а) Предмет и законы логики……………………………………………..............3
б) Понятие логической формы. Логические категории и символы……………5
2. Понятие как форма мысли…………………………………………………..7
а) Понятие как форма мысли. Логическая характеристика понятий…………..7
б) Соотношение между понятиями по объему………………………………….7
в) Деление понятий. Правила и виды делений………………………………….8
г) Обобщение и ограничение понятий………………………………………...10
3. Суждение как форма мысли………………………………………………11
а) Виды и структура суждений…………………………………………………11
б) Классификация простых атрибутивных суждений по количеству и качеству……………………………………………………………......................12
в) Распределенность терминов в простом атрибутивном суждении………....13
г) Правила вывода из суждений по логическому квадрату………….............15
4. Умозаключение как форма мысли………………………………………..16
а) Понятие и виды умозаключений……………………………………………..16
б) Простой категорический силлогизм: правила, фигуры и модусы…………18
в) Условное и разделительно - категорическое умозаключение……………..20
г) Условно - категорическое умозаключение: правильные и неправильные модусы…………………………………………………………………………....21
д) Условно - разделительное умозаключение. Сложные и простые модусы………………………………………………………………………..…..23
е) Сокращенный силлогизм…………………………………………………….24
ж) Индуктивные умозаключения. Виды индукции…………………………..26
з) Умозаключения по аналогии………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…..28
1. Логика как наука
а) Предмет и законы логики
Логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области.
Следовательно, предмет логики составляют:
1. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания
объективного мира.
2. Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения.
3. Методы получения нового выводного знания - сходства, различия
сопутствующих изменений, остатков и другие.
4. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и
косвенное доказательство, опровержение и так далее.
Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.
Логическиезаконы.
Закон тождества.
Самый простой из всех логических законов - это, пожалуй, закон тождества. Он говорит: еслиутверждениеистинно,тооноистинно,«если А, то А». Он утверждает только, что если вещь меняется, то она меняется, а если она остается одной и той же, то она остается той же.
Закон противоречия.
Закон противоречия говорит о противоречащих друг другу высказываниях, то есть о таких высказываниях, одно из которых является отрицанием другого. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом - это же самое отрицается.
Если обозначить буквой А произвольное высказывание, то выражение не-А, будет отрицанием этого высказывания.
Идея, выражаемая законом противоречия, кажется простой и даже банальной: высказываниеиегоотрицаниенемогутбытьвместеистинными.
Закон противоречия говорит о противоречащих высказываниях - отсюда его название. Но он отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости - отсюда другое распространенное имя - законнепротиворечия.
Закон исключенного третьего
Закон исключительного третьего, как и закон противоречия, устанавливает связь между противоречащими друг другу высказываниями. И опять-таки идея, выражаемая им, представляется поначалу простой и очевидной: издвухпротиворечащихвысказыванийодноявляетсяистинным.
Истинность отрицания равнозначна ложности утверждения. В силу этого закон исключенного третьего можно передать и так: каждоевысказываниеявляетсяистиннымилиложным.
Само название закона выражает его смысл: дело обстоит так, как описывается в рассматриваемом высказывании, иди так, как говорит его отрицание, и никакой третьей возможности нет.
Закон достаточного основания.
Четвертый основной закон формальной логики выражает то фундаментальное свойство логической мысли, которое называют обоснованностью или доказанностью. Формулируется он обычно так: всякая мысль истинна или ложна не сама по себе, а в силу достаточного основания. Это значит: любое положение, прежде чем стать научной истиной, должно быть подтверждено аргументами, достаточными для признания его твердо и неопровержимо доказанным. Закон достаточного основания был введен, как уже отмечалось, Лейбницем и не сразу получил признание логиков.
Формальная логика - наука о законах и формах правильного мышления. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, то есть способ связи ее составных частей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).
Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа.
Начало первого этапа связано с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384 - 322 до н.э.), который впервые дал систематическое изложение логики.
Традиционная формальная логика включает разделы, понятие, суждение, умозаключение, законы логики, доказательства и опровержение, гипотеза. Основным содержанием аристотелевой логики является теория дедукции.
Вторым составляющим первого этапа является логика стоиков (античная философская школа, 3 в. до н.э.). В стоитской логике таковыми выступают развернутые суждения, обозначающие смысл ситуаций или развернутых фактов.
Новый, более высокий этап в развитии логики, начинается с 17 века. В рамках наряду с дедуктивной логикой логики индуктивной. Ее родоначальником стал Фрэнсис Бэкон.
Позднее она была систематизирована и развита английским философом Джоном Стюартом Миллем.
Категория (от греч. kategoria - высказывание, обвинение, при-знак) - предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реаль-ной действительности и познания. Будучи формами и устойчивы-ми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде. Характеристику некоторых особенностей категорий можно дать, опи-раясь на операцию обобщения понятий. К категориям отно-сятся предельно широкие по своему объему понятия, то есть те, для которых нельзя найти более широкие родовые понятия. Как прави-ло, категории являются философские понятия - «бытие», «субъект», «сущ-ность», «качество», «количество», «материя», «сознание» и тому подобное. В каждой конкретной науке имеется своя система категорий. В логике к числу наиболее общих и фундаментальных понятий относятся по-нятия логического вывода, суждения, умозаключения, индукции, дедук-ции и другие. Категории изменяются вместе с развитием нашего познания: обо-гащается их содержание, изменяются взаимосвязи между категориями, меняется их состав и тому подобное.
Символ (от греч. symbolon - знак, опознавательная приме-та) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой фор-ме некоторое иное содержание. Символ стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования. Символ используется человеком в некоторых видах деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда служит обнару-жению чего-то неявного, не лежащего на поверхности, непредска-зуемого. Если цель отсутствует, то нет и символа как элемента социальной жизни, а есть то, что обычно называется знаком и служит для простого обозначения объекта. Роль символа в человеческой практике и познании мира невозможно переоценить. Разъяснение смысла символа неизбежно ведет к новым символам; которые не только не способны исчерпать всю его глубину, но и сами требуют разъяснения.
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие - одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.
Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.
Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.
Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.
Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Восприятие и представление - это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.
Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания - восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.
б)Соотношениемеждупонятиямипообъему
Предмет, о котором известно только то, что он подходит под то или иное понятие, и больше ничего, есть целиком мыслительное образование и называется абстрактнымпредметом. Совокупность абстрактных предметов, соответ-ствующих одному и тому же понятию, составляет его объем.
Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ-ется объемомпонятия.
Объем понятия, составляют все другие понятия, для которых оно является общим. Например, понятие машины является общим для таких понятий, как автомобиль, грейдер, экскаватор и так далее. Такой объем можно было бы назвать объе-мом разнообразия, потому что он показывает, как велико число разно-видностей данного явления, как разнообразно оно: объем понятия - все предметы, к которым относится данное понятие.
Объём понятия не может состоять из реальных предметов, а может состоять лишь из мыслей. объем понятия составляют утверждения о наличии (существовании) конкретных пред-метов (или их категорий, понимаемых как одно целое), которые обладают свойствами, подходящими под данное понятие, что позволяет быть реальным и данному понятию. Объемы, составленные из утверждений о существовании предметов, соответствующих данному понятию; могут быть названы количественными.
При обращении с объемами понятий возможна следующая ошибка: части предмета могут полагаться частями объёма. Получается сколько у предмета частей, таков и его объем. Но части предмета - это не экземпляры, не категории и разновидности предмета. Плавник не есть разновид-ность рыбы, потому объемы этих двух понятий не соприкасаются.
в)Делениепонятий.Правилаивидыделений
При изучении какого-либо понятия нередко встает задача рас-крыть его объем, то есть распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называ-ется делением.
Различают деление:
1)Делениеповидоизменениюпризнака.
Основанием деления яв-ляется признак, при изменении которого образуются видовые поня-тия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости от формы государственного устройства делятся на унитарные и федеративные.
Основанием деления могут быть различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления должны предъявляться некоторые требования, важнейшее из которых - объективность ос-нования.
Правиладеления
В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре пра-вила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.
1.Делениедолжнобытьсоразмерным.
Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия.
Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, то есть понятия, не являющиеся видами данного рода.
В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком.
3.Членыделениядолжныисключатьдругдруга.
Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно основание, то члены деления - видовые понятия - будут находить-ся в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере.
4.Делениедолжнобытьнепрерывным.
В процессе деления родового понятия нужно переходить к бли-жайшим видам, не пропуская их. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении.
Дихотомическоеделение, или дихотомия, представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении.
По сравнению с делением по видоизменению признака дихото-мическое деление имеет ряд преимуществ. В дихотомии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все дру-гие виды.
Вместе с тем этот вид деления имеет недостатки. Во-первых, объем отрицательного понятия оказывается слишком широким по объему и неопределенным. Во-вторых, строгим и последовательным является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при дальнейшем делении эта строгость и последовательность нару-шаются. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к деле-нию первого понятия.
Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию - в зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака.
г)Обобщениеиограничениепонятий
Обобщитьпонятие-значит, перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.
Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом - кате-гории, например «материя», «сознание, «отношение» и тому подобное. Категории не имеют родового понятия, обоб-щить их нельзя.
Ограничение понятия представляет собой операцию, противопо-ложенную операции обобщения.
Ограничитьпонятие-значит, перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.
Пределом ограничения по-нятия является единичное понятие. Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию - с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).
Логические операции обобщения и ограничения понятий широ-ко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последова-тельным.
Обобщение и ограничение поня-тий не следует смешивать с мыслен-ным переходом от части к целому и выделением части из целого. Напри-мер, сутки делятся на часы, часы на минуты, минуты на секунды. Каждое последующее понятие не явля-ется видом предыдущего, которое в свою очередь нельзя рассматри-вать как родовое. Поэтому переход от понятия «час» к понятию «сутки» - не обобщение, а переход от части к целому; переход от понятия «час» к понятию «минута» - не ограничение, а выделение части из целого.
3.Суждениекакформамысли
а)Видыиструктурасуждений
Виды простых суждений, которые классифицируются по следующим основаниям.
1.Пообъемусубъекта (по количеству).
Единичные - суждения, включающие утверждение или отрицание об одном предмете. Формула такого суждения:
Это S есть (не есть) P.
Частные суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. Эта часть может быть неопределенной и определенной. В зависимости от данного обстоятельства частные суждения подразделяются на неопределенные и определенные.
Внеопределенных суждениях логическая схема такова: «Некоторые 8 есть Р». Слово «некоторые» придает им неопределенность.
Определенное частное суждение содержит знание и о той, и о другой части субъекта суждения. Оно имеет такую логическую схему:
«Только некоторые S есть Р».
Общие - суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается в каждом предмете данного класса. Логическая схема таких суждений имеет вид:
«Все S есть Р» или «Ни одно S не есть Р»
2.Покачествусвязки суждения могут быть утвердительные или отрицательные.
Следует различать отрицательное суждение и негативную форму выражения утвердительного суждения. Такого вида суждения не всегда идентичны.
3.Посодержаниюпредиката суждения делятся на суждения свойства (атрибутивные), суждения отношения (релятивные) и суждения существования (экзистенциальные).
Суждения свойства отражают принадлежность или непринадлежность предмету мысли того или иного свойства, состояния.
Суждения отношения выражают различные связи между предметами мысли по месту, времени, величине и прочее.
Суждения существования призваны решать вопрос о наличии предмета нашей мысли - любого явления природы, общества или духовной жизни.
По качеству и количеству различают четыре вида простых атрибутивных высказываний:
A - от лат. Affirmo - Общеутвердительные («Все люди смертны»)
Общеутвердительное суждение - общее по объему и утвердительное по качеству связки. Его структура: «Все Sесть Р»,а символом служит латинская буква «А».
I - от лат. Affirmo - Частноутвердительные («Некоторые люди - студенты»)
Частноутвердительное суждение - частное по объему субъекта и утвердительное по качеству связки. Его структура: «Некоторые S есть Р». Символом частноутвердительных суждений служит буква «I».
E - от лат. Nego - Общеотрицательные («Ни один кит не рыба»)
Общеотрицательное суждение - общее по объему субъекта и отрицательное по качеству связки. Его структура: «Ни одно S не есть Р». Символом общеотрицательных суждений служит буква «Е».
O - от лат. Nego - Частноотрицательные («Некоторые люди не являются студентами»)
Частноотрицательное суждение - частное по объему и отрицательное по качеству связки. Его структура: «Некоторые S не есть Р», а символом служит буква «О».
Единичные высказывания (такие, в которых субъект является единичным термином) приравниваются к общим.
Субъект всегда распределен в общем высказывании и никогда не распределен в частном высказывании.
Предикат всегда распределен в отрицательном высказывании и никогда не распределен в утвердительном высказывании.
В качестве предиката, в некоторых случаях, может выступать субъект
В логических операциях с суждениями возникает необходимость установить, распределены или не распределены его термины - субъект и предикат.Терминсчитаетсяраспределенным,еслионвзятвполномобъеме.Терминсчитаетсянераспределенным,еслионвзятвчастиобъема.
Рассмотрим, как распределены термины в суждениях А, Е,I, О.
СуждениеА (Все S суть Р). «Все студенты нашей группы (S) сдали экзамены (Р)». Субъект распределен, он взят в полном объеме: речь идет обо всех студентах нашей группы. Предикат этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть лиц, сдавших экзамены, совпадающая со студентами нашей группы.
Таким образом, в общеутвердительных суждениях S распреде-лен, а Р не распределен. Однако в общеутвердительных суждениях, субъект и предикат которых имеют одинаковый объем, распределен не только субъект, но и предикат. К таким суждениям относятся общевыделяющие суждения, а также определения, подчиняющиеся правилу соразмерности.
СуждениеЕ (Ни одно S не есть Р). «Ни один студент нашей группы (S) не является неуспевающим (Р)». И субъект, и предикат взяты в полном объеме. Объем одного термина полностью исключа-ется из объема другого: ни один студент нашей группы не входит в число неуспевающих, и ни один неуспевающий не является студен-том нашей группы. Следовательно, в общеотрицательных суждени-ях и S, и Р распределены.
СуждениеI (Некоторые S суть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) - отличники (Р)». Субъект этого суждения не распре-делен, так как в нем мыслится только часть студентов нашей груп-пы, объем субъекта лишь частично включается в объем предиката. Но и объем предиката лишь частично включается в объем субъекта: не все, а только некоторые отличники - студенты нашей группы.
Следовательно, в частноутвердительном суждении ни S, ни Р не распределены.
СуждениеО (некоторые Sне суть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) - не отличники (Р)». Субъект этого суждения не распределен, пре-дикат распределен, в нем мыслятся все отличники, ни один из кото-рых не включается в ту часть студентов нашей группы, которая мыслится в субъекте. Следовательно, в частноотрицательном сужде-нии S не распределен, а Р распределен.
г)Правилавыводаизсужденийпологическомуквадрату
Несравнимыми среди простых являются суждения, имеющие различные субъекты или предикаты. Таковы, например, два суждения: «Среди космонавтов есть летчики»; «Среди космонавтов есть женщины».
Сравнимыми являются суждения с одинаковыми субъектами и предикатами и различающиеся связкой или квантором. Обычно их называют суждениями одинаковой материи. Например: «Все амери-канские индейцы живут в резервациях»; «Некоторые американские индейцы не живут в резервациях».
Отношения между простыми суждениями обычно рассматрива-ются с помощью мнемонической схемы, называемойлогическимквадратом. Его вершины символизируют простые катего-рические суждения - А, Е, I, О; стороны и диагонали - отношения между суждениями.
Противоположность (контрарность)
Частичная совместимость (субконтрарность)
Противоречие (контрадикторность)
Среди сравнимых различаютсовместимые и несовместимыесуждения.
Ксовместимымотносятсясуждения,которыеодновременномогутбытьистинными. Различают три вида совместимости: 1)эк-вивалентность (полная совместимость), 2)частичнаясовмести-мость (субконтрарность) и 3)подчинение.
1. Эквивалентнымиявляютсятакиесуждения,которыеимеютодинаковыелогическиехарактеристики: одинаковые субъ-екты и предикаты, однотипную - утвердительную или отрицатель-ную - связку, одну и ту же выраженную квантором количественную характеристику. С помощью логического квадрата отношения между простыми эквивалентными суждениями не иллюстрируются.
НесовместимымиявляютсясужденияАиЕ,АиО,ЕиI,которыеодновременнонемогутбытьистинными. Различают два вида несовместимости: противоположность и противоречие.
Hесовместимыеединичныесуждениямогутнаходитьсялишьвотношениипротиворечияинемогутнаходитьсявотношениипротивоположности, ибо каждому от-дельному предмету может быть либо присущ, либо не присущ оп-ределенный признак.
4.Умозаключениекакформамысли
а)Понятиеивидыумозаключений
Умозаключение - это форма мышления, позволяющая из одного или нескольких суждений, называемых посылками, извлекать с помощью правил логики новое суждение - заключение.
В умозаключении различают посылки - высказывания, представляющие исходное знание, и заключение - высказывание, к которому мы приходим в результате умозаключения. В естественном языке существуют слова и словосочетания, указывающие как на заключение («значит», «следовательно», «отсюда видно», «поэтому», «из этого можно сделать вывод» и тому подобное), так и на посылки умозаключения («так как», «поскольку», «ибо», «принимая во внимание, что...», «ведь» и тому подобное). Представляя суждение в некоторой стандартной форме, в логике принято указывать вначале посылки, а потом заключение, хотя в естественном языке их порядок может быть произвольным: вначале заключение - потом посылки; заключение может находиться «между посылками». В приведенном в начале главы примере посылками служат два первых высказывания, а заключением - третье высказывание («плотность Земли не одинакова во всех ее частях»), Понятие умозаключения как логической операции тесно связано с понятием логического следования. Учитывая эту связь, мы различаем правильные и неправильные умозаключения. Умозаключение, представляющее собой переход от посылок к заключению, является правильным, если между посылками и заключением имеется отношение логического следования. В противном случае - если между посылками и заключением нет такого отношения - умозаключение неправильно. Естественно, что логику интересуют лишь правильные умозаключения. Что же касается неправильных, то они привлекают внимание логики лишь с точки зрения выявления возможных ошибок. В делении умозаключений на правильные и неправильные мы должны различать отношение логического следования двух видов дедуктивное и индуктивное. Первое гарантирует истинность заключения при истинности посылок. Второе - при истинности посылок - обеспечивает лишь некоторую степень правдоподобия заключения (некоторую вероятность его истинности). Соответственно этому умозаключения делятся на дедуктивные и индуктивные. Первые иначе еще называют демонстративными (достоверными), а вторые - правдоподобными (проблематичными).
· Единичные [суждения] - в которых подлежащее является индивидуальным понятием. Прим: «Ньютон открыл закон тяготения»
· Частное суждение - в котором подлежащим суждения является понятие, взятое в части своего объема. Прим: «Некоторые S суть P»
· Множественное суждение - это те, в которых несколько подлежащих классовых понятий. Прим: «насекомые, пауки, раки есть членистоногие»
2. Неопределенное. Прим: «светает», «больно» и тому подобное.
Сказуемое P (предикат) - то, что мы высказываем (3 вида суждений):
· Повествовательные - это суждение относительно событий, состояний, процессов или деятельности скоропроходящих. Прим: «Роза в саду цветет».
· Описательные - когда одному или многим предметам приписывается какое-нибудь свойство. Субъектом всегда является определенная вещь. Пример: «Огонь горяч», «снег бел».
