

23) Укажите несуществующий атрибут материи:

А) движение; 13) структурность;

В) время; Е) размещение;

С) отражение; Р) пространство.

24) Укажите правильное суждение:

А) Истина - это то, что просто и экономно описывает опыт;

В) Истина - это знание, с которым все согласны;

С) Истина - это правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества.

Литература

1. Алексеев П.В., Палин А.В. Философия. Учебник. - М.: "Проспект", 1999.

2. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000.

3. Золотухлна-Аболина Е.В. Страна философия. Ростов-на-Дону. Издательство "феникс", 1995.

4. История философии: Учебник! под ред. Кохаловского В.П. - Ростов-на-Дону: Феникс,

5. Конке ВА. Основы философии: Учебник - М: Логос, Кнорус 2000.

6. Крапивинский С.Э. Общий курс философии: Учебник. - Волгоград: Издательство ВГУ 1998.

7. Малышевский А.Ф. Введение в философию: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1 995.

8. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос. 1995.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2002.

10. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие! под ред. Пономаревой С.В. - Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс". 1997.

11 Философия: учебник под ред Губина В.Д. - М Русское слово, 1998

12. Философия: Курс лекций: Учебное пособие под ред. Калашникова В.Л. - М.: Владос, 1999.

13. Философия. Часть 1. История философии. Часть II. Основные проблемы философии! под ред. Кирилова В.И. - М.: Юристъ, 1996-1997.

14. Философия: Учебник! под ред. Лавриненко - М.: 1Оi-ПIТi'I, 2000.

15. Философия: Учебник! под ред. Кохановского В.П. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты