Агностицизм - учение о реальности недоступных познанию вещей.
Восприятие - целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.
Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.
Гносеология - философская теория познания.
Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.
Глупость - умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; неумный поступок; неумное высказывание, неумная мысль без проверки.
Знание - результаты познания, научные сведения.
Незнание - область преимущественно рационального планирования познавательной деятельности.
Интуиция - это непосредственное неосознанно полученное знание.
Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Категория - общее понятия, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания.
Критерий истины - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.
Метод - способ познания.
Методология - учение о методах.
Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности.
Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающиеся в основном на данные органов чувств.
Наука - выработка и теоретическая систематизация знания.
Объект - то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.
Субъект - познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.
Парадигма - совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.
Парадокс - это неожиданное высказывание, апория - это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.
Понимание - постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функции в системе целого.
Предметная область - множество объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста.
Представление - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.
Рационализм - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.
Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Редукция - переход, сведение сложного к простому.
Сенсуализм - философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.
Скептицизм теория - философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.
Факт - явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.
Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Эмпирический - 1. Прил. к «эмпиризм», свойственный эмпиризму.
2. Прил. к «эмпирия», опытный, данный в опыте.
Эмпиризм - философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.
Эпистема - структура, существенно обусловливающая возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период.
Эпистемология - то же, что теория познания.
Задание второе
Познавательный процесс как единство чувственного и абстрактно мысленного (сочинение)
1. Процесс познания как движение мысли от «живого созерцания» к абстрактному мышлению и от него к практике.
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.
С нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается еще один, причем исходный уровень познания - «живое созерцание»; этот этап познания оказывается не выделенным из эмпирического. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художественном познании, в то время как эмпирический уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности - научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание.
Живое созерцание - это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объектов [7].
Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой.
Практика - это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания [1].
Таким образом, познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют.
2. «Живое созерцание», или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе познания
Чувственное познание (или «живое созерцание») осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции.
Кроме того, у человека имеются возможности для значительного расширения диапазона чувствительности. Во-первых, это изготовление и применение приборов, позволяющих воспринимать рентгеновские лучи, магнитные поля и пр., т.е. то, что в повседневной практике не требуется воспринимать и что не характеризует его уже только как биологическое существо. Во-вторых, это мышление, мыслительная деятельность человека, обладающая по сути дела, неограниченными возможностями для познания объективной действительности. Мысль стала направлять органы чувств на отражение таких сторон, которые в других ситуациях не могли стать объектом отражения.
Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех формах: ощущения, восприятие, представление.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. В зависимости от других оснований выделяют ощущения тактильные (ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения и др. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия.
Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех сторон, синтез данных отдельных ощущений [7]. При этом восприятие не сводится к суме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Среди последних наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Следует иметь в виду, что восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта: при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Кроме того, содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.
Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относят образы памяти , образы воображения и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных, случайных.
Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.
В заключение отметим, что роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания очень значительна:
-органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром;
- без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;
- потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности;
- рациональное базируется на анализе того материала, которые дают нам органы чувств;
- регулирование предметной деятельности осуществляется, прежде всего, с помощью информации, получаемой органами чувств;
- органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многостороннее познать объекты, чтобы развивать научное знание.
3. Абстрактно-мысленное постижение мира, его особенности, формы и роль в познании
Значение способности человека к чувственному отражению действительности велико. Но ее сила является и ее слабостью: человек остается привязанным к конкретной ситуации. Хотя он и может ориентироваться в окружающей обстановке, все же этого недостаточно, чтобы преобразовывать природу, предметы окружающего мира в своих интересах.
В связи с этим возникает потребность в отграничении того, что свойственно объектам самим по себе, от того, что связано с состоянием человеческого организма. Все это требовало, в свою очередь, развития способностей к свободным представлениям, к выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации.
Практическая, трудовая деятельность и в этом случае оказалась основой процесса перерастания сенситивной способности в новую, связанную с зачатками разума. Так, трудовые операции требовали все большего умения отчленять, т.е. абстрагировать одни признаки вещей от других.
Большую роль в развитии способности к абстракциям сыграло возникновение и формирование языка в целях общения.
Итак, благодаря выработке способности к свободным представлениям, связанным со словом, способность к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их синтезу, стало возможным формирование особого рода представлений.
Исходной и ведущей формой абстрактно-мысленного отражения объектов является понятие. Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях [1]. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) понятия. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов.
Наряду с понятиями абстрактно-мысленная способность человека включает и другие формы рационального освоения действительности, такие как, суждение и умозаключение. Суждение - это форма мысли, в которой посредств понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
Понятие и суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение - рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).
Итак, можно выделить следующие черты, отличающие способность к абстрактному мышлению от чувственно-сенситивного отражения действительности:
- способность к отражению общего в предметах;
- способность к отражению существенного в предметах;
-способность к конструированию на основе познания сущности предметов понятий-идей, подлежащих опредмечиванию;
- опосредованное познание действительности - как через посредство сенситивного отражения, так и с помощью рассуждений, умозаключений благодаря применению приборов.
4. Интуитивное познание
В получении нового знания, важное место занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.
Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям способностью, как и чувства, и абстрактное мышление.
Человеческая культура знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по наитию».
С действием интуиции связаны и крупнейшие достижения теоретической науки.
Немаловажное значение имеет интуиция в сфере философского познания. С интуицией связывают идею силлогизмов Аристотеля, идею соединения философии и математики Р.Декарта и др.
Как специфической феномен познания понятие интуиции многозначно.
Мы понимаем, под интуицией интеллектуальную интуицию, позволяющую проникать в сущность вещей.
И еще одна чрезвычайно важная черта свойственна интуиции - ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения оно не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений.
Таким образом, можно сказать, что интуиция - это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Но все вышеизложенное демонстрирует, по крайней мере, еще две черты, свойственные интуиции: внезапность и неосознанность.
Интуиция подразделяется на несколько видов. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и пр.
По характеру новизны интуиция бывает стандартизированной и эвристической. Первую из них называют интуицией-редукцией (применяется определенная матрица-схема).
Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием нового знания, новых гносеологических образов.
5. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм, как гносеологические установки
Дилемма сенсуализма и рационализма существовала на протяжении всей истории философии. Сенсуализм представляли Эпикур, Локк, Гоббс, Беркли и др., рационализм - Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др. Первые считали главными формами познания чувственно-сенситивные формы, пытались редуцировать все содержание познания к данным, полученным органами чувств. Основное положение сенсуализма: « Нет ничего в знании, чего первоначально не было в ощущениях». Представители рационализма, наоборот, обособляли абстрактное мышление от чувственно-сенситивной способности человека, рассматривали результаты чувственного отражения как несовершенные, вероятностные, не дающие истинного знания, а результаты абстрактного мышления - как имеющие всеобщий и необходимый, а при строгом следовании законам логики - и истинный характер. Историческая дилемма «либо чувства, либо абстрактное мышление» снимается в синтезе чувственно-сенситивного и абстрактно-мысленного отражения действительности. Последовательное проведение данного положения становится возможным благодаря обращению к практике, к деятельностно-активному отношению человека к миру.
Интуитивизм как гносеологическая установка занимает особое положение. Рассмотрение вопроса о возможном механизме и компонентах интуиции позволяет увидеть, что интуиция не сводима ни к чувственно-сенситивному, ни к абстрактно-логическому познанию; в ней имеются и те и другие формы познания, но имеется и нечто, выходящее за эти рамки и не позволяющее редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; она дает новое знание, не достижимое никакими другими средствами.
Современная гносеология не ограничивается отношением «индивид-природа», а берет сложную систему «индивид-общество-природа». С этой точки зрения утверждается гносеологический оптимизм, несовместимый с агностической трактовкой познавательных способностей человека.
Задание третье
Таблица - Виды познания
Виды познания
Содержание
Формы
Цели и значение
Обыденное
Опыт повседневной жизни, практика людей. Основывается на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер.
Игровое познание; общение, совместная деятельность
«Поставляло» элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т.п. Такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений с собой и с природой.
Религиозное
Фантастическое отражение действительности, хотя содержит о ней определенные знания. Соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное.
обряды, молитвы; Библия, Коран (источники)
Религия всегда играла важную роль для людей. Религиозное познание осуществлялось через «откровение» Богу, и только достойный мог получить «сокровенные» и «потаенные» знания.
Художественное
Целостное отображение мира, и человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии.
живопись, музыка, театр
Искусство удовлетворяет эстетические потребности людей. Расширение человеческого опыта. Возможность выразить явления мира только с помощью искусства.
Философское
Направлено на изучение окружающего мира, и о месте человека в этом мире.
рационализм, сенсуализм, интуитивизм
Философский способ познания мира, так долго считавшийся научным, сегодня также отделен от науки, хотя именно в нем рациональность смогла увидеть свое наиболее полное отражение.
Задание четвертое
1. Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.
2. По-моему мнению, в данных суждениях нет явного противоречия. Речь идет о разных (но не противоположных) интерпретациях факта.
Так, с точки зрения академика Павлова, факты представляют собой основу научной деятельности. Это результаты достоверного наблюдения, эксперимента. Для научного анализа важен не просто единичный факт, а множество фактов, из обилия которых, может быть сделан разумный отбор, необходимый для понимания сути проблемы.
Максим Горький утверждает, что сами по себе факты не вся правда, они также как строительный материал еще не есть здание. Задача состоит в том, чтобы вскрыть причину возникновения данного факта, выяснить существенные его свойства и установить закономерную связь между фактами.
3. Я считаю, что перед фактами нельзя преклоняться. Так как факты еще не есть истина. Факты - это только реальные события, действительные явления; они должны подвергаться обработке и анализу.
4. Я согласна с писателем Горьким, так как считаю, что такая роль фактов имеет место в философском познании. Действительно, факт - еще не вся правда, он только сырье. Правильная интерпретация факта в моем понимании - это и есть способность извлекать из факта мысль, самое главное и существенное. Поэтому, образное сравнение Максима Горького в данном случае уместно.
Задание пятое
Тестовая проверка знаний
1. г)
2. Бэкон Ф. - эмпиризм
Декарт Р. - рационализм
Кузанский Н. - мистический интуитивизм
Локк Д. - сенсуализм.
3. г)
4. дедукция
5. Сократ
6. а, г, е, ж
7. анализ
8. в)
9. г)
10. а) прагматизм - в)
б) конвенционализм - б)
в) эмпириокритицизм - а)
г) диалектический материализм - г)
Список использованной литературы
1. Алексеев П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - 608 с.
2. Волчек Е.З. Философия: учебное пособие / Е.З. Волчек. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Экоперпектива, 2004. - 343 с.
3. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М., 1994. - 324 с.
4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для ВУЗов. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 344 с.
5. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2007. - 736 с.
6. Философия: полный курс: учебное пособие. - М.: МарТ, 2006. - 704 с.
7. Философия: учебное пособие для вузов: 4-е изд. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 576 с.