Отношение между подлежащим и сказуемым:
1. Суждения тождества - понятия субъекта и предиката имеют один и тот же объем. Прим: «всякий равносторонний треугольник есть равноугольный треугольник»
2. Суждения подчинения - понятия с менее широким объемом подчиняется понятию с более широким объемом. Прим: «Собака есть домашнее животное»
3. Суждения отношения - именно пространства, времени, отношения. Прим: «Дом находится на улице»
Фигурами силлогизма называются формы силлогизма, отличающиеся расположением среднего термина в посылках:
Фигура 1
Фигура 2
Фигура 3
Фигура 4
Бомльшая посылка:
M-P
P-M
M-P
P-M
Меньшая посылка:
S-M
S-M
M-S
M-S
Заключение:
S-P
S-P
S-P
S-P
Каждой фигуре отвечают модусы - формы силлогизма, различающиеся количеством и качеством посылок и заключения. Модусы изучались ещё средневековыми школами, и для правильных модусов каждой фигуры были придуманы мнемонические имена:
Вывод в чисто условном умозаключении основывается на прави-ле:следствиеследствияестьследствиеоснования.
Умозаключение, в котором заключение получается из двух услов-ных посылок, относится к простым. Однако заключение может сле-довать из большего числа посылок, которые образуют цепь услов-ных суждений. Такие умозаключения называются сложными.
Условно-категорическим называется умозаключение, в кото-ром одна из посылок -условное, а другая посылка и заключение - категорические суждения.
Это умозаключение имеет два правильных модуса: 1) утверждаю-щий и 2) отрицающий.
1. Вутверждающеммодусе посылка, выражен-ная категорическим суждением, утверждает истинность основания условной посылки, а заключение утверждает истинность следствия;
Из четырех модусов условно-категорического умозаключе-ния, исчерпывающих все возможные комбинации посылок, досто-верные заключения дают два: утверждающий (modus ponens) (1) и отрицающий (modus tollens) (2). Они выражают законы логики и называются правильнымимодусамиусловно-категорическогоумо-заключения. Эти модусы подчиняются правилу: утверждениеосно-ванияведеткутверждениюследствияиотрицаниеследствия-котрицаниюоснования. Два других модуса (3 и 4) достоверных заключений не дают. Они называются неправильнымимодусами и подчиняются правилу: отрицаниеоснованияневедетснеобходи-мостьюкотрицаниюследствияиутверждениеследствияневедетснеобходимостьюкутверждениюоснования.
г)Условно-категорическоеумозаключение:правильныеи
неправильныемодусы
Формула ((а - Ь) л Ь) -» а (3) не является законом логики. Она означает, что нельзя достоверно умозаключить от утверждения следствия к утверждению основания. Люди иногда неправильно умозаключают так: Если бухта замерзла, то суда не могут входить в бухту. Суда не могут входить в бухту. Бухта замерзла. Заключение будет лишь вероятностным суждением, то есть вероятно, что бухта замерзла, но возможно и то, что дует сильный ветер, или бухта заминирована, или существует другая причина, по которой суда не могут входить в бухту. Вероятностное заключение получится и в таком умозаключении: Если данное тело - графит, то оно электропроводно. Данное тело электропроводно. Вероятно, данное тело - графит. Второй вероятностный модус. Это второй модус, не дающий достоверного заключения. Структура его:
Если а, то Ь. Не-а._____ Вероятно, не-Ь. Схема: а -» Ь ~а Вероятно, Ъ
Формула ((а -» Ь) л a) -» b (4) не является законом логики. Она означает, что нельзя принимать заключение за достоверное, умозаключая от отрицания основания к отрицанию следствия.Некоторые врачи ошибочно рассуждают так: Если человек имеет повышенную температуру, то он болен. Данный человек не имеет повышенной температуры.____ Данный человек не болен.
Учащиеся в школе также допускают логические ошибки при построении умозаключений. Вот пример: Если тело подвергнуть трению, то оно нагреется. Тело не подвергли трению. Тело не нагрелось.
Заключение здесь только вероятностное, но не достоверное, ибо тело могло нагреться по какой-либо другой причине (от солнца, в печи и так далее).
Заметим, что приведение такого рода примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, что формы умозаключений, выражаемые формулами (3) и (4), неправильны. Но никакое количество примеров применения форм, соответствующих формулам (1) и (2), не в состоянии - если мы оперируем только примерами - обосновать их логической правильности. Для такого обоснования требуется уже некоторая логическая теория. Такая теория, фактически отсутствующая в традиционной логике, содержится в алгебре логики. Если формула, в которой конъюнкция посылок и предполагаемое заключение соединены знаком импликации, не является тождественно-истинной, то есть не выражает закона логики, то в умозаключении заключение не является достоверным. С помощью табличного метода можно доказать, что колонки таблицы 1, соответствующие формулам (1) modus ponens и (2) modus tollens выражают законы логики, а это означает, что modus ponens и modus tollens представляют собой логически правильные формы умозаключений.
((а -» Ь) л Ь) -» а и ((а -* Ь) л ~а) -» Ъ не являются тождественно- истинными высказываниями, то есть законами логики.
Если умозаключают от утверждения следствия к утверждению основания, то можно прийти к ложному заключению вследствие множественности причин, из которых может вытекать одно и то же следствие. Например, выясняя причину заболевания человека, надо перебрать все возможные причины: простудился, переутомился, был в контакте в бациллоносителем и так далее.
Разделительное суждение может содержать две, три и большее число альтернатив, поэтому лемматические умозаключения делятся на дилеммы (две альтернативы), трилеммы (три альтернативы) и так далее.
Различают два вида дилемм: кон-структивную (созидательную) и деструктивную (разрушительную), каждая из которых делится на простую и сложную.
Впростойконструктивнойдилемме условная посылка содер-жит два основания, из которых вытекает одно и то же следствие. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания, за-ключение утверждает следствие. Рассуждение направлено от ут-верждения истинности оснований к утверждению истинности след-ствия.
Схема простой конструктивной дилеммы:
(р-»г)^(q->г),рvq
Всложнойконструктивнойдилемме условная посылка содер-жит два основания и два следствия. Разделительная посылка утверж-дает оба возможных следствия. Рассуждение направлено от утверж-дения истинности оснований к утверждению истинности следствий.
Схема сложной конструктивной дилеммы:
(p->q)^(r-»s), pvr
qvs
Впростойдеструктивнойдилемме условная посылка содержит одно основание, из которого вытекает два возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отри-цает основание. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности основания.
Схема простой деструктивной дилеммы:
(p->q)^(p-»r),1qv1r
1p
Всложнойдеструктивнойдилемме условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает оба основания. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истин-ности оснований.
Схема сложной деструктивной дилеммы:
(p-»q)^(r->s),1qv1s
1pv1r
е)Сокращенныйсиллогизм
Силлогизм, в котором выражены все его части - обе посылки и заключение, называется полным. Однако на практике чаще использу-ются силлогизмы, в которых одна из посылок или заключение явно не выражаются, а подразумеваются.
Энтимема в переводе с греческого буквально означает «в уме». Широко используются энтимемы простого категорического сил-логизма, особенно выводы по первой фигуре. Например: «Н. совер-шил преступление и поэтому подлежит уголовной ответственности». Здесь пропущена большая посылка: «Лицо, совершившее преступ-ление, подлежит уголовной ответственности». Она представляет собой общеизвестное положение, формулировать которое необяза-тельно.
В зависимости от того, какая часть силлогизма пропущена, разли-чают три вида энтимемы: с пропущенной большей посылкой, с про-пущенной меньшей посылкой и с пропущенным заключением.
Умозаключение в форме энтимемы может быть построено и по 2-й фигуре; по 3-й фигуре оно строится редко.
Форму энтимемы принимают также умозаключения, посылками которых являются условные и разделительные суждения.
Условно-категорическийсиллогизмспропущеннойбольшейпо-сылкой: «Уголовное дело не может быть возбуждено, так как собы-тие преступления не имело места».
Здесь пропущена большая посылка - условное суждение «Если событие преступления не имело места, то уголовное дело не может быть возбуждено». Она содержит известное положение Уголовно-процессуального кодекса, которое подразумевается.
Разделительно-категорическийсиллогизмсопущеннойбольшейпосылкой: «По данному делу не может быть вынесен оправдатель-ный приговор, он должен быть обвинительным».
Большая посылка - разделительное суждение «По данному делу может быть вынесен либо оправдательный, либо обвинительный приговор» не формулируется.
Разделительно-категорическийсиллогизмсопущеннымзаклю-чением: «Смерть произошла либо в результате убийства, либо в результате самоубийства, либо в результате несчастного случая, либо в силу естественных причин. Смерть произошла в результате несчастного случая».
Заключение, отрицающее все другие альтернативы, обычно не формулируется.
Использование сокращенных силлогизмов обусловлено тем, что пропущенная посылка или заключение либо содержит известное положение, которое не нуждается в устном или письменном выраже-нии, либо в контексте выраженных частей умозаключения она легко подразумевается. Именно поэтому рассуждение протекает, как пра-вило, в форме энтимем. Но, поскольку в энтимеме выражены не все части умозаключения, скрывающуюся в ней ошибку обнаружить труднее, чем в полном умозаключении. Поэтому для проверки пра-вильности рассуждения следует найти пропущенные части умозак-лючения и восстановить энтимему в полный силлогизм.
ж)Индуктивныеумозаключения.Видыиндукции
Индукция - это умозаключение, в результате которого на основе знания об отдельных предметах какого-либо класса делается вывод обо всем классе этих предметов.
Наблюдение природных явлений и обобщение полученных результатов представляют собой один из самых распространенных методов постижения окружающего мира. Факты наталкивают человека на общие закономерности, наводят на них. Поэтому Аристотель называл этот вид умозаключения наведением. Индукцию принято подразделять на полную и неполную; последняя в свою очередь распадается еще на две разновидности. Кроме того, имеется также научная индукция.
Самой простой разновидностью индуктивного процесса является полная индукция. В этом случае перечисляются все без исключения предметы данного класса. Заключение суммирует итог. С полной индукцией весьма часто приходится сталкиваться в повседневной практической деятельности. Мы можем делать обобщающие выводы о цене на разнообразные товары такого-то предприятия, о морозных днях на прошлой неделе, об этажности зданий в данном квартале. Неполная индукция. В научном познании возможность исчерпывающим образом охватить все изучаемые явления данного класса встречается сравнительно редко. Более распространены обобщения, построенные на основе знания только части всей интересующей нас совокупности вещей. Во всяком случае, многие научные законы получены с помощью неполной индукции.
Методы научной индукции разрабатываются на основе общего учения об индуктивных умозаключениях. Она может быть полной и неполной во всех разновидностях последней. Но научная индукция направлена на изучение взаимосвязанных явлений.
з)Умозаключенияпоаналогии
Аналогия в переводе с греческого означает сходство, подобие. В логике, однако, при проведении аналогии не ограничиваются указанием на сходство. Оно становится основой для получения новых выводов о таких объектах, познание которых по каким-либо причинам затруднено.
Аналогия представляет собой вид умозаключения, в котором знания об одном предмете переносятся на предмет другой природы на основании наличия сходства между ними.
Говоря формально, умозаключение по аналогии строится следующим образом: два предмета обладают рядом сходных признаков a, b, c, причем один из них имеет еще и признак d. Тогда можно сделать предположение, что и у второго тоже есть этот признак. Следует помнить, что данный вид умозаключения не всегда приводит к обоснованным выводам. Как правило, они являются лишь более или менее предположительными; к ним, поэтому чаще всего прибегают как к первоначальным ориентировочным рабочим гипотезам, когда еще нет более надежных способов получить ответы на интересующие нас вопросы. Они могут служить методологическими ориентирами в научных исследованиях, суживают зону поиска. Полученные с помощью аналогии результаты потом обычно проверяют другими методами.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:
1.Анисимов А.М. Современная логика. - Москва. 2002 г.
2. Гетманова А.Д. Логика. - Москва: Добросвет, 2002 г.
3. Иванов А. Логика. Москва, 2002 г.
4.Ивлев Ю.В. Логика. Москва: Проспект, 2002 г.
5.Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика. - Москва: Юрист, 2002 г.