b>13. Новое время (XVI - XIX вв.)В XVI-XVII вв. благодаря открытиям Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера возникло экспериментальное естествознание. Наибольшего развития достигла механика, которая стала основой метафизического метода. Наука из покорной служанки богословия превращается в непосредственную производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки общей методологии познания. В процессе решения этих проблем образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Его идеи нашли свое развитие в философских системах Дж. Локка , Д. Беркли, Д. Юма. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт - источники знания, разум - лишь систематизатор чувственных данных.Опытным знаниям соответствует введенный Бэконом индуктивный метод, в основе которого - наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент.В отличие от эмпиризма рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) главным источником знания считает мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи) или в виде задатков, предрасположений ума. Основоположник рационализма Р. Декарт считал, что Я - это субстанция, вся сущность и природа которой состоит в мышлении (Я мыслю, следовательно, существую). Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться следующими правилами.1)Считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения. 2)Каждую сложную проблему необходимо расчленять на частные задачи. Через последовательное решение частных задач можно решить всю проблему.3)Начинать движение к истине от простого - к сложному.4)Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено.Следование этим правилам может привести к заблуждению, ибо сколько ученых - столько и мнений. Поэтому исследователь должен подвергнуть сомнению все знания прошлого. Сомнение, по Декарту, это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Односторонне толкуя логический характер математических знаний, философ отдавал предпочтение дедуктивному методу, опирающемуся на достоверные, интуитивно постигаемые аксиомы. Декарт считал, что разум содержит врожденные идеи (идея Бога, например). Иначе говоря, разум имеет природные способности к созданию идей. Критикуя эту точку зрения, сенсуалист Дж. Локк писал, что люди не рождаются с готовыми идеями: сознание новорожденного ребенка - чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры - знания. В развитие социальных учений Нового времени в XVIII в. особый вклад внесли деятели французского Просвещения. Просветители (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др.) идейно подготовили Великую французскую революцию 1789-1994 гг. все они воспринимали реальную католическую церковь как символ невежества и мракобесия, считали ее тормозом в развитии общества.. По убеждению просветителей, общественный прогресс возможен только лишь при помощи разума, права, науки и образования. Грядущее общество непременно станет воплощением разумности и цивилизованности. Что же касается человека, то он является природно-социальным существом и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Однако частная собственность делает людей нервными, порождает зависть и вражду между ними. Следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости, солидарности между людьми. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика как форма народовластия. Значительный вклад в учение о сущности и природе человека, путях его воспитания внесли такие последовательные французские материалисты XVIII в., как Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и Ж. Ламерти. Они подчеркивали, что человек является, прежде всего, продуктом окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо в первую очередь изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения как мир человека. Эта идея просветителей явилась в последующем одним из источников возникновения и формирования классической марксистской философии, в которой была теоретически обоснована идея коммунистического общества. Апофеозом рационализма была немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Родоначальниками философии диалектического материализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса, и именно поэтому диалектический материализм нередко называют марксистской философией. Философия жизни. Одним из идейных истоков философии жизни была философия А. Шопенгауэра, которую нередко называют философией волюнтаризма. Выводы по теме Создавая мораль сверхчеловека, люди возвращаются к доморальному периоду своей истории, когда вопрос о нравственности применительно к личности не вставал вообще. Резюме по теме Философия нового времени занимает собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Философия нового времени очень логоцентрична, т. е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта - к познавательным способностям души, Гегеля - к универсальным идеям, Маркса - к науке).14. БэконФрэнсис Бэкон (1561 -- 1626) родился в Лондоне английский философ и политический деятель (в 1620 -- 1621 гг. -- лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).Его отец сэр Николас Бэкон служил лордом-хранителем печати при королеве Елизавете. Бэкон - основатель эмпирического (опытного) направления в философии. Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона -- эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта -- помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание -- сила". Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов. Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта -- в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции -- ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, -- в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания. Определив главный метод познания -- индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это: "путь паука"; "путь муравья";"путь пчелы"."Путь паука" -- получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума"."Путь муравья" -- такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический Эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри."Путь пчелы", по Бэкону, -- идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности: призраки рода; призраки пещеры; призраки рынка; призраки театра. Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой. В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом -- то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания. Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения -- "пещера") отражается в конечном результате познания. Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения. Призраки рынка -- неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений. Призраки театра -- влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации -- свойства человеческого ума: память; воображение; рассудок. Памяти соответствуют исторические науки, воображению -поэзия, рассудку -- философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о:Боге; природе; человеке. Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному: природу -- непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта; Бога -- через природу; себя -- через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох: было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии; гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы; определена новая цель философии -- помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма) предпринята первая попытка классифицировать науки; дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.15. Философское учение Рене ДекартаЗаслуга Декарта перед философией в том, что он: обосновал ведущую роль разума в познании ;выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".2. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; сомнение -- свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление -- это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".3. Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Субстанция -- это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции -- не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции -- Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи);духовные (идеи).При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение -- для материальных; мышление - для духовных. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком -- протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления -- чувства, желания, ощущения.)Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций -- материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).Человек -- единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. В целом учение Декарта о субстанции можно выразить следующей схемой:4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично -- материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции -- материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны -- они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.5. При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продви-нуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле -- от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: понятия; суждения.Примером могут служить следующие: рожденных понятий - Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т.д.; врожденных суждений -- "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются: расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; изобретение новых технических средств; усовершенствование природы человека. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой. 16. Критика КантаОсновоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: 1)докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); 2) критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием, вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: "Критика чистого разума"; "Критика практического разума"; "Критика способности суждения". Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи: 1)Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц. 2) природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; 3)природа находится в постоянном изменении и развитии; 4)движение и покой относительны; 5)все живое на земле, в том числе и человек, -- результат естественной биологической эволюции. 6)механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину; 6) первоначалом является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца). В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма -- невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности -- бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность -- объект, а субъект познавательной деятельности -- человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые. Суждения: 1)Аналитическое суждение не типично для науки. 2)Синтетическое суждение, напротив, наращивает знание постольку, поскольку о субъекте сообщается нечто новое. 3) априорных синтетических. Помощь интуиции необходима для синтеза. Теорию чувства и чувственности Кант называет эстетикой, но не в обыденном смысле слова, а в этимологическом (aisthesis - от греч. чувство, ощущение). Таким образом, трансцендентальная (перешагивающий, выходящий за пределы) эстетика изучает чувственные структуры, с помощью которых человек воспринимает. Речь идет об априорных формах чувственного познания. Чтобы познать пространство и время, нет нужды далеко искать, будучи априорными, они внутри нас. Пространство - форма внешнего чувства, условие чувственного представления событий и внешних предметов. Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания. Помимо чувственных интуиции, у человека есть еще и способность анализировать. Сначала предметы действуют на чувства, затем мы обдумываем результат. Интуиции и понятия образуют элементы любого нашего познания. Унифицирующую активность рассудка Кант называет "синтезом". Различными модусами синтезирующей активности рассудка становятся "чистые понятия", или "категории". Аристотель называл категории - законами сущего, для Канта они стали законами рассудка. Из модусов бытия категории превратились в функциональные формы мышления. Категории: количество, качество, отношение, модальность. У разума есть способность умозаключать Умозаключения Канта: а) категорическое, б) гипотетическое и в) разделительное. Отсюда три идеи: а) душа (психологическая идея), б) мировая душа как метафизическое единство (космологическая идея) и в) Бог (теологическая идея). Душа как первое безусловное. Мировая душа, понятая не просто как феноменальные законы в целом, а как онтологическая всеобщность, ноуменальное (вещь в себе) метафизическое целое. Четыре утвердительных ответа - тезисы - и четыре отрицательных ответа - антитезисы - образуют антиномии. 1) антиномия: Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени и в пространстве 2)Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое / Ни одна сложная вещь не состоит из простых частей, вообще в мире нет ничего простого или сложенного из простого 3)Все совершается в силу природной необходимости. Законы природы есть единственная причинность, из которой все выводимо / Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность 4) В мире всему есть причина и безусловно необходимая сущность / Нет никакой абсолютно необходимой сущности ни в мире, ни вне его. 17.