Рефераты

Философия как наука

Философия как наука

1. Мировоззрение, его исторический характер. Типы мировоззрения: мифологическое,

религиозное, философское.

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к действительности, к другим людям, к самому себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, поведенческие установки. Основой мировоззрения являются знания, которые составляют его информационную сторону. Но чтобы знание обрело мировоззренческий смысл, оно должно быть освещено лучами нашей оценки, т.е. стать убеждением. Убеждение - идеи, воплощенные в действия, и действия, озаренные идеей. Убежденность является одной из наиболее важных составляющих мировоззрения сильной социально активной личности. Это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые, овладев всем существом человека, подчиняют себе его чувства, совесть, волю и поступки.

Относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер.

Можно выделить три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Мифология (от греч. mifos - предание, сказание, logos - наука) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранней стадии общественного развития. По существу, мифология поставила основные мировоззренческие вопросы -- о происхождении мира, человека, культурных навыков, соц. устройства, тайны рождения и смерти. Мифология - целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции. Основа мифологии - миф - система чувственно наглядных представлений, в которых отражаются существенно необходимые связи и отношения в природе и обществе. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Признаки мифологии:

Универсальность связи сил и явлений и человеческих коллективов;

Антропоморфизм;

Персонификация;

Мифологическое мышление (образность);

Авторитарность.

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность) - мировоззрение, основанное на вере в

существование Бога или богов, "священного, т.е. той или иной разновидности

сверхъестественного".

Вера - способ существования религиозного сознания, особое построение, переживание,

характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой

проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов.

Ф.Энгельс: "Религия - фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые

господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражения, в которых земные силы

принимают силу неземных".

Философия (phileo -- люблю, sophia - мудрость) -- буквально означает любовь к мудрости. В

отличие от мифологического и религиозного мировоззрений, философская мысль представляла

собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом которого стали

позиции разума, интеллекта. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения,

философские системы взглядов претендуют на теоретическую обоснованность, как

содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также

принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

2. Предмет и функции философии. Место философии в системе культуры.

Философия (phileo - люблю, sophia - мудрость) - буквально означает любовь к мудрости. Считается, что впервые это слово употреби Пифагор: "Мудростью может обладать только Бог, а человеку достаточно быть любомудрым".

По Платону философия означает название истинносущего или истинную науку. Истинная наука - система знаний, которая выводится из понятий, т.е. понятие как бы приоткрывает человеку его содержание. Истинный мир - вечный и неизменный, является сам себе причиной. По Канту философия -- познание разума через понятие (понятие-способность мышления). Сколько бы ни было определений философии, при внимательном прочтении их обнаруживается, что философия представляет собой попытку понять, как можно помыслить сущее как сущее, т.е. само по себе, без всяких внешних, обусловленных известной системой знания причин.

Философия обладает всеми признаками науки. Объектом ее изучения является бытие в целом. Ее предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Предмет философии как совокупной науки исторически конкретизировался, и уточняется по сей день различными философскими школами. Предметом религиозной философии является бытие Бога, содержание его творений; натурфилософских школ - природа и космос; школ антропологического направления - человек, его существование, смысл жизни.

Философия - единство философских взглядов. Все философские взгляды можно классифицировать по следующим критериям:

а) Решение основного вопроса философии:

Что является первичным, дух или природа;

Познаваем ли мир.

б) Методы решения философских вопросов: диалектика, метафизика, материализм, идеализм,
рационализм и т.д.

Функции философии:

мировоззренческая - способствует формированию целостной картины мира, представлений
об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

методологическая - абстрактно-теоретическое объяснение мира, общие методы познания и
освоения действительности человеком.

гносеологическая - регламентирует механизм познания -- правильное и достоверное познание
окружающей действительности.

критическая -- проповедуемый всеми философами со времен античной философии принцип -
подвергать все сомнению.

прогностическая - основана на способности философских знаний прогнозировать тенденции
развития, будущее материи, сознания, науки, человека, природы и общества.

воспитательно-гуманитарная - прививает человеку и обществу гуманистические цели и
идеалы, укрепляет мораль, помогает найти смысл жизни.

социальная -- объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному
изменению. Помогает осознать и сформулировать коллективные цели и способы их
достижения.

Философия многогранна. Она охватывает мир человеческой жизни и мир культуры в его многообразии. Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс проблем, взаимосвязей, функций.

