Связана с формированием христианства, период 2-15века. Истоки: библия и античная философия.
Основные проблемы: 1.бог и природа, и его отношение с человеком. Деуцентризм - бог в центре. На смену пришел политеизм Бог един.
В античности сформировалось абстрактное понимание Бога. Ср. ф. Антропомофизирует Бога, наделяет его личными качествами: воля, могущество.
У греков Боги - природные существа, а у ср. мыслителей - Бог над природой, природа его творение из «ничего».
В античности совершенным считалось упорядоченность, ограниченность, а все безмерное, беспредельное считалось хаосом. В христианстве Бог - неограниченное, беспредельное бытие, высшее совершенство..
Философия основывалась на 2-х идеях: идея творения мира, природы, человека(онтология), в центре - идея креацинизма (концепция о сотворении мира богом из «ничего»), идея откровения (гносеология). Бог недоступен самостоятельному человеческому познанию, но бог сам открывает себя людям откровением, посредством веры и божественной благодати может приблизиться к его познанию.
2. Сущность и существование, форма и материя. «Сущность (эссенция) совсем не тоже, что существование (экзистенция) . Каждая отдельная вещь может иметь сущность и существование, но совпадают они только в боге. Сущность может обрести существование только тогда, когда обретает бытие у бога» Боэций.
Проблема универсалий и существование отдельного человека перед лицом бога.
3. проблема универсалий (общее понятие, общее). Как соотносятся понятия и реальное бытие вещей? Общее и единичное? Мышление и действительность?
3 варианта решения проблемы: подход реалистов(они считают, что общие понятия реально существуют и не зависят от человеческого сознания) Августин Блаженный, Фома Аквинский. Подход номеналистов (считают, что универсалии сущ. Только в сознании человека как понятия о вещах) «Даже Бог сначала творит, а потом осознает» Пьер Абеляр, Росцелин. Подход концептуализма (универсалии объективно не существуют, но им соответствует что-то общее, что сущ. В самих вещах вещах) Пьер Абеляр, Дунс Скотт.
Научная революция 17 века и ее воздействие на философиюПериодизация: 1. Ранний этап (начало17 века - натурфилософская и научная проблематики) 2. Период научной революции (17 век - оформление первой новой научной картины мира) 3. Период Просвещения (18 век - идеология просвещения, культурно-фолософский феномен) 4. Рассвет немецкой философии (2-я половина 18века - 2-я пол.19века - классический немецкий идеализм, материализм).5. зарождение не классической философии (середина 19 века) 6. Поздний период (кон.19 - нач.20 века - синтетические учения, в которых объединяется Запад и Восток).Социально-культурная ситуация Продолжает разлагаться феодальное общество6 экономика (первые мануфактуры), религия (церковные догматы - слабый помощник в экономике), наука (научные знания, достоверные, практичные, которые помогают производству). Наука становится опорой экономики и философии. Проблема метода научного познания выходит на первый план.
Рационалистическая философия ДекартаОснователь: Рене ДекартРационализм - гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет человеческое мышление. Цель человека - власть над природой, опираясь на научные открытия. ! место - разум. Людям мешают их заблуждения, авторитетные мнения. Нужно все подвергать сомнению, чтобы прийти к самой очевидной истине. «Мыслю=> существую»Дедуктивный метод 9частные на основании общих)Интеллектуальная интуиция => врожденные идеи
Последователи: Спиноза, Лейбниц
Социальная философия и этическая концепция КантаЭтика: критика практического разума (моральный закон), обоснование идеи самоценности личности и право на свободный выбор. «Подлинная свобода - независимость от чувственного мира явлений»=> мораль автономна (независима от внешнего), но она руководствуется единственным законом требования - категорическим императивом. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» => человек - цель сама по себе и не может быть использована как средство. Долг всегда выше счастья и удовольствия
Социальная философия: свобода индивида - священный принцип. Каждый член общества должен подчиняться правовым законам. Социальная свобода - право следовать законам. Парламентская республика - лучшая форма организации в обществе.
Теория познания Канта: основные понятия и принципы
Гносеология: «коперниковский» переворот в философии, т.к. в центр философии ставит субъекта и его познавательные возможности, развивающиеся сами по себе. Метод критического анализа познавательных способностей человека (он изучает способности разума вообще в отношении всех знаний не зависимо от всякого опыта, на что способен чистый разум). Субъект в своем сознании имеет 2 уровня: трансцендентальный (не зависимый от опыта, данный от рождения, формы познания, знание) и эмпирический. Каждый субъект обладает 3 способностями: чувственность (которая придает первичным ощущениям определенный порядок на основе до опытных чувств - пространство и время), рассудок ( способность суждения, мышления, познания через понятие), разум (способность к высшему обобщению и синтезу, производить понятие, умозаключение, не опираясь на опыт). Науке как разуму теоретически доступен только мир явлений, но они порождаются вещами в себе (трансцендентные сущности, которые образуют особый не доступный теоретическому разуму мир). Практический разум - разумная нравственная воля или вера.
Соотношение системы и метода в философии Гегеля.Разработка целостного учения о законах и категориях диалектики (- это учение о развитии, единстве противостояния противоположностей). «Сущность является, а явление существенно». Бытие есть мышление. Основные положения: принцип тождества бытия и мышления. Абсолютное понятие = Абсолютная идея = Мировой разум = Бог.Бога понимает абстрактно. Источник развития - духовный. Причина развития - противостояние противоположностей, которые заключены в порождении идеи. Выражает формулу всякого развития: утверждение -> отрицание-> синтез (отрицание предыдущего отрицания). Основные законы диалектики:1. З. единства и взаимопроникновения противоположностей. 2. Переход от количественных изменений в качественные. 3. З. отрицания отрицания. Система Гегеля: попытка построить целостную систему философских дисциплин, в которых отражаются основные этапы диалектики абсолютной идеи, проходящую 3 ступени: логическую (бытие абсолютной идеи самой по себе), природную (природа инобытие как абсолютной идеи), духовную (абсолютная идея, воплощенная в человеческом духе): субъективный дух (учение о человеке, его сознании), объективный дух (мораль, нравственность, право), абсолютный дух (искусство, религия, философия).
Гегель не принимает эволюционную теорию, т.к. природа развивается не сама по себе, т.к. развивается не природа, а ее источник.
Философское учение БэконаОснователь: Френсис Бэкон
Эмпиризм - гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт. Бэкон считал, что наука должна обеспечить власть над природой, что она средство для обеспечения власти. «Знание - сила» Идолы (предрассудки) мешают человеку в познании:
1. идол пещеры (человек смотрит на мир из своей пещеры => мир искоженый)
2. идол театра (люди прислушиваются к мнению авторитета)
3.идолы рынка (ценности не истинные, спекулятивные)
4. идолы рода (человек обладает разумом и чувствами, которые искажают истинные положения вещей).
Победить их можно с помощью подлинного научного познания. Бэкон считает, что нужно использовать индуктивный метод (наведения).
Последователи: Гоббс, Локк, Беркли, Юм
Основные особенности и этапы развития античной философии. Поиск первоосновы мира в античной философии.
Период с 6 века до н.э. по 3 век н.э. Возникла в Др. Греции.
Систематическое рациональное мышление на основе идей. Проблема многого и единого - главная проблема: как по многому отнестись к единому? Многое едино и понятно, а что такое единое?
Фалес (первый мудрец из Милетской школы) заявил, что началом всего является вода. Ученик Ф. - Анаксилен началом всего считал воздух. Анаксимандр началом всего считал аперон (беспредельное вещество). Гераклит считал началом всего огонь. Все эти ответы объединяет то, что они считали, что началом всего материальная субстанция, то, что не нуждается в объяснении.
Пифагор не отрицал эти 4 субстанции, но он пошел дальше, он считал основой всего число: 1234 (точка, линия, плоскость, объем). «Числом все можно измерить». Числом можно описать количество, но не качество! Число позволило описывать различные по качеству явления, используя единообразный подход. Элейская школа: Парменид и Зенон: «Многое вообще не существует, все это не более чем обман чувств». Если мир существеут из множества бесконечных вещей, то как конечное может состоять из бесконечного? Мир единен и целокупен. Левкипп и Демокрит (атомисты): «есть некое неделимое начало, фрагменты вещества(атомы), времени (хрономы) и пространства (семеры).
Античная философия - натур. Философия.
Философия Сократа
Сократ произвел духовную революцию. Основной ?: в чем природа и главное содержание человека? Философия человека должна стать ключом для понимания природы, но никак не наоборот.
Этика Сократа: человека от всех других существ отличает душа (осознание, познание, совесть, добродетель). Тело является инструментом души. «Силен тот кто познает». Главные добродетели в человеке: мудрость, справедливость и умеренность. Он считал, что злые поступки совершают те, кто не знают.
Диалектика Сократа: Д.- это искусство достижения философских истин, искусство постановки вопросов и нахождения ответов на ни. Он разговаривал с различными людьми и наводил человека через диалог на истину. Сократ называл эту систему майевтикой Он помогал людям «беременным» мыслями возродить мысли. Метод, которым пользовался Сократ - метод индукции (наведения от частного к общему).
Этапы диалектики: дисквалификация себя и собеседника «Я знаю, что ничего не знаю». Ирония (ироничное отношение к себе, собеседнику, человек в этот момент становится открытым). Рождение истины. Сократ акцентировал сферу духовную как самостоятельную реальность. Она была не менее достоверной, чем бытие окружающего мира. Добродетель возникает из знания. Считал, что душа бессмертна. Он стоял на позициях рационализма. Худшее - это большинство. Власть должна принадлежать не народу, а лучшим, которые знают, владеют искусством политики
Учение Платона об «идеях»
Платон - ученик Сократа, он записывал диалоги Сократа, он начал философствовать после смерти Сократа, он стал его продолжателем.
Концепция идей Платона: для данного рода вещей присуща какая-либо особенность - лошадность (идея). Идея - единое, которое составляет суть многообразия. Идея не лежит в области физического, в области метафизического, ее можно «Увидеть» умом
«О космосе» Космос 0 некое художественное произведение, цельное, цельность единичности, это то, что соединяет единичное с общим. В космосе пребывают идеи. Мир двойственен: мир изменчивых предметов и мир невидимых идей. Мир идей - истинное бытие. Первый мир - среднее между бытие и небытие. Основная категория философии Платона - это идея. Идеи управляют космосом, им присуща формообразующая сила. Наивысшей идеей является наивысшее добро, благо = мировой разум = божество. Платон стоит на позициях объективного идеализма.
Этика Платона: душа пока не «родилась» живет в идеальном, истинном мире. Разум дан человеку для обретения гармонии. Для того, чтобы постичь истину, человеку не нужно чувственного познания, ему нужно закрыть глаза и уши.
5 основных категорий Платона: сущее, движение, покой, тождество, различие.
Государство должно быть разделено на 3 части: философы-правители, войны, ремесленники и земледельцы.
Философское учение Аристотеля
Ученик Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Ключевое слово Аристотеля - форма. Форма дороже материи, она главная причина бытия.
4 причины бытия: формальная (сущность вещи), материальная (субстрат вещи), действующая (то, из-за чего происходит движение), целевая (во имя чего совершается действие).
Форма ведет себя иерархично. Чистая форма=бог=форма всех форм=ум
Бог - конечная точка всех движений, совершенен, бесконечен, неподвижен, но он источник движения. Аристотель говорил, что форма возможна без материи. Форма - это душа.
Динамизм первостепенное значение, новый образец понимания
Телеология - учение о цели
Логика Аристотеля: он впервые логику изложил систематично. Логика - наука о законах мышления.
3 закона: 1. Исключенного противоречия (из 2-х противоречащих утверждений, одно верное). 2. Исключенного третьего (утверждение и отрицание не могут быть оба ложными). 3. Тождества (а есть а). Учение о силлогизме (сосчитывание, высказывание): общее правило, особенное правило, вывод : «Если все люди смертны и все греки - люди, то все греки смертны».
Этика Аристотеля: этика - практическая наука. Счастье - совпадение добродетеля человека и внешней ситуации. Добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность. Он считал, что добродетелям можно научиться. Добродетель - середина и компромисс.
Девиз Аристотеля: ничего слишком.
Политология Аристотеля: правильные формы государства: монархия и аристократия. Неправильные - демократия.
проблема
решение
Что удалось объяснить?
Что не удалось объяснить?
Что есть единое?
Материальная субстанция
Часть природных явлений
Социальные и духовные явления
число
Часть количественных отношений
качество
монолит
Избежать логических противоречий
Движение, разделимость
Атомы, пустота
Физические и химические явления
Социальные и духовные явления
Явления природы
Духовный мир
Философия эпохи Просвещения
Основная идея: вера в безграничные возможности разума и здравого смысла.. В центре - научный разум. Природа - субстанция, которая порождает все многообразие явлений и развивается по естественным законам. Утверждение материализма, т.к. просветители рассматривали только механическое движение. Развитие эволюционных представлений. Лейбниц: природа - лестница с незаметными ступенями. Философское обобщение о мире и человеке сделал Гольбах. Метафизика: 1.= онтология, ф. о нематериальных вещах бытия 2. способ мышления противоположный диалектике, т.е. рассматриваются явления статично и разрознено. !Критика метафизики! Материя не явл. Продуктом творения и существует вечно. Природа материальна, порождает все многообразие явлений. Движение сущ. В самой природе - это свойство материи. Механистический детерминизм - представление, согласно которому все процессы жестко предопределяются их физическими (механическими) причинами. Все можно объяснить опираясь на механические законы. Есть причина - есть следствие. Просветители отрицали случайность. В Германии необходимость представляли как мировой разум, в сфере чувств - нравственность. Во Франции необходимость - внутренняя природная сила. Человек: 1. Человек по природе добр.2. Ж-Ж Руссо: «В до исторические времена человек пребывал в своем естественном состоянии, т.к. общества не было => человек был добр и справедлив, человека испортила цивилизация => нужно вернуться в до цивилизационный период. 3. Все просветители сущность человека свели к чувственной биологической природе. Человек - одушевленная чувствующая машина. Отрицание всякого духовного начала в человеке. Воспитание и образование С помощью образования можно получить почти идеального человека. Природное равенство людей. Из-за труда появилась социальное неравенство Локк: 2 состояния человека: естественное и гражданское. Идея общественного договора: добровольный отказ людей от абсолютной свободы и подчинения себя политической власти. 3 ветви власти: законодательная, судебная, исполнительная. Франция: теория разумного эгоизма: человек должен сам ограничивать свои желания и запросы во имя себя. Власть - достояние народа. Право народа на расторжение несправедливого общественного договора. Вальтер: развитие человечества происходит линейно от природной жизни до цивилизации. Важную роль играет культура, а культура зависит от развития разума. Общественный прогресс зависит от разума. Кондорсе: впервые ввел понятие отчуждение. Цивилизация губит человека.
Философия гуманизма и натур философия в эпоху Возрождения.
С начала 14 века в Европе идет экологический подъем государств. Укрепление светской власти, а не церковной => происходит процесс секуляризации (освобождение от господства религии). Феодальные отношения носят антифеодальный характер. В философии формируются антисхоластические настроения. Средневековая культура вытесняется новой культурой, в основе которой модель античного типа. Культура Возрождения. Платон, неоплатоники, Аристотель пересматриваются, Эпикур, стоики. В центре мировоззрения человек. Антропоцентризм - особенность эпохи. Философия с гуманитарным знанием и искусство.
Гуманизм: мировоззрение, в котором человек считается высшей ценностью. На первом плане идеи человечности, человеческого достоинства. Данте, Петрарка, Лоренцо Валла. Вдохновитель: Данте (человека называл величайшим чудом).
Реабилитируется природное начало (все то телесное и чувственное, и что в средневековье считалось низменным, теперь считается естественным, неотъемлемым). Один из аспектов человеческой сущности. Учение Эпикура, эпикурейцев становится созвучным. Земная жизнь со всеми земными радостями ценится не меньше небесной, если не больше.
Переосмысливается место человека в мире и предопределенность его судьбы. Не бог и не звезды, а сам человек определяет свою судьбу благодаря дарованной ему свободе. Человек становится господином как внешней так и внутренней природы и если он возвышается над внутренней природой, то он возвышается над небесами.
Не смотря от реабилитации природного начала, гуманисты не отрывают человека от природы, происходит обожествление человека.
Происходит переоценка деятельности человека. Труд перестает восприниматься в качестве кары за труды. Из всех видов деятельности на первый план выходит творчество. Человек творец в широком смысле, становится объектом внимания и поклонения. Культ человека - творца дополняет культ красоты земного человеческого. Божественное вытесняется земным.
Мифология как исторический тип мировоззрения
Мифология -- форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного" развития. Мифы существовали у всех народов мира.
Мифы -- древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев -- многообразны. Но ряд основ-ных тем и мотивов в них повторяется. Много мифов разных стран посвящено космическим темам. Они заключают в себе по-пытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирова-ние мира понималось в мифологии как его творение или как посте-пенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.
Наряду с интересом к происхождению мира много внимания уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей -- добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах. У развитых народов мифы свя-зывались друг с другом, выстраивались в единые повествования.
(В более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой «Илиаде», индийской «Рамаяне», карело-финской «Калевале» и других.) Воплощенные в мифах представ-ления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обес-печивали сохранение традиции и непрерывность культуры. На-пример, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводив-шие природные циклы.
Миф -- наиболее ранняя форма духовной культуры человече-ства -- объединял в себе зачатки знаний, религиозных верова-ний, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь, развитие. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы
В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и "человека, мысли и эмоций, знаний и художественных обра-зов, идеального и вещественного, объективного и субъективного./ Человеческая мысль проведет эти различия позже. В мифологии же все слитно, не расчленено. Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естест-венное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
Мифами наполнены мировые религии -- христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.
Человек в философии и культуре Древнего Востока
Взаимосвязь человека с абсолютом складывается как бы по двум моделям, в которых отражены не столько особенности психологического скла-да восточных народов, сколько специфика общественного уклада древнеазиатского общества. Два столпа его составляют централи-зованный деспотизм, основанный на государственном владении землей и водой, и сельская община. Практически безграничная власть восточного монарха преломилась в сознании как всемогу-щество единого, обретшего атрибуты главного божества.
В Китае единое -- «великое начало, способное родить, наде-лить и погубить» человека, обожествлено в Небе -- «Тянь». В «Ши цзине» («Канон стихов») Неба-- всеобщий прародителе и. великий управитель: рождает на свет человеческий род и дает ему правило жизни. Упоминание правил жизни не случайно. Освещение общественных устоев, их сохранение и поддержание -- важнейшая социальная функция культа Тянь. «Этикет» помимо норм непреходящей ценности, вроде правдивости, доброты, сме-лости, морального императива «то, чего я не хочу, чтобы делали--мне, я не хочу делать другим» 2, включал в качестве первостепен-ных принципов добродетельности уважение и строгое подчинение сложившемуся разделению социальных ролей: государь должен быть государем, сановник -- сановником, отец -- отцом, сын -- сыном.
В Индии «образующий реальное и нере-альное Брахма не только «вечный творец существ», но и оп-ределяющий для всех «имена, род деятельности (карму) и особое положение» 3. Ему приписывается установление кастового деления и требование безусловного его соблюдения. Согласно исходящим от Брахмы «Законам Ману» (сложившимся в VI--V веках до н. э.), высшее положение в обществе занимают жрецы--брах-маны, служение которым оценивается как «лучшее дело» для простолюдина -- шудры. Последний же «не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как, приобре-тая богатство, притесняет брахманов».
В Древнем Китае рядом с эти-ческой концепцией конфуцианства, ориентированной на поддер-жание гармонии человека с социумом посредством соблюдения выработанных обществом нормативов, существовал даосский иде-ал гармонизации человека с космосом. Даосский «выход» за пределы социума в кос-мос отражал стремление личности вырваться из замкнутости «зем-ного» круга, ощутить себя не винтиком мощного государственно-го механизма, но микрокосмом, структурно и сущностно тождест-венным космическому универсуму
В индийской реальности «земной круг», замкнутый на санк-ционированную священными Ведами кастовую систему, настолько жестко детерминировал жизнь человека, что не оставлял каких-либо надежд на возможность избавления от страданий иным путем, чем путем разрыва «сансары» -- цепи перерождений, выхода за ее пределы: если нельзя было изменить карму, надо было осво-бодиться от нее.
«Индивидуалистическая» модель совершенного человека отличалась от нормативной «социальной» тем, что не находилась в прямой зависимости от критериев благочестия, принятых в обществе. Совершенство определялось не сравнением с достоин-ствами других людей, а соотнесенностью с абсолютом, степенью близости к нему. «Тяжелая работа» по совершенствованию -- многоступенчатый путь. Он начинается с соблюдения общечело-веческих норм морали, по существу включенных в кодекс пове-дения, предусмотренный каждым из вероучений. Далее следуют отречения от земных страстей, искушений, аскетический образ жизни. Отключенность от мирских дел позволяет сосредоточить все физические и психические силы на созерцании, на углублен-ном как бы вглядывании в себя, позволяющем в конечном счете ощутить свое «единение» с истиной.
Восхождение по пути совершенствования в буддизме завершает-ся состоянием нирваны. Понятие нирваны получало уточнение и развитие но мере роста влияния учения Гаутамы. Но именно потому, по-видимому, что это некая идеальная цель, желаемая, но практически вообще недостижимая, оно фактически так и не было никогда уточнено до такой степени, чтобы его оказалось возможным выразить какой-либо одной дефиницией. Значение полифопично: затухание, остывание, не существование и т. д.
В неопределенности конечной цели (будь то нирваны в буддиз-ме или дао в даосизме) огромный позитивный смысл: путь совер-шенствования бесконечен, он побуждает к универсальному раз-витию «всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу».
Схоластика и ее роль в философии Средневековья.
Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарица-тельном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии».
Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху но-сила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI--XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Кате-гории» Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались ос-мыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обос-нованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а рас-членение и тончайшее различение понятий, установление опреде-лений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение таким обра-зом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10--12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порож-дали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противо-стояли различные мистические течения, а в XV--XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической свет-ской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфи-лософии, с другой.
Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма
Основы психоанализа как философской концепции били заложены З. Фрейдом. Представителями неофрейдизма были В. Райх, и Г. Маркузе.
Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его, специальное изучение и широкое философское толкование. Сознание, очень важно для человеческой жизни -- с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное «Я». Фрейд выделяет еще две структуры: «сверх-Я», .которое представляет собой некоторую совокупность перенесенных «во-внутрь» психики индивида социально значимых, различных иде-альных принципов, регуляторов, а также «Оно», .которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного.
Многие функции нашего тела, которые обязательно связаны с деятельностью мозга, тем не менее в норме осуществляются -- в чем Фрейд прав -- бессознательно (психопатология демонстри-рует пагубность для человека «выхода» таких бессознательных автоматизмом в сознание). Бессознательны, но Фрейду, и некоторые наши желания и побуждения. Бессознательное «прорывается» в снах. в гипнотических состояниях, а также, например, тогда когда оно «заставляет» нас делать оговорки, описки, бесконтрольно прятать, убирать предметы и т. д. Это своего рода «низшее» бессознательное. «Высшее» же бессознательное 3. Фрейд и его сторонники связывали с процессами творчества, в которых спонтанность интуиции, воображения,«скрытое»от сознания вызревание замысла, идеи, образа, действительно, "играют очень большую роль. 3. Фрейд принимал идеал рационального причин-ного объяснения. Более того, он был искренне убежден, что продолжает традиции рационализма, ибо отвоевывает для причин-ного научного объяснения ту землю, на которую классика не неосознаваемого, бессознательного, решалась вступать,-- сферу не просто нерационального, а именно неосознаваемого, бессознательного.
Важное место в психоанализе отводилось некоторым стиму-лам, влияющим на жизнь человека и его психику (например, сексуальные инстинкты, сексуальный опыт). Но Фрейд преувели-чил их значение, свел их к чисто бессознательным, непреодо-лимым побуждениям, к чему критически относились даже сторон-ники психоанализа К. Г. Юнг и А. Адлер. Однако Г. Маркузе и другие авторы в период молодежного бунта 60--70-х годов именно этот мотив фрейдизма усилили, модернизировав его для объяснения процессов «сексуальной революции».
Тенденции развития психоанализа в современном мире про-тиворечивы. С одной стороны, психоанализ, по крайней мере в виде некоторых частных методик, вошел в психиатрию, психоте-рапевтическую практику. В психологии и философии он стимули-ровал изучение бессознательного, которым ныне активно зани-маются во всем мире. И здесь сохраняются рационалистические научно-исследовательские ориентации, которые разделяли сам Фрейд и его крупнейшие последователи. С другой стороны, в процессе почти векового развития фрейдизма из него выра-стали также крайне иррационалистические, даже мистические формы.
Основные философские учения русской философии конца 19 начала 20 веков.
Давая ретроспективную оценку философии России конца XIX -- начала XX века, следует подчеркнуть, что она, с одной стороны, как бы предвосхитила последующее развитие на Западе целого ряда идей и направлений, с другой стороны, появившиеся в России идейные тенденции чаще всего не оформлялись в систематизированные концепции.
Говоря об общих тенденциях развития отечественной филосо-фии первых двух десятилетий нашего века, нельзя не обратить внимание на ее преимущественно религиозный, а подчас рели-гиозно-мистический, религиозно-символический характер. Философы-материалисты стали группироваться вокруг креп-нущего направления марксистской мысли.
Специфика российской философии -- в ее тесной связи с отечественной культурой, прежде всего с литературой. Пожалуй, впервые в истории России философ начал приниматься всерь-ез в его собственной ипостаси, а не в ипостаси художественного критика, публициста или автора философских стихов или романов.
В первые два десятилетия нашего века отечественная философия развивалась вне марксизма.
Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусст-во, на проблемы человека является безусловной доминантой в русской философии начала XX века. Отсюда ее своеобразный антропоцентризм, персоноцентризм, который чаще всего предстает в виде «христоцентризма». Русский космизм -- удивительное философское явление.
Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда филосо-фов, ученых-мыслителей (Н. ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Умова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, П. А. Флорен-ского, Н. Г. Холодного. А. О. Чижевского) во весь рост встали проб-лемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности
В русском космизме, в свою очередь, представлены две тен-денции. Одна -- это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию.
Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями_
Из всего сказанного ранее о развитии западноевропейской и российской философии первых десятилетий XX века можно сделать вывод о широкой ее переориентации по сравнению с классическим рационализмом. Если классическая философия, отталкиваясь от понимания роли человеческого разума, резуль-татов и форм рационального познания, выходила к широкому рационалистическому взгляду на мир, то неклассическая филосо-фия, критикуя традиционный рационализм, его понимание мира и незнания, претендовала на утверждение нового миропонимания. А точкой отсчета стали изучение и высокая оценка роли нерацио-нальных форм и процессов духовного опыта.
Пространство и время как философские категории.
Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время -- это формы бытия материи.
Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время будут формами, которые его организуют. Вне этих форм материя не существует. Но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Только в абстракции мы можем отделить их от материального мира.
В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущ-ности, которые существуют сами по себе, независимо от мате-риальных объектов.
В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц. Он настаивал на том, что пространство и время -- это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. 0н считает их объективными, независящими от человека и человечества форма-ми бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее движением.
Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он -- постоянно не реализуемое адекватно существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, «сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такая неудов-летворенность, не реализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосред-ственных ее мотивах (материальных и пр.). Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека -- всесторонне развивать все свои способности, внести свои личный вклад в исто-рию, в прогресс общества, его культуры.
В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, в исторически неоднозначных формах.
Л. Н. Толстой видел смысл не в том, чтобы жить, зная, «что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно...» --- писал он. Приз-нать «бессмыслицу жизни» Толстой не мог, как не мог видеть ее смысл только в личном благе, когда «живет и действует человек только для того, чтобы благо было ему одному, чтобы все люди и даже существа жили и действовали только для того, чтобы ему одному было хорошо...»
Мысль о неизбежности биологической смерти человека, про-ходящая красной нитью через все творчество Л. Н. Толстого, не-разрывно связана у него с утверждением нравственного, духов-ного бессмертия человека. Смерть страшна для тех, кто «не видит, как бессмысленна и погибельна его личная одинокая жизнь, и кто думает, что он не умрет... Я умру так же, как и все... но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех».
Нравственный смысл жизни Л. Н. Толстой распространяет и на смерть, и поэтому для него «человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так как при жиз-ни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разум-ности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов». Живя для блага других, человек, считает Толстой, «здесь, в этой жизни уже вступает в то новое отношение к миру, для которого нет смерти, и установление которого есть для всех людей дело этой жизни».
Основные черты философии эпохи Возрождения
Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социаль-но-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаме-нующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под име-нем Возрождения. Вот как Ф. Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основан-ные па национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное обще-ство... Рамки старого круга земель были разбиты; только те-перь, собственно, была открыта земля и были заложены ос-новы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исход-ным пунктом для современной крупной промышленности» .
Социально-экономические изменения сопровождались сущест-венными переменами в умонастроениях. Эти перемены были свя-заны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отно-шению к церкви приобретают не только экономическая и полити-ческая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному проте-кает в разных странах Европы.
Эта новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувство-вания, откуда идет и само название «Ренессанс», то есть «Возрож-дение». В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от антич-ной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.
Неверно было бы считать, что средневековье совсем не знало античности или целиком ее отвергало. Уже говорилось, какое большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее -- аристотелизм. В средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния, любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности в средние века и в Возрождение А Средневековье отно-силось к античности как к авторитету, Возрождение -- как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции;
идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Воз-рождения оказывается его ориентация на искусство: если средне-вековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение -- эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века -- бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
Антропологический материализм Фейербаха
Первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разобла-чении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней но духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. «Бесконечная или божественная сущность,-- пишет Фейербах,-- есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятель-ное существо»
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных за-блуждений необходимо понять, что человек -- не творение бога, а часть -- и притом наиболее совершенная -- вечной природы. Вот как характеризует Ф. Энгельс основные положения мате-риализма Фейербаха: «Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выро-сли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это -- лишь фантастические отражения нашей собст-венной сущности» 'Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само поня-тие «объект». Но Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека -- это другой человек, «Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объектив-ного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь от-чужденная, ложная форма подлинной любви -- любви к другим людям.
Антропологический материализм Фейербаха возник как реак-ция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в кото-ром господство всеобщего над единичным было доведено до пре-дельной степени. До такой степени, что отдельная челове-ческая личность оказалась исчезающе-ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения «абсолютного духа». Фейер-бах встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немец-кий идеализм после Канта, но которое от последнего неотъем-лемо
Учение Фейербаха, несмотря на его односторонность, сыгра-ло важную роль в формировании философских взглядов К. Марк-са и Ф. Энгельса.
Философская концепция Маркса.
В 1844 году соединились в творчестве Маркса важнейшие компоненты для создания единой, целостной философско-мировоз-зренческой концепции. Политико-экономический анализ действи-тельности Маркс соединил с философской традицией немецкой классики и с критической переработкой теорий утопического социализма и коммунизма. Таким образом, источники марксиз-ма -- наиболее передовая общественная мысль Европы. Маркс сознательно ориентируется на создание интернационального, все-мирно-исторического учения.
Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуще-ствлялась Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция. Основное в работе -- идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего.
Фундаментальным, базисным для вся-кого отчуждения человека, по Марксу, являетсяэкономическое отчуждение, или отчужденный труд.
Отчужденный труд (труд по принуждению) Маркс рассматривает в 4-х аспектах. 1. Природа делается для рабочего только средством труда, а вещи, которые создаются в производстве, - средствами жизни, они подчиняют себе рабочего=> он полностью от них зависит.
2. Сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора.
3.Труд подневольный вообще отнимает у рабочего «родовую жизнь»
4.Подневольный труд порождает отчуждение между людьми.
Категория бытия в философии.
Философия, включая в круг своего анализа проблему бытия, опирается на практическую, познавательную, духовно-нравствен-ную деятельность человека. Эта проблема осмысливается с по-мощью категории бытия, а также таких тесно связанных с нею категорий, как небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера. Они выражаются через слова языка, достаточно распространенные в обычной речи. Для понимания философской категории бытия наиболее важно принять в расчет и ее совершенно особое содер-жание, и связь с повседневной языковой практикой.
Философия фиксирует, не просто существование вещи (или человека, или идеи, или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния, идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами, особенностями сущест-вуют и тем самым объединяются со всем тем, что есть, существует в мире. И фиксируются данные связи, характеристики с помощью категории бытия, причем здесь применение этой категории не заканчивается, а только начинается.1
Понимание категории бытия включает два тесно взаимосвязанных смысловых оттенка. Первый и начальный смысл -- «полагание вещей» (мира в целом) с внутренне присущими им свойствами -- исходный пункт философского категориального анализа. Но не только его: в практике человека и человечества этому соответст-вует начальная, но уже глубоко содержательная стадия любого дела, когда установление факта существования тех предметов (сос-тояний и т. д.), на которые деятельность направлена, соединя-ется с отношением к ним как к самостоятельным, «данным» целостностям.
«Бытие» во втором, более широком смысле (включающее в себя бытие в первом смысле, «простое», или «чистое», бытие) --семья категорий, с помощью которых философия стремится наиболее полно и глубоко ухватить, осмыслить ранее рассмотренную проблему бытия. Тут, естественно, применяются и другие категории, но они как бы суммируются, объединяются «под эгидой» обобщающей категории бытия. Категория «бытия» в этом подобна другим всеобщим философским категориям -- она позволяет объединить и затем удерживать в поле анализа уже взятые в их единстве и взаимосвязи доказанные философией утверждения относительно мира и его всеобщих связей.
С помощью категории бытия интегрируются основные идеи, вычлененные в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредель-ная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, ин-дивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах;
их (различное по форме) существование -- предпосылка един-ства мира; 3) в силу объективной логики существования и раз-вития мир (в различии форм его существования) образует сово-купную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.
Философская категория бытия, следовательно, заключает в себе достаточно сложное и комплексное содержание. При его осмысле-нии могут возникнуть трудности, вопросы и сомнения. О неко-торых из них имеет смысл поговорить специально.