Рефераты

Любовь, как философская категория

p align="left">“Единение с группой является еще и ныне в современном западном обществе преобладающим способом преодоления отделённости. Это единство, в котором индивид в значительной степени утрачивает себя, цель его в том, чтобы слиться со стадом. Если я похож на кого-то еще, если я не имею отличающих меня чувств или мыслей, если я в привычках, одежде, идеях приспособлен к образцам группы, я спасен, спасен от ужасающего чувства одиночества” (Фромм Э. Искусство любить).

Как видим, на уровне взаимодействия Единение в Любви оказывается наиболее эффективным способом преодоления отчуждённости, так же как оно оказывается наиболее эффективным в преодолении отделённости на уровне трансцендентном.

* * *

Материальный уровень.

На этом уровне отделённость проявляется как одиночество. Если человек по каким-либо причинам не смог создать семью или, что гораздо хуже, потерял её в результате каких-то обстоятельств, он остаётся один на один с этим неуютным и зачастую жестоким миром. Как правило, люди страшатся одиночества. Тяжело когда не с кем поделиться своими успехами и радостями, некому пожаловаться на свои трудности или недомогание, просто поговорить с кем-то близким. Одиночество, как отсутствие родного и близкого человека ведет к психологическому дискомфорту, а иногда и к тяжёлым депрессивным состояниям. Но, проблема преодоления одиночества решается на социальном уровне (уровне взаимодействия) и выражается в стремлении к созданию и сохранению Семьи.

Единение же в Любви на материальном уровне заключается в стремлении к максимально возможной форме физического единства. Таких форм множество. Поцелуи, объятия, танцы, особенно с близким физическим контактом, семейные застолья, походы в гости, корпоративные вечеринки - всё это, и многое другое, есть формы физического единства с различной степенью единения. Максимально возможной формой физического единства является физическая близость, со взаимным проникновением тел друг в друга. Поэтому любящие постоянно стремятся именно к этой форме физического единства, стремясь к наиболее полному слиянию тел, сердец и сознаний в экстатическом порыве физической близости. Им важна именно физическая БЛИЗОСТЬ, а не половой акт или секс, которым занимаются самцы и самки человекоподобных животных. Сравнивать диапазон и глубину психофизических ощущений, возникающих в результате физической близости двух любящих людей и случайным половым актом, всё равно что сравнивать эффект от выстрела из детского пистолета и настоящего боевого оружия. Учёными доказано, чем чаще люди имеют беспорядочные половые контакты, тем хуже у них со здоровьем, особенно психическим, и тем быстрее они стареют, очень быстро приобретая “потасканный” вид молодых старичков и старух. И, наоборот, чем чаще происходит физическая близость между любящими людьми, тем крепче у них здоровье и тем дольше они сохраняют молодость, по сравнению со своими менее удачливыми в любви сверстниками.

Таким образом, стремление к единению в реальной Любви на материальном уровне можно сформулировать, как постоянное стремление к физической близости с объектом любви, как максимально возможному физическому ощущению единства.

Ещё одним путём обретения единства на материальном уровне является Творчество. В любом виде творческой работы творческий человек объединяет себя со своим материалом, репрезентирующим внешний мир. Во всех видах творческой деятельности творец и его предмет становятся чем-то единым, то есть в процессе творения человек объединяет себя с миром. Но, этот путь оказывается ложным, потому что он не межличностен. На самом деле, человек замыкает круг единения на самого себя. Он может не ощущать своего одиночества, но одиночество то, от этого не исчезает.

Итак, на трансцендентном уровне основным отличительным признаком реальной Любви является Единение, как преодоление отделённости, отчуждённости и одиночества. Именно Единение является основанием или фундаментом реальной Любви, на котором держатся все её остальные признаки.

При, этом люди безнравственной ментальности, не признающие равенства Человеческих Достоинств и утверждающих принцип превосходства людей друг над другом, к реальному Единению и реальной Любви НЕ СПОСОБНЫ. Их попытки единения ведут лишь к симбиотическому единству, по типу: господство - подчинение; садизм - мазохизм.

Подведём краткие итоги.

На трансцендентном уровне главным отличительным признаком, фундаментом реальной Любви является стремление к Единению со своим любимым.

На трансцендентном уровне - постоянное присутствие любимого человека в сознании и в сердце любящего, непрерывная настроенность на него, как максимально возможная форма духовного единства.

На уровне взаимодействия - стремление к долгосрочным отношениям, созданию и сохранению семьи, как максимально возможной форме социального единства.

На материальном уровне - постоянное стремление к физической близости с объектом любви, как максимально возможному физическому ощущению единства.

Глава 3. Любовь. Уровень взаимодействия

На данном уровне основным отличительным признаком реальной Любви является Жертвенность. Прежде чем рассматривать, как именно проявляется Жертвенность в Любви на различных уровнях взаимодействия, необходимо понять, что же она собой представляет и что является её основанием.

Иногда, жертвенность понимают как лишение, связанное со страданием. Предполагается, что человек сознательно отказывается от чего-либо, ему жизненно необходимого, добровольно обрекая себя на страдание. Это христианское понимание жертвенности:

"Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела" (Евангелие от Луки, 21:1-4).

В языческих культах, жертвы богам возносились как благодарность за помощь в каком-либо важном деле. С одной стороны, это было более целесообразно, так как жертва понималась именно как подарок, и не влияла сколько-нибудь существенно на благополучие жертвующего лица. С другой стороны, в этом была известная доля цинизма: ты - мне, я - тебе. Удалось дело - получай жертву (подарок), нет удачи - нет жертвы.

Первый вариант присущ психологии альтруиста, второй - эгоиста.

С нравственной точки зрения, жертвенность не является ни добровольным страданием альтруиста, ни торгашеской благодарностью эгоиста. Жертвенность - это отказ от более низкого состояния сознания ради состояния более высокого. Это переход на новый уровень взаимодействия с миром. Переход этот заключается в том, что человеку становиться жизненно необходимым, отдавать, а не брать. Это своеобразное ощущение и реализация своей внутренней Силы. У человека появляется настоятельная потребность отдавать, делиться с другими избытком своей Силы. Это не имеет ничего общего с отказом от чего-то, жизненно необходимого, ради страдания угодного Богу. Нравственная жертвенность делиться именно избытком силы, хотя и подразумевает готовность, в случае необходимости, для спасения другого человека отдать и гораздо больше, вплоть до собственной жизни. Не имеет она ничего общего и с разовой благодарностью за полученную выгоду, так как это постоянная жизненная потребность отдавать, а не брать. Жертвенность - это радость максимально возможного утверждения своей индивидуальности и жизнеспособности, выражаемой через другого человека. Но, жертвенность предполагает и реальное самопожертвование: отказ от части собственных интересов ради интересов другого человека, отказ от каких-то планов и целей, если они не совместимы с планами и целями другого человека. А в критических ситуациях, когда любым другим способом невозможно спасти другого человека, то и отказ от собственной жизни ради жизни этого человека. Но, и физическое самопожертвование есть лишь максимально возможная, окончательная реализация своей внутренней силы.

Жертвенность, это привилегия сильных людей. Слабому человеку попросту нечем делиться. Ведь давать, дарить, делиться чем-то можно лишь имея это что-то. Нельзя дать то, чего у тебя нет. Только осознание своей силы, избытка эмоций и чувств, позволяет делиться, дарить, отдавать кому-то свою силу и заботу, душевное тепло и нежность, жизнь и счастье. Слабый человек, не выскочит первым из окопа под шквальным огнём противника, увлекая в атаку своих товарищей. Он не броситься, рискуя жизнью на защиту незнакомого человека, избиваемого хулиганами; он не закроет собственной грудью друга от случайной вражеской пули; он не останется на верную смерть, встречая в одиночку врага и давая возможность своим товарищам уйти от погони. Для слабого человека всё это не под силу. При этом, такие поступки совершаются не вследствие безумной храбрости, аффекта или веры в Бога и во славу Его. Они совершаются благодаря нравственной Жертвенности и Мужеству, Человеком и ради Человека. Что же является источником той внутренней силы, которая даёт возможность человеку проявлять Жертвенность и получать радость от возможности её проявления?

Внутренняя сила не сводится ни к физической силе, ни к силе воли, хотя они и являются её составляющими. Основу внутренней силы составляет осознание собственного Человеческого Достоинства, незапятнанная Честь и Порядочность, как в быту, так и в человеческих взаимоотношениях, а также отрицание превосходства людей друг над другом. Отрицая превосходство людей друг над другом, Человек осознаёт себя равным среди равных. Для него и уборщик мусора, и он сам, и президент страны одинаково равны в своём Человеческом Достоинстве. У него нет двойных стандартов и лицемерия во взаимоотношениях с людьми. Со всеми он общается одинаково уважительно, без подобострастия, но и без превосходства или снисходительности. Он не меряет Достоинство человека материальными мерками: известностью, материальным благосостоянием или социальным положением. Для него имеют значение только моральные качества и реальные способности человека. Именно такая жизненная позиция является источником его внутренней силы, ведь если нет более достойных, чем он, значит, нет и более сильных, чем он. То, что нет и менее достойных, а значит и менее сильных, чем он, ничуть не умаляет его собственной внутренней силы. Внутренняя сила, это духовная, а не физическая категория. Такую внутреннюю силу невозможно отнять, в отличие от “значимости”, которая зависит не от внутренних, а от внешних причин. Популярность и известность проходят, богатые разоряются, государственные деятели снимаются с должности или просто уходят в отставку. Их “значимость” или “значительность”, связанные с внешними атрибутами их жизни уходят вместе с материальными благами. Они остаются теми, кем они подсознательно и ощущали себя всю свою жизнь - совершенно пустыми и ничтожными существами. Мыльные пузыри их “значительности”, которые выглядели красивыми и радужными только благодаря их поклонникам, деньгам или должностям, родственным или деловым связям, лопаются с оглушительным треском. Хотя есть и такие, которые, благодаря своей глупости и апломбу (качества совершенно неотрывные друг от друга), осознают это только в последние мгновения своей жизни.

Но и в расцвете своей “значимости”, они никогда не ощущают своей реальной внутренней силы. Ведь всегда находятся те, у кого больше известности, больше денег, больше власти, а значит они “значительнее” и “сильнее”. А если от таких людей ещё хоть как-то зависит и собственное благополучие, то им просто невозможно не угождать, всячески подчеркивая их “значительность” и собственную “ничтожность”. Какая уж тут “внутренняя сила”. Вот и приходится добиваться этого же от подчинённых, показывая им собственную “значительность” и их “ничтожность”. Нелегкая жизнь у людей, живущих по принципу превосходства. Им никогда не почувствовать реальной внутренней силы. Не гипертрофированной, психопатической силы по типу: “Я - всё, остальные - ничто”, или наоборот, гипертрофированного, психопатического самоуничижения: “Я - ничто, остальные - всё”, а силы реальной, базирующейся на Человеческом Достоинстве. Им не понять, что источник внутренней силы не может зависеть от внешних факторов. Внутреннюю силу невозможно занять, купить или отнять, её можно только ощутить, а для этого надо осознать своё Человеческое Достоинство.

Таким образом, жертвенность - это внутренняя потребность, жизненная необходимость отдавать, дарить, делиться избытком своей внутренней силы с другими людьми. Это радость от возможности реализации своей индивидуальности и жизнеспособности, выражаемой через других людей.

Для эгоиста подобный вид жертвенности неприемлем. С одной стороны у него нет, и не может быть той внутренней силы, которая необходима для жертвенности. С другой стороны, для него отдать что-либо не получив ничего взамен, значит быть обманутым. Эгоист не способен на бескорыстие.

Неприемлема такая жертвенность и для альтруиста, но по иным причинам. По своему психологическому типу альтруист является мазохистом, и не может не получать удовольствия от страдания. Но это наслаждение именно страданием, а не радость жертвенности. С одной стороны, альтруист, это самоуничижённая личность, ставящая себя ниже остальных людей, и не имеющая внутренней силы для проявления жертвенности. С другой стороны, примеров жертвенности среди верующих людей за свою Веру несчётное множество. И в этом нет никакого противоречия. Мазохист, избегая невыносимого чувства изоляции и одиночества, делает себя неотъемлемой частью либо другого человека, либо, если он верующий - Бога, который направляет его, руководит им, защищает его, являясь как бы его жизнью и кислородом. Мазохист преувеличивает силу того, кому отдает себя в подчинение: будь то человек или Бог. Он - все, я - ничто, я всего лишь часть его. Но, как часть, я часть Его величия и силы. Вот эта Вера, являясь следствием симбиотического единства с Богом, и даёт альтруисту силы для преодоления любых страданий. Жертвенность для верующего имеет ценность только как страдание, нет страдания - нет жертвы. Таким образом, нравственная (во имя Человека) и религиозная (во имя Бога) виды жертвенности имеют принципиально разные основания.

Нравственная Жертвенность есть порождение, продолжение и проявление Человечности. Человечность - Равенство Достоинств - Внутренняя Сила - Жертвенность. При этом, эгоизм и альтруизм НЕ СПОСОБНЫ к реальной Жертвенности.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что Жертвенность, это не долг, который хоть и не очень хочется, но надо отдавать. Жертвенность - это именно внутренняя, непреодолимая потребность делиться избытком своей силы с другими людьми.

Жертвенность в реальной Любви отличается от обычной Жертвенности, прежде всего, своей избирательной направленностью на конкретного человека. Поскольку Жертвенность является состоянием сознания, жизненной необходимостью, то её направленность на конкретного человека не исключает, а наоборот усиливает её проявления и по отношению к остальным людям.

Согласно исследованиям современной медицины, состояние влюблённости сопровождается изменениями как психического, так и физического характера, вплоть до изменения химического состава крови влюблённого. Главным результатом этих изменений является значительное увеличение внутренней энергии и силы влюблённого человека, которые настоятельно требуют своей дополнительной реализации в виде Жертвенности. Влюблённость, как всякое чувство проходит, но Любовь, как особое состояние Сознания остаётся надолго, иногда на всю оставшуюся жизнь. Любовь многократно усиливает внутренние силы человека, давая ему мощнейший дополнительный стимул к проявлению своей индивидуальности и жизнеспособности, выражаемой через другого человека в виде Жертвенности. Если реальная Любовь оказывается взаимной, то эти процессы, взаимно усиливая друг друга, возрастают до бесконечности, преодолевая все ограничения материального мира, по направлению к Бессмертию.

* * *

Трансцендентный уровень.

На этом уровне Жертвенность в реальной Любви проявляется как Дарение максимально возможной ценности. Любящий человек готов отдать любимому самое ценное, что у него есть. А что может быть ценнее в этом мире, чем сам Человек. Безусловно, разнообразие физических и психологических типов живущих людей беспредельно. Всегда найдутся люди, превосходящие любящего человека по своим моральным, психологическим, физическим, интеллектуальным и другим параметрам. Поэтому, если ограничить сущность Человека исключительно материальными рамками, то его ценность для любимого будет относительна. Он не будет видеть в любящем человеке какой-то исключительной ценности. Если бы выбор избранника осуществлялся исключительно по внешней привлекательности, то он был бы невозможен вовсе, так как каждый человек привлекателен по-своему. Но, в том-то и дело, что человека невозможно ограничить рамками материальными, биологическими, низвести его до уровня животного, пусть и самого совершенного. Ценность Человека уходит в бесконечность трансцендентного мира, где его биологические особенности настолько ничтожны, что не имеют для любящего человека, хоть сколько-нибудь существенного значения. Вероятно, поэтому иногда появляются пары, которые со стороны выглядят не совсем гармонично. Либо она красавица, каких мало, а он вполне серенький и средний человечек, либо наоборот. Но в том-то и дело, что со стороны видят лишь внешность, а любят не внешность, а Человека. Человека в целом, со всеми его достоинствами и недостатками, которые для любящего человека являются не недостатками, а индивидуальными особенностями любимого.

Для любящего человека совершенно неважно как выглядит любимый человек. Женщин это иногда обижает, ведь они столько сил и времени тратят на то, чтобы быть сексуальными и привлекательными. Не стоит обижаться, ведь вот эта крохотная жировая складочка, которая приводит вас в ужас, заставляет любящего вас мужчину задыхаться от нежности и умиления. Ведь эти еле заметные морщинки, целлюлит, как и любые другие женские “кошмары”, принадлежат ВАМ, а потому, для любящего человека они также бесценны, как и вы сами. Для него всё, что связано с вами свято, так как освящено самой Любовью. Станете ли вы пухленькой или наоборот похудеете, будете вы брюнеткой или перекраситесь в блондинку, шатенку или рыженькую, наденете роскошное вечернее платье или домашний халатик, для любящего человека всё это будете ВЫ, во всём многообразии ваших проявлений. Чтобы не случилось с вашей внешностью, благодаря вам самим или по воле беспощадного времени для любящего это не имеет никакого значения. Он любит вас в каждый момент времени именно такой, какой в этот момент вы являетесь. Потому что любят не внешность, любят Человека.

Поэтому, принося в дар любимому человеку самого себя, своё счастье и свою жизнь, любящий делает самый бесценный подарок из всех для него возможных. Принося себя в жертву любимому человеку, человек любящий вполне осознанно и добровольно берёт на себя определённые обязательства.

Отныне он уже не вправе единолично распоряжаться самим собой. Его тело, его сердце и его сознание теперь принадлежит не только ему, но и любимому им человеку. Собственные интересы, жизнь и счастье становятся единым целым с интересами, жизнью и счастьем другого человека. Некоторые ограничения свободы и самостоятельности не тягостны, так как эти ограничения не внешние, со стороны другого человека, а внутренние, со стороны самого любящего. Они естественны и органичны. Ведь если ты делаешь что-то, что обижает твою любимую, то ты фактически обижаешь самого себя. Стремление жить для другого человека не является ни психологическим, ни каким-либо другим рабством. Наоборот, любящий человек стремится максимально реализовать себя. Ведь чем полнее он реализует самого себя, тем ценнее будет его дар любимому человеку. Поэтому он всячески развивает свои физические, интеллектуальные и духовные качества. Но, реализуя и совершенствуя себя, он не стремиться понравиться всем особям противоположного пола, он делает это для одного единственного, любимого им человека. Только пожертвовав свою собственную жизнь на благо и счастье другого человека, можно наиболее полно проявить и реализовать самого себя.

Сделать другого человека максимально счастливым - вот главная цель любящего человека. Все свои силы: физические, психологические, интеллектуальные, духовные он использует для этой цели. Ведь чем больше счастья он сможет дать любимому, тем счастливее он будет сам. Человек живёт, работает, продвигается по карьерной лестнице с единственной целью, обеспечить наиболее полное счастье другому человеку. И чем больше он в этом преуспевает, тем полнее становится его собственное счастье.

Счастье, как категория, как одна из духовных ценностей, многопланово и рассматривать его надо на всех уровнях взаимодействия Человека с Миром. Иногда счастье связывают с достижением человеком какой-то определённой цели. И, чем сложнее путь достижения этой цели, тем полнее счастье. Это верно, но лишь отчасти. Наиболее полная реализация собственных способностей и возможностей, это неотъемлемый элемент Счастья, но только на материальном уровне. Если ограничиться только им, то Счастье не будет полным. Достигая каких-то промежуточных целей на пути собственной реализации, человек испытывает не столько счастье, сколько чувство глубочайшего удовлетворения самим собой и своими достижениями. Удовольствие и наслаждение от этого удовлетворения могут быть очень сильными и острыми, но весьма кратковременными. Счастье же, как и Любовь, как и любая другая духовная ценность не может быть кратковременным. Это особое состояние сознания, которое было бы бесконечным, если бы зависело только от самого человека. Но, в том-то и дело, что Счастье не может быть единоличным.

На трансцендентном уровне Счастье, это тоже реализация самого себя, но в моральном плане. Осознавая собственное Человеческое Достоинство, именно Достоинство, а не “значимость” или “значительность”, человек больше всего на свете бережёт свою Честь и Порядочность. Человек без Чести и Совести НИКОГДА не будет счастлив. Только оставаясь честным и порядочным, человек может испытывать чувство удовлетворения и гордости самим собой. Эти чувства не бывают бурными, острыми и сильными, но не бывают и кратковременными. Осознание собственного Человеческого Достоинства, это всегда тихое и спокойное чувство, надежное, как твердая земля под ногами.

