гра как элемент присутствует во всех видах деятельности (и в труде, и в отдыхе, и в познании, и в мышлении, и в практической деятельности), но как особый вид деятельности она протекает в трех формах: детская игра, искусство (художественная деятельность) и спорт.
Детская игра занимает-развлекает ребенка и подготавливает его к взрослой жизни. Например, игра девочки в куклы. Это и занятие-развлечение, и подготовка к различным взрослым ролям (матери, жены, врача и т. п.). Формы детской игры весьма многообразны. В них проигрываются основные сценарии жизни и некоторые наиболее распространенные виды профессиональной деятельности.
Во взрослой жизни на смену детской игре приходят игры-развлечения (как формы отдыха), игры-дела (деловые игры, военные и иные игры-маневры) и специальные формы игровой деятельности, не связанные напрямую ни с трудом, ни с отдыхом, ни с познанием, ни с практикой. Это искусство и спорт. И то, и другое -- лишь игра, “жизнь понарошку”. Но: искусство “проигрывает” ситуации с целью воспитания и развития чувств, в частности достижения гармонии, согласия (красоты, прекрасного), а спорт “проигрывает” ситуации с целью воспитания и развития волевых качеств, в частности с соревновательной целью, чтобы совершенствовать бойцовские качества, ощутить вкус борьбы, преодоления, победы, добиться благодаря этому высоких результатов в физическом и умственном развитии.
Искусство ближе к познавательной деятельности, спорт -- к преобразовательной, практической.
В русском языке слово «спорт» появилось сравнительно недавно. Оно укоренилось лишь в ХХ веке. А до него в этом значении обычно употребляли слово «игра». Так и Л. Н. Толстой, говоря у двух видах забав, вместо слова «спорт» употребляет слово «игра». Толстой не вполне прав, разделяя игру и искусство. Любая забава есть игра. И искусство -- тоже игра. Только в игре-спорте главное -- игра сил физических и духовных, борьба, преодоление «понарошку». А в игре-искусстве главное -- игра чувств, эмоциональная жизнь «понарошку».
18.10. Искусство (художественная деятельность)Искусство -- квази- как бы познание и квази- как бы практика.Помимо чистого искусства, не заинтересованного ни в получении знания, ни в получении блага, есть искусство, включенное непосредственно в познавательную или практическую деятельность. Это -- прикладное искусство, с одной стороны, и научно-популярная литература, научно-художественная деятельность, с другой.Если познание -- перевод реального в идеальный план, а практика -- перевод идеального в реальное, то искусство -- способ взаимосогласования и/или “выяснения отношений” идеального и реального, их взаимопереход. Особенность искусства по сравнению с познанием и практикой в том, что оно не является “дорогой с односторонним движением”, т. е. либо движением от реального к идеальному (в случае познания), либо движением от идеального к реальному (в случае практической деятельности). Искусство -- именно взаимодвижение идеального и реального, когда они, с одной стороны, “идут” навстречу друг другу, к согласию и гармонии, а, с другой, как бы спорят друг с другом, “выясняют отношения”, выясняют “кто есть кто” (кто сильнее, важнее, главнее). Результатом поисков согласия и гармонии является красота, прекрасное. Результатом “выяснения отношений” является, как правило, безобразное. Когда идеальное и реальное (дух и тело) “договариваются” -- получается прекрасное. Когда они “не договариваются” -- получается безобразное, уродливое.Прекрасное и безобразное, красота и уродство -- полюсы художественной деятельности.Главная категория в искусстве - красота или прекрасное. Правда, в современном искусстве появилось мода изображать все, связанное с человеком в смысле антикрасоты (абстрактная живопись, театр абсурда или балет Мориса Бежара и т. д.). но в конечном счете художественная деятельность все же ориентируется на красоту, потому что красота - это гармония жизни. Любовь делает жизнь гармоничной, а красота, хотя и не делает ее гармоничной, но украшает ее. Она как бы делает жизнь эмоционально-гармоничной. Благодаря красоте человек настраивается на прекрасное, на гармонию, на лад (согласие, порядок жизни).В искусстве мы проигрываем ситуации, которые могут случиться в жизни, в познании и практике. Это “проигрывание” необходимо человеку (человечеству) для того, чтобы психологически и физически подготовиться к реальным ситуациям, к реальной жизни.Искусство -- “жизнь понарошку”, которая позволяет лучше наладить жизнь настоящую (заметьте, кстати: наладить -- от слова «лад», т. е. красота-гармония). Л. Н. Толстой справедливо писал: «Как происходит совершенствование знаний, т. е. более истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства.» (Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 308)Видами искусства являются изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика...), музыка, художественная литература, театр, кино, цирк, эстрада и т. д.18.11. СпортСпорт, как и искусство, является промежуточной (между познанием и практикой) формой деятельности. Целью спортивной деятельности является не благо, не истина и не красота, а сила как таковая, которая рождается/выявляется в результате победы над противником (действительным или воображаемым, очным или заочным). В спорте самое главное: кто сильнее. Сила может быть интеллектуальной (например, в шахматах), может быть физической (например, в поднятии тяжестей), а может быть смешанной, интеллектуально-физической (например, в волейболе, теннисе). В словарях русского языка См., например: С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1991; Словарь иностранных слов. М., 1982. спорт характеризуется как составная часть физической культуры. Это совершенно неверно. Во-первых, существуют чисто интеллектуальные виды спорта -- шахматы, шашки, карты и т. п. Во-вторых, есть такие виды спорта (например, технические), в которых интеллектуальная составляющая может быть на равных с физической или даже превосходить ее.Вообще, спорту не повезло в философии. Если искусству философы уделяли много внимания, возникли даже специализированные направления осмысления искусства (эстетика, философия искусства), то спорт философы не воспринимали всерьез, как важный вид человеческой деятельности. В итоге мы видим перекос в осмыслении человеческой деятельности в целом, а именно, сдвиг в сторону созерцательно-познавательной стороны. Мало того, что философы грешили преувеличенным вниманием к сфере познания (даже разум часто называли познающим, а мышление рассматривали как абстрактную-теоретическую-высшую ступень познания). И в сфере игровых форм деятельности они отдавали предпочтение познавательноподобным формам, прежде всего искусству.Как и искусство, спорт подразделяется на чистый и прикладной. Например, так называемый большой спорт, олимпийские виды спорта всецело относятся к чистому спорту или спорту ради спорта. Спорт же в армии носит прикладной характер; он служит исключительно целям боевой подготовки. Или джигитовка у горцев.
Спорт можно подразделить на следующие виды: 1. Умственные: шахматы, шашки, карты... 2. Физические: тяжелая и легкая атлетика, футбол, хоккей, бильярд, стрельба... 3. Коллективные: футбол, хоккей, волейбол... 4. Индивидуальные: тяжелая атлетика... 5. Коллективно-индивидуальные: эстафета (лыжи, биатлон, коньки, бег и т.д). 6. Очно-игровые: футбол... 7. Заочно-игровые: тяжелая атлетика... 8. Нетехнические: легкая и тяжелая атлетика... 9. Технические: автомобильные, мото- гонки... 10. Нехудожественные: бег... 11. Полухудожественные: фигурное катание, гимнастика... 12. Художественные: спортивные танцы на льду, художественная гимнастика...
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИЧто я знаю о философии, философах и что я о них думаю? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут. Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.Кто, по Вашему мнению,прав и почему?А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).Декарт утверждал: Я мыслю, следовательно, существую.Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они?Кто, по Вашему мнению, прав? ПрокомментируйтеА. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро).Б. Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания: Гегель: “... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 31).Р. Майер (биолог): “Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа” (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).Прокомментируйте“Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р.Киплинг)Что хотел сказать автор?Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).Что означают слова Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю”? -- Прокомментируйте.Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: “Я знаю, что ничего не знаю”. Другой не менее знаменитый человек (Д.И.Менделеев) возразил ему: "Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. -- Да он и не знал, а мы знаем..." (“Основы химии”)Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.Прокомментируйте слова М.В.Ломоносова:“Оным умникам… легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин”.Кто, по Вашему мнению, прав? ПрокомментируйтеА.: “...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: “Искусство принадлежит народу” (В.И. Ленин)]Б. “Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, -- нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.” (М.Волошин. Заметки 1917 года)Прав ли Ф.И. Тютчев, говоря:Умом Россию не понятьАршином общим не измеритьУ нас особенная статьВ Россию можно только верить Прокомментируйте.Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений -- это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”. Кто из них прав? Или возможен другой ответ?Что такое, по Вашему, притча? Два примера:А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37).Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.Что хотел сказать Шекспир устами Катарины, героини своей пьесы? “Сила женщины -- в ее слабости”.Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:А. Правда хорошо, а счастье лучше.Б. Платон мне друг, но истина дороже.Как Вы оцениваете утверждение:“Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карамазовых” Ф. М. Достоевского). -- Дайте развернутый ответ.Существуют пять состояний знания и незнания:когда мы знаем, что знаемкогда мы знаем, что не знаемкогда мы не знаем, что знаемкогда мы не знаем, что не знаемкогда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).Приведите примеры каждого из этих состояний.Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом?Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?Создан ли мир Богом? Да или нет? -- Какой вариант ответа Вы предпочитаете и почему?Чего в мире больше: порядка или беспорядка? Дайте развернутый ответ.Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов “материалист” и “идеалист” в следующем анекдоте:В суде разводится пожилая пара.Судья спрашивает у мужа о причинах развода.Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. -- Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым? (“не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”).Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните.Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т. Гоббс).Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус).О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру). Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов).Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? Ответ аргументируйте.Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого.Прокомментируйте следующее утверждение:“Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”.Гегель говорил: “Ложно лишь то, что абсолютизируется”. -- Что он имел в виду? Прокомментируйте.Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:А. Один ум хорошо, а два лучше.Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?А. “Не в силе правда, а в правде сила”.Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”).В чем изъян следующего утверждения: “С ними человечно -- быть жестоким, жестоко -- быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).Россия: Восток или Запад? Или что-то другое?Согласны ли Вы с утверждением «Мы не Европа и не Азия. Мы -- русские» (Телепередача «Русский дом», 3-й канал TV 31.08.03). Прокомментируйте.Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?Можно ли считать следующее утверждение частным выражением золотого правила поведения?“Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения:"Наслаждение -- антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь -- нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги).Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).Что есть истина? -- Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.Прав ли Бисмарк, говоря: "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." -- Оцените и прокомментируйте.Что (чего) Вы ждете от жизни? -- Дайте развернутый ответ.Как надо жить, чтобы нам было лучше? -- Дайте развернутый ответ.Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? -- Дайте развернутый ответ.П.Я.Чаадаев: «Любовь к отечеству -- прекрасная вещь. Но еще более высокая -- любовь к истине».Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”. -- Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.Прокомментируйте: Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество -- весь мир. (Демокрит, V век до н. э.)Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:А. Всё познается в сравнении.Б. Сравнение всегда хромает.Руссо был одержим идеей возврата в далекое прошлое, которое он называл золотым веком.; он критиковал цивилизацию и прогресс. "Назад к природе!" - его призыв.На это Вольтер ехидно заметил: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем? -- Дайте развернутый ответ.Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? Дайте развернутый ответ, аргументируйте.Как Вы понимаете счастье? -- Дайте развернутый ответ.Что нужно для того, чтобы быть счастливым? -- Дайте развернутый ответ.Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку заниматься самосовершенствованием? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)? Дайте развернутый ответ.Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»?-- Попробуйте реконструировать ход его мысли.Почему добрым быть хорошо, а злым -- плохо? Дайте развернутый ответ.Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас? Дайте развернутый ответ.С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? -- Дайте развернутый ответ.Рассудите:Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории научного обучения, утверждал: “Человека образуют обстоятельства”. Балашов Л.Е.: “Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств”.Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и в поступках-делах.Дайте оценку факту распада Советского Союза с точки зрения категорий необходимости и случайности.З. Фрейд говорил: «Каждый человек -- психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом». Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора. Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).Б. «Знание -- сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня -- значит быть более сильным завтра» -- Э. Теллер).На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: «быть!». А как бы Вы ответили на этот вопрос? Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина.Дайте развернутый ответ.Можно ли считать случайностью открытие Америки Колумбом в 1495 г. *Дайте развернутый ответ.В чем сущность дилеммы «сциентизм -- антисциентизм», возможно ли ее решение? *Дайте развернутый ответ.В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал 4 фрески. Среди них -- «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?*Дайте развернутый ответ.Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».*Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо «Назад к природе!» и лозунгом Французской революции «Мир хижинам; война дворцам!»?Дайте развернутый ответ.Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)
Б. «Сильные страсти -- слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский).
Дайте развернутый ответ.
Весьма распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина -- за следствие.
Приведите примеры этой ошибