Рефераты

История философии

p align="left">Хозяйственные функции: располагая крупными финансовыми запасами, золотом, оно вкладывает деньги в развитие новейших технологий, приисков, крупных предприятий, банков. Все, что требует крупных капиталовложений и гарантирует мировой авторитет государству.

Государство осуществляет интеграционные процессы - посольства и т.д. Международные соглашения, внешняя политика.

Но: государство не вмешивается в личную жизнь. Надо только определить границы. Государство определяет права и обязанности - и в этих рамках действует.

Деятельность государства должна осуществляться по долгосрочным программам, включающим массу задач, стихийные вещи возможны, но должны покрываться общими усилиями политиков.

Платон: История общества есть история смены форм государства:

1) "династия", такая форма общества, когда люди жили, довольствуясь необходимым, когда не было ни бедных, ни богатых и тогда поэтому царили добрые нравы. Писанных законов не существовало, власть принадлежала старейшинам родов и была как бы царской,

2) "аристократия" т.е. эпоха, когда создаются большие поселения, зарождаются законодательство, появляется выборная власть. В эту эпоху и складывается государство как таковое,

3) Демократия - такое состояние государства и общества, которое может быть названо "идеальным",

Идеальное государство Платона - то, которое удовлетворяет требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. КАЖДЫЙ НА СВОЕМ МЕСТЕ. Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности. ФИЛОСОФЫ - ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВСЕ НА БЛАГО - Инквизитор. Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержание порядка и спокойствия. Третьи лишены всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом, пахать землю, торговать, обеспечивать общество материальными благами. Это ремесленники и земледельцы. По убеждению Платона, грань между этими группами населения непроходима, как непроходима грань между кастами. Идеальное общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и задатков людей.

В отличии от Платона, Аристотель подчеркивал, что существует разница между обществом и государством. По его мнению, существуют различные формы объединения людей: семья, поселения, государство.

Основой государства является особый тип социальных отношений - отношения господства и подчинения, которые определяются Аристотелем как отношения политические. Государство, таким образом, связано с осуществлением политических полномочий, полномочий "господства", власти. ГОСУДАРСТВО - ЕСТЬ НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПОДЧИНЕНИЕ.

По мнению Аристотеля, существовало три вида "правильных" форм правления в государстве: монархия, где власть принадлежит наследственному правителю, аристократия, где властвуют лучшие, демократия, где власть осуществляется гражданами государства. Однако, по убеждению Аристотеля, недостаток этих "правильных" форм государственного устройства состоит в том, что они имеют тенденцию вырождаться в "неправильные" формы, где царят порок и злоупотребления: монархия может выродиться в тиранию, аристократия - в олигархию (власть немногих, подчиняющих свои интересам общие интересы), демократия - в охлократию (власть толпы, невежественной и темной). Поэтому он выдвигал идею формирования "смешанного государства", счастливо сочетающего достоинства демократии, аристократии и монархии. Аристотель называл эту форму государства "политией".

АРИСТОТЕЛЬ - начало демократизма.

Правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ.

Государство, состоящее преимущественно из людей среднего достатка, будет иметь и наилучший государственный строй. Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постоянно привлекать к себе средних граждан.

Во всяком государственном устройстве должны быть три основные части: законосовещательный орган, должности, судебные органы.

Причиной возмущений является неравенство. Самым важным способом сохранения государственного строя является воспитание в духе соответствующего государственного устройства.

Государство Гегель характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа. этатизм - Гегель: государство - глава общества. Государство есть шествие Бога на земле. Прусский дух. Произвол индивида и государства. Государство, по Гегелю, - «Шествие Бога в мир».

Русские философы - соборность и монархизм. Органическая общность людей. Процветание общества. Соборность противоположна и тоталитаризму и индивидуализму.

Гоббс: основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности. Охрана от биологических инстинктов человека. Для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасность нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть образование государства.

ВАЖНО: Государственный закон заменяет религиозный, хотя из него произошел. Государство дублирует деятельность церкви. Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уничтожена волей граждан. Безусловный закон. Всякое сопротивление государственной власти приводило бы человека к естественному состоянию "войны против всех". Поэтому тот же самый закон, предписывающий человеку желать мира,требует обсолютного подчинения государственной власти. У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояние человека.

Благо народа - высший закон, и поэтому они сводятся к повиновениям веления разума, который требует блага всех людей. А так как это благо есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает против предписания государственной власти. Впрочем нужно прибавить, что мир является благом, поскольку он способствует охранению жизни людей; но люди стремятся не просто к жизни , а к счастливой жизни. Следовательно задачей власти является, стало быть, обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни граждан.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Объективные интересы людей так или иначе, через поколения материализуются в правовом сознании, в интересах государства - но всегда с запозданием. Народ делает свою власть.