Суждения одного человека о другом человеке всегда основываются на его собственных моральных качествах. Выйти в этих суждениях за рамки собственной моральности весьма затруднительно, а для некоторых людей и вовсе невозможно. Какие бы доводы или примеры порядочности людей не приводили бы бездуховному эгоисту, он никогда не поверит в существование Порядочности, как таковой. Он всегда будет уверен, что за любым благородным поступком стоит такой же, как и у него, эгоизм, только тщательно скрытый, замаскированный. Порядочный же человек, наоборот, никогда не подумает о другом плохо. Только под давлением бесспорных доказательств непорядочности другого человека, он может принять этот факт, хотя и с большим трудом. Для него человек непорядочный сродни душевнобольному, которого хотя и жалко, а надо бы опасаться. Именно поэтому, люди различных моральных ментальностей никогда не найдут общего языка.

На уровне взаимодействия Счастье возможно только лишь в рамках реальной Любви. Никакого другого Счастья на данном уровне НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Счастье без Любви НЕВОЗМОЖНО. Только когда человек любит, именно любит, а не пользуется чьей-то любовью, он может быть счастлив. Кто бы и как бы сильно не любил вас, но если вы сами не любите, то вы никогда и не узнаете, что же такое - Любовь, и что же такое Счастье. Когда любят реальной Любовью, то любят бескорыстно, не требуя ответной любви, но если эта любовь принимается, то само собой полагается, что принимают её в силу ответного чувства.

Это и даёт возможность человеку, любящему реальной Любовью чувствовать себя счастливым и без ответной реальной Любви, но только до тех пор, пока он не убедится в своём заблуждении. Настоящее же, действительное Счастье на уровне взаимодействия возможно лишь, как ВЗАИМНАЯ реальная Любовь.

И, только гармония всех трёх компонентов, на всех уровнях взаимодействия Человека с Миром, является полным и всеобъемлющим Счастьем. Наверное, именно поэтому на свете так мало по-настоящему счастливых людей, и счастье их столь кратковременно. Скорее всего, полное и всеобъемлющее Счастье станет возможным для подавляющего большинства людей, только после построения социального общества на принципах Нравственности. А пока, только реальная Любовь, хотя бы и односторонняя помогает человечеству в завершении очередного этапа Эволюции, подготавливая её следующий этап.

Итак, на трансцендентном уровне Жертвенность в Любви есть акт Дарения любимому человеку самого дорогого, что есть у любящего - самого себя, своей жизни и своего счастья.

Основатель виктимологии Ч. Тойч [5] доказал, что между людьми, помимо обычного, происходит постоянное психическое взаимодействие на неосознаваемом уровне, поскольку информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть и оказать некое влияние на бессознательную часть психики другого человека.

Другой человек (“приемник”), способен принять не только слова и действия собеседника, но на бессознательном уровне и энергетическое мысленное излучение собеседника, причем сильнее воспринимается “энергетическая волна бессознательных желаний и установок”. Эта информация, получаемая “человеком-приемником”, способна оказать существенное воздействие на его состояние и поведение.

Благодаря этому механизму, состояние Любви и Счастья любящего человека, на неосознаваемом уровне передаётся любимому человеку, активно воздействуя на его состояние и настроение. Если оба взаимно настроены друг на друга, то их состояния создают резонанс сознаний, многократно усиливая их ощущения Любви и Счастья. Но, даже, если в паре лишь одни любит другого реальной Любовью, то тот, кого любят, получает мощнейший заряд позитивной энергии, которая даёт ему ощущение своей привлекательности, желанности и уверенности в себе. Чужая любовь, как бы окрыляет любимого человека, озаряет его светом Любви, делая очень привлекательным для представителей противоположного пола.

Вот здесь-то и кроется самая большая опасность для любящего человека. Если его избранник не способен на реальную Любовь, если он самодоволен и не слишком умён, то он легко может поддаться искушению и стать лёгкой добычей для охотников противоположного пола. Он ведь уверен, что его привлекательность только его заслуга, что он сам по себе такой исключительный и неотразимый. Если измена и предательство перестают быть тайной для любящего человека, а рано или поздно, это происходит всегда, то Счастье любящего мгновенно превращается в свою противоположность, обрекая его на невыносимую Боль и Страдание. Любовь не может умереть сразу, и именно Жертвенность заставляет реальную Любовь бороться со Смертью, продлевая её агонию. Но, и Жертвенность не может спасти реальную Любовь, так как ей больше не на что опереться. Круг единения разорван, Он и Она уже никогда не смогут быть в этом круге вдвоём. Боль и Страдание с беспощадной жестокостью рвут сердце любящего в кровавые лохмотья, заставляя его балансировать на грани между жизнью и смертью, здравым рассудком и сумасшествием. Переносить это состояние бесконечно невозможно, но невозможно и избавиться от него пока длится агония Любви. Либо человек должен умереть или сойти с ума, освобождая себя от Боли и Страдания, либо должна умереть Любовь, прекратив свою агонию. Длительность этой, всегда мучительной и страшной агонии зависит от силы реальной Любви, но смерть её после осознанного и добровольного предательства любимого человека совершенно НЕИЗБЕЖНА, и не зависит ни от раскаяния предавшего, ни от прощения преданного.

В этом мире нет ничего, что было бы сильнее ВЗАИМНОЙ реальной Любви. Никто и ничто не в силах победить её. Но, если реальная Любовь оказывается безответной, то она живёт и радует своего обладателя безмерным Счастьем только до того момента, пока она не будет осквернена предательством измены. Осознанная и добровольная измена УБИВАЕТ реальную Любовь с беспощадной неотвратимостью и неизбежностью. Сразу после этого, куда только девается большая часть привлекательности и желанности отказавшегося от Любви человека. Ведь после смерти реальной Любви, тому, кто когда-то любил и был счастлив больше нечем делиться. Нельзя дать другому человеку то, чего нет у тебя самого. Он больше не может окрылять и озарять светом любви и счастья своего избранника:

Как? Так и ты лгала, твердя: “Люблю Тебя”?

К чему ж? Ведь не меня, о бедное творенье,

Обманывала ты, а самую себя…

Могла найти Любовь - нашла одно Прощенье.

…Что я любил в тебе, не может погибнуть -

Ведь я любил в тебе мечту мою.

Твой светоч потому лишь ярко так светил,

Что своего огня я дал ему избыток…

(Луи Булье. Женщине)

* * *

Уровень взаимодействия.

На этом уровне Жертвенность в реальной Любви проявляется как максимально возможная Благодарность. Когда любят реальной Любовью, то любят бескорыстно, не требуя ответной любви, но если эта любовь принимается, то само собой полагается, что принимают её в силу ответного чувства. Поэтому, любящий человек, ощущает себя обладателем самого ценного, вернее, самого бесценного Дара из всех возможных в этом мире.

Для любящего человека нет ничего более дорогого, чем любимый им человек. В этом ощущении обладания бесценным Даром, нет ничего от эгоистичного чувства собственности. Ведь Человек это не вещь, которой можно безраздельно владеть и распоряжаться по собственному усмотрению. У любимого человека есть свои интересы, свои цели, свои предпочтения, свои взгляды на реализацию собственных возможностей и способностей. Любящий человек принимает всё это как должное, не пытаясь что-то изменить в соответствии со своими взглядами на жизнь. Попытки изменить кого-либо в соответствии со своими представлениями об “идеальном” партнёре, занятие совершенно бесполезное, ничего кроме ссор и разногласий не сулящее, да и к Любви ни какого отношения не имеющее. Любящий человек принимает своего любимого таким, каков он есть, включая его интересы, предпочтения и цели в круг своих целей и интересов, расширяя тем самым рамки собственной индивидуальности и своего сознания. Чем полнее реализует себя любимый человек, тем острее ощущение бесценного Дара его личности для любящего человека. Таким образом, реальная Любовь всегда обогащает обоих, и любящего и любимого.

До сих пор существует весьма устойчивый стереотип восприятия взаимоотношений между мужчиной и женщиной, утверждаемый всеми предшествующими веками: мужчина защитник, добытчик и покровитель женщины; женщина заботливая хозяйка, хранительница очага, создающая комфорт и уют в доме.

На заре человеческой истории, когда общество не могло гарантировать физической безопасности всем своим гражданам, женщина оказывалась в особо бедственном положении. Одинокий мужчина ещё мог постоять за себя, благодаря собственной физической силе, одинокая женщина фактически была обречена. Любой проходимец мог её ограбить, избить, изнасиловать и даже убить. В то время, значение мужчины, как защитника и покровителя женщины, трудно было переоценить. Женщина, в знак благодарности за безопасность, окружала мужчину заботой, создавая комфорт и уют в его доме. Но и защита мужчины не могла гарантировать женщине стабильности в вопросе физической безопасности. Постоянные внутренние междоусобицы, набеги разбойников, войны с соседями могли в любой момент вырвать её из привычных жизненных условий. Мужчину могли убить, женщину и её детей захватить в плен. У женщины был лишь один способ спасти себя или, по крайней мере, значительно облегчить своё положение - понравиться своему новому хозяину, став его женщиной, и получив нового защитника. Такое положение вещей заставляло женщину компенсировать недостаток физической силы за счёт силы внутренней. Эта внутренняя сила обеспечивалась её психологической гибкостью, способностью гораздо быстрее и эффективнее, чем мужчина приспосабливаться к резкой смене жизненных условий.

Вероятно, здесь же надо искать и корни женского непостоянства, которое в то время являлось не следствием распущенности, а необходимым условием выживания. Совсем другие корни у непостоянства мужчин. На протяжении долгих веков, женщина для мужчины была не столько человеком, сколько военным трофеем, наградой, добычей, в одном ряду с другими видами военных трофеев: конями, оружием, золотом, рабами и т.п. Чем больше военных побед, тем больше женщин своих врагов на твоём ложе. Таким образом, количество женщин в его постели всегда было признаком больше воинской, чем чисто “мужской” доблести. Те времена прошли, но, закреплённый в психологии стереотип взаимоотношений, остался. Для мужчины, и в настоящее время, каждая новая женщина, это, прежде всего, добыча, военный трофей, подтверждающий его доблесть. Для женщины, каждый новый мужчина это перебор возможных вариантов. Но, и те и другие, с каждым новым партнёром всё настойчивее пытаются убить реальную Любовь Мира.