С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма сознания. К моменту ее возникновения, человечеством был пройден большой путь, накоплены знания и опыт. Ее появление - рождение вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм культуры.

3.Исторические формы философствования.

Историческими формами философствования являются космоцентриизм, теоцентризм и антропоцентризм.

Космоцентризм. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - алейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Человек рассматривается как "микрокосм", "маленькая вселенная" с богатым духовным содержанием. Природа - органическая часть космической модели мира. Теоцентризм - это философское мировоззрение, которое доминировало в V-VI вв, в котором решается проблема отношения человека к миру через понятие Бога. Основная идея - мир сотворен Богом, человек тоже. Цель и смысл жизни человека - служение Богу. Созданный Богом мир изменить невозможно, следовательно, человек должен изменять свои мысли и поступки. Мудростью считалась вера в Бога и добровольное подчинение Ему. Мир, созданный Богом, изменить невозможно, и поэтому человеку ничего не остается делать, как изменять самого себя, свои мысли и поступки. Так учила эта философия.

В эпоху Возрождения сформировался антропоцентризм. В центре внимания сам человек (он всемогущ). В Италии - гуманизм (человек - высшая ценность). Антропоцентризм - черта мировоззрения, при которой человек рассматривается как центральное звено всего космического бытия, вершина мироздания. Получил разработку в творчестве античных софистов и, особенно, в возрожденческом гуманизме, который противостоял средневековому теоцентризму.

Антропоцентризм был доминирующим мировоззрением человечества на протяжении многих веков. Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле и считалось само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют самостоятельной ценности. Это мировоззрение передает крылатое выражение: "Все для человека". Философия, религия Запада поддерживали убеждение в уникальности человека и его места в центре вселенной, в его правах на жизнь всех остальных живых существ и саму планету.

Возникновение антропоцентризма как мировоззренческой концепции относится к античной эпохе. В Древней Греции существовало несколько философских школ, одна из которых, основанная Аристотелем, признавала правомерность неравенства между людьми, в частности, рабства, и усматривала пропасть между людьми и животными; считалось, что животные созданы для блага человека. Это учение Аристотеля было изложено в более примитивном виде последователем Аристотеля Ксенофонтом и другими. Антропоцентризм Ксенофонта был удобной философией, освобождавшей человека от угрызений совести по поводу судьбы других существ, и приобрел большую популярность. Значительную поддержку это учение получило в лице католического религиозного философа XIII века Фомы Аквинского. В своей книге "Сумма теологика" Фома Аквинский утверждает, что растения и животные существуют не ради самих себя, а ради человека; бессловесные животные и растения лишены разума и поэтому естественно, что они используются человеком для его пользы.

4. Структура философского знания. Философия и специальные науки.

Философия -- система теоретических знаний о сущем как едином целом познаваемом и о способах познания этого целого. Философское знание абстрактно, выводится из понятий. Философское знание - не наука в современном ее понимании, поскольку научное суждение должно отвечать двум основным критериям: быть проверяемым и быть фальсифицируемым, т.е. опровергаемым. Проверяемость означает, что данное суждение может быть воспроизведено сколько угодно раз. Если суждение не соответствует хотя бы одному из этих критерии, то оно не может быть определено как научное.

Философские системы обладают непреходящей ценностью, не устаревают, самостоятельны. Это означает, что никакое историческое развитие не поглощает содержание предшествовавших систем. Главное отличие философии от других наук в том, что она является теоретическим мировоззрением, обобщающем все ранее систематизированные знания.

К особенностям философского знания можно отнести сложную структуру, теоретический, во многом субъективный характер. Это совокупность объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени. Она подвержена влиянию эпохи, влиянию прежних философских школ, динамична и неисчерпаема по своей сути, изучает как сам предмет познания, так и механизм познания, занимается извечными проблемами: бытие, материя, движение и др.

Действительность во всех ее возможных формах непосредственно осваивается чувственно-практическим, философским, научным, художественным, религиозным знаниями. Философия не имеет непосредственного отношения к действительности. Ее отношение к действительности опосредовано системой культуры.

