Мировоззрение -это определенная система идей, теорий, взглядов, в которых оцениваются и осознаются отношения человека к природе, к обществу и к самому себе.
Мировоззрение представлено тремя уровнями:
1. мировоззрение отдельного человека;
2. мировоззрение социальной группы.
3. мировоззрение общества.
Мировоззрение не дано человеку с рождения. В процессе жизни у него формируется, развивается и изменяется мировоззрение.
Основу мировоззрения составляют знания и жизненный опыт.
В мировоззрении можно выделить два элемента: мироощущение и миропонимание.
Мироощущение - эмоциональный элемент структуры мировоззрения.
Миропонимание - интеллектуальный элемент.
Соотношение этих элементов у разных людей различно. У людей, занятых в сфере искусства преобладает элемент мироощущения; в сфере науки - доминирует элемент миропонимания.
Мировоззрение можно классифицировать на обыденное (повседневное) и теоретическое. Обыденное мировоззрение формируется в процессе жизнедеятельности человека. Данный тип мышления называется жизненной философией. Жизненная философия формируется на основе здравого смысла. Теоретическое мировоззрение формируется на основе обобщенного систематизированного знания, выраженного законами и проверенного практикой. К теоретическому уровню мировоззрения относится философия. Философия - первая форма теоретического миропонимания. (Философия - есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.)
Типология:
а) Мифологическое мировоззрение - исторически первый тип мировоззрения. Оно формируется в первобытном обществе.
Первобытное общество Рабовладельческий строй (античное) Мифология Религия Философия (много богов) (1 Бог)
Понятие мифимеет 2 значения: 1). Миф, как нечто несбыточное, смысловое значение. 2). Миф - древние сказания и предания (сказки).
Мифологическое знание было основано на сверхъестественном. Первобытный человек не знал законов природы и естественным законам он приписывал сверхъестественную основу. Поклонялся животному, растительному миру, т.е. обожествлял. В мифологическом мировоззрении причудливым образом соединяется естественное и сверхъестественное, истинное и ложное. Первобытный человек не выделял себя из природы, он отождествлял себя с природой.
- ложные знания
+ истинные знания.
б) Религиозное мировоззрение. На смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное мировоззрение. Оно формируется на основе веры и поклонения всевышнему. Вера и поклонение являются основными факторами религиозного мировоззрения.
В античности формируется философия как первая форма теоретического миропонимания.
История стран Востока Античность Рима и Греции (антигус -древний)
(Индия, Китай) (Греко - Римская история)
Философия Индии и Китая была основана на мифологии; а Греции и Рима - на науке. Философия Индии и Китая были направлены к внутреннему миру человека; а Рима и Греции изучали природу и космос, человека, общество и познание.
Современные ученые были когда-то философами. Процесс познания от общего к частному.
Основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления (человека) к бытию (окружающему миру). Был сформирован уже в Античности формулируется: любовь - это глина, из которой лепят благородные чувства. (демокрит)
1. стоит ли жить.
2. быта.
3. любви.
Основной вопрос философии имеет две стороны:
а) Онтология (учение о бытие); Что первично - материя или сознание?
б) Гносеология (теория познания). Познаваем ли мир?
1-я сторона. В зависимости от решения первой стороны ОВФ все философы подразделились на 2 лагеря: материалистов и идеалистов.
Материалисты утверждали первичность материи и вторичность сознания. Они считали, что вначале был создан мир, природа, был сформирован растительный, животный мир и только на следующем этапе развития появился человек.
Идеалисты утверждали обратное. Они считали сознание первичным. Вначале формируется сознание, а затем с сознанием этим рождается мир.
Материализм неоднороден, он представлен 3 основными разновидностями.
1. Исторически первой формой материализма был стихийный материализм античности или наивный. Основоположник древнегреческие философы Демокрит и его друг Эпикур.
2. Второй разновидностью материализма был метафизический материализм (после физики). Он формировался в Новое время. Основоположники: Ламетри, Дидро, Гольбах.
Метафизический материализм: рассматривали мир в статике как раз и навсегда данный и неизменный. Они отрицали качественное развитие мира. (Мир в статике) К. Линней.
Новое время характеризуется бурным развитием науки (17 век) и формируется диалектический материализм.
Представители диалектического материализма изучали мир в динамик, развитии, движении и взаимной обусловленности.
Идеализм неоднороден, он представлен двумя направлениями:
а) объективный идеализм, основоположник Платон. Мир устроен разумно? Да. Следовательно, есть разум, который устроил мир. Объективный идеализм является теоретической основой религии.
Основной тезис объективного идеализма: материя первична по отношению к человеческому сознанию, но вторична по отношению к божественному разуму.
б) субъективный идеализм. Основоположники епископ Беркли, мир создан человеком.
Основной тезис субъективных идеалистов: мир существует лишь в ощущениях и восприятиях человека. В отрыве от ощущений и восприятий мира нет и не может быть.
2 -я сторона. В зависимости от решения второй стороны ОВФ философы разделились на два лагеря: на тех, кто признавал познаваемость мира и утверждал, что мир познаваем и второй - отрицали познаваемость мира.
Первые создали лагерь гностицизм; вторые агностицизм.
Агностицизм представлен двумя разновидностями:
1. юмизм - основоположник английский философ Девид Юм.
2. кантианство- немецкий Иммануил Кант.
Субъект познания - это человек, осуществляющий познавательный процесс.
Объект - это то, на что направлена познавательная деятельность человека (субъекта).
Между С и О формируются субъектно-объектные отношения.
С (субъектно-субъектные отношения)
С Античности формируется малая наука.
В позднем средневековье (феодальное) формируется большая наука.
СТОТ - технические средства усиливают рецепторы и анализаторы человека. Именно в большой науке субъектно-субъектные отношения устойчивые (в малой - временные).
Решение Юмом субъектно-объектных отношений. Юм был субъективным идеалистом. Согласно Юмму объект познания реально не существует, а существует лишь в ощущениях и познаниях субъекта.
Весь процесс познания, утверждает Юм, ограничен чувственным восприятием. Человек познает мир с помощью ощущений, восприятий и представлений. В чем агностицизм Юма?: что наши ощущения дают нам неверные изображения об изучаемых объектах.
Кант утверждал, что объект познания существует реально. Сколько бы не познавали объект, в объекте всегда остается нечто непознанное; следовательно, можем ли мы до конца познать объект? Если бы объект не изменялся, то можно. Кант утверждал, что процесс познания представляет собой единство чувственного и рационального. Человек познает мир с помощью ощущений, восприятий, представлений, а также с помощью понятий, суждений и умозаключений. Кант утверждал, что процесс познания начинается с опыта. Но для опыта у человека существует врожденное знание о объекте. Это звание априорное (доопытное).
Диалектика- философское учение о развитии и всеобщей связи (принципы, законы, категории.)
Формируется в античности. Философы античности утверждали, что в мире находится в развитии движение и изменение.
Существует 3 основных элемента диалектики: принципы, законы, категории
Принцип объективности направлен против субъективного толкования диалектики. Мир, который нас окружает, развивается независимо от воли и желания людей.
Принцип целостности - указывает на то, что мир представляет собой определенную систему взаимосвязанных элементов, среди которых есть основные системообразующие элементы. Единство мира заключено в его материальности. Живая материя: животные, растения, люди. Физические: камни.
Принцип всеобщего развития является принципом диалектики. Указывает на то, что мир находится в постоянном развитии, движении, изменении; взаимосвязи и взаимной обусловленности.
Законы диалектики:
1.Закон единства и борьбы противоположностей (основной); Раскрывает источник развития.
2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений; Раскрывает механизм развития, т.е. указывает на то, что постепенное накапливание количественных изменений в итоге приводит к новому качеству. Границы меры. До нее - количественные изменения, после - качественные изменения.
3. Закон отрицание отрицания. Характеризует поступательный спиралевидный характер развития, указывает на направленность развития.
Теория развития по замкнутому кругу.
Античность
Теория восходящего развития - в новое время.
В связи с бурным развитием производства.
Но спады в производстве и другая концепция - спада развития
Нисходящая.
И далее концепция спиралевидного развития. Наиболее предпочтительная.