По мере всё большей цивилизованности общества, роль мужчины, как защитника женщины всё больше теряла свою актуальность, так как эту функцию всё больше брало на себя государство. Законы, полиция, армия, различные социальные институты уже никому не позволяли безнаказанно распоряжаться жизнями других людей. Но, разница в оплате мужского и женского труда, всё равно оставляла женщину в полной зависимости от мужчины, как добытчика и покровителя. Физическую зависимость сменила зависимость экономическая. В последнее время, всё больший размах принимает и ещё один вид женской зависимости от мужчин - полностью криминальный бизнес, основанный на принудительном сексуальном рабстве женщин.

От библейской легенды о создании Евы из ребра Адама, на протяжении многих веков, социальное устройство общества пыталось утвердить полную зависимость женщины от мужчины, её “вторичность”, неполноценность и несовершенство. Общество утверждало принцип превосходства в отношениях между мужчиной и женщиной, причем превосходства, именно, мужчины над женщиной. Но во все века и во всех странах были люди, не принимавшие этого превосходства. Осознавая собственное Человеческое Достоинство, не признавая принципа превосходства одних людей над другими вообще, и мужчин над женщинами, в частности, они бросали вызов обществу, тем самым медленно, но неотвратимо изменяя саму общественную мораль.

Вообще, весь исторический процесс можно рассматривать, как всё большее отступление от принципа превосходства (Зла) в человеческих взаимоотношениях, и всё большее наступление в них принципа РАВЕНСТВА Человеческих Достоинств (Добра).

Равенство мужчин и женщин - один из этапов этого процесса. В настоящее время движение женской эмансипации добивается всё большего равенства мужчин и женщин в своих правах и возможностях. Женщины всё больше получают равные с мужчинами избирательные и другие права, оплату труда, возможность занятия любых руководящих постов. По сути, равенство между мужчинами и женщинами есть равенство в распределении и получении всех возможных материальных благ. И это хорошо. Однако, этот, безусловно, положительный процесс, одновременно обострил отношения между мужчинами и женщинами, доведя их по сути до “революционной ситуации”. Женщины уже давно не хотят жить по принципу превосходства мужчин над ними, а мужчины уже не могут строить по этому принципу свои взаимоотношения с женщинами. Как результат, нравственное разложение общества: падение семейных ценностей, беспорядочные сексуальные связи, процветание не только женской, но и мужской проституции, однополая любовь, огромное количество бездомных детей при живых родителях.

Этот кризис взаимоотношений мужчин и женщин есть не столько кризис самих этих отношений, сколько их безнравственности. Во все времена существовали мужчины и женщины, живущие по принципам человечности, то есть признания равенства Человеческих Достоинств. Они всегда и во все века относились к представителям противоположного пола, не как к добыче для потехи собственной похоти, а как к братьям и сёстрам, но не во Христе, а в своей Человеческой сущности. Животное стремление к сексуальному обладанию любой более или менее доступной особью противоположного пола для них всегда было невозможно, в принципе. Ведь любой человек, либо потенциально, либо в настоящем, есть человек любящий и любимый. Объявлять на него охоту, как на сексуальную добычу, всё равно, что охотиться на саму Любовь, с целью её убийства. Поэтому, люди нравственной ментальности всегда и ко всем относились одинаково уважительно, но не более того. Лишь один из представителей противоположного пола, благодаря совершенно непроизвольному сердечному порыву, мог стать объектом их влюблённости, которая, в свою очередь, могла привести к рождению реальной Любви.

В настоящее время мужчины для удовлетворения своих сексуальных потребностей, обладают всё большей возможностью выбора любых по своим физическим параметрам женщин, по всё более приемлемой цене, оставаясь при этом свободными, экономя на ухаживании за женщинами, своё время, силы, да, в конечном счёте, и деньги.

Женщины, с другой стороны, всё меньше нуждаются в браке, как гарантии своей материальной и социальной стабильности, имея не меньше, чем мужчины возможностей для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Так может быть, семья, как социальная ячейка общества исчерпала свои возможности, и в ней больше нет необходимости? Раньше мужчина мог предложить женщине своё покровительство, а она в знак благодарности, могла предложить ему свою заботу о комфорте и уюте в их доме. При этом оба решали и свои сексуальные проблемы. Пусть такой брак больше напоминал торгашеский договорной союз, чем Семью, как круг единения, максимально возможного социального единства, но он давал обеим возможность предложить друг другу взаимовыгодный обмен. А что они могут дать друг другу без этого обмена?

На самом деле, они могут дать друг другу куда больше, чем материальные блага в любом их виде и количестве. Они могут дать друг другу то, что невозможно купить ни за какие деньги: теплоту человеческих отношений, нежность, искренность, сопереживание, ощущение рядом с собой самого родного и близкого человека. Они могут дать друг другу самое бесценное из всего, что существует в этом мире - реальную Любовь. Дать всё это другому человеку можно лишь в рамках Жертвенности, в виде избытка собственной внутренней силы, чувств и эмоций. Человек любящий и человек любимый взаимно дарят друг другу самое ценное, что у них есть - самих себя. И, если любящий человек, принося в дар любимому самого себя, делает это бескорыстно, не ожидая ответной благодарности, то предполагая такую же жертву со стороны любимого, он сам испытывает к нему чувство бесконечной благодарности.

Бесконечно дорожа бесценным даром личности любимого человека, для любящего становиться необычайно важным Береженее любимого и Забота о нём. Никто не станет относиться к любимой и дорогой для него вещи беспечно и пренебрежительно. Наоборот, он будет её холить, лелеять, любоваться и наслаждаться ей. А ведь человек не вещь. Любая вещь обладает лишь относительной ценностью, тогда как любой человек обладает ценностью абсолютной. А уж любимый человек и вовсе бесценен для человека любящего. Поэтому естественным желанием любящего человека является желание оградить и защитить любимого человека от всех трудностей, превратностей и опасностей окружающего мира, готовность принять их на себя. Жертвенность, как реализация своей внутренней силы проявляется здесь самым естественным образом - для сбережения и защиты любимого человека.

Оскорбление и унижение своего избранника, особенно публичное, для любящего человека совершенно немыслимо. Это всё равно, что оскорблять и унижать самого себя. Внутренняя сила для Жертвенности в реальной Любви имеет два основания: чувство собственного Достоинства (не путать со “значимостью”) и собственно Любовь. Если любящий человек, в том или ином виде, получает от любимого подтверждения своего Человеческого Достоинства и приятия своей Любви, то его внутренняя сила значительно увеличивается, проявляясь в Жертвенности. Если же, любовью любящего человека пренебрегают или периодически уничижают его Человеческое Достоинство, то внутренняя сила Жертвенности умаляется. Повторяемые неоднократно, подобные действия, в конце концов, убивают, сначала Жертвенность, а затем и саму Любовь.

Семейная лодка молодых супругов чаще всего разбивается о подводные утёсы быта. Именно здесь, самым быстрым и самым явным образом проявляет себя эгоизм. Если он обоюдный и равный по силе, то “лодка разобьется” непременно. Если же, хотя бы один из супругов способен на реальную Любовь, то это событие может быть отодвинуто по времени на весьма значительный срок. И только взаимная реальная Любовь может даже не заметить этих бытовых трудностей. Жертвенность играет здесь основную, решающую роль. Любящий человек добровольно и вполне естественно стремится взять на себя большую часть бытовых забот, исходя из собственных возможностей. Но это не только справедливое распределение домашних обязанностей. Это и такие “мелочи”, как утренний кофе “в постель”, комплименты, подарки и всё, что может обеспечить максимальный комфорт и уют для любимого человека.

Итак, на уровне взаимодействия Жертвенность в Любви есть Благодарность любящего человека своему любимому за бесценный дар его личности, всемерная защита любимого человека и забота о нём.

В настоящее время, максимально возможное проявление Жертвенности в реальной Любви возможно лишь в законном браке. Конечно, ни штамп в паспорте, ни церковное венчание не могут сами по себе гарантировать реальной Любви. Она возникает и живёт в сознании и сердце человека, не нуждаясь ни в каких внешних, формальных, обрядовых процедурах. Но, человек не вечен. Нелепая, трагическая случайность может лишить любимого человека тех материальных гарантий, которые он получил бы, находясь в законном браке.

Конечно, материальные гарантии не вернут любящего человека, но могут весьма существенно повлиять на дальнейшее будущее его любимого. Именно поэтому для любящего человека, жизнь с любимым вне рамок законного брака невозможна.

* * *

Материальный уровень.

На этом уровне Жертвенность в реальной Любви проявляется как максимально возможное Доверие. Каждый человек является носителем огромного количества слабостей, страхов и комплексов. Поэтому все люди весьма уязвимы и ранимы, особенно в том, что касается их индивидуальных, как психологических, так и физиологических особенностей. Именно этот факт не позволяет человеку раскрываться перед другими людьми больше минимально необходимого для общения уровня, чтобы избежать уязвимости перед ними.

Возможно, здесь кроется факт общей терпимости к пьяницам. Напиваясь, пьяницы теряют контроль над собой, раскрываясь перед другими людьми гораздо сильнее, чем принято. На подсознательном уровне это воспринимается, как выражение повышенного доверия со стороны пьяницы, к тем людям, в компании которых он напивается. Если человек не боится напиться в вашем присутствии и при этом, раскрыться, выдавая свою внутреннюю сущность, значит, он доверяет вам больше чем обычно. А это всегда повышает внутреннюю значимость человека, которому доверяют.

В обычных условиях, люди закрыты, как устрицы в раковинах. В обществе явный дефицит доверия людей друг к другу. Никто никому не доверяет. В различных социальных кругах единения, степень доверия между составляющими их людьми несколько выше, чем между совершенно чужими, незнакомыми людьми, но и она не превышает некоторого минимально необходимого уровня. Только в кругу семьи человек может раскрыться гораздо больше обычного, хотя и здесь действуют свои ограничения. Максимальная же степень доверия другому человеку возможна лишь между человеком любящим и человеком любимым. Только любящий человек может пожертвовать своей защитой, в виде сокрытия своих слабостей, страхов и комплексов, совершенно доверяя своему любимому. Безгранично доверяя любимому человеку, он поднимается над собственным страхом, оставаясь совершенно беззащитным перед своим избранником. Он не может иначе, ведь проявляя своё недоверие к любимому человеку, он не сможет быть единым целым со своим любимым.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты