Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.
Отечественными учеными И.Т. Фроловым и В.В. Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем.
1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т. е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.
2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т. д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, проблема разумного освоения мирового океана и космического пространства. 3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.
Глобальные проблемы в системе «общество-природа»
Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды.
Можно выделить три основных фактора ухудшения экологической обстановки.
Первый связан с экологическими проблемами. В XIX веке термин «экология» впервые употребил немецкий ученый Э. Геккель, чтобы обозначить взаимодействие того или иного организма с окружающей средой.
В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления, формирующих основные стратегии природоохранной деятельности. Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и, соответственно, потребления.
Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень не должен превышать критического порога загрязнения. Стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние могут быть вновь использованы для создания полезных человеку продуктов.
Второй фактор ухудшения экологической обстановки связан с ограниченностью ресурсной базы нашей планеты. От всех опасностей, наступающих вследствие истощения ресурсов, может спасти только продуманная политика, например, развитие нематериалоемких производств.
Неконтролируемый рост населения -- третий фактор ухудшения ситуации. Он подрывает ресурсную базу, стремительно приближает нас к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Превышение порогового уровня такой нагрузки ведет за собой разрушение природной среды. По-видимому, отходы человеческой жизнедеятельности и производства будут расти вместе с населением, и кто знает, когда будет перейден критический рубеж допустимого загрязнения.
К этой группе глобальных проблем следует отнести и такую, которую можно назвать экстернальной. Речь идет о космических объектах, например, Тунгусском метеорите, способных, в случае столкновения с ними, нанести нашей планете серьезный ущерб. Наличие такой угрозы должно объединять государства, заставляя их совместно разрабатывать методы защиты планеты.
Глобальные проблемы в системе «индивид-общество». «Антропологическая катастрофа»
В эту группу входят проблемы, непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема «человеческих качеств» -- развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития.
Глобальные проблемы в системе «индивид -- общество» отражают разные стороны ситуации, когда гигантские темпы научно-технического прогресса не соответствуют духовному развитию человечества. Человек просто не успевает духовно освоить то, что порождает его разум.
Нобелевский лауреат Конрад Лоренц рассмотрел восемь различных, но тесно связанных между собой процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду. Вот они:
1. Перенаселенность земли, вынуждающая каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них подчас «нечеловеческими» способами. Следствием скученности индивидов на малом пространстве также является агрессивность.
2. Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой природы.
3. Все ускоряющееся развитие техники, делающее людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляющее им времени для подлинно человеческой деятельности -- мышления.
4. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым, исчезает способность человека переживать радость, которая дается лишь ценой напряженных усилий при преодолении препятствий. Волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, спадают, превращаясь в «незаметную зыбь невыносимой скуки».
5. Генетическая деградация. Проблема уничтожения в настоящем виде человеческой телесности тоже относится к числу глобальных.
6. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается крайняя точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшими, не говоря уже о культурном отождествлении с ним. Поэтому молодежь обращается со старшими как с чуждой этнической группой. Причина этого -- в недостаточном контакте между детьми и взрослыми.
7. Возрастающая унификация человечества. Увеличивается число людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, усовершенствуются технические средства воздействия на общественное мнение, что приводит к невиданной унификации взглядов. Внушающее воздействие доктрины возрастает вместе с увеличение числа последователей. Например, люди, сознательно уклоняющиеся от воздействия телевидения, чаще всего рассматриваются как патологические субъекты. Уничтожение индивидуальности приветствуется теми, кто хотел бы манипулировать большими массами людей.
8. Восьмым, по выражению К. Лоренца, смертным грехом человечества он считает неослабевающую ядерную угрозу.
Говоря о духовном кризисе современности, можно выделить несколько его аспектов.
1. Научно-технический прогресс. Последствия научной революции многообразны. Очевидно, что техническое могущество открыло широкие возможности для духовного развития в самых разнообразных направлениях. Однако выясняется, что техника сама по себе не влечет за собой прогресса в духовно-нравственной и культурной областях. Особое значение имеет то, что технический прогресс характеризуется свойством принципиальной непредсказуемости своих последствий, в ряду которых оказываются и те, которые имеют негативное значение. Человеку, следовательно, необходимо находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызов того, что создано им самим.
2. Рост могущества государственного аппарата. Государство обнаружило, в ряде случаев, способность подчинить все параметры бытия личности и охватить рамками такого подчинения практически все население (например, государства периода диктатуры: гитлеровской -- в Германии, сталинской -- в Советском Союзе). Даже страны, признанные в качестве бастионов демократии, не избежали тенденций к вторжению в частную жизнь граждан, причем, чем более экономически развито государство, тем более оно претендует на всепроникаемость своего внимания.
3. «Восстание масс». «Масса» в индустриальном обществе -- это множество способных к развитию людей, подчиненных одной структуре -- нормирующему закону. С развитием массового общества постепенно исчезает чувство собственного бытия и неприкосновенности бытия «личности», что прежде составляло основу общественной жизни. Личностная культура постепенно замещается культурой массовой. Создается «человек массы» Он является потребителем информации, распространяемой при помощи средств массовой коммуникации: стандартизированный материал передается всем группам населения одинаковым способом, воспринимается единообразно. Такие массы анонимны и конформны. Стереотипное мышление, единообразие, приспособленчество, несамостоятельность мышления -- таким формируют человека средства массовой информации. «Человек-масса» -- это тот, кто не может оценить самого себя ни с плохой, ни с хорошей стороны, это тот, кто чувствует себя таким, как все, и ничуть не переживает из-за этого. Он не требует от себя многого, не стремится к самоусовершенствованию, предпочитая не усложнять себе жизнь. Он плывет по течению и довольно успешно решает свои материальные проблемы. С интеллектуальной точки зрения это тот, кто, не затрудняя себя долгими духовными поисками и умственными усилиями, удовлетворяется первой мыслью, пришедшей ему в голову.
Вместе с тем возможен и другой сценарий -- тот, который открывал бы действительные перспективы как для отдельной личности, так и для общества в целом. Однако для его реализации необходимо как минимум осознание опасных сторон «восстания масс» и умение блокировать развитие негативных тенденций.
4. Агрессивность. Массам свойственно с готовностью откликаться на призывы тех, кто предлагает простые решения. Для объяснения неудач и трудностей конструируется образ врага. Его легче создать на основе неизвестного -- того, информация о чем скудна и недостаточна, питается мифами, слухами, домыслами. Так было во времена «холодной войны» и во многих других случаях. Таким образом, возникают и культивируются на волнах общественного сознания две грозные и опасные болезни нашего времени -- агрессивный национализм и воинствующий космополитизм. Под космополитизмом здесь понимаются идеи и практика, связанные с игнорированием национальных различий, со стремлением подогнать всех к единому шаблону.
5. «Бегство от свободы». Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги, так как теперь ничто и никто, кроме самого человека, не предопределяет его судьбу. Эта изоляция психологически непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимой индивидуальности каждого. Если люди не в состоянии перейти к от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются любым путем избавиться от свободы вообще. Фромм рассматривает три пути такого отказа. Первый заключается в жажде власти -- феномен, порожденный не силой, а слабостью, стремлением самоутвердиться за счет подчинения себе других. Это «садизм» -- наслаждение от полного господства над людьми. В этом господстве человек и растворяет свою свободу. Второй исходит из осознания человеком себя стоящим перед лицом чужого, враждебного мира. В этой ситуации у человека нет заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорей тот невыносимый дар свободы, с которым это несчастное существо рождается. Испуганный индивид ищет чего-нибудь или кого-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность, благодаря чему мог бы избавиться от собственной личности, потерять себя. Третий путь, когда человек перестает быть собой, -- конформизм. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном. Исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх между одиночеством и бессилием.
Духовные процессы современного общества, как отмечает Э. Фромм, двойственны: существует свобода вероисповедания, но все больше неверующих людей; существует свобода слова, но свои идеи часто отсутствуют; существует политическая свобода, но ее весьма успешно ограничивают здравый смысл и общественное мнение. Необходимо учитывать такое двойственное воздействие современного общества на человека: с одной стороны, он все более независим, а с другой, все более одинок и изолирован.
6. Телесность. Оказывается, что физическое состояние человека тоже находится в большой опасности. Генетики, биологи, медицинские работники все чаще предупреждают нас об опасности разрушения человечества как вида. Если тенденции накопления ущербности в генофонде будут нарастать такими же темпами, то к началу ХХII столетия человечество подойдет к опасному порогу размывания своей телесности, подрыву массового здоровья. Эти явления связаны как с процессом загрязнения среды, так и с нарастанием социальных нагрузок.
7. Наркомания. В случае дальнейшего распространения наркотиков произойдет изменение привычного мира, ибо человеческая цивилизация, несмотря на все ее недостатки, опирается на определенную систему ценностей, норм, правил, которые для наркомана не имеют никакого значения.
Нами перечислены далеко не все проблемы, с которыми сталкивается человечество.
Пути выхода из кризиса и будущее человечества
Решение этих проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей.
1. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качества входит глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни установление справедливого экономического порядка, ни разумная формулировка задач человечества.
2. В связи с необходимостью формирования новых человеческих качеств на передний план выходят проблемы образования. Именно в системе образования закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно, от качества образования зависит, как люди будут представлять свое место в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность.
3. Глобальное сознание - это феномен, связанный с критикой технологически-потребительской цивилизации не с позиций прошлого, а с позиций будущего. Отсюда и новые задачи человечества. Их шесть:
1. Сохранение культурного наследия.
2. Создание мировой сверхгосударственной общности.
3. Сохранение естественной среды обитания.
4. Увеличение эффективности производства.
5. Правильное использование ресурсов природы.
6. Развитие внутренних (интеллектуальных), сенсетивных (чувственных) и соматических (телесных) способностей человека.