Рефераты

Общественное сознание и его структура

Общественное сознание и его структура

План

1. Понятие общественного сознания

2. Структура общественного сознания

Глоссарий

Использованная литература

1. Понятие общественного сознания

Сознание - это высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью: человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Сознание - это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Практически любой социум, независимо от своих размеров, устойчивости и степени интегрированности обладает тем или иным сознанием (некоторые черты его можно обнаружить и у очереди в магазине). Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и проч. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние на реальность. Общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, входящего в социум.

Сознание является общественным феноменом уже по своему происхождению и в силу необходимости обеспечения нормальных условий его функционирования. Но общественная природа сознания проходит ещё глубже, поскольку общество выступает в качестве носителя сознания и одновременно определяющей части его содержания. В связи с этим необходимо выделить категорию общественно сознания и соотнести его с индивидуальным.

Оба вида сознания имеют один источник происхождения - общественную жизнь, но у них разные субъекты. Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности. Общественное сознание включает в себя совокупность идей, теорий и взглядов, возникающих в определённый исторический период у большинства социальных групп.

Общественное сознание не есть сумма сознаний отдельных личностей. Общественное сознание - это качественно особая духовная система, которая имеет свои особые, объективные законы развития.

С гносеологической (познавательной) стороны общественное сознание заключается в целенаправленном осознании (отражении, воображении, оценке и т.п.) природного, общественного, индивидуального бытия (прошлого, настоящего, будущего) в форме чувств, знаний, проектов - "живого" или текстового сознания. С социологической (регулятивной) стороны общественное сознание является внутренней сущностью (управлением, творением) общественного бытия (его функционирования и развития) в соответствии с потребностями и интересами людей. Общественное сознание включает в себя: знания, формы и методы познания, последовательность духовных действий и операций, духовные потребности и интересы людей.

В общественное сознание входит прежде всего совокупность чувств, представлений, мыслей, теорий, находящихся в памяти живых. Это сознание называется массовым и живым для данного общества. Далее, в него входит "неживое" сознание, историческая память, "знаковое" сознание, которое закодировано и сохраняется в виде рукописей, кинофильмов, предметов материальной культуры и т.п. Часть этого сознания можно расшифровать и понять, а часть является утраченной, уже непонятной современникам.

В общественное сознание входят формы и методы социального познания. Методами эмпирического познания выступают наблюдение, эксперимент, описание, моделирование, социальный факт и т.п. К теоретическим методам общественного познания относятся: историческое и логическое, анализ и синтез, гипотеза и аналогия, научная теория и научная утопия. Формы и методы общественного познания отличаются у народной массы, интеллигенции, элиты общества и своим набором, и глубиной усвоения, и умением использования.

Основными познавательными действиями, которые входят в процесс общественного сознания, являются отражение, воображение, оценка, проектирование, регуляция, уточнение и т.п.

Отражение - это копирование общественного бытия в чувственные и мысленные образы.

Воображение - это способность создавать новые чувственные и мысленные образы на основе преобразования полученных в процессе отражения. Воображение делится на произвольное и непроизвольное, воспроизводящее и творческое, конкретное и абстрактное, а также научное, изобретательное, художественное.

Оценка - это процесс чувственного и мысленного сравнения, выделения и отнесения знаний к добрым и злым, полезным и вредным, справедливым и несправедливым и т.п. Критерием оценки выступают потребности, интересы, цели, нормы, принципы общественного сознания, образующие его ментальность.

Проектирование - это процесс мысленного преобразования общественного бытия в соответствующем потребностям и интересам общества направлении.

Регуляция - это процесс управления конкретной практической или познавательной деятельностью людей.

Общественное сознание имеет три уровня - психологический, обыденный (эмпирический) и духовный (теоретический, интеллектуальный, разумный). Каждый уровень общественного сознания характеризуется своими типичными субъектами, интересами, методами познания, формами знания, характером воспроизведения и развития общественного бытия. В уровнях общественного сознания тесно переплетены познавательная (отражение, воображение, оценка) и управленческая (проектирование, регуляция, корректировка) стороны.

Индивидуальное и общественное сознание постоянно взаимодействуют: исторически выработанные идеи, нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения, личными убеждениями индивида, источником его знаний, нравственных предписаний, эстетических представлений, а личные идеи и убеждения приобретают общественную значимость, входя в состав общественного сознания.

Применительно к обществу недостаточно говорить о "первичности" и "вторичности" материи и сознания в общефилософском плане, поскольку общественное сознание возникает не после возникновения общественного бытия, а вместе с ним. Идеи не пассивно отражают бытие, но они могут значительно опережать данное состояние общества, отрываясь от него и способствуя тем самым общественному развитию или тормозя его. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью: ему присуща преемственность, а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответствующими периодами общественного бытия.

2. Структура общественного сознания

Общественное сознание имеет сложную структуру. В условно "вертикальном" ракурсе её принято делить на уровни, а "горизонтальном" - на формы.

В свою очередь в вертикальном ракурсе применяют гносеологический и социологический подходы. Гносеологический аспект анализа предполагает выяснение того, что и как отражает общественное сознание в общественном бытии. При таком подходе выявляют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

Обыденное сознание охватывает и обобщает в основном внешние связи и отношения, не проникая в сущность вещей. Оно включает в себя всю форму знаний и заблуждений, предрассудков и суеверий, связанных с повседневной деятельностью людей в сфере производства, быта и т.д. обыденное сознание возникает как осознание повседневных потребностей людей.

Более глубокое отражение общественного бытия, на уровне сущности, дает теоретическое сознание, существующее в виде системы идей, понятий, законов. Эти два уровня общественного сознания тесно взаимодействуют, причем ведущая роль принадлежит теоретическому сознанию. Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения действительности представляет определённую ценность, и он способен корректировать теоретические идеализации, подчас сильно упрощая действительные связи и отношения.

При социологическом подходе основным критерием различия уровней общественного сознания является степень учёта, способ выражения интересов отдельных классов и социальных групп. По этому критерию выделяют также два уровня общественная психология и идеология.

Общественная психология включает три основных элементва:

1) Мысли и представления. Порождённые практической деятельностью определённого класса (социальной группы) и всего общества, а также унаследованные от прошлых поколений.

2) Чувства, стремления, настроения, выражающие эмоциональные отношения класса (социальной группы) к другим классам (социальным группам) и побуждающие людей к определённым действиям.

3) Традиции. Обычаи и нравы, представляющие собой "материальное" закрепление мыслей и чувств соответствующих социальных групп.

Общественная психология представляет собой исходную структуру общественного сознания, непосредственно вырастающего из общественного бытия. На формирование взглядов и чувств людей решающее влияние оказывают производственные , а также бытовые, семейные, национальные и культурные отношения. К особенностям общественной психологии относятся стихийность формирования, известная аморфность (фрагментарность), а также возможность прямого перерастания взглядов, чувств и настроений в действие.

Идеология дальше отстоит от условий повседневной жизни людей, но отражает их полнее и глубже. Она выступает как самосознание соответствующего класса (социальной группы). В учебной и научной литературе идеология часто характеризуется как теоретическое отражение интересов определённого класса. В такой трактовке она смещается с теоретическим уровнем общественного сознания. Ещё более нелогичным представляется деление идеологии на научную и ненаучную, как это делалось ранее в философской литературе. Предпочтительнее говорить о систематизированном, цельном отражении общественных интересов. В конкретных же случаях это отражение может носить различный характер - программы, лозунги, нормы. В отличии от общественной психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеологической работы. Идеология существует и возникает в классовом, социально неоднородном обществе. Общественная психология и идеология взаимодействуют друг с другом, при этом определяющая роль принадлежит , по-видимому, идеологии.

В "горизонтальном" плане выделяют такие формы общественного сознания, как экономическое, эстетическое, научное, философское и другие. Они, в свою очередь разграничиваются

1) По объекту отражения

2) По способу отражения

3) По социальной роли

Они взаимодействуют друг с другом, исторически изменяются. Кратко характеризуем важнейшие из них.

Экономическое сознание отражает деятельность людей и их отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Его характерная особенность, по сравнению с другими формами общественного сознания, заключается в наиболее тесной связи с повседневным бытом людей. Необходимость экономического сознания вытекает из самого существования экономики как сферы общественной жизни. Экономическая жизнь была бы немыслима без сознания, направленного на её осмысление и совершенствование. Отражая условия хозяйствования и роль экономики в общественной жизни, экономическое сознание направлено на упорядочение и развитие хозяйственной жизни, на поиски адекватных объективных условиям методам хозяйствования. Эта форма общественного сознания не исчерпывается экономическими учениями (теориями), в которых в связной логической форме отражаются особенности экономической жизни общества. Оно существует и на уровне обыденного сознания, причем на протяжении длительного исторического периода здравый смысл преобладал в экономической деятельности. Эти взгляды в значительной мере сохраняют своё влияние и сейчас; теоретическое сознание в данной области деятельности, возвышая обыденное, в тоже время непрерывно подпитывается жизненными наблюдениями (уровень жизни, экономические интересы и т.д)

Политическое сознание - особая форма общественного сознания, посредством которой отражаются и отчасти регулируются политические отношения (т.е отношения по поводу власти) между классами, нациями, государствами. Политические отношения обусловлены экономическими. Политическое сознание не однородно. На идеологическом уровне оно выступает в виде системы политических взглядов, идей, теорий. Программ, лозунгов, выражающих коренные интересы различных классов, наций, государств. На уровне общественной психологии политическое сознание выступает в виде несистематизированных политических взглядов, чувств, настроений, представлений людей о государстве и власти, об отношениях между государствами , нациями, партиями и т.д.

Правовое сознание (правосознание) - совокупность взглядов, теорий, представлений людей по отношению к существующему праву как системе установленных государством юридических норм и практической деятельности. Правосознание возникает с появлением классов и государства. Право охраняет прежде всего интересы господствующего класса. Особенно тесно оно связано с экономическим и политическим сознанием. На идеологическом уровне правосознание выступает в виде определённой системы правовых взглядов, правовых учений, теорий, кодексов. На уровне социально-психологического представляет собой различные мнения о законах и справедливости в отношениях между отдельными людьми, учреждениями , социальными группами. Правосознание выполняет ряд функций: познавательную (реализуя познание права индивидами, участниками в правовых отношениях); оценочную (субъект в соответствии со своими интересами и юридическими познаниями оценивает отдельные правовые действия); регулятивную (правосознание регулирует правовое поведение людей). В правосознании. Как и в политическом сознании, имеются большие различия (особенно в периоды политической нестабильности) между официальной идеологией и массовым сознанием.

Сущность религиозного сознания состоит в том, что в нём происходит как бы удвоение мира, поскольку на ряду с реальным провозглашается наличие потустороннего, где якобы могут быть разрешены все противоречия земного бытия. Главный признак религиозности - вера во сверхъестественные силы. Противоположное религии мировоззрение - атеизм. Это не самостоятельная форма общественного сознания, а скорее общественно санкционированные противовес общественному сознанию. Без противопоставления религии атеизм был бы лишён смысла. В структуру религиозного сознания входят религиозная психология (совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций) и религиозная идеология (система идей. Разработкой и пропагандой которой занимаются богословы и служители культа).

Будучи сравнительно удалённым от материальной жизни общества, религиозное сознание свежее подвержено воздействию природных и социальных явлений. В связи с этим выделяют социальные, гносеологические и психологические корни религии. Социальные корни состоят в несвободе людей, их бессилии перед объективными условиями жизни. Гносеологические корни заключаются прежде всего в способности сознания отрываться от действительности, порождать "превратные" отражения, фантастические образы. К психологическим корням религии относятся страх перед смертью и одиночеством, потребность в преодолении неблагоприятных эмоциональных воздействий и т.д.

Религия выполняет иллюзорно-компенсаторную функцию, т.е дает человеку надежду на успокоение и моральное удовлетворение, хотя сама жизнь реально не меняется к лучшему. Религия создаёт свою картину мира - мировоззренческая функция. Устанавливает свою систему норм и ценностей и через них регламентирует поведение человека, подчиняя его деятельность требованиям церкви, - регулятивная функция. Способствуя общению верующих людей в пределах религиозной общины, религия выполняет и коммуникативную функцию. Таким образом, существование религии определяется глубокими социальными причинами.

Нравственное (моральное) сознание возникло ещё в первобытном обществе. Человеку для его выживания нужны не только средства труда, но и определённые правила совместной жизни. Эти правила воплощены в морали, которая выполняет прежде всего регулятивную функцию, и в этом отношении она близка к праву. Но в отличии от него моральные нормы поддерживаются силой привычки, общественного мнения.

Отношения между людьми, регулируемые посредством морали (нравственности) или оцениваемые с её помощью, представляют собой нравственные отношения. Нравственное сознание и есть осознание существующей морали и нравственных отношений. Социально-психологический уровень морального сознания включает в себя моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг), эмоции и представления о моральном и аморальном, выработанные исходя из опыта жизни коллектива и общества. На идеологическом уровне моральное сознание представляет собой совокупность принципов, норм, идеалов людей. Идеологический уровень морального сознания закреплён в этических учениях.

Социальная неоднородность обуславливает разнообразие моральных норм в разные эпохи, а также у различных народов и социальных групп. Вместе с тем в них заключено непреходящее общечеловеческое содержание.

Эстетическое сознание - форма общественного сознания, отражающая действительность с точки зрения совершенства (или несовершенства) явлений природы и общества.

Наиболее полно эстетическое отношение к действительности воплощается в искусстве, в котором эстетическое превращается в основную цель деятельности. Искусство отражает действительное с помощью своих специфических средств: художественных образов, в которых обобщение сочетается с наглядностью, и художественных приёмов. Эстетическое отношение присутствует как побочный элемент во всех формах деятельности.

Научное сознание - важнейшая форма общественного сознания - представляет собой совокупность объективных знаний о той или иной области природы или общественной жизни. Социальная обусловленность науки чрезвычайно многогранна. Прежде всего следует учитывать важнейшие моменты научного познания

1) Выделение научного познания в качестве самостоятельного вида человеческой деятельности.

2) Дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки.

3) Появление различных форм рефлексии о науке (эпистемология, методология науки, науковедение).

Особое место в системе научного знания принадлежит общественным и гуманитарным наукам, предметом которых являются различные стороны жизни общества и законы их развития. В этом дополнительная ценность гуманитарных и общественных наук. Так как они формируют общественные взгляды о самом обществе, и одновременно трудность их развития, поскольку классовые интересы могут исказить картину социальной реальности и затормозить процесс в целом.

Как уже отмечалось , в качестве особой формы общественного сознания предстает и философское сознание. Философия является основой мировоззрения, "несущим каркасом" духовной культуры, и этим определяется её значение и место в ряду других форм общественного сознания.

Важность философии как формы общественного сознания в том, что она раскрывает общие закономерности природного и общественного бытия и познания.

Исследуя структуру и динамику общественного сознания, специфику и взаимосвязь отдельных форм общественного сознания, философия выполняет важную функцию по интеграции общественного сознания, стимулированию развития духовной культуры в целом.

Таким образом, общественное сознание в единстве и многообразии своих структурных элементов обеспечивает познание условий общественной жизни и ориентацию отдельных людей и социальных групп в конкретных ситуациях.

Глоссарий

Индивидуальное сознание - это сознание, присущее индивиду и включающее в себя как общие свойства сознания, так и характерные только для данного индивида.

Сознание - это высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью: человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Сознание - это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Отражение - это копирование общественного бытия в чувственные и мысленные образы.

Воображение - это способность создавать новые чувственные и мысленные образы на основе преобразования полученных в процессе отражения. Воображение делится на произвольное и непроизвольное, воспроизводящее и творческое, конкретное и абстрактное, а также научное, изобретательное, художественное.

Оценка - это процесс чувственного и мысленного сравнения, выделения и отнесения знаний к добрым и злым, полезным и вредным, справедливым и несправедливым и т.п. Критерием оценки выступают потребности, интересы, цели, нормы, принципы общественного сознания, образующие его ментальность.

Проектирование - это процесс мысленного преобразования общественного бытия в соответствующем потребностям и интересам общества направлении.

Регуляция - это процесс управления конкретной практической или познавательной деятельностью людей.

Используемая литература

1. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

2.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

3. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1987;

4. Философия: Учебник под редакцией Ю.А. Харина. Минск. "ТетраСистемс" 2006г.

5. А.Г.Спиркин: Сознание и самосознание. М.Политиздат, 1972г.


© 2010 Рефераты