Рефераты

Определение и виды понятия как первой формы мышления

Определение и виды понятия как первой формы мышления

8

Определение и виды понятия как первой формы мышления

Понятие (имя) - форма мышления, отражающая определенное множество (класс) предметов или явлений действительности в общих для них существенных признаках.

Существенные признаки - наиболее важные и выбранные таким образом, что каждый признак - необходим, а вместе их достаточно для познания данного предмета по какой-то стороне его содержания.

Совокупность существенных признаков называется содержанием понятия.

Совокупность предметов, мыслимых в данном понятии, называется объемом понятия.

Между содержанием и объемом существует обратная зависимость: чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот.

Переходы между понятиями с разными объемами осуществляются с помощью операций обобщения и ограничения.

Понятия подразделяются:

Данная классификация неполная, однако в ней представлены все наиболее существенные виды (типы) понятий. Рассмотрим их подробнее:

Конкретные - в понятии мыслится какой-либо предмет или совокупность предметов;

Абстрактные - в понятии мыслятся отдельные свойства, стороны, отношения предметов, отвлеченные от самого предмета;

Общие - понятия, в которых мыслится более 1 предмета;

Единичные - понятия, в которых мыслится 1 предмет;

Собирательные - понятия, в которых мыслится целая группа или совокупность предметов, однако мыслится в качестве единого предмета;

Пустые - понятия, в содержание которых включаются взаимонесовместимые признаки;

Сравнимые - понятия, в содержании которых, несмотря на различие некоторых признаков, имеются также и общие, а потому допускающие сравнение;

Несравнимые - понятия, предметы которых принадлежат к совершенно различным областям;

Совместимые - такие два понятия, в содержании которых нет призна-ков, исключающих возможность полного или частичного совпадения объемов;

Несовместимые - такие понятия, в содержании которых имеются признаки, исключающие возможность даже частичного совпадения объемов обоих понятий;

Равнозначащие - такие понятия, у которых содержание заключает в каждом из них различные признаки, однако признаки эти так связаны между собой, что в силу этой связи объемы понятий совпадают, оказываются тождественными;

Подчиненные и подчиняющие - отношения частного понятия к более общему и более общего к частному;

Перекрещивающиеся - понятия, в содержании которых имеются признаки различные, но могущие принадлежать предмету в различных отношениях и потому не исключающие воз-можность частичного совпадения объемов понятий;

Противоречащие - два таких понятия, из которых одно имеет в своем содержании известную группу признаков, а другое не заключает в своем содержании ничего, кроме одного только отрицания этих признаков;

Противоположные - два таких несовместимых понятия, из которых в содержании одного не только отрицаются признаки другого, но и замещаются другими - несовместимыми с ним признаками;

Соподчиненные - несколько несовместимых между собой понятий, которые, будучи одинаково общими, подчинены родовому понятию, ближайшему к ним по степени общности.

Помимо указанных понятий, различают также понятия по характеру признаков, на основе которых обобщаются предметы, на:

Относительные - понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого и вне этого другого понято быть не может;

Безотносительные - понятия, в которых предметы мыслятся самостоятельно, безотносительно к другим предметам;

Положительные - понятия, характеризующие в предмете присутствие того или иного качества или отношения;

Отрицательные - понятия, характеризующие в предмете отсутствие того или иного качества или отношения, которое однако должно было присутствовать в данном предмете.

Существуют еще множество видов понятий, которые можно классифицировать по другим, не упомянутым нами признакам.

Очень удобно рассматривать понятия, их взаимосвязь и структуру их взаимоотношений с помощью так называемых “кругов Эйлера”, точное название - диаграммы Эйлера.

Совместимые Частично совместимые

Несовместимые

Равнозначащие

Подчиненные и подчиняющие

!

В случаях, когда подчиняющее и подчиненное понятия оба - понятия общие, то говорят, что подчиняющее понятие есть род, а подчиненное - вид.

Родовое понятие, будучи более широким по объему, чем видовое, заключает в своем содержании меньшее количество признаков в сравнении с видовым понятием.

Перекрещивающиеся

Противоречащие

(контрадикторные)

Противоположные Соподчиненные

(контрарные)

Признак - наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами. Кроме существенных и несущественных, различают еще признаки: простые, сложные, отрицательные, положительные, собственные, несобственные, необходимые, случайные и т.д.

Во многих случаях, именно правильное уточнение того или иного признака, присущего понятию, позволяет провести операцию определения понятия - дефиниции.

1. Практическое задание

1) Дайте полную логическую характеристику понятий

- Датский физик Нильс Бор - единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное.

- Древний философ - общее, конкретное, несобирательное, позитивное, безотносительное.

- Антарктида - единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное.

2) В каких отношениях находятся следующие понятия, изобразите с помощью круговых схем Эйлера.

- небесное тело и звезда - понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. звезда - частное понятие подчиняется более общему понятию небесное тело.

- треугольник и сторона треугольника понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. треугольник - общее понятие фигуры, состоящей из сторон и углов, а сторона треугольника - частное понятие подчиняется более общему.

- орган государственного управления и министерство понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. орган государственного управления - общее понятие, включающее в себя более частное понятие министерство.

- дерево, дуб, клен понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. дерево - общее понятие, включающее в себя более частные понятие дуб и клен

3) Совершите ограничение и обобщение понятий

- предмет мебели, ограничение: стул, обобщение: предмет.

- университет, ограничение: Кембридж, обобщение: учебное заведение.

- Конституция, ограничение: статья Конституции, обобщение: документ.

4) Установите, какой из основных законов логики - тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания - нарушен в следующих примерах.

Желая узнать, имеет ли воздух вес, Аристотель надул им бычий пузырь и взвесил его. Потом выпустил из него воздух и снова взвесил. Вес в обоих случаях оказался одинаковым. Из этого философ сделал вывод, что воздух невесом.

Нарушен закон достаточного основания, т.к. вес воздуха по сравнению с весом пузыря может быть настолько мал и весы могут быть настолько не точны, что вес воздуха стремится к нулю, но может быть не равен ему, поэтому не достаточно одного опыта с пузырем, что делать выводы о весе воздуха.

5) Найдите предложения, которые выражают суждение. Раскройте структуру этих суждений.

- «Как можно уважать человека, который добивается того, чего не имеет, а то, что имеет, не ценит?» (Шекспир). Сложное суждение. Субъект - человек, предикаты - который добивается и не ценит.

- «Хвала рукам, которые пахнут хлебом». Простое суждение. Субъект - руки, которые пахнут хлебом, предикат - хвала. Суждение - общеутвердительное, S есть Р.

- «Кто дежурный?»

6) Определите вид суждения

- В Украине есть высокотехнологичные производства. Суждение существования.

- В жилищном хозяйстве и комбинатах коммунальных предприятий заработная плата меньше, чем на предприятиях коммунальной теплоэнергетики. Суждение с отношением.

7) Определите вид суждения по объединенной классификации и качеству.

- Все студенты нашей группы обязаны сдавать зачет по логике. - А (общеутвердительное)

- Некоторые преподаватели вузов не имеют ученой степени. - О (частноотрицательное)

- Наибольшим должником за употребленные жилищно-коммунальные услуги является население. - I (частноутвердительное).

8) Определите вид и логическую форму сложного суждения.

- Кроме гарантирования заработной платы, оплачиваемая работа задает жизни ритм, наделяет его целью, а нас - ощущением значимости. Суждение общеутвердительное, конъюнктивное.

- Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому. Суждение общеутвердительное, конъюнктивное.

9) Постройте умозаключение путем превращения.

- Часть налогов, которые получает государство, являются прямыми налогами. - Часть налогов, которые получает государство, не являются косвенными налогами.

- Некоторые семьи не являются полными. - Некоторые семьи являются неполными.

10) Сделайте вывод с помощью обращения.

- Большинство предприятий мясоперерабатывающей промышленности являются рентабельными. - Большинство рентабельных предприятий относятся к мясоперерабатывающей промышленности.

- Ни одно животное не имеет эстетических чувств. - Ни одно эстетическое чувство не присуще ни одному животному.

11) Осуществите умозаключение путем противопоставления предикату.

- Ни один из банков не является кредитором. - Некоторые кредиторы - банки.

- Все правдивые утверждения заслуживают внимания. - Невнимание незаслуженно по отношению к правдивым утверждениям.

12) Определите вид индуктивного умозаключения. Найдите посылки и вывод, обоснуйте возможность вывода.

Социологический опрос в нашем университете обнаружил склонность его студентов к обучению по индивидуальным графикам. Следовательно, студенты нашего университета не желают учиться по негибкому расписанию занятий.

Посылка - проведение социологического опроса, заключение - склонность студентов к индивидуальному обучению. Вывод - нежелание студентов учиться по негибкому расписанию.

Неполное индуктивное умозаключение. Возможность вывода - так как многие студенты учатся по индивидуальному графику, значит существующий график учебы не устраивает студентов по каким-либо причинам и соответственно они не хотят учиться по расписанию и переходят на индивидуальное обучение.

13) Определите какой метод исследования причинных связей применен в рассуждении.

В одной из столовых города обедали четверо мужчин. При этом трое из них отравилось, а четвертый, который сидел с ними за одним столом, остался здоровым. Стало известно, что посетитель этой столовой А. - потреблял борщ, котлеты с гарниром и компот, посетитель Б - котлеты с гарниром и компот, посетитель В - лишь котлеты с гарниром, посетитель Г - борщ и компот. Следовательно, котлеты с гарниром были причиной отравления.

Метод исключения (элиминативный)

14) Определите по аналогии построены приведенные народные поговорки

- Большому кораблю - глубокую воду. - Маленький корабль не требует большой глубины, так как у него небольшое водоизмещение, соответственно большой корабль требует глубоких водоемов, так как у него большое водоизмещение.

- Берегись быка спереди, осла - сзади, а плута - со всех сторон. - Бык, осел и плут опасны каждый по своему, у быка - рога, у осла - копыта, а плут опасен во всех отношениях, так как хитрость и обман опаснее физических увечий. Поэтому необходимо беречься всех: и быка, и осла, и особенно плута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гетманова А.Д. Логика.М., 1994.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987.

Свинцов В.И. Логика.М., 1998.


© 2010 Рефераты