Философское знание можно проструктурировать. В процессе исторического развития выделились специальные науки, изучающие разные стороны в мироздании и его различные явления. Изучение носит характер философского мировосприятия действительности и ведет к накоплению философского знания. Профилософские специальные науки:

космология - учение о мире и мироздании;

онтология - учение о Бытии (о всем сущем как оно мыслится; сущее есть весь предметный
мир);

социология - учение об обществе;

гносеология - учение о познании;

философия антропологии - учение о человеке;

философия истории - учение о жизни общества;

диалектизм - учение о противоположностях.

Данная структуризация философского знания довольно размывчата. Существует множество

структур философского знания и в каждой данной структуре изучаемые явления и объекты

могут быть объектами исследования разных профилософских наук.

Философия - это научно-теоретический тип мировоззрения, основанный на знании, логике,

системности, опирающийся на четкие понятия и категории.

Философия в своем развитии прошла три основные стадии эволюции:

Космоцентризм - философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через
могущественное влияние Космоса и его циклов;

Теоцентризм - в основе мировоззрения объяснение всего сущего через господство
сверхъестественной силы - Бога;

Антропоцентризм - в центре философского мировоззрения стоит проблема человека.

5. Философская картина мира. Монизм, дуализм и плюрализм в понимании мира.

1)Материализм. Материальное в философии - это все, что воспринимается нашими органами чувств (говоря иначе, - это то, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и попробовать на вкус), а также - имеет физические качества или свойства (цвет, запах, размер, плотность, массу и все прочее). Материализм говорит о том, что материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром. Материя - это все. Материализм утверждает, что из материи возникает сознание, мысль, следовательно, идеальна, но она - продукт мозга, а мозг - это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базе материального, благодаря ему и после него.(Фейербах, Маркс, Энгельс).

Идеализм. Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Идеальное в философии - это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё. Оно - первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. (Платон, Гегель)

2)Монизм - учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном своём качестве однообразна. Первоначально он имел форму научного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи: вода (Фалес), огонь (Гераклит). В настоящее время также существует монизм, в зависимости от того, как понимается сущность единого мира. Ф. Вольф называет монистами тех, кто признаёт только одну субстанцию - монизм божественной субстанции (пантеизм, монизм материи, материализм), монизм сознания (имманентная философия, феноменология, психологизм) и др.

Плюрализм - методологический подход, основное требование которого - связать по возможности все стороны и связи изучаемого предмета, использовать в познании и деятельности любые методы, средства, формы и приёмы.(Спиноза).

Дуализм служит для обозначения методологического подхода, утверждающего равноправность, равноценность любых противоположных моментов, сторон, как в реальной действительности, так и в процессе её познания. В более узком смысле, дуализм обозначает философские учения, считающие бытиё и сознание, материальное и духовное двумя равноправными началами (субстанциями).(Аристотель, Декарт)

6. Философская категория «Бытие» её смысл и специфика

Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что есть -- всё видимое и невидимое. Бытие есть то, что может нами мыслиться, что мы можем помыслить. Учение о бытии называется онтологией.

Существует реальное и идеальное бытие. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное -- сущностью. Реальное бытие -- это то, что сообщает вещам, процессам действиям, личностям и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо. Идеальное бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия.

От бытия во всеобщем смысле отличают определённое бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всём. В противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным. Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление.

В теологическом мышлении Бог является вечным творцом бытия, в метафизически-идеалистическом мышлении бытием объявляется дух, в материалистическом - материя, в энергетическом - энергия.

Согласно современной онтологии, бытие - это идентичное во всём многообразии сущего. В древнем понимании бытие (согласно формуле Аристотеля) и есть «сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно до его расчленения на отдельные вещи и предметы.

Антитезой бытия является Ничто (небытие). Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», - благодаря этому раскрывается бытие. Бытие - «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, «смысл бытия». Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего.

По Гегелю небытие есть чистое бытие, т.е. абсолютная неопределённость и начало всего сущего. Чистое бытие отрицательно самому себе. Бытие мыслится как процесс становления, развития и перехода в иное. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия.

Небытие есть понятие относительное, в абсолютном смысле небытия нет. Невозможно представить себе небытие, при любой попытке это сделать в сознании будет витать какая-то форма бытия.

7. Формы бытия, их единство и взаимосвязь.

Бытие - есть всё сущее, как оно мыслится. Не бытия нет. Сущее это предметный мир. Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении бытия и сознания. Его решение зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм. Необходимо подчеркнуть, что в философии выделялись и анализировались различные системы форм бытия.

Нет единого вопроса по этому мнению и сейчас. Философы, представители диалектического материализма, считают целесообразным выделение следующих различающихся, но взаимосвязанных форм бытия:

Бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на бытие
вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого; бытие
вещей и процессов, произведённых человеком.

Бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и
специфически - человеческое бытие.

Бытие духовного (идеального) - которое делится на
индивидуализированное духовное о объективизированное
(внеиндивидуальное) духовное.

Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие
отдельного человека в обществе и истории) и бытие общества.

Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией - материю.

Типология форм бытия важна при выборе решения так называемого "основного вопроса философии". К примеру, материализм полагает основной формой бытия природное бытие; субъективный идеализм - субъективное бытие; объективный идеализм - объективный дух.

8 Философское понятие материи, её значение для познания мира и человека.

До конца XIX в. существовало множество определений материи.

Диалектико-материалистическое определение понятия материи было дано 8.И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении выделено 2 основных признака: 1) материя существует независимо от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. Первая характеристика означает признание материи первичной по отношению к познанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира. Таким образом, данное определение материи предстаёт как сжатая, свёрнутая формулировка материального решения основного вопроса философии (отношение идеального к материальному).

В онтологическом смысле "материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи". Подобный подход к определению материи показывает относительную противоположность между материей и сознанием, природой и духом. Так, индивидуальное сознание через свою субстратную основу осуществляет нераздельную связь духовного и материального.

Атрибутами (неотъемлемыми свойствами) материи являются 1) движение, 2) пространство и время.

Материя охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциональной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя не существует иначе как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве.

Материя характеризует материальное единство мира. В мире нет ничего, что не было бы определённым видом или состоянием материи, её свойством или формой движения, продуктом её исторического развития. Признание материального единства мира является исходным принципом философского материализма в противоположность всем идеалистическим концепциям, в которых в качестве субстанции всех явлений в мире понимается Божественная воля, «абсолютная идея», дух, энергия (Энергетизм).

Материя неисчерпаема, и её познание потенциально не ограничено.

9.Современная наука о структурной организации материи

В основе современного научного представления о строении материи лежит идея её сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Молекула - система, состоящая из атомов и определенной связи между ними, атом - это система ядра и электронные оболочки, стягивающие это ядро. Ядро атома также имеет сложную структуру. В живом мире также царствуют системы: биосфера, человеческое общество, отдельная особь или индивид. Системы взаимодействуют с внешним миром, но основные внутренние связи инвариантны, т.е. устойчивы (хотя и могут изменяться). Эти устойчивые связи между элементами системы и образуют структуру.

Несмотря на уникальность, неповторимость любого объекта материального мира, можно выделить группы объектов, характеризующихся общими признаками строения. Например, атомы, молекулы, живые организмы, космические объекты и др. В соответствии с этими признаками выделяют различные уровни организации материи или ее виды.

Современные границы познания структуры материи простираются от 10-14 см до 1028 см (примерно 13 млрд. световых лет); но и внутри этого диапазона может существовать множество еще неизвестных видов материи. Современная наука выделяет следующие уровни организации материи: элементарные частицы и поля (электромагнитное, гравитационное и другие), атомы, молекулы, макроскопические тела различных размеров, планеты, звезды, внутригалактические системы (туманности, звездные скопления и другие), Галактика, системы галактик, Метагалактика, границы и структура которой пока еще не установлены. В 60-х годах открыты такие объекты, как квазары и пульсары. Несмотря на различные свойства материальных уровней, между ними существуют глубинные связи, определяющие различные формы взаимодействия между ними.

Существование любой материальной системы связано напрямую с взаимодействием как внутренних составляющих ее элементов, так и с другими внешними системами и условиями. Именно эти взаимодействия определяют картину мира, являются ее неотъемлемой характеристикой. Именно взаимодействием различных частиц, полей, сил, уровней материального мира можно объяснить как общую картину мира, которую мы сейчас рассмотрели, так и отдельные ее области, части, фрагменты. Взаимодействия ведут к определенным изменениям.

С точки зрения современной науки основные формы материи - это: 1) системы неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы молекулы, макроскопические тела, космические системы различного порядка); 2) биологические системы (вся биосфера); 3) социально организованные системы (человек, общество). Но материя не сводится только к этим формам, т.к. в бесконечном мире существуют и качественно иные виды материи как объективной реальности.

10.Категория движения в философии. Формы движения.

Движение как философская категория означает изменение любое, всякое, вообще -количества, качества, меры, положения, состояния, функций структуры и т.д.

Движение есть способ существования материи.

Движение представляет собой противоречие абсолютного и относительного, конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного. Противоречие есть такое отношение между противоположностями, когда каждая из них полагает в себе своё иное, получает в силу этого определённость (объективную и субъективную), отрицает своё иное и тем самым отрицает сама себя.

Движение абсолютно и в то же время оно относительно. Покой - момент движения, фиксирующий его относительность. Всякий покой относителен.

Движение является основным атрибутом материи. Оно внутренне присуще ей. Материя не может существовать без движения. Согласно диалектике, источником движения материи (самодвижения) являются внутренне присущие ей противоречия. Постоянное становление и разрешение противоречий выступает именно как самодвижение.

Идея о формах движения материи и их взаимосвязях выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносим с определённым материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает из низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Энгельс выделил 5 форм движения материи: 1) механическую; 2) физическую (тепловую, электромагнитную, гравитационную, ядерную, атомную); 3) химическую 4) биологическую; 5) социальную.

По мере открытия новых форм материи наука вносит корректировки и в классификацию форм движения материи. К ним относятся, например, движение микрочастиц, процессы физического вакуума и другие. Диалектический материализм исходит из принципа единства материи и движения: нет материи без движения и нет движения без материи.

11.Категории пространства и времени в философии.

Время и пространство - основные формы существования материи. Философию прежде всего

интересует вопрос об отношении времени и пространство (в н п) к материи т.е. являются ли

в и п реальными, или это чистые абстракции, существующие только в сознании Философы -

идеалисты отрицают зависимость в и п от материи и рассматривают их то, как формы

индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного

созерцания (Кант), то так категории абсолютного духа (Гегель), Материализм подчеркивает

объективный характер в и п в том, что в и п неотделимы от материи проявляется их

универсальность и всеобщность. Пространство выражает порядок расположения

одновременно сосуществующих объектов, время же-последовательность существования

сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т.е.всякий материальный процесс

развивается в одном направлении- от прошлого к будущему.Естествознание 18-19 веков

говоря об объективности в и п, рассматривало их, за Ньютоном в отрыве друг от друга

и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо oт материи и

движения. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов

(Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 отождествляли пространство с

пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным а время-

протекающим равномерно. Современная физика отбросила старые представления о

пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной

вселенной. Главный вывод теории относительности Энштейна состоит как раз в

установлении того, что время и пространство существуют не сами по себе, в отрыве от

материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи в которой они теряют

самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого, Общая

теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от

скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума

(пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого

ими поля тяготения. В создании современной теории в и п большую роль сыграли идеи

Лобачевского, Римана, Гаусса, Бойаи. Открытие неевклидовой геометрии опровергло

кантовское учение о в и п как внеопытных формах чувственного восприятия Исследование

Бутлерова, Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных

свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических

свойств материи пространственным расположением атомов,Человеческое сознание в своем

развитии все более глубокое и правильное представление об объективно реальном в.и.п.,

Пространство и время - категории философские, посредством которых обозначаются формы

бытия вещей и отражающие, с одной стороны, их событие, сосуществование (в

пространстве), с другой стороны - процессы смены их друг другом, продолжительность их

существования (во времени),Названные категории взаимосвязаны, Общими характерными

чертами пространства и времени как атрибутов материи является. их абсолютность,

объективность и независимость от человеческого сознания, неразрывная связь Друг с другом,

количественная и качественная бесконечность. Однако между ними есть и различия Так,

философы относят к специфическим свойствам пространства протяженность и

рядоположенность (сосуществование) различных элементов, связность, непрерывность

проявляющиеся в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих

определенные размеры и границы, трехмерность (все материальные процессы и

взаимодействия реализуются в пространстве в трех измерениях).Локальными свойстваим

пространства являются симметричность (асимметричность), форма и размеры, расстояние

между телами, местоположение, пространственное распространение, границы отделяющие

различные системы. К специфическим свойствам времени относятся объективность,

неразрывная связь с материей и пространством, движением и другими атрибутами материи,

длительность, выраженная последовательность существования и смены состояния

тел .Конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественные

формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процесса, скорость

измерения состояния, темпы развития являются локальными свойствами времени.

12.Проблема сознания в философии.

В истории философии проблема сознания шла двумя путями. Первый состоял из описания

способов, какими вещи даны в сознании. На философском языке это называлось описанием

феномена сознания. Второй - объяснял, как возможно само сознание т.е.объяснял сам феномен сознания. В философии античности и нового времени эти способы не различались а поэтому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании «растягивала во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его шагов» как ощущения восприятия, представления и т.д.современные философы взяли на себя смелость поставить вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой. Философия дает достоверные ответы на многие вопросы, но проблема сознания до сих пор остается загадкой для мыслителей современности. Сознание - это то, что отличает человека от других живущих существ, оно с с давних пор было предметом

внимания всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Исторически первым был термин

«душа»,В античности наши предки отдавали главенство душе, а не телу, именно душа была

носителем божественного, она существовала сама по себе и была бессмертна .довольно

скоро встала необходимость наряду с понятием «душа» ввести понятие «ум», как

характеристику индивидуального сознания, в противоположность чувствам и эмоциям. Кант

выделил в качестве исходных способностей души способность чувственного познания,

далее рассудок, потом разум, и вывел принцип внутреннего единства психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая познавательная ценность, получил название«интеллект». Существуют различные теории происхождения сознания: космическая природа сознания -- сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей сути и происходит из космоса; биологическая точка зрения: сознание порождение природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку; человеческая точка зрения: сознание - продукт человеческого мозга и присуще только человеку. Сознание выступает как образ окружающего нас мира. Оно отражает мир и и материю, поэтому сознание можно определить как субъективный образ объективного мира. Сознание в некотором смысле вторично по отношению к материи. По времени своего существования материя существует вечно. Сознание появляется только со становлением общества и рождением человека, Возраст сознания в сравнении с возрастом материи очень мал, оно формировалось в ходе развития человека и обособления его от животных в течении 2,5 - 3 миллионов лет. Это сравнительно молодой феномен, порожденный материей в ходе ее развития. Сознание - продукт развития человека и общества или продукт высоко организованный материи. Оно имеет идеальную природу - это положение признают и материалисты: идеальное сознание производно от материи. В философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм - материалистический подход к проблеме сознания отрицающий его как вспомогательную субстанцию и объясняющий его

как порождение материи с позиции физики и других прикладных наук. Солипцизм - крайний

взгляд на природу сознания, согласно которому, сознание индивидуально, оно -

единственная достоверная реальность, а материальный мир его порождение. Объективный идеализм - признает наличие сознания и материи, сознанию отдает первичную роль, и рассматривает его в отрыве от личности как часть «мирового сознания». Умеренный материализм - точка зрения большинства философов, в соответствии с которой сознание - это способ проявления материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.

13.Природные и социальные предпосылки возникновения сознания.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной осиовой психики.

животных и формирования механизмов сознательней деятельности. Сознание могло

возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под

влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков труд же стал

отличительным признаком их преемников -- питекантропов и синантропов -- первых людей

на земле, положивших начало изготовления орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличился их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился

изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища). Наконец, человек

современного типа - человек разумный, поднял уровень техники еще на большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое

материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался

одновременно с развитием руки как органа труда. В процессе развития трудовой

деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. логика практических

действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился

думать. И прежде чем приступить к делу он уже мог мысленно представить и его результат,

и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Ключ к решению вопроса

который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном

слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время

оттачивал лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда

формировался человек и человеческое общество, Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий

между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно только в том случае,

если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов

коллектива и тем самым с достижением конечной цеди. Формирование сознания человека

связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни

индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, историчесик

сложившихся обычаев и нравов.

14.Сознание и самосознание. Проблема идеального в философии.

Человек не только есть сам в себе, но есть и для себя, чтопроявляется в обращенности на

самого себя: он создал себя. Человек мыслит и знает себя. Человек отдает отчет в том,
что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего индивидуального развития
человек первоначально осознает предметы и свои практические действия а на более

высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как

личность. Самосознание предполагает выделение и отличие самого себя, своего я

от всего, что его окружает. Самосознание - это сознание человеком своих действий, чувств,
мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании

самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела,
движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими

людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. самосознание тесно

связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия -

размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей

внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразны - от

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты