Рефераты

Философия

анная концепция напоминает натурфилософские системы и сцеинтистские утопии. Ее ценность-дает конструктивную модель вероятного будущего; ограниченность-рассматривает человека как разумное существо. «Самая суть понятия ноосфера-вера в призвание людей, которые должны изменить биосферу с помощью науки и техники»-Гейяр Де Шарден.

74. Назовите отличительные особенности обыденного,

художественного и научного познания.

Познание обыденное - познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. В некоторой степени схоже с познанием научным: приходится опираться на определенные выявленные закономерности жизни; при взаимодействии с новым - на определенные гипотезы, не всегда осознанно формулируемые; эти гипотезы проверяются практикой, при неподтверждении меняются, и соответственно им производятся действия. Однако есть и существенные различия.

В житейском (обыденном) опыте опора производится преимущественно на обобщения эмпирические, а наука опирается на обобщения теоретические. Житейский опыт преимущественно индивидуален, наука стремится к универсальности знания. Житейский опыт ориентирован на практический эффект, наука (особенно "чистая") на знание как таковое, как самостоятельную ценность. Наконец, в познании обыденном методы познания, как правило, не вырабатываются специально, тогда как в науке создание и обоснование методов принципиально важно.

Познание художественное - свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, кое чаще всего и составляет Основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллектуализм и рационализм.

Вместе с тем эти различия часто достаточно условны. Многие ученые подчеркивали роль образно-эстетических переживаний в процессе научного творчества. Для наук о человеке искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям, равно как и наука открывала новые грани для возможностей художественного освоения мира.

75. Назовите концепции (философские направления),

существующие в учении о познании. Коротко раскройте суть

каждого.

В 19 и нач. 20 в. в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, идеализм, иллюзионизм, конвенционализм, критицизм, феноменализм, позитивизм, прагматизм, реализм-, сенсуализм, скептицизм.

ЭМПИРИЗМ - (греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека - разум - рассматривается в Э. только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Э. - это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ - (“критика опыта”), или махизм, субъективно-идеалистическое течение, основанное Авенариусом и Махом. Э. выступал в качестве разновидности позитивизма (“второй позитивизм”). Считая осн. законом познания “экономию мышления”, Э. “очищает” понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т. д. как “априорных апперцепции” (рассудочных понятий), якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге Э. выдвигает представление о мире как совокупности “нейтральных элементов”, или “ничьих” -ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т. е. неразрывной связи субъекта и объекта, Э. превращается в систему субъективного идеализма

ИДЕАЛИЗМ - (от греч. idea - вид) - метафизическая позиция, согласно которой реальность в конечном счете идеальна. Типично идеалистичен тезис Г.Гегеля: "Все действительное разумно, все разумное действительно", а также убеждение, что в глубине реальности действует Ум, Мысль, София. Идеализм восходит к учению Платона об идеях, согласно которому в горнем мире есть идеальные прообразы сущего, которые реальнее и ценнее самих вещей - слабых и несовершенных воплощений идей в нашем мире

КРИТИЦИЗМ - - в философии, начиная с Канта, метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания. Кант проводит мысленную параллель между детством и догматизмом, юношеством и скептицизмом, зрелостью человека и критицизмом. В общей системе критицизм стоит между рационализмом и сенсуализмом. Критицизм Канта обращен против: 1) пренебрежительного отношения к роли ощущений в познании; 2) утверждения, что познание может возникать из чистых понятий (категорий), без подтверждения ощущениями; 3) утверждения, что Бог, душа, мир суть познаваемые объекты, в то время как в действительности они являются идеями (системообразующими). Осн. тезис критицизма: созерцание без понятий - слепо, понятия без созерцания - пусты.

ИЛЛЮЗИОНИЗМ - - философское направление, объявляющее все истинное, прекрасное и нравственное иллюзией, видимостью, обманом; иллюзионизмом явдяются также учения упанишад и Шопенгауэра, согласно которым пространственновременной внешний мир есть "покрывало Майи", "фантасмагория", "феномен мозга", только видимость.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ - - подход, согласно которому в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения, выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности.

ФЕНОМЕНАЛИЗМ - - процедура редукции теоретических высказываний к "базисным предложениям", выражающих чувственных опыт.

ПОЗИТИВИЗМ - (от лат. positivus - положительный) - течение в философии, идущее от О. Конта, настаивавшего, что научное знание - единственно достоверное, а метафизику и теологию следует отбросить.

ПРАГМАТИЗМ - - философское течение XIX - XX вв., защищающее позицию, согласно которой истинно и ценно лишь то, что практически действенно, что улучшает общественную и индивидуальную жизни.

РЕАЛИЗМ - - течение в схоластике, признававшее реальность универсалий. Они реальны в том смысле, что присутствуют (или воплощены) в самих вещах как их формообразующие начала, а разум постигает их в общих понятиях

СЕНСУАЛИЗМ - - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.

СКЕПТИЦИЗМ - (от гр.-сомнение): состояние сомнения; учение, отказывающееся утверждать или отрицать, т.е. проявлять свое мнение, особенно в сфере метафизики. В повседневной речи мы называем скептиком того, кто отказывается соглашаться с общепринятыми верованиями, удовлетворяется наблюдением и отказывается «судить», то есть утверждать или отрицать существование объектов, соответствующих нашим представлениям. Гегель четко различал: 1) античный скептицизм (Пиррон, Энесидем), сомневающийся в реальности внешнего мира, веря при этом в реальность духовного мира, в существование Бога; 2) современный скептицизм (позитивизм, сциентизм), верящий лишь собственным органам чувств, утверждающий единственную реальность материального мира и сомневающийся в существовании Бога.

76. Чем отличается диалектическое понимание процесса познания

от всех других концепций, существующих в теории познания?

Диалектика-метод, при котором вещи, явления, рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.Диалектика в её зрелом теоретическом виде -- позднее детище человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы она впервые предстала в идеалистической философии Гегеля ( 1770 -- 1831 ). Диалектическим методом он пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой -- понятие. Но это рациональное познание -- особого рода: в основе его лежит диалектическая логика, движущим мотором которой является противоречие. Гегель сознательно отверг закон непротиворечия Аристотеля и требовал переосмыслить природу понятия.

Гегель отождествляет “ чистое Понятие ” с самой сущностью вещей, отличает его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Логика совпадает у Гегеля с диалектикой. Диалектика развития “чистого понятия ” составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определённой схеме: утверждение или полагание ( тезис ), отрицание этого утверждения ( антитезис ) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей ( синтез ). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которого возникает новое качественное сознание.

Учёт диалектического взаимодействия части и целого имеет важное значение в процессе познания. При этом необходимо учитывать:1) неправильность сведения целого к части, что может привести к утрате понимания целого, как качественной определённости, подчиняющейся специфическим законам; 2) необходимость рассмотрения целого во всей его сложности и относительной самостоятельности сторон, элементов, частей, из которых оно состоит, так как последние могут иметь свои особенности, не совпадающие с целым; 3) рассмотрение отдельных сторон, частей должно иметь своей предпосылкой знание природы целого и наоборот, изучение целого должно опираться на знание свойств его составных частей. От чувственного познания, от установления фактов, диалектический путь познания ведет к логическому мышлению. Мышление -- это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

Диалектика выступает в качестве мировоззрения и метода, максимально соответствующего творческому духу и гуманистическому характеру современной науки и культуры. Сегодня она служит основой нового мышления и познания.

77. Что такое субъект и объект познания?

В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII --XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект -- как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект -- Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания.

Субъект познания - это носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания, то есть объект познания - это реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Соответственно, объект - то, что находится в зависимости от субъекта, и лишено самостоятельной сущности. Связь субъекта и объекта в гносеологии выражается еще и в том, что объектом является не просто любой фрагмент реальности, а только тот, на который направлено внимание субъекта, который вовлекается в практическую или теоретическую мыслительную деятельность субъекта. Поэтому в каком-то смысле «субъект порождает объект» или превращает предмет в объект своей деятельности. Понятия субъект и объект относительны: то, что в одном отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот. Один человек, являясь субъектом познания, в то же время может служить объектом познания для другого человека.

94. Какие формы чувственного и рационального познания Вам

известны? Прокомментируйте коротко каждую из них.

Основные формы чувственного познания: ощущение , восприятие , представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов (модальностей) ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений. Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

78. Проблема истины, ее решение в философии. Что является

критерием истинности?

Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта. Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Иными словами, объективная истина представляет собой такое знание, содержание которого таково, как оно "задано" объектом, т.е. отражает его таким, какое он есть. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира,то объективное в этом образе и есть объективная истина.

Что является критерием истины? Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен - ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение.

Другой критерий - истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию?

Наконец, еще один, прагматический подход. Истинно то,что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной.

Так каков же в действительности критерий истины? Ответ на этот вопрос дал К.Маркс в своих "Тезисах о Фейербахе": "...Обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос". Практика как критерий истины.

79. Какова роль гипотезы в формировании научных знаний? Правомерна ли трактовка гипотезы как варианта относительной истины?

Роль гипотезы в научном познании: построение, проверка и способы доказательства. В методологии термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий. Гипотеза в первом смысле слова включается в метод гипотезы, но может употребляться и вне связи с ней.Лучше всего представление о методе гипотезы дает ознакомление с его структурой. Первой стадией метода гипотезы является ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. Первоначально этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый переходит ко второй стадии -- выдвижению догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. При этом он старается пользоваться различными приемами исследования: индуктивным наведением, аналогией, моделированием и др. Вполне допустимо, что на этой стадии выдвигается несколько объяснительных предположений, несовместимых друг с другом.Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется прежде всего на логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и разворачивается в систему предположений. Далее гипотеза проверяется на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки. На четвертой стадии происходит разворачивание выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий. На этой стадии возможна частичная переработка гипотезы, введение в нее с помощью мысленных экспериментов уточняющих деталей.На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из гипотизы следствий. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или опровергается в результате экспериментальной проверки. Однако эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику подтверждения и опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались успехом. Статус объясняющего закона, принципа или теории получает лучшая по результатам проверки из предложенных гипотез. От такой гипотезы, как правило, требуется максимальная объяснительная и предсказательная сила. Анализ показывает, что наряду с установленными истинами, а также конструкциями, об истинности которых временно нельзя судить, хотя определенная субъективная уверенность в ней есть, в содержание развернутой гипотезы вхо-дят элементы, ценные с точки зрения полноты теории, ее систем-ности и т. д., которые затем оказываются неистинными и даже бессмысленными. Следовательно, гипотетические отображения включают в себя не только ряд абсолютных моментов, знаний, про-веренных практикой человека. В то же время в них есть гносеоло-гически неопределенное: неизвестное сочетание старых знаний, но-вации, за счет которых приращается знание, особенно на периферии конструкций, т. е. такое новое, что требует испытания на ло-гичность, практичность. Иными словами, «научная гипотеза,-- как справедливо отметил в свое время П. В. Копнин, -- это типичная форма относительной истины со всеми ее особенностями».

80. Как философия понимает "метод познания"? Назовите общенаучные философские методы познания.

Методы познания--- наблюдение и эксперимент. Суждение, понимание--- далее. Все знания приходят через опыт, переход от чувственного к абстрактному есть непрерывный процесс.

Метод-совокупность действий, призванных помочь достижению желаемых результатов.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

Общенаучные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико- методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер дeйcт-' вий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

81. В чем сущность человека?

В представлении Л.Фейербаха, “высшая, абсолютная” сущность человека состоит в разуме (мышлении), чувстве (сердце) и воле, т.е. она предопределена заранее, до рождения человека его биологической природой и потому является навечно данной, неизменной.

По К.Марксу, сущность человека выражается в совокупности тех общественных отношений, в которые он вступает в своей предметной деятельности, т.е. в том, что также дано до рождения каждого данного человека. В отличие от Фейербаха, Маркс полагал, что эта сущность находится не внутри, а вне отдельного индивида, является не постоянной природно-данной, а социально-исторической, которая “модифицируется в каждую исторически данную эпоху”.

У экзистенциалиста Ж.П.Сартра сущность человека неразрывно связана со свободой выбора, она не “природна” или “божественна”, заранее не предопределена, а выступает как результат индивидуальной жизни человека. Существование индивидов, их жизненный процесс необходимо при этом предшествует их сущности. Такой взгляд, правда, разделяется не всеми экзистенциалистами. А.Камю, например, считает, что не существование предшествует сущности, а, наоборот, сущность - существованию. Сущность человека, по Камю, присутствует как необходимое начало в любом становящемся существовании, она служит условием самой его возможности и в нём постоянно себя проявляет (в виде начал, требований справедливости, свободы, других моральных ценностей).

Другой близкий к экзистенциализму философ, Мерло-Понти, также отвергал сартровское самоконституирование, утверждая, что “Я” и мир взаимно конституируют друг друга.

У Р.Декарта сущность человека выражается в его способности мыслить.

В представлении Д.Юма, человеческая природа, будучи предметом “моральной философии”, определяется тем, что человек есть существо разумное, общественное и деятельное.

По И.Канту, сущность человека состоит в его духовности.

У И.-Г.Фихте и Г.Гегеля эта сущность равнозначна самопознанию.

С точки зрения немецкого философа и писателя Ф.Шлегеля, сущность человека составляет свобода.

У А.Шопенгауэра она тождественна воле.

По Б.А.Бакунину, “сущность и естество» человека состоят в его творческой энергии и непобедимой внутренней силе, а развитие человеческой сущности общества - в развитии свободы всех людей, составляющих общество.

По мнению австрийского психолога В.Франкла, создателя логотерапии, сущность человеческого существования составляет ответственность перед жизнью.

На взгляд Ф.Ницше, а в значительной мере и А.Шопенгауэра, она заключена целиком и полностью в естественных процессах его биологической, физиологической и психической жизни, подчиняющейся нуждам, влечениям, потребностям и воле инстинктов, которые по своей природе не постыдны и не злы, которые и укрощаются цивилизацией.

Ф.Энгельса, определявшего человека в основном через труд, творческую, преобразующую деятельность, т.е. сущность человека связывалась им со способностью трудиться, производить, создавать, быть.

Однако к сущности человека можно подойти и по-другому, определив её более конкретно: человек есть существо, наделённое обществом и природой такими качествами, которые необходимы для свободной, творческой деятельности и имеют определённый конкретно-исторический характер. В тенденции, в эзотерическом плане названная деятельность всё более соединяется с такими сущностными чертами, свойствами человека, как мудрость, справедливость, нравственная ответственность, красота, любовь. Причём любовь связывается здесь с первейшей и острейшей потребностью человека в утверждении своего существования в его неповторимой индивидуальности, в свободном волеизъявлении и в то же время как утверждение существования неповторимости другого и необходимости познания его сущности.

Суммируя всё сказанное о сущности человека, можно было бы дать такое определение. Человек - это социализированное природное существо, способное к активной творческой, созидательной деятельности, имеющей конкретно- исторические общественные формы и связанной с динамикой всё большего утверждения справедливого, прекрасного, любви.

В чем конкретно «философские антропологии» усматривают сущность человека? В решении этого вопроса их взгляды расходятся. М.Шеллер, полагает, что такой сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения немецкого, есть одновременное определение его особого положения в порядке бытия. Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению, «человек - это существо, открытое миру». Эта «открытость» определяется его биологическим недорсувитием и недостаточностью.

Шелер считал, что самая суть человека, "личность" как носитель и исполнитель духовных актов, совершенно не поддается опредмечиванию и дальнейшему определению.

Но понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только философия, как религия. Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека.

82. Чем отличается философское понимание человека от трактовок проблемы человека другими науками?

В иерархии философских приоритетов, ценностей человек часто определяется как “центральная проблема”, как “более существенное и центральное, нежели любой другой философский вопрос”, как “центральная тема всей философии”, т.е. как то, что имеет самое видное, важное, первостепенное значение.

Не совсем удачным кажется и такое толкование философского смысла понимания человека, специфики философского подхода к человеку, который видится в комплексной, целостной характеристике последнего. Немало авторов, уподобляясь Л.Фейербаху, ставшему в центр философских размышлений целостного человека, утверждает, что человек - это “интегральная философская проблема”, что “философия всегда стремилась к постижению человека как целостности”. Говорится, что “существует лишь одна наука, предметом которой является человек в целом, - это философия. Остальные науки изучают отдельные части человеческого мира”. Философия, таким образом, представляется как интеграция всех знаний о человеке в системе единой и общей теории, охватывающей все возможные аспекты его существования.

Во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку, дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность, систематичность, проверяемость высказываний, были первоначально выработаны в философии. В философии, как и в науке, исследуют, размышляют, одни высказывания обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет (значение имеет только то, что относится в сфере данной науки), философия объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия человека.

Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача. целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Г. В. Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью

83. Какое значение имеет для человека вопрос о поиске смысла жизни? Можно ли, на Ваш взгляд, сформулировать единый, одинаковый для всех людей смысл жизни? Обоснуйте свой ответ.

Нет, нельзя. (но примерный можно). Вариации на тему смысла жизни :

Саморазвитие ("Реализовать максимально свои возможности, способности...")

Польза ("...принести максимум полезного себе, близким и обществу")

Семья ("Я живу ради своей семьи")

Движение к Богу ("Обрести полноту общения с Богом")

Понимание ("Уяснить для себя, в чем смысл жизни")

Достижение ("Занять определенное место в обществе...")

Любимая работа ("Моя работа - мой смысл жизни")

Процесс жизни ("Жить максимально полной, насыщенной жизнью")

Нет никакого смысла ("И думать о смысле жизни вредно")

Разное ("Сдать экзамены и курсовые вовремя и без проблем")

Смысл жизни в том, кто мы есть и как бы это не казалось замкнутым кругом, но жизнь чаще всего проходит в его поисках. Ищем смысл во всём, в каждой минуте, дне, прощаясь со старым годом и в нём ищем смысл. С другой стороны чтоб узнать ответ на этот вопрос стоит прожить саму жизнь и в конце жизни рассудить о том, чего мы постигли.

84. Какова социальная структура общества? Формы

общественного сознания.

В широком смысле социальная структура - это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Вопросам изучения социальной структуры общества уделяли большое внимание ученые разных времен и поколений. Анализируя накопленный опыт можно выделить четыре измерения социальной структуры.

Первое, наиболее изученное, измерение социальной структуры - то, которое было в центре интереса Э.Дюркгейма и представителей классической школы функционалистов. Это нормативное измерение: сеть характерных для общности норм, ценностей и институтов. В этом контексте рассматриваются внешние, объктивизированные, принудительные для всех членов общества социальные факты и коллективные представления, которые можно истолковывать как реальные, конкретные действия людей.

Второе, идеальное измерение, изучали феноменологи, начиная от М.Шеллера до А.Шюца. В разрезе этого измерения рассматривалась связанная с коллективом и распространенная в нем совокупность идей, убеждений, взглядов, образов. В отличие от норм и ценностей, они не обладают принудительной силой, но являются категорическими, устанавливающими. Убеждения и взгляды, независимо от истинности создают специфический для данного общества мыслительный горизонт, влияющий на совершаемые людьми действия.

Третье измерение анализировал Г.Зиммель и сторонники теории обмена (социального бихевиоризма). Здесь происходит осмысление интеракционного измерения - связанных с данной общностью и типичных для нее взаимно ориентированных действий. Интеракционная структура определяет то, с кем и относительно кого члены общества предпримут действия.

Четвертое, оказалось в центре исследований К.Маркса и М.Вебера и исследователей классов, социального расслоения и власти. Суть такого измерения состоит в том, что оно неизбежно порождает иерархические неравенства между людьми, из-за чего и возникают социальные конфликты.

Под формами общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания.

85. Как Вы понимаете проблему свободы личности? Какие факторы могут влиять на формирование личности?

Понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира. Свобода-это осознанная необходимость. Познав законы общества, человек может им подчиняться и быть свободным.

Большинство философов считали, что индивид становится личностью, не замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид. Формирование личности изначально детерминируется средой, в которой человек живет и развивается. Социальная среда, а также природные условия представляют собой факторы, влияющие на формирование личности.

При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятель-ное осознание субъектом бытия и усвоение им существу-ющей системы взглядов.

Формирование личности - это процесс социализации индивида, преобразовании человеком в деятельности и общении целого комплекса социальных качеств. Личность развивается в процессе деятельности, и чем разнооб- разнее виды деятельности, в которые она включена, тем более всесторонне она развивается.

86. Отличите друг от друга понятия: "человек", "личность", "гражданин".

Человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. С понятием человек тесно связано понятие индивид. Под индивидом мы понимаем отдельного представителя человеческого рода. Понятия человек и индивид соотносятся как общее и единичное. Индивид соединяет в себе общее, которое в то же время характеризуется специфическими чертами. Индивид - это понятие, фиксирующее единичный, и в то же время родовой признак - принадлежность субъекта к человеческому роду. Индивид означает отдельного человека, данную личность, наделенную неповторимыми, индивидуальными свойствами, отличающими ее от других. Индивид уникален, единичен. Индивид - это социальное явление, и чтобы понять, как он возникает, развивается и выражает себя, нужно исследовать те общественные отношения и ту социально-практическую деятельность, в которых он существует.

Личность - это результат исторического и индивидуального развития в конкретных социальных условиях. Личность - субъект и творец общественной истории. Сущность личности определяется развитостью общества. Личность несет в себе черты цивилизации, исторической эпохи и определенного образа жизни. Но человек и общество не тождественны, и личность не простая сумма об- щественных отношений, а уникальная, органическая само реализующаяся система с ансамблем всех общественных отношений, который неповторим в каждом человеке, Индивид не только изменяется сам, но изменяет и само общество. Личность - это выражение общественных отношений и функций человека, как субъекта деятельности, познания и совершенствования мира.

Гражданин : это слово восходит к общеславянскому gordianin, образованному OTgordb (впоследствии - "город"). Раньше это слово значило "горожанин" и лишь в конце XVIII в. оно стало значить человека, являющегося подданным того или иного государства. Член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство.

87. Какие проблемы принято считать глобальными для современности? Кто впервые выделил, систематизировал их, создав «Римский клуб»?

Риммский клуб (РК) -- международная общественная организация, созданная Аурелио Печчеи в 1968 году, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.

Проблемы : глобальная взаимозависимость, угроза грядущего обострения мировых макропроблем, а также недопустимость замены такого рода проблем сиюминутными потребностями, не соотнесенными с целостной и всеобъемлющей картиной происходящих изменений.

1. Если современные тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста. В результате, скорее всего, произойдет неожиданный и неконтролируемый спад численности населения и резко снизится объем производства.

2. Можно изменить тенденции роста и прийти к устойчивой в долгосрочной перспективе экономической и экологической стабильности. Состояние глобального равновесия можно установить на уровне, который позволяет удовлетворить основные материальные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного потенциала.

В 1990 году был подготовлен первый отчёт Римского Клуба под названием Первая глобальная революция. Сформулируем еще раз те главные принципы, на которые опирается этот отчёт: * утверждение, что необходимо вовлечение и участие каждого в поисках путей преодоления взаимосвязанного комплекса современных проблем; * признание того, что возможность конструктивного изменения коренится в мотивах и ценностях, определяющих наше поведение; * понимание, что поведение наций и обществ отражает поведение отдельных членов этих обществ; * принятие постулата, что кардинальных ответов на проблемы вряд ли стоит ждать от лидеров правительств: необходимы тысячи малых, но мудрых решений, отражающих новый уровень сознания миллионов простых людей; * обеспечение соблюдения требования, согласно которому всякого рода привилегия на индивидуальном или национальном уровне должна сопровождаться соответствующей ответственностью.

88. Какие, на ваш взгляд, социально опасные тенденции возникли в связи с эволюцией средств коммуникации, массовой информатизацией и компьютеризацией общества?

Рассматривая социально-политическую роль средств массовой информации в полиэтническом обществе, необходимо заострить внимание на применение ими новых информационных технологий, особенно при освещении межэтнических, межконфессиональных отношений. Как следствие того, что средства массовой информации и коммуникации не всегда объективно и адекватно отражают существующую реальность, существует потенциальная угроза дезинформации общества и, следовательно, общественного мнения, а также манипулирование сознанием индивидов. Научно-технический прогресс также повлек за собой развитие и совершенствование средств массовой коммуникации, что проявилось в глобальной компьютеризации и информатизации общества. Рассматривая данный вопрос с точки зрения социальной психологии, можно прийти к выводу, что, таким образом, масс- медиа обрели еще большую власть над сознанием индивида, получив тотальный контроль над информацией, зачастую осуществляя манипулятивные действия при освещении и подаче фактов. Основой политического манипулирования сознанием является создаваемая средствами массовой информации некая (в том числе, выдуманная) реальность, которая может в корне изменить пропорции подлинной модели мира. Важной предпосылкой для манипуляции можно считать также и тот факт, что, обладая монополией на информацию, СМИ задают приоритеты событий. В мире происходят миллионы событий, но обсуждается только та их часть, которую СМИ вводят в сферу внимания респондента. Наряду с фактором отбора информации существует не менее важный источник манипулятивной силы СМИ - слово. Возможность выражать мысль с помощью различных словосочетаний позволяет одному индивиду воздействовать на восприятие окружающей действительности другим индивидом. Манипулятивные возможности СМИ заключены также и в необходимости интерпретировать факты, комментировать их. Здесь все определяет уровень социальной ответственности журналиста: в какой контекст он вмонтирует факты, какими словами опишет их, что подчеркнет, о чем умолчит, что переоценит. С точки зрения социальной психологии, манипулирование - это «система эмоционального, идеологического и духовного воздействия с целью создания благоприятствующего положения одной из сторон». То есть манипуляция призвана воздействовать на реципиента (получателя) информации для достижения одностороннего преимущества, контроля над поведением и отношениями или определенных намерений. В процессе манипулирования у тех, на кого направлено информационное воздействие, снижается уровень критического сознательного контроля над ситуацией, поэтому преподносимую информацию они принимают, что называется «на веру».

Что же касается проблем “информационного общества”, то здесь несколько глобальных являются причиной более мелких. Первая из них - принципиальная неопределенность сущности информации, как материальной, так и с философской точки зрения. Другая - взаимодействие техники и природы -является ли первая продолжением второй или ее антиподом. Наконец, третья - взаимоотношения техники, информации и человека - должен ли человек приспосабливаться к бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозит развитие и поискать иной путь.

Отлично написано о принципах функционирования масс-медии у Сергея Минаева в его книге «Медиа сапиенс», которую я имела удовольствие прочесть недавно, а также достаточно интересно повествует на эту тему один из моих любимых писателей Виктор Пелевин.

89. В чем суть концепции информационного общества? Что такое планетарный процесс глобализации?

“Информационное общество” - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, по моему мнению, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.

Философы-авторы концепции “информационного (постиндустриального) общества” так и не пришли к единому мнению о том, что первично в их исторической концепции - духовная либо материальная сфера. Это доказывают цитаты из Тоффлера и Ясперса. Основное различие между взглядами Тоффлера и Ясперса заключается в том, что если последний считает началом перехода к новой цивилизации изменившееся сознание людей, то первый полагает моментом наступления новой “волны” изменившееся бытие человека и среду его обитания.

Однако при всем многообразии воззрений на ход исторического развития можно проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов:

1) история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно можно назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и “постиндустриальный”;

2) разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или технику и через информацию);

3) переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет трансформации в сознании людей;

4) завершающим историческим этапом, который, по мнению одинх философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в блиажйшем будущем, является “информационное общество”.

Таким образом, можно заметить, что по своей сути концепция развития истории у авторов “информационного общества” гораздо ближе к “формационной” теории, чем может показаться на первый взгляд. Основное сходство заключается в примате материальной сферы бытия над духовной (за исключением Ясперса как философа техники), а основное различие - в периодизации (если Маркс делил по принципу сформировавшихся классов, но цитированные авторы рассматривают, как уже говорилось, основу производственных отношений).

Глобализамция - общие планетарные процессы изменения финансовых рынков и производственных ниш, в результате которых географические границы, национальные правительства и социальное государство практически не контролируют массовое производство и потребление товаров. При непосредственном участии крупнейших банков мира выстраиваются принципиально новые политические связи, реализуемые с помощью надгосударственных институтов. В последнее время в связи с массовым характером антиглобализационного движения транснациональные компании используют термин глокализация.

90. Какие изменения претерпевает социальный институт семьи и брака в постиндустриальном обществе?

В современно обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддисткой культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

Но несмотря на все эти ужасы, я очень люблю своего Мужа, и хотела бы посвятить эту мою первую контрольную работу ему.

Историческое значение немецкой классической философии состоит в том, что она составляет один из теоретических источников таких форм материализма как диалектический и исторический.

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук : стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты