Этические и аксеологические аспекты научного познания
Выводы
Список использованной литературы
Философия как наукаИзвестно, что философия и наука возникли практически в одно время в Древней Греции. Это период формирования новой установки человека по отношению к окружающему миру, в результате чего возникла философия (любовь к мудрости).Первоначально термин "философия" имел смысл всеобщий, универсальной науки, изучающей мировое целое, единство сущего. Интерес к частным сферам бытия привел к отделению от философии частных наук. По Аристотелю философия - наука, исследующая первые начала и причины всего сущего.Возникновение философии и науки связано с осознанием отличия знания (совокупность наблюдений, логического рассуждения, разума, мышления) и мнения (случайные, поверхностные наблюдения). Истинное знание - это знание о чем-то устойчивом, постоянном, неизменном, это знание сущности предмета; оно одно, однозначное. На достижении этого знания и были направлены усилия философов и ученых.Если частные науки изучают какие-то отдельные сферы реальности, то философия - реальность в целом, единство всего сущего. Как частые науки, так и философия ищут в своем предмете устойчивое, неизменное, существенное. Таким образом, философия, согласно этой традиции - это наука, имеющая свой предмет исследования и пользующаяся средствами и методами в общем сходными со средствами и методами познания других наук. Отличие философии от других наук состоит в предметах познания.Поскольку знание целого более важно, чем знание частей реальности, то и философия должна занимать особое место среди наук. Действительно, если мы будем знать всеобщие причины и начала, то мы тем самым будем обладать той основой, на которой продуктивно можно будет осуществлять любое научное познание. А значит, философия - это наука наук, самая главная наука. Она является той предпосылкой, той исходной основой, на которой строятся все частные науки.Метафизический смысл философии в том, что это есть учение о началах бытия и познания. Значение этого термина в следующем: физика и естествознание исследует природу, чувственно наблюдаемую реальность. Философия же не ограничивается познанием только природы, ее интересует человек, человеческое общество культура, то есть вся реальность. Она как бы выходит за пределы чувственно воспринимаемой реальности природы. Этим термином называли не только философию, но и специальный метод философского познания. Отличительной чертой этого метода является выход за пределы чувственно данной реальности.Рассмотрение философии в качестве науки, возникшее в древности, является весьма устойчивой тенденцией, сохраняющейся и в настоящее время в некоторых философских учениях. С возникновением опытно - математического естествознания в Новое время попытки представить философию в качестве науки усилились, достигнув своего апогея в философии Гегеля.В современной философии проблема научности философии вновь приобрела актуальность. Позитивизм, утверждая конец прежней философии, стремился доказать, что право на существование имеет только "положительная философия", являющаяся обобщения научного знания. Близкой этим взглядам является позиция марксисткой философии, согласно которой подлинная философия должна основываться на достижениях наук. Результаты частно научного познания подтверждают, обосновывают философские положения, а философия дает научному познанию всеобщий универсальный метод. Однако ни та ни другая философия так и не привели к выработке всеобщего, универсального метода, который мог бы эффективно использоваться в современной науки.В начале XX века основатель философской феноменологии Гуссерль вновь выступил с программой построения "философии как строгой науки". Исследования его учеников и последователей также не привели к удовлетворительным результатам. Возникшее учение экзистенциализм (философия существования) прямо подчеркивали ненаучность философии.Сходства и различия философии и наукиОбщим для философии и науки является то, что они выступают способами познания сущего. Но это познание у них имеет различный смысл. Наука познает конечные вещи, ограничивает предмет своего исследования тем, что известно в данное время. Каждый новый научный закон, научная теория расширяют познавательное поле. Предмет же философии неограничен, это все сущее, в его единстве.Любая научная теория в конечном счете основывается на фактах, на чувственных данных, эмпирии. В философии так поступить нельзя. Во-первых, потому, что для эмпирического обоснования философских утверждений потребовалось бы обращаться ко всему опыту, ко всем фактам, что невозможно. Во-вторых, чувственный опыт, факты, с точки зрения философии, - это изменчивый, переходящий момент познания.Ограничивая предмет своего исследования любая наука основывается на допущениях, предпосылках, которые не подвергаются сомнению, критическому осмыслению. Это приводит к определенному произволу и субъективизму, которые оправданы лишь практической эффективностью достигнутых результатов. Философские учения также основываются на определенных предпосылках, допущениях. Но они принимаются предварительно. Если философ мыслит не догматически, то он всегда обращает внимания на эти допущения, подвергая их критическому осмыслению. Критицизм - основная черта философского познания. Но критицизм не является отличительной чертой научного мышления, разница здесь состоит в том, что критика допущений в науки приводит к их замене новыми (как правило, не формулируемыми явно). Это объясняет достаточно быструю смену научных теорий. Философия не позволяет себе такой роскоши. Предпосылки философских учений критически осмысляются, корректируются, но меняются сравнительно редко. Будучи критически осмыслены, предпосылки в философии перестают играть роль предпосылок.Частные науки исследуют сущее во всем его многообразии. При этом каждая из них изучает определенный срез сущего. Бесконечность всего сущего означает и бесконечность такого рода срезов, что приводит к дифференциации научных дисциплин. Это связано с все большей специализацией, разделением труда в науке. На стыке различных дисциплин появляются новые дисциплины, стремящиеся объединить исследования различных сфер реальности. В этом состоит тенденция к интеграции научного знания. Однако в целом ученый всегда заинтересован лишь в своей узкой области и мало заботиться о целостности всего научного знания.В философии также происходят процессы дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация здесь также связана со специализацией и разделением труда философов. Создание всеобъемлющих философских учений знаменует собой интеграцию философского знания. Все величайшие философские учения прошлого, будь то философия Аристотеля, Канта, Гегеля, а также современные философские учения (позитивизм, феноменология, философия всеединства и д. р) представляют собой грандиозные синтезы философского знания.При наличии сходства по предмету и цели философия отличается от науки тем, что не ограничивается исследованием только бытия. В то время как наука сосредотачивается только на исследовании того, что есть, в сферу интересов философии попадает и небытие, ничто. В философии, берущей начало в Древней Индии, Китае небытие является одним из важнейших и существенных проблем. Важной проблемой оно является и в западноевропейской философской мысли. Наука не занимается проблемой небытия. Включение небытия в проблемное поле философии обусловлено тем, что она стремиться найти последние основание всего сущего. С момента своего возникновения философия стремиться к знанию всеобъемлющему, абсолютному. Отсюда устойчивая тенденция поиска Абсолюта как последнего основания всего сущего в классической философии. Отказ от этих поисков в современной неклассической философии привел к концу века к модификации представлений об Абсолюте, но сама тенденция сохранилась.В философии и науке общее то, что обе они представляют собой сферы интеллектуальной, мыслительной деятельности. Их результаты выражаются в определенных интеллектуальных системах. При определенном сходстве этих результатов они все же различные.Последнее касается не только охвата той сферы реальности, которую они объединяют, но и способа выражения. Наука стремиться достичь объективного знания, исключить субъективизм в любых его формах. Это выражается в научных теориях, достоинство которых усматривается в безличном знании.Философии же характерно стремление к объективности результатов. Но изучая мировоззренческие проблемы, в том числе важнейшую их них соотношение человека и мира - философия не в состоянии исключить из своих результатов определенную позицию человека. А это неизбежно привносит определенного рода субъективизм в результаты философского познания. Субъективизм это не субъективизм отдельного философа. Субъективизм этот обусловлен той мировоззренческой позицией, которую он необходимо должно знать, решая философские проблемы. Этот субъективизм находит специфическое выражение в тех системах философии, которые строят философы. Изложение философских систем многообразно по своим формам: это и философские трактаты, для которых характерно монологическое изложение, это и системы, имитирующие строгие математические теории (философия Спинозы), это и поэмы, диалоги (Платон, Лейбниц), это и собрание афоризмов и отдельных зарисовок (Ницше, Розанов).Роль философии в построении научных теорийСпецифическая роль философии в научном познании состоит в том, что сама философия выступает как орудие или способ познание, наделяющего субъект познания способностью к теоретическому мышлению. Речь идет о том, что ученые осознанно или неосознанно поднимаются на уровень теоретического осмысления бытия и сущности познания, что как только перед ученым раскрывается это осмысление бытия, то можно говорить, что в сознании данного ученого присутствует философия.Возникает вопрос, в каком виде, она, философия присутствует? На это можно ответить следующим образом. Она присутствует в виде логики и методологии познания, в виде мировоззренческих схем, картины мира, миропонимания, как совокупности наиболее фундаментальных научных положений, с помощью которых человек создает единство в понимании процессов, происходящих в окружающем мире, в виде образа (парадигмы) научных теорий, определенного стиля научного мышления. В том контексте философия является наукой о наиболее общих универсальных законах бытия, формулирует такие понятия и категории, которые в силу своей абстрактности и всеобщности могут синтезировать материал, накопленный во всех других формах сознания, и таким образом создавать синтетические формы сознания, высшие интегральные формы отражения мира. Это такие формы, как мироощущение, миропонимание, картина мира, мировоззрение, и через эти формы интегрального сознания, ученый наделяется такой рефлектирующей способностью, как возможность отражать в категориях, логических конструкциях окружающий мир.Что означает научиться философствовать? Это означает научиться теоретически, мыслить. Каким образом проявляется влияние философии на научное познание? Я бы хотела отметить следующее. Философия в принципе была одной из первых наук, которая достигала теоретического уровня.Философия возникла как новая попытка теоретического осмысления мира, обнаружения универсальных связей явлений мира. Ведь первые философы ставили вопрос - из чего все возникает? Что является основой всего? Это означает, что они искали такую абстракцию сущностей, к которой можно свести все другие абстракции мира. Под "абстракцией" понимается отвлеченное понятие, которое отображает какую-то одну сущность. Следовательно, философия дает нашему познанию саму методику построения теории. Например, такой метод, как восхождение от абстрактного к конкретному. Мы можем рассмотреть это на примере механики И. Ньютона. До Ньютона Г. Галилей открыл некоторые законы движения, сформулировал закон инерции, сущность которого является принцип относительности Галилея, например, закономерность качения маятника и падения теле под влиянием тяжести, причем сама сущность сил тяжести или природы качения Галилеем небыли установлены. Он просто констатировал в математической формуле закономерность эмпирически наблюдаемых явлений. Ньютон же поставил другую задачу - посмотреть на процессы этого мира, на все проявления мироздания с точки зрения некой внутренней сущности, с точки зрения основного движения, которое управляет всеми этими процессами. Если Френсис Бэкон говорит, "что в самой природе есть множество родов и движений", то: "каждый их этих родов и движений связан с определенными качествами натуры", имея ввиду природу, то для Ньютона такая натуралистическая и эмпирическая постановка вопроса была уже преодолена. Ньютон поставил другую задачу, правда неосознанно - найти такие обструкции, которые отображают универсальные физические свойства мира и связь между этими свойствами, которая дает описание всех процессов мироздания.Как философия помогла Ньютону построить первую в истории естествознания глобальную теорию естествознания, в частности теорию механики? Он создал такую программу, говоря современным языком, которая позволила бы ему сформулировать идеи чисто философским языком: идею пространства и идею времени. Ньютон пространство и время определил как одномерность и равномерность длительности, как одномерность в пространстве и равномерность во времени.Далее, он также сформулировал понятие массы, как наиболее общего и вместе с тем простого свойства вещей. В последующем Ньютон сделал попытку связать между собой эти абстракции пространства, времени и массы. К примеру, отношение пространства ко времени дает скорость, а отношение скорости ко времени дает ускорение, произведение же ускорение на массу дает силу. Сила также требуется для того, чтобы вызвать ускорение тела, которое благодаря инерции покоится в равномерном и однородном пространстве. Таким образом, на основе некоторых понятий и исходных наиболее универсальных абстракций, достраивая эту шкалу, эту картину, Ньютон сумел описать все известные ему явления. Например, движение планет и падение тел, качение маятника, обращение комет, движение молекул - все это он сумел описать с помощью элементарных понятий, как пространство, время и масса. Их производными являются такие понятия, как сила, импульс или количество движения, энергия и т.д. Ньютон создал цельную картину мироздания, выраженную в математической форме, и таким образом получается следующий "удивительный" результат, сам философский подход и философский поиск общих абстракций, которые отличаются универсальностью и вместе с тем элементарностью в отношении ко всем другим абстракциям, привели к крупному научному прорыву. Потом, эта же теория Ньютона была, конечно же, превзойдена, дополнена в теории относительности и в других теориях.Метод восхождения от абстрактного к конкретному был использован стихийно еще древнегреческим философом Фалесом. Когда он отыскал наиболее общую абстракцию этого бытия - воду, то он сказал: - "Даже семена влажны, следовательно, в основе семян тоже лежит вода". Модификацией воды являются вещества: испарения, лед и др. Таким образом, он построил качественную теоретическую модель, но, конечно же, математически и логически не проверенную. Она была ошибочна в конкретных своих проявлениях, но, тем не менее, сама методика построения, общий подход были стихийно сформулированы в античной "наивной философии".Хочется обратить внимание и на схему атомизма. Приведение такой абстракции, как атом наполнение этой абстракции все более конкретным содержанием, наделение атома различными свойствами, такими как форма, тяжесть, завихрение, падение, спонтанное движение у Эпикура, наделение этого атома все большим числом абстрактных характеристик, которые отображали определенные мыслимые качества, а в дальнейшем и синтез всех этих абстракций позволили создать единую атомистическую картину мира, которая была практически восстановлена в Новое время, когда на основе достижений физики Ньютона и представлений французских философов об атомах была воссоздана универсальная модель мира, состоящая из атомов. Это говорит о роли философии в научном познании, что сама философия выступает как методология научного познания. Философия формулирует тот основной инструментарий теоретического мышления, сам метод построения теории, который в наиболее общей форме выступает как восхождение от абстрактного к конкретному и результатом этого является построение теории. Вообще, логика сумела выделить общие элементы построения теории. Логическая схема теоретического познания достигается благодаря философским исследованиям. Вообще философия выявляет основания математики и логики, без которых современная наука немыслима, и показывает, к чему они сводятся. Они сводятся в принципе к универсальным аспектам бытия, к наиболее общим законам существования. Можно сказать, что современная математика и логика основаны на том, что весь мир подчиняется некоторым общим законам.Например, часть всегда меньше целого. Вещи могут быть между собой равны и неравны, или же одни вещи могут быть больше, другие меньше. Вот это позволяет нам говорить, что вещи могут быть между собой равными и тождественными, что существует равенство и неравенство, что существует качественное различие этого неравенства, выраженное такими определениями, как больше, меньше - все эти слова (логические постоянные), взятые в совокупности позволяют строить доказательства. Без теории доказательств нет никакого научного познания. Никто не может удостовериться, что это знание истинно, а другое ложно, По этому говорил Декарт: "Мы не должны быть насколько сумасшедшими, чтобы не признать, что исходя из самоочевидных и ясных идей, применяя к ним законы логики и математики, приходим к заключениям, которые мы так же принимаем за истинные, если самоочевидные идеи, из которых мы начали поиск этих следствий, являются также истинными". То есть, теория позволяет из истинных идей извлекать истинные заключения, из ложных идей извлекать ложные заключения. Это важнейший аспект влияния философии на формирование научных знаний. Это методологическая сторона влияния философии на создание теории или, говоря иначе, смысловая сторона. Она состоит в том, что философия, на основе предшествующего опыта, предшествующих теорий, всей работы обобщающей мысли переходит к формированию таких понятий, которые могут быть использованы в качестве исходных абстракций определенными разделами научного познания, при построении теории, т.е. конкретно.Философия, таким образом, создает базисные предпосылки создания новой теории тем, что она в результате систематических, обобщающих усилий позволяет актуализировать те термины, понятия, представления, которые были в истории познания, которые в виде определенной картины мира "витали" в сознании ученого. Она помогает ему обратиться, к тем, пока еще аморфным с точки зрения конкретной науки, но качественно определенным с точки зрения философии понятиям, конкретизировать и взять их, как исходный материал для построения науки.Этические и аксеологические аспекты научного познанияКакова роль философии в научном познании, когда рассматривается этический аспект познания?Философия, проявляется в научном познании, как определенная нравственная позиция ученого. Ведь этика (учение о нравственности) - это философская наука и игнорировать морально-этический аспект в научном познании нельзя. В наше время это приобрело такое большое значение, что на уровне методологии говорят об аксиологии науки. В чем же это выражается? Ученых и вообще людей, которые посвятили себя поиску знания и постижению истины, отличает от других людей чрезвычайно обостренное чувство нравственности, которое выражается в том, если можно так сказать, что они появились в этом мире именно для того, чтобы служить истине. Истина для них, безотносительно какое отношение к этой истине прожигают свою жизнь на "ниве" научного познания. Это глубинное вторжение этики в научный поиск, самоорганизующее начало в деятельности ученого.Оглядываясь назад на историю человечества, мы видим, что величайшие умы, несмотря на то, что у них спонтанно проявлялся эгоизм в человеческих отношениях, жадность к деньгам, властолюбие и т.д., несмотря на эти проявления человеческих пороков, человеческой слабости, они что касалось истины никогда не решились бы променять её на ложь, а только "мелкие жулики" от науки способны на это, выдавая ложь за истину чтобы временно достигнуть успеха, занять определенную социальную позицию, написать определенные опусы, выдавать их за глубинные научные исследования, и затем как "пустые раздутые шары" исчезнут, лопнув от легкого соприкосновения к ним истины.Этика ученого проявляется также в её чрезвычайном добросовестном подходе ученого к определенной научной процедуре. Допустим, что исследователь несколько десятков раз повторяет одни и те же экспериментальные операции, которые необходимы в конкретном опыте, но, достигнув этого результата, он не успокаивается. То есть у него проявляется тяга к достоверности, основанная на убеждении в том, что полученный результат не должен зависеть от его собственного мнения.Еще одна сторона этики ученого имеет этико-социальный аспект. Она проявляется в бережливом отношении к тем открытиям, которые произведены другими учеными.Другая сторона этического аспекта связана с тем, что научные исследования иногда затрагивают также структуры человеческой этики, нравственности, психологии, человеческого восприятия и вообще человеческого существования, как индивида, как вида, как носителя определенных социальных ценностей, которые, казалось бы не совместимы с установленными представлениями о человеке, его существования, со всем предшествующим опытом. К примеру, скажем клонирование человека в генной инженерии основано на таких экспериментах, которые кажутся современному человеку чудовищными. Есть так же ученые, которые, наоборот, основывают необходимость экспериментов над человеком. Многие люди, независимо от своего собственного желания могут стать, в современных ученых центрах, объектами научных исследований, где возможны непредсказуемые результаты.Следующий вопрос в аксиологии науки - это как влияет философия на социальную сторону организации науки?Современная наука - это сложнейший механизм, это определенные социальные институты, это инвестирование науки, это построение самой стратегии организации науки. В чем заключается здесь роль философии? В какой роли она выступает? Философия помогает объединению ученых различных специальностей, поскольку глобальные проблемы человечества могут быть исследованы и разрешены только усилиями множеств ученых дисциплин. Они могут быть организованы в рамках философски построенных, философски осмысленных и философски выраженных программах. Например: программа "Римского клуба", а также в рамках общественных экологических движений и объединений ученых, международных некоммерческих исследовательских объединений, в том числе под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Философия дает понять, что глобальные проблемы не могут быть осмыслены в рамках одной дисциплины, не могут быть также осмыслены в рамках самой чистой философии. Это потому, что сама философия, лишенная, так называемой "питательной средой" научных знаний конкретных научных дисциплин, такая философия остается на уровне метафизики в древнем понимании, т.е. умозрительной наукой, которая замещает отсутствующие связи вымышленными. Поэтому роль философии в научном познании в современную эпоху в наибольшей степени проявляется в руководящей роли философии в направлении поиска по разрешению глобальных проблем человечества, т.е. тех проблем, решение которых связано с выживанием человечества как рода, как биологического вида.ВыводыИтак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.Список использованной литературы1. А.Г. Агаев. Философия и методология науки. Махачкала, 1994г.2. А. А. Радугин. Философия/курс лекций/ М., 1997г.3. А.И. Ракитин. Философские проблемы науки. М., 1977г.4. А.Г. Спиркин. Основы философии /учебное пособие/ М., 1998г.5. Б. Кузнецов. Современная наука и философия. М., 198 1г.6. В.В. Загладин, И.Т. Фролов. Глобальные проблемы и будущее человечества. // Будущее науки. Выпуск №13.М., 1985 с.15.7. В.А. Штофер. Современные проблемы методологии научного познания. Ленинград., 1975г.8. Вопросы причинности в квантовой механике. М., 1955, с.102.9. В.И. Купцов. Роль философии в научном познании. М., 1972, с.55 Ю. Е.Ф. Губский, П.В. Кораблева, В.А. Лутченко. Философский энцеклопедический словарь. М., 1997г., с.255.1 1.М. Борн. Физика в жизни моего поколения.12. М.И. Руткевич, ИЛ. Лонорман. Диалектика и теория познания. М., 1992г.13. М.В. Мостеканенко. Философия и физическая теория. Ленинград, 1969, с.12.14. Печчеи А. Глобальные проблемы цивилизации. // Мир философии. М. Д991г., т.2, с.558.15. На пути к теории научного знания. М., 1987г., с.8.16. П. Кууси. Этот человеческий мир. М., 1988 г. с.27. И.Ф. Бекон. Сочинения в 2т., М., 1977, т.1, с.210.18. Антология мировой философии. М., 1070, т.2, с.231.