Эстетическое учение КантаРазум человеческий не только способен к теоретическому познанию, он способен и к моральному действию. Эту последнюю способность изучает "Критика практического разума". Наряду с "чистым разумом" -- сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении -- "Критика практического разума". Цель практического разума: показать волю в действии, направленном на контакт с реальностью. Доказано, что существует чисто практический разум, настолько самодостаточный (свободный от инстинктов, чувственных импульсов), чтобы направлять волю. И только в этом случае могут существовать моральные принципы, имеющие силу для всех без изъятия в качестве универсальной ценности. "Практическими принципами" Кант называет общие детерминации воли, в подчинении которых есть множество частных практических правил. Кант делит практические принципы на максимы и императивы. "Максима есть субъективный принцип воления", относящийся к отдельным индивидам, а не ко всем вместе. Императивы, - объективные практические принципы, значимые для всех. Кант приходит к следующим выводам: 1)чистая нравственность -- признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; 2)между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; 3)мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону. И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству. Разумное существо ни при каких условиях свои собственные практические субъективные принципы, или максимы, толковать как универсальные законы не может. Практическим (и практичным) может быть закон в его простой форме, удерживающей лишь идею всеобщего порядка. Императив, повелевая желать в соответствии с чистой формой закона, по существу призывает к свободе. Свобода - это независимость воли от природного феноменального закона; то, что вне каузального механизма. Свобода - качество воли самоопределяться посредством только чистой формой закона, не спрашивая о его содержании. Свобода ничего не объясняет в мире феноменов, зато объясняет все в сфере морали, открывая путь автономии. В своей третьей книге критического периода -- "Критика способности суждения" -- Суждение, по Канту, это способность видеть особенное во всеобщем. 1) Способность обнаруживать частное в общем, когда оба проявлены, он называет определяющей способностью суждения. Все суждения чистого разума - определяющие, ибо даны как в частном (в чувственном множестве), так и в общем (категории и априорные принципы), они теоретически определяют объект. 2) дано только частное, всеобщее же следует найти. Суждение, занятое поиском общего, называется рефлектирующим. Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл -- в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); целесообразности духа (наличие Бога). 18. ГегельГеорг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -- 1831) -- профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: 1)теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея -- Мировой дух); 2)диалектика как всеобщий философский метод.К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: "Феноменология духа"; "Наука логики";"Философия права". Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие -- абсолютной идеи. Абсолютная идея - это: 1)единственно существующая подлинная реальность; 2)первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; 3) Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: 1)окружающего мира; 2)природы; 3)человека; 4) а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са-мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух -- отчуждение -- окружающий мир и человек -- мышление и деятельность человека -- реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека -- возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя: 1)творение материи из воздуха; 2)сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) -- через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; 3)искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира. Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он -- носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека -- частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа. Через человека Мировой дух:1)проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; 2)целенаправленно и закономерно движется -- действия, поступки человека, ход истории; 3)познает себя через познавательную деятельность человека; 4)творит -- в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, -- основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: 1)все - Мировой дух, "конечный дух" -- человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); 2)данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; 3)единство и борьба противоположностей -- основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: 1)существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); 2)данному тезису всегда находится антитезис -- его противоположность; 3)в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез -- новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; 4)данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. Например: В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис -- "небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме. По Гегелю, противоречие -- не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять: 1) философию природы; 2)философию духа; 3)философию истории; 4)а значит, и их сущность. Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: 1)субъективный дух - душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").; 2)объективный дух- следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право -- данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право -- реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нрав-ственность, гражданское общество, государство; 3)абсолютный дух -- высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: искусство; религия; философия. Искусство -- непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства. Религия -- антитезис искусства. Если искусство -- абсолютная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия -- абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия -- синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время, понятое гениальными людьми -- фило-софами. Философия -- полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" -- по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание. Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную; антично-средневековую; германскую. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие -- сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.19. НицшеРодился 15 октября 1844 г. в деревушке Рекене. Философия Ницше предстает как опрокидывание традиционных философских и моральных ценностей. Философ протестует против иллюзии историцизма, идолопоклонства перед фактом. Факты сами по себе тупы, осмысленность им придают теории и интерпретации. По Ницше, есть три истории. Монументальная история ищет в прошлом модели для собственного удовлетворения. Есть история антикварная, восстанавливающая, например, прошлое родного города как основание настоящего. Наконец, есть история критическая, рассматривающая прошлое с точки зрения судьи, цель которого -- устранить препятствия для реализации собственных целей. Историю же человечества поделило не рождение Христа, а Смерть Бога. «Тот, кто родится после нас, будет принадлежать, благодаря этому, истории более возвышенной, чем всякая минувшая история. Смерть Бога возвестил Заратустра. Из его уст родилась и идея сверхчеловека, нового человека, который, по-дионисийски любя жизнь, презрел «химеры неба» во имя «здоровья всего земного». Тот, кто проповедует сверхземные миры, проповедует смерть, ибо «все боги умерли». Ницше проводит различие между Иисусом и христианством. Христианство решительно отличается от того, чего хотел его основатель. Свою жизнь -- вот что Иисус оставил в наследство людям. Ницше объявляет войну христианству. Неизбежное следствие из христианства, морали и философского понятия истины - это нигилизм, с точки зрения Ницше. Во-первых, нигилизм есть психологическая замена необходимости. Во-вторых, тотальной систематизации и организации, придуманных человеком для собственного удобства, в реальном мире просто не существует. Достижимо для него лишь чувство непоправимой утраты ценностей.Ницше начинает исследовать психологический механизм генезиса морали, и уже первые результаты показали необоснованность претензий на неоспоримую абсолютность моральных ценностей. Прежде всего, мораль -- это механизм господства над себе подобными. Во-вторых, недопустимо смешение аристократической морали сильных с моралью рабов, неудачников. Мораль Ницше -- единственное средство закабалить других, ее источник -- завистливая злость. И если мораль сильных -- отвага, щедрость и индивидуализм, то мораль неудачников и филистеров -- демократия и социализм.Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, -- помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе, как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека: "воля к жизни"; воля внутри самого человека ("внутренний стержень"); неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты; "воля к власти". Последней разновидности воли -- "воле к власти" -- философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я". Сверхчеловек. Бог мертв, и нет ничего после этого печальнее, как грешить против человека, соли земли. Новый человек должен сотворить новый земной смысл, разорвав старые цепи и сбросив тяжелые колодки. Чувство долга сверхчеловек заменяет собственной свободной волей. Безобразен человек, согнувший спину перед иллюзиями потустороннего, потерявший веру в жизнь. Достоин уважения лишь сверхчеловек, верующий в земное, творящий смысл земного, исполненный воли к победе. В этом его воля к власти.Философия Ницше (особенно ее главные идеи -- высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни -- прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 20.ФрейдПсихоанализ -- направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: 1)бессознательного -- особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; 2)реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания -- все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей". Особая форма жизни бессознательного -- сны. По Фрейду, сны -- это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности. Фрейдом выделяются две схемы психики: 1)топографическая. Бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание -- небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет -- в сознание. Но затем они снова изго-няются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую. 2)При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я. "Оно" -- мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека."Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики."Сверх-Я" -- давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции. "Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") -- сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" -- нормы и запреты - часто подчиняет "Я". Таким образом, "Я" человека испытывает мощное давление с трех сторон:1)бессознательного - "Оно";2) внешнего мира; 3)норм, запретов - "Сверх-Я"; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:1) удовольствия -- психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию; 2)вытеснение -- психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации -- преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества. Фрейд выдвигает сначала "первую психоаналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит "либидо" -- сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение: 1)в сексуальных действиях; 2)в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную. Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко: 3) вытеснен в бессознательное;*4)подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе. После 1920 года Фрейд разработал -- "вторую психоаналитическую систему" Центральные понятия данной системы -- Эрос и Танатос. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного по-ведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным. Жизнь человека -- постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса. 6. Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры. Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация по-давленной энергии и преобразование ее в культуру. Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы. Ритуал -- коллективное бессознательное -- форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия. По мере развития цивилизации человеческие страсти подав-ляются все больше и больше. Это приводит: 1)к массовым психозам, всенародной депрессии; 2)к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов. В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером. Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы. Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в "бессознательном" толпы иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна. Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой. Последователи и возрадители: Альфред Адлер, Вильгельм Райх