Государственная власть не вступает в мир личности, она даже не заинтересована в разборчивости лиц. Власть всегда думает о большинстве - она не может руководствоваться субъективными принципами. Налоговая система - вопрос об общественном договоре и объективных общественных нуждах - человек превращается не в раба, а в налогоплательщика. /современность/

ИДЕИ СОВРЕМЕННОГО ДЕМОКРАТИЗМА: Развитие самоуправления - есть путь к процветанию. Научить людей проявлять инициативу, научить не страшиться карающей руки государства. Самоуправление - есть отказ от бюрократической формы регуляции, и отказ от центролизации. Нет центризму.

Закон определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Прежде всего, он связан с особой значимостью продуктов такого производства. Прежде чем быть способным заниматься политикой, наукой или искусствам, люди должны есть, пить, одеваться, потребляя то, что создаёт материальное производство. В результате все виды деятельности, а не только духовная вынуждены подстраиваться под требования материального производства, служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования. Так приоритетной целью и внутренней и внешней политики любого дальновидного правительства является создание и поддержание необходимых условий для нормальной работы материального производства.

35. Общество и личность

Два взаимоопределяемые понятия.

Формы человеческой деятельности и жизни - образование, отделившееся от природы. Личность - часть общества. От природы - разумные силы общественного образования - движение общества, регуляция, управление, осознанная воля. Законы, придуманные людьми и отвечающие их потребностям.

Благодаря деятельности людей предметы, которые охвачены практической деятельностью людей, становятся частью социального мира. Люди формируют содержание и объем общества. Даже в классовом обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие интересы, цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей. Политика состоит в том, чтобы их найти. Разделение функций - общество и человек. Благодаря современному общесту, человек лишен необходимости обладать всеми жизневажными навыками, а может развивать свою специальность. ЖЕЛАНИЕ ЛИЧНОСТИ ИЗМЕНИТЬ ОБЩЕСТВО - Маркс считает, что это в природе можно найти способы и формы.

Длительность становления общества. Труд, взаимодействие людей, материальный процесс - путь к оформлению общества. Общественные отношения - производственные, культурные, родственные. Общество и природа - взаимодействие и воздействие. Глобальная, а теперь и космическое воздействие.

Закономерное развитие и изменение - прогресс. Основная тенденция общества - усилие преобразущей роли деятельности людей. Совершенствование общественных отношений. Повышение степени организованности общества. Возрастание роли общественного сознания, политического и правового сознания.

Человек - продукт общества, природное существо, субъект культуры, раб Божий, тварь Божья - всегда привязан к чему-то большему. Понятие «Человек» отражает общеродовые черты, его биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться. «Индивид» - единичный представитель человечества. Личность - единство общественного, особенного (национального) и отдельного. Целость осуществляется в обществе - оно предлагает личности общение и действие многообразные пути самореализации (общение и действие). Социальные качества проявляются в общении и действии - можно судить о нравственном облике личности - по плодам узнаете его. В общ практике реализуются индивидуальные черты личности. Общество старается корректировать поведение личности, воздействовать. Личность в процессе развития проходит через стадии инициации - система образования, труда и т.д. Индивидуальное развитие проходит несколько возрастов. Биологический возраст. Социальный возраст. Психический возраст. Общество должно вести работу по формированию условий развития личности - общая выработка критериев, законов, возникновение идеалов, мифологий. Модели личности, приемлемые в данном обществе (КИНО).

Свой субъективный возраст - своя точка отсчета - взглянуть на себя другими глазами. Общество исследует личности во всем многообразии его аспектов - биология, социология, психология.

Личность - самосознание своей воли, своего сознания. Программа развития личности, знание смысла жизни. Направленность на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Существование уникальности. Биологическая неповторимость. Богатство индивидуальностей гарантирует богатство всякого общества.

Парадокс - общество требует определенной унификации личностей, равенство перед законами, но само существование общества как прогрессирующего линейного механизма зависит от тех, кто выделяется. «Хулиганы двигают историю».

Сочетание непроницаемости во внешнем мире - гарант сохранения личности, но и зависимость от социального фактора. Виды проявления во внешнем мире: биологический, предметный и социальный. Активно проявлять себя во внешнем мире - вот, что требуется от человека. Активность социальных проявлений. Смена ролей в жизни индивида - имидж, социальное поведение, поведение в различных ситуациях - транспорт, семья, работа.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления. Высшее проявление своеобразной личности. Глубокое познание человека через его индивидуальность - только!! Индивидуальность - гарант целостности субъекта. Отличие одной индивидуальности происходит на одном уровне - выделение систематизирующего фактора. Самобытность конкретного индивида. Индивидуальность приобретает самостоятельность прежде всего благодаря той роли, которую индивид играет в обществе.

Понятие индивидуальности снижает биологический фактор в человеке, его принадлежность к родовому. Хотя есть и понятие биологической индивидуальности - облик, отпечатки пальцев.

Образ Я - формируется у личности. Совесть - формируется регулирующее сознание по отношению к образу Я. Моральный образ личности. Есть результат работы над личностью, борьбы с самим собой. Переработка личности. Выработатка социальных качеств - идеи, ценности, интересы. В зависимости от уровня знаний, способности регулировать свой труд индивид занимает определенное положение в обществе. Активность в социальных отношениях - у многих она ограничена трудом. Личность - есть больше чем домашний человек - историческая личность. Понятие мировоззрения. Личность характеризуется сложным богатым духовным миром. Индивидуально интерпретированный, насыщенный личными эмоциями, осмысленный в диалоге с обществом. Сложная система переработки внешнего мира. Чем выше уровень эмоциональности, творческого подхода к жизни, тем полнее мир личности, тем богаче ее внутренний мир. Внутренний мир личности - нравственная ориентация. Социальный вклад человека. Мировоззрения отдельных людей становятся идеологией общества.

Нет заготовленных и априорных способ существования человека - индивидуальность ищет свой путь, свой религиозный и карьерный путь. В этом выборе проявляется уникальность личности. Индивидуальная самостоятельность. Выбрать свой путь в закрученной инфраструктуре сегодняшней жизни - трудное протиборство. Современная жизнь, к сожалению, ставит вопрос о праве человека на индивидуальную жизнь, о возможности личной жизни - западный деловой мир.

Необходимость постоянного изменения, коррекции - принятия решений - коренное изменение себя. Перестройка всей системы Я. Обретение нового Я. Но только в рамках устойчивости личности. Поворотные пункты судьбы. Иногда перед поворотом - невозможность жить по-прежнему. Необходимость оградить личность от разрушения. Ощущение полной утраты себя. Но затем - обретение себя. Творческое созидание нового Я. И в этом пути личность встречают: быстрая адаптация, шаблон выхода из кризиса, или стагнация, застой, пессимизм, агрессия, деградация. Лучшая личность - умение адаптироваться, изменяемость в круговороте общественных перемен. Чтобы оставаться самим собой, нужно изменяться.

Развитие личности по моделям, выработанными историей человечества. И индивидуальное развитие. Стереотипы поведения. Сложное поступательное развитие личности. От ребенка до совершенства. От неважности к важному итогу. Нравственное созревание - формирование ответственности, долга, религиозных убеждений, освоение принципов общества.

В процессе развития возникает понимания смысла жизни - место в жизни, личностная потребность, путь самовыражения, притязания и потребности, способ профессиональной и нравственной реализованности. Ужас - утрата смысла жизни - распад личности.

Личность: ролевая классификация, эмоциональная классификация, чувственная классификация (коммуникальбельная, честолюбивый, рефлексивный, героическая, гедонистическая, интеллектульный, эстетствующий, романтический, альтруистический - определяется круг повседневных интересов, стиль общения - склад характера - ведущая характеристика, ориентация характера), интроверты/экстроверты, циклоиды(«грусть-веселость»)/шизоиды («возбудимость-холодность»).

Фома выступает в защиту свободной воли и пытается доказать, что характерной особенностью человека является свобода. В своей практической деятельности человеческая личность руководствуется вытекающими из интеллекта суждениями, благодаря которым она может производить выбор. Т.е. он провозглашает примат интеллекта над волей. Но Аквинат признает, что иногда воля может выполнять по отношению к интеллекту функцию производящей причины, побуждая его к познанию. Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать в соответствии с моральными добродетелями, поскольку он обладает способностью выбирать между плохим и хорошим. Но свобода воли существует лишь тогда, когда ее поддерживает Бог. Таким образом творец, а не человек, вызывает стремление поступить так, а не иначе.

В целях самосохранения был создан культ предков, семьи, религии, погребения, тотема. Формируется понятие аморального - то, что вне культа, вне законов культа. То, что не соответствует прошлому. Оскорбительно - для стариков, для старцев. Алкивиад. Снискать расположение магической силы - религиозность искусства. Культ - вне сомнения сердцевина жизни первобытным племен. Связь с религиозной жизнью, с бытом, с бытовыми мотивами. Священное начало культуры - есть теории возвращения этого ощущения. Современность - колебание культуры от минимализации и максимализации. Любая сторона культа эхом отражается в сегодняшних функциях культуры: религия - зачатки искусства - сексуальная культура. Обряд - есть зачатки социальной жизни, посвящение в социальную жизнь. Цивилизация - культура умения, техники; культура, искусство - культура воспитания.

Культура - то бытовое, что превратилось в обычай, традицию. Обязательно для всех цивилизованных людей. В культе отсутсвует произвол - это единственное не стихийное и структурированное, стандартизированное образование первобытности. То, что передается из уст в уста - жрецы, роды, неписьменная культура, священное слово. То, что не произносится - имя Бога. Выражение коллективной воли. Общественное благо, ценность. Регулирование социальной, семейной и трудовой жизни. Цивилизованные, образованные люди - жрецы, левиты, священники. Реализация предписаний - понятие божества, высшего разума. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - культура, философия жизни. Обряд - есть объяснение целей жизни. Воспитательная функция. Совместное сопереживание участниками одного явления - соборность искусства, театр. Причастность к сообществу - обряд ПОСВЯЩЕНИЯ, другие - не знают, другие некультурные. Активизирование социальной памяти.

Потребность рода фиксировать опыт социальной жизни - передавать знания из поколения в поколение. Нарастание значения сферы гражданскости. Обряд - метод совершенствования.

Индивидуализация жизни людей, рост инициативы и изобретательности. Индивидуальность в общественном. Значение личности повышается с повышением содержания культурно-исторической жизни.

Культура - это мир социальной психологии (совокупность эмоциональных состояний, переживаний и обрядов, мировоззрения, ритуалы, традиции). - замена религиозной догматической совокупности культов. Принятые в обществе обряды, трудовые отношения. Привязанность к определенному образу жизни и соц-экон стандартам. Поведение в общественной группе. Эмоциональные отношения к другим группам. Различные общества - различное поведение. Принятые в среде единомышленников принципы поведения. Также классы.

Аристотель называл человека политическим животным, то есть живущем в государстве (политике), в обществе.

Фергюсон писал, что «Человечество следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека-лишь единичное проявление чувств и мыслей приобретенных им в связи с его родом и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей» - позитивизм

Права человека - толерантность, взаимоуважение. Возможности социальные. Включенность в социальную жизнь - путь Америки и Европы. Привлечение асоциалов к социальности. Разомкнутость классов. Массовое общество - общедоступные ресурсы. Основы социальной психологии зарождались в культе, обряде. Включение индивидуальных переживаний в социальные формы - вот что требовал культ. Таким образом происходила своего рода социология, перенос субъективных ощущений в социальные формы.

Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного блага перед индивидуальным, деятельной жизни перед созерцательной, самоусовершенствования личности перед самоудовлетворением. Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстрастная созерцательность, душевная безмятежность, самоуспокоенность, самоограничение или же стремление к индивидуальному наслаждению, они не выдерживают критики, если только подойти к этой жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения. И тогда окажется, что все эти "гармонизирующие душу" блага есть не более чем средства малодушного бегства от жизни с ее треволнениями, искушениями и антагонизмами и что никак не могут служить основой для того подлинного душевного здоровья, активности и мужества, которые позволяют противостоять ударам судьбы, преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг, полноценно и общественно значимо действовать в этом мире.

И здесь важно отметить то значение, которое Бэкон придавал альтруистическому началу в человеке: добрые дела связывают людей теснее, чем долг.

Социальные формы своей основой уходят в биологические и они должны оставаться такими.

Ряд врожденных влечений, природы - и это любая психология учитывает (но есть пуританские общества). Эти влечения проявляются и в групповом поведении (стадный инстинкт, маньяки, беспорядки, паники, митинги, анархия, самосуд). Пробуждение массового бессознательного в обществе. Ожидание конца света, прихода Антихриста. Любовь к родной земле массовый героизм (а это уже социальные инстинкты). Есть также культурные инстинкты. Культура постоянно плодит адекватные времени инстинкты. Страх перед головом - закупки. Самосохранение - национальные конфликты. Инстинкты - Классовая борьба, классовая солидарность, элитарная солидарность, кастовая неприязнь к вышестоящим и нижестоящим, сословная обособленность, снобизм, ненависть к культуре и т.д. Фетишизация общества - рыцари, люди культуры и т.д. Переплетение рационального и иррационального больших масс людей.

Общественное сознание выражается в таких вещах: наука, искусство, право, религия, нравственность, закон, философия. Институты, соответствующие этих основам цивилизации. Война идей. Мир ценностей - постоянно обновляющийся. Мотивы поведения - духовные критерии, обязанности, предписания. Долг.

Формируются общественные идеалы, которые не знакомы низшим уровням цивилизации - блатворительность, патриотизм, веротерпимость, Президент, Правительство, пособие по безработице, глобальный гуманизм, Гандизм и т.д.

Система общегуманных ценностей. Демократическое общество. Объединение стран, экономические союзы. Диалог культур. Культурные нормы нации, религии.

Юнг - термин «коллективно-бессознательное», «образ души», «эго» /интеграция Я, «масок», «теней»/. «Маска» - социальная роль. «Тень» - темные стороны души. «Образ души» - соединяет созн и бессо в снах, грезах. Архетипы.

Процес становления личности - интеграция архетипов, борьба с маленькими личностями. Шизофрения - расщепление личности. Неасилие в воспитании - нельзя нарушать архетипические соответствия.

Гипноз, медитация - потеря связи с миром и коррекция его.

Фромм - наряду с сексуальными комплексами - есть и социальные комплексы, агрессия, деструктивность. Конфликт с обществом - детство. Вымещается в дегуманизации личности, агрессии, обезличивании. Межличностное общение.

Война всех против всех /Гоббс/. По мнению Гоббса таким правилом становится естесвенный закон, основанный на разуме, при помощи которого каждый приписывает себе воздержание от всего того, что, по его мнению, может оказаться вредным ему.

Общество - есть преодоление биологической ненависти к обществу.

Как общество меняет личность - Начало общественного сознания- и рождение личности в Греции. Проблемы личного сознания и личной судьбы (Эдип) - общественное сознание возникает тогда когда общество становится совокупностью личностью. Меняется религия - как следствие появляются формы индивидуалистического веры - дионисийство, христианство.

36. Общество и природа

Появление общества кардинальным образом меняет природу - она начинает наращиваться за счет общества, уступая некоторое пространство и приобретая логику развития, принципы хаоса потихоньку сходят на нет. «Ноосфера» - такое состояние природа, когда воздействие человека становится определяющим. Природа как мыслящий пласт. Человек отделяется от природы и регулирует ее и создает вокруг себя «вторую природу», вкрапляя в нее «первую природу». Ноос - разум, ум. Есть результат развития научно-технического сознания. Полное научное понимание и регуляция всех процессов природы. Желание органически соотносить социальные процессы с природными. Человек берет на себя ответственность. Осознания неразделенности с природой - не отцеотступничество.

С точки зрения материалистов (Гольбах), природа вписана в общественную жизнь. Природные данные людей влияют на их социальное положение: неравенство. Природа дает людям жизнь, свободу и счастье. Каждый человек обладает естественным правом на них. Труд в силу способностей - отсюда неравенство. Природа человека - есть то, что невозможно переделать, есть социальная пороблема. Вопрос социального воспитания.

Путем средств и орудий труда люди преобразуют дары природы в общественно полезные вещи. Берут энергию у природных ресурсов. Человек действует в производстве как Креатор - то есть подражает природе, использует ее свойства, ее силу. Креативная природа провоцирует человечество к креативности. «Гений творит как природа»

Есть и другие идеи - человек как гниение природного кода - отпадение. Стирание природной информации. Человек выделяется из природы и творит мир вокруг себя. Во имя целей и блага цивилизации, сообщества. Изменения в природную среду. Цель - не исправление природы, не жизнь природы, а жизнь общества, социально-экономические заботы. Есть ли это благо цивилизации?

Оборотная сторона ноосферы - как только мы поняли, что мы хозяева природы, мы поняли, как мы не правы. Мы боремся с земной природой и считаем, что она полностью изучена. Но космическая природа нам мстит. От античности - Главная установка Бэкона - понять природу из нее же самой, построить ее картину, не искаженную привнесениями человеческого духа. Поскольку природа есть физическая, чувствительная материальная сущность, понять ее можно лишь с помощью адекватных ей способов, то есть чувственными, физическими, материальными средствами - сегодняшняя позиция. Существенной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосма, человеческого (и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные аналогии, осмысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах которой находится безличный деятельный бог. Гилозоистическое истолкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из основ ренессансной натурфилософии.

Темпы и особенности его развития во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий. (Северные народы (эскимосы, эвенки, чукчи) - в местах их проживания суровые климатические условия, поэтому они занимаются оленеводством и охотой.) (Древние цивилизации Востока (древний Египет, цивилизация древнего Китая) возникают в долинах рек, климат засушливый, необходимы эригационные оросительные системы. Огромные трудозатраты и поэтому всегда сильное деспотическое начало.) Начало цивилизации зависит от природных условий.

Общество вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества). В процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворными). Крым - раньше более засушливый климат, занимались в основном рыболовством, после присоединения Крыма к России (1783), привезли экзотические деревья, изменился климат (климат стал мягче). В Голландии очень мало было плодородной земли, землю постоянно затапливало. Голландцы создали сеть плотин, осушительных каналов, за счет этих сооружений значительно увеличили площадь земель пригодных как для строительства так землепользования. Было создано искусственное Рыбинское водохранилище, затопили села, деревни и пойменные луга. Сейчас там плохая экология и гниет все то, что находится под водой - отрицательное воздействие на природу. Фейербах: человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня - человек.

УБИЙСТВО БИОЛОГИЧЕСКОГО: Начало социальности - необходимость утихомирить животные страсти в поселении. Табу на половые отношения между представителями рода. Общественное противоядие против инстинкта. Институт родственников. Первая социальная миссия. Затем - семья. Родственность ценится - культ предков, вендетта. Зарождение религии, семьи. Запрет на каннибализм среди целой группы родственников.

37. Специфика философского знания. философия, ее место в системе культуры

Все темы сформулировали философы античности - основные тем /это означает жизненность философии, невакультативность ее тем, вечноть вопросов/. Платон/ Аристотель - вечная борьба. Термин Пифагора или Гераклита.

Философоцентричность европейской культуры (ФАУСТ). Мировозренческая функция - подача мировоззрения эпохи.

Классическая философия ориентируется на системность, рационалиность, цельность постижения мира. Единство непреходящего бытия природы (единство космического целого). Мир как всеобщее единство. Для этого выработана категория субстанции=внутреннее единство вещей. Выделение материального субстрата (материал основы вещей): античная философия. Атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла, гомеомерии Анаксагора. Что есть истина? - вот вопрос.

Сознательное отношение к миру. Замена мировосприятия мировоззрением. Вытеснение мифологических наглядных образов абстрактными понятиями. Форма духовной деятельность, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов. Выработка целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Теоретическая основа познания, дает категории, с помощью которых надо работать. Принципы бытия в мире ценностей. Ориентация индивидов на системы ценностей, приобщение к культуре, к ее богатству. Вообще оправдание жизни. Философия дает миру оценочные характеристики. Умение жить в обществе. Возделывание души. Выдвижение новых ценностей философией (Ницше, Платон, христиане).

Философия - отличие развитых наций. Развитие философии - есть развитие общества. Высшая наука, лучшие люди - философоцентричность культуры. Научная мысль развивается в соответствии с философской мыслью. Начало в философии. Удовлетворение в самопознании. Отношение к жизни. Философ - власть над миром. «Философия не принесла мне доходов»

Всегда философия о самом себе - с позиций активного существа, осознающего самого себя и свое отношение к миру. Ориентация в мире - концепция жизни, как жить. Философское сознание - признак цивилизации. Отказ от мифологического сознания - человеческое сознание становится ценностью. Разум - предмет размышлений. Разум в мифологическом сознании не принадлежит человеку. Познание способности познания (Мамардашвили). Человек выделяется из природы, из жизни мифа. (ряд тупиков, тавтологий: сам себя осознал). «Я мыслю, значит я существую» (Декарт). Самоотделение от божественной мудрости. Приближение к божественной мудрости. Отказ от полного понимания истины и вообще абсолютного понимания мира - антипода агностицизма нет.Наука тренировки ума - всем рекомендуется заниматься.

Мышление и наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно. У МАМАРДАШВИЛИ не так.

Появление общества, государства и как следствие личности - появляется философия. Философия - рационально-теоретическая форма мышления (Ясперс - философия есть постижение разумом неразумности и доказательство иррациональности бытия, «Апология бессознательности»; Бэкон: История соответствует памяти, поэзия -воображению, философия - рассудку). Напряженность мысли. Универсум и универсальный макромир. Человек не столько как адекватная часть мира, а как бытие особого рода, общественное образование, активно держащийся по отношению к миру. Главный вопрос философии - отношение субъекта и объекта, рельефное ощущение человека в мире. Духовное и материальное, сознание и бытие, свобода и необходимость - все на примере человека. Единство противоположностей - это человеческая категория - и включенность в мир, и выключенность. Материализм и идеализм - тоже категории человеческого сознания.

Различие с религией и мифологией - но и связь с ней. Претензия на целостность и всеохватность, целостность - боги превращаются в категории. Методологическая функция философии - изобретение методов научных и ненаучных знаний. Методологическая основа для любой науки. Альфа науки, ее прецедент и парадигма.

Философия основывается не на авторитет, традицию, веру, иррациональность, эмоциональность, абсолютность. Свободное разумное, критическое осмысление мира и человека. Философия противопоставила антропоморфизму мифологии представление о мире как о движении процессов, безличных и личных, разных. Идеи о абстрактных категориях, ввела понятийный теоретический аппарат. Религии - сознательную критичность, скепсис, недоверие, софистику /Сократ/ и логическую аргументацию.

Философское сознание всегда диалогично-критично /Сократ-Платон/.

Философия не отражает и не объясняет мир - а дает некую сопутствующую программу жизни человеческой. Теоретическое обоснование «должного».

ФИЛОСОФИЯ нравственна. Нравственность всегда подвергается критике - Ницше, Шопенгауэр. Критика морали. Сенека - философия - гражданская деятельность.

Философские теории основываются на различных формах общественного сознания - позитивизм/наука, экзистенциализм/«жизненная литература», романтическая философия/музыка, классика.

Философия также в различные эпохи бывает и интуитивной, и рациональной, и эмпирической и теоретической /Декарт, Бэкон, Аристотель/. Монизм и дуализм.

Есть философоцентрические культуры и нет /Россия/. Отражение философских идей в формах общественного сознания - везде. Философские идеи доходят до «дна», до бытового сознания когда-либо. Не говоря о науке, политике, искусстве. КРОВЬ ИДЕЙ. Главная главенствующая наука - рабыни - все другие науки (Аристотель).

Философия - систематика, наукообразность, методология. Исследование методов познания. МЕТОД - то есть осмысление с помощью понятий, категорий, абстрактного материала (первые: мир, космос, Бог). Космогония. Даже Бог уже понимается как логос, разум природы - путь к монотеизму.

Занятие философией - профессия (Греция, Платон) - привязана к практически-экономическому способу бытия, философия нет.

Философия осуществляет интеграцию всех форм общ сознания и идей - так как имеет дело с кардинальными гиперсмыслами. ФИЛОСОФИЯ - САМОСОЗНАНИЕ ЭПОХИ. Ответственность перед лицом глобальных проблем, выживание человечества. Приоритетные взгляды. Философия - пророчества.

Сочетание живой мысли и книжной истории философии

МЫСЛЬ. ПОЗНАНИЕ ПОЗНАНИЯ. МИР, ЧЕЛОВЕК и ОТНОШЕНИЕ К МИРУ (общество) - микрокосм и макрокосм.

38. Миф и философия

В самом деле - уже в мифах, как известно, были предприняты попытки ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы), человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-историческом прогрессе (мифы о культурном герое). - осталось в философии. Знаменита концепция Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат творения богов, которые и определяют и их смену.

Миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества,

Миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях.

Миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа,

Миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций - философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями, Философия - абстракция

Миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.

Предмет философии - бог, природа, человек. Соответственно этому она делится на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке.

Искусство, религия и философия, по учению Гегеля - высшие формы самосознания "абсолютного духа": в них завершается всемирная история и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. по Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом познания оказывается "абсолютная идея".1. Метафизика - онтология

2. Антропология

3. Ценности - аксиология - идет от религиозной философии (истина, добро, красота, Бог, искусство, просвещение, справедливость) - законы разума, культура

4. Познавательность, познание. Скептицизм, агностицизм - мышление - гносеология

5. Натурфилософия

6. Социальная философия

7. Философия науки

8. Философия права

9. Философия религии

39. Эмпирический и теоретический уровни науки

Эмпирическое направленно напрямую на объект и опирается на наблюдение и эксперимент.

Теоретическое - связано с понятийным аппаратом. Совершенствование. Направлено на всестороннее познание объекта. Использование всего аппарата науки. Поиск связей и закономерностей. Проверка гипотез. Разработка методологии науки. Надо расшифровывать тайный язык природы из документов самой же природы, из фактов опыта. Самое главное - это найти правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий постепенно проникнуть в сущность исследуемых явлений.

Исследование - то одно опережает, то другое. Пересекает. Взаимосвязь - целостная структура научного познания.

Эмпирическое наблюдение дает массу знаний для теоретических обобщений и к тому же оно насыщает теорию новыми данными и формулирует новую терминологию чтобы снова не обращаться к опытам. Обогащение науки. Наращивает знания.

Теоретическое исследование открывает новые границы для эмпирических исследований, новые точки зрения. Предвидения фактов. Ориентация - целенаправленность экспериментов. Конкретизация целей эксперимента.

БЭКОН - ОЖИВЛЕНИЕ НАУКИ. Оригинальный метод познания - соединение опыта и разума - это его идея своеобразие интеллектуального ига схоластики сказывалось не только в регламентации свободы научной мысли религиозными догматами и предписаниями авторитетов, но и в отсутствии каких-либо строгих критериев для обличения истины от вымысла. Схоластика была "книжной" наукой, то есть пользовалась сведениями, полученными из книг. Ощущался не недостаток не столько в идеях, сколько в методе для получения новых открытий, в том твердом основании, на котором только и могло быть воздвигнуто здание критически выверенного и вместе с тем позитивного научного знания - в организации эффективного экспериментального исследования. Научное знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных чувствительных данных, а именно из целенаправленного организованного опыта, эксперимента. Его идеи - Изменение эксперимента - это такая операция, когда какой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами подобного же рода или с теми же объектами, но при других условиях. Следующая операция - распространение эксперимента - связана с повторением и расшифрованием эксперимента или постановкой его в более утонченной форме. Перенос эксперимента бывает троякий: из природы в искусство, из одного технического искусства или вида практики в другой, из одной части искусства в другую часть того же искусства. Инверсия эксперимента имеет место тогда, когда доказывается противоположное тому, что уже известно из опыта. Под усилением эксперимента понимается доведение его до потери исследуемого свойства. Соединение эксперимента - это объединение в единое целое нескольких экспериментов "связь и сцепление их применений". Оно используется там, где отдельные опыты не приносят желаемого результата, но в соединении с другими дают нужный эффект.

Ученые обречены на бесконечные эксперименты.

Метод редуцирования - перенесение больших форм на малые.

АКВИНАТ: Опыт (empeiria), как первая ступень науки, основан на сохранении в памяти отдельных единичных фактов и импульсов, получаемых из материальной действительности, которые создают "опытный" материал. Хотя опыт, или совокупность удержанных в памяти чувственных данных, является основой всякого знания, но он недостаточен, ибо доставляет нам сведения лишь об единичных фактах и явлениях, что не представляет еще знания. Роль понимаемого таким образом опыта заключается в том, что он является основой дальнейших обобщений.

Следовательно, на нем нельзя останавливаться, необходимо подняться на следующую, более высокую ступень познания, к tecnhй - искусству, или умению. В него включается прежде всего всякое ремесло, всякая имитация. Tecnhй - это результат определенных начальных обобщений, сделанных на основе наличия и повторения некоторых явлений в сходных ситуациях.

На tecnhй основывается третий этап познания - epistemй, или подлинное знание. Epistemй невозможно без предыдущего этапа, т.е. tecnhй, а тем самым и без empeiria. Человек, обладающий epistemй, не только знает, почему происходит так, а не иначе, но вместе с тем умеет передать это другим, а следовательно способен обучать.

Высшим уровнем познания является sophia, т.e. мудрость или "первая философия". Она обобщает знания трех предыдущих этапов и имеет своим предметом причины, высшие основы бытия, существования и деятельности. Она изучает проблемы движения, материи, субстанции, целесообразности, а так же их проявление в единичных вещах.

Декарт: метод превращает научное познание из кустарного промысла в промышленность, из спорадического и случайного обнаружения истин - в систематическое и планомерное их производство. Метод позволяет науке ориентироваться не на отдельные открытия, а идти, так сказать, "сплошным фронтом", не оставляя лакун или пропущенных звеньев. Научное знание, как его предвидит Декарт, это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины. Процесс познания превращается в своего рода поточную линию, а в последней, как известно, главное - непрерывность.

Структура человеческой деятельности в своей первооснове становится математической. В теоретическом отображении этой деятельности происходили аналогичные процессы, приведшие к потребности нового метода как метода математического и определившие логику формирования и развития новой теории, новой науки. "Математизация" деятельности, а вместе с тем и "математизация" (алгоритмизация) метода.

Интуиция - центральное положение картезианского рационалистического метода, требующего ясности и отчетливости как высшего и решающего критерия истинности. Поэтому учение Декарта об интуиции совпадает с учением об "естественном свете разума".

Интуиция находится в теснейшей связи с дедукцией. Посредством дедукции мы познаем все, что необходимо выводится из чего-либо достоверно известного. Дедукция необходима в силу того, что "есть много вещей, которые хотя и не являются самоочевидными, но доступны достоверному познанию, если только они выводятся из верных и понятных принципов путем последовательного и нигде не прерывающегося движения мысли при зоркой интуиции каждого отдельного положения". То есть под дедукцией подразумевается "именно движение или последовательность, чего нет в интуиции".

Индукция - форма доказательства, которая считается с данными чувств и настигает природу, устремляется к практике, почти ровняясь с ней. От частностей к общим выводам. Наука требует, чтобы в наборе частностей, полученных от чувств, мы делали отбор и исключение, выводы. Индукция должна разделять природу исключениями и разграничениями.

БЭКОН: Новое понимание науки: эмпирики подобно муравьям собирали знание и им довольствовались. Рационалисты, подобно пауку, изобретали знание из самих себя. Мы же, подобно пчеле, извлекаем материал из природы и организуем его по собственному умению и надобности. Есть истинная философия - такой подход к изучению бытия. Философский подход. Союз опыта и рассудка. Философия уже имеет дело с готовыми абстракциями, в которых уже учтен опыт, практика и плоды чувств. Запрет на не отобранные факты.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты