1. Исторические формы отношения человека к природе
Взаимосвязь людей с окружающим природным миром является важной проблемой социальной философии, и, как и любая иная философская проблема, она достаточно сложна и многогранна. Особую актуальность философскому осмыслению этой проблемы придает обострившаяся экологическая ситуация.
Диалектическое понимание взаимосвязи общества и природы характеризует ее как развивающийся, объективный и противоречивый процесс. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы. Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия. На примитивных орудиях труда и невысоком развитии разума основывалась так называемая «присваивающая» экономика, включающая в себя собирательство, охоту, рыболовство и изготовление простейших орудий труда и бытовых предметов. «Дикое», первобытное состояние человека порождало признание им своего происхождения от различных явлений природы, зависимости и подчиненности им, что наглядно отражено в мифологии.
Второй этап взаимодействия общества и природы связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризовало переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство (строительство ирригационных сооружений, вырубка под пашни лесов, селекционная деятельность и т. д.) имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявилось различие общества и природы. Начало третьего этапа взаимодействия общества и природы связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. Быстрыми темпами росли общественные производительные силы, гигантски увеличились масштабы материального производства. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия хищнически эксплуатировала не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа превратились в антагонистические противоположности, что нашло отражение в представлении о человеке как о господине, царе природы и в восприятии природы в качестве мастерской и неисчерпаемого источника богатств.
Своего апогея этот процесс достиг в эпоху НТР (научно-технической революции), показавшую ограниченность человеческих попыток произвольно-эгоистического преобразования природы только ради преходящей, сиюминутной выгоды. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие (в гегелевской философии этот термин означает преобразование, изменение самих противоположностей) между обществом и природой. С одной стороны, человечество обладает небывалыми по сравнению с прошлым возможностями по преобразованию природы и общества, а с другой стороны, их реализация привела к небывалым масштабным разрушительным и для природы, и для людей последствиям неразумного воздействия на природу. Возникло и осознание необходимости отказа от старых форм взаимодействия с природой, и социальное движение за формирование нового отношения к природе (движение «зеленых»). Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т. е. становления качественно новых отношений общества и природы.
2. Происхождение Вселенной, уровни организации универсума
Диалектика взаимосвязи общества и природы, прежде всего, проявляется в аспекте взаимоотношения общества, взятого как целостное образование, с так называемой внешней природой, т.е. той природой, которая окружает человека, является средой его обитания. При характеристике внешнего аспекта взаимодействия общества с природой используются такие понятия, как естественная и искусственная среда, географическая среда.
В связи с тем, что общество является малой частицей громадного природного мира (космоса) и реально взаимодействует не со всей природой, а лишь с ее определенной частью, применяется понятие «окружающая среда» все то, с чем взаимодействует общество. Составными элементами окружающей среды являются естественная среда обитания человека и искусственная среда обитания.
Естественная среда это часть природы, с которой непосредственно взаимодействует общество в процессе своего существования и развития. В начале возникновения человечества естественная среда его обитания охватывала лишь небольшую часть земной поверхности. Теперь же она включает не только всю поверхность планеты, но и ее недра, мировой океан, околоземное воздушное пространство, а также часть нашей солнечной системы.
Искусственная среда это такая часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа. В ее состав входит вся совокупность созданных человеком жилищ, населенных пунктов, дорог, транспортных средств, орудий труда, технических приспособлений и средств, предприятий и сельскохозяйственных производств, созданных человеком искусственных материалов и т. д. В разные исторические эпохи роль и соотношение этих элементов окружающей среды были разными и по-разному влияли на жизнедеятельность людей. Общество в своем историческом развитии также оказывало воздействие на окружающую среду, видоизменяя ее. В настоящее время значительная часть жизнедеятельности людей протекает в искусственной среде (не случайна тяга к естественным, натуральным свойствам в составе искусственной среды обитания по мере ее развития, все большего «отрыва» от природы).
Географическая среда это региональная характеристика естественной среды, в которой развивается конкретное общество, государство. Она представляет собой совокупность предметов и явлений неорганической и живой природы, вовлеченных на данном историческом этапе в процесс производственной деятельности конкретных обществ, государств и составляющих необходимое условие их существования и развития. Географическая среда оказывает существенное влияние на различные стороны жизни народов, прежде всего, на развитие материального производства. При этом роль географической среды менялась в ходе исторического развития на ранних этапах истории ее влияние на общество было более весомым, чем в настоящее время.
3. Экологическая философия, биоэтика, экогуманизм
Современное философское осмысление взаимодействия общества и природы связано с изучением экологического компонента исторического процесса. В процессе становления и развития общества стало формироваться и развиваться так называемое экологическое противоречие между обществом и природной средой. Материальная производственная деятельность людей, связанная с преобразованием окружающей среды, всегда вносила определенные изменения в содержание существующих природных связей между живыми организмами, а также связей между элементами неорганической природы. В рамках хозяйственной деятельности стихийно складывалась и экологическая деятельность, направленная на сохранение динамического равновесия между обществом и природой, на бережное, экономное использование природных ресурсов и своеобразное возмещение причиненного природной среде ущерба.
В настоящее время мировая экологическая ситуация чаще всего обозначается термином «кризис». Экологический кризис это нарушение динамического равновесия системы «обществоприрода», крайнее обострение экологического противоречия, требующее изменения связей внутри системы посредством экологической деятельности. Содержание современного экологического кризиса составляют чрезмерно быстрое истощение невосполнимых природных ресурсов общества сырьевых и энергетических; усиливающееся загрязнение природной среды атмосферы, водного пространства и суши; масштабное уничтожение многочисленных видов растений, животных и других организмов; увеличение численности населения и диспропорции в его территориальном распределении. В конечном счете, современный экологический кризис грозит существованию человечества.
Осознание сложившейся ситуации выразилось в многочисленных научных прогнозах и проектах решения экологических проблем, а также в ряде новых философских концепций биоэтики и экогуманизма. Так, В.И. Вернадский, выдающийся ученый-геохимик, размышляя о взаимодействии общества с природой, ввел понятие «ноосфера». Человечество является частью биосферы Земли. Биосфера (греч. biosжизнь и sphairaшар, сфера, область) это сфера всего живого на Земле, включающая в себя населенную организмами верхнюю часть земной коры, гидросферу и атмосферу. В ходе истории человечество превратилось в основную геологообразующую силу, мощно и масштабно воздействуя на планетарное состояние. В связи с этим Вернадский делает вывод о неизбежности перехода существующей биосферы в новое состояние ноосферу.
Ноосфера (греч. noos ум, разум и sphaira сфера, область) это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно в связи с деятельностью людей в интересах совместной эволюции человека и природы. В отличие от религиозно-идеалистического истолкования ноосферы как отвлеченного царства разума, «мыслящего пласта» вне биосферы и над ней (у Тейяра де Шардена), Вернадский рассматривал ноосферу как объективное состояние системы «обществоприрода», складывающееся, формирующееся в настоящее время. Ее создание связано с ростом роли науки в общественном развитии, усиливающейся интеграцией общественной жизни и разумным сотрудничеством государств, демократизацией общественного устройства и формированием экологического сознания в обществе.
Идеи Вернадского о ноосфере получили дальнейшее развитие, в частности, в представлениях российского академика Н.Н. Моисеева о «коэволюции» совместном, гармоничном развитии природы и общества. Центральным тезисом этой и других концепций является положение об ответственности человечества за свои действия в природном мире и необходимости формирования нового типа отношений в системе «общество природа» в связи с изменениями в самом обществе.
4. Эмпирический уровень научного познания
Чувственное и рациональное основные уровневые компоненты всякого познания, не только научного. Однако в ходе исторического развития познания выделяются и оформляются уровни, существенно отличные от простого различия чувственного и рационального, хотя и имеющие рациональное и чувственное в качестве своей основы. Такими уровнями познания и знания, особенно применительно к развитой науке, являются эмпирический и теоретический уровни.
Эмпирический уровень познания, науки это уровень, который связан с получением знания посредством специальных процедур наблюдения и эксперимента, которое затем подвергается определенной рациональной обработке и фиксируется с помощью определенного, нередко искусственного, языка. Данные наблюдения и эксперимента как основных научных форм непосредственного исследования явлений действительности затем выступают тем эмпирическим базисом, из которого исходит теоретическое исследование. Наблюдения и эксперименты в настоящее время имеют место во всех науках, включая науки об обществе и человеке.
Основной формой знания на эмпирическом уровне является факт, научный факт, фактическое знание, представляющее собой результат первичной обработки и систематизации данных наблюдения и эксперимента. Основу современного эмпирического знания составляют факты обыденного сознания и факты науки. Факты при этом нужно понимать не как высказывания о чем-либо, не как некие единицы «выражения» знания, а именно как особые элементы самого знания.
5. Теоретический уровень исследования
Теоретический уровень познания, науки связан с тем, что на нем объект представлен со стороны его связей и закономерностей, полученных не только и не столько в опыте, в ходе наблюдений и экспериментов, сколько уже в ходе автономного мыслительного процесса, через применение и конструирование особых абстракций, а также произвольных конструкций рассудка и разума как гипотетических элементов, с помощью которых заполняется пространство постижения сущности явлений действительности.
В области теоретического познания появляются конструкции (идеализации), в которых знание может выходить далеко за пределы чувственного опыта, данных наблюдения и эксперимента и даже вступать в острые противоречия с непосредственными чувственными данными.
Противоречия между теоретическим и эмпирическим уровнями познания имеют объективную диалектическую природу, сами по себе они не опровергают ни эмпирические, ни теоретические положения. Решение в пользу того или другого зависит только от хода дальнейших исследований и проверки их результатов на практике, в частности, средствами самих же наблюдений и эксперимента, применяемых на основе новых теоретических представлений. При этом важнейшую роль выполняет такая форма знания и познания, как гипотеза.
6. Становление научной теории и рост теоретических знаний
Известны следующие научные исторические типы познания.
1. Ранненаучный тип познания.
Этот тип познания открывает эпоху систематического развития научного познания. В нем, с одной стороны, еще отчетливо видны следы предшествующих ему натурфилософского и схоластического типов познания, а с другой, появление принципиально новых элементов, резко противопоставляющих научные типы познания донаучным. Чаще всего такая граница этого типа познания, отделяющая его от предшествующих, проводится на рубеже XVI-XVII столетий.
Ранненаучный тип познания связан, прежде всего, с новым качеством знаний. Основным видом знаний объявляется знание опытное, знание фактическое. Это создавало нормальные условия для развития теоретического знания научного теоретического знания.
2. Классическая ступень познания.
Имела место с конца XVII начала XVIII до середины XIX века. С этого этапа наука развивается как непрерывная дисциплинарная и вместе с тем профессиональная традиция, критически регулирующая все свои внутренние процессы. Здесь появляется теория в полном смысле слова теория механики И. Ньютона, которая почти два столетия, оставалась единственной научной теорией, с которой соотносились все теоретические элементы естествознания, да и социального познания также.
Самые значительные перемены, по сравнению с ранней наукой, произошли в сфере знания. Знание становится теоретическим уже в современном смысле слова, или почти современном, что было огромным шагом в преодолении традиционного разрыва теоретической проблематики и эмпирического подхода.
3. Современный научный тип познания.
Данный тип науки продолжает господствовать и в настоящее время, на рубеже XX-XXI вв. В современной науке коренным образом изменилось качество предметов познания. Окончательно выявилась целостность объекта, предметов отдельных наук и самого субъекта научного познания. Происходят коренные изменения в средствах современной науки. Совсем иной вид обретает ее эмпирический уровень, наблюдение и эксперимент практически полностью стали контролироваться теоретическим (опережающим) знанием, с другой стороны, знанием о наблюдаемом.
7. Теоретические методы
В соответствии с двумя уровнями научного познания различают эмпирические и теоретические методы. К первым относят наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент, ко вторым идеализацию, формализацию и др.
Метод идеализации основан на универсальном мыслительном приёме, применяемом в любом познавательном процессе абстрагировании, которое представляет собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются абстракции понятия, категории, законы, содержанием которых являются существенные свойства и связи явлений.
Видом абстрагирования является идеализация, сущность которой состоит в мысленном конструировании так называемых идеальных объектов; т.е. объектов, которые не существуют и не могут существовать в действительности, но изучение которых позволяет значительно упростить сложные системы, выделить свойства объектов в их «чистом» виде и благодаря этому установить существенные связи, не заслоненные побочными обстоятельствами.
Сконструировать идеальный объект значит мысленно исключить некоторые реальные его свойства. Так, исключая толщину реального объекта, получают плоскость, исключая ширину, получают линию и, наконец, исключая длину, получают точку. Метод идеализации находит широкое применение в научном познании. Он позволяет переходить от эмпирических законов к теоретическим, формулировать их на языке науки.
В современной науке все более широкое применение находит формализация метод изучения некоторых областей знания в формализованных системах с помощью искусственных языков. Таковы, например, формализованные языки химии, математики, логики. Формализованные языки позволяют кратко и четко фиксировать знания, избегать многозначности терминов естественного языка. Формализацию, основой которой являются абстрагирование и идеализация, можно рассматривать как разновидность моделирования знаковое моделирование.
8. Наука в поисках истины
Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и без него. В то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. Она имеет взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией, этикой, искусством и др. Наука уподобляется верхним этажам здания, но их нет без нижних. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому может служить естественный язык. Хоть наука и выработала свой язык, в тоже врем я не может обойтись и без повседневного. Наука имеет своей противоположностью неверное, неправильное знание, а не то знание, которое, будучи правильным, добывается за пределами науки, в повседневной жизни, практической деятельности, искусстве.
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания. Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как считают позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей, природоведение и обществоведение, философия и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования.
Идеалы науки это ее теоретические и экспериментальные методы, позволяющие достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.
Ученый, максимально информированный в области своих изысканий, за их пределами часто является некомпетентным человеком. Раскрытие физиками тайн атомного ядра позволило создать сначала атомную, а затем водородную бомбу.
Создавать или не создавать атомную бомбу это уже вопрос не физической теории, а скорее психологии, социологии, других гуманитарных наук. Между тем он решался не учеными, а политиками, которые сумели привлечь к исполнению своих замыслов ряд выдающихся физиков и техников.
Рано или поздно необходимо разрешить проблему правильного использования достижений науки. В таком случае мгновенно возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. Французский философ М. Монтень, отмечал, что: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред».
Любой, кто серьезно относится к науке, попадает в ситуации своеобразного выбора, который приходится делать. Занятия наукой вырабатывают определенное ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит логическую дисциплину ума, способность обосновывать делаемые выводы, стремление к истине, достоинства теории и эксперимента. Вместе с тем никакая наука не спасает от догматизма и от неоправданного преклонения перед авторитетами, если ученый не обладает необходимыми свойствами характера, порядочностью, честностью, мужеством.
Применение научных знаний не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экономическом, ни в экологическом, ни в моральном отношениях. Никто не в состоянии лучше самих ученых оценить положительные и слабые стороны применения результатов научных исследований. Прогресс науки не самоцель для человечества, он призван способствовать всемерному развитию человека, в том числе улучшению материальных условий его жизни. Наука не отменяет первостепенную значимость таких ценностей человеческой жизни, как свобода, справедливость, счастье. Она должна помогать развитию человека и как творческой личности. Но будет ли наука действительно способствовать прогрессу общества и человека или же, наоборот, она будет служить силам реакции это уже зависит от людей данного общества, от их ответственности перед будущим.
9. Соотношение философской, религиозной и научной картины
мира
Картина мира это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры. Структура миропонимания:
· философские основания;
· нравственно-мировоззренческая установка субъекта, общества;
· основополагающий принцип систематизации знаний;
· метод или способ постижения мироздания, общества, личности.
Религиозная картина мира основанное на религиозной вере иррациональное постижение Божественного порядка, отличающегося иерархичностью взаимоотношений двух целостностей Бога и Его творения человека.
Естественно-научная картина мира упорядоченная целостность систематизированных знаний о Вселенной и человеке, формирующаяся на базе фундаментальных открытий и достижений, прежде всего естествознания (астрономии, физики, химии, биологии и др.).
Философская картина мира упорядоченная целостность систематизированных знаний в форме идей, учений, теорий и концепций, отражающих предельно общие представления о мире и месте в нем человека.
Список использованной литературы
1. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов./ Ростов-на-Дону.:Феникс, 2004.
2. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс, 2004.
3. Спиркин А.С. Философия. М., 2001
4. Пассмор Д. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
5. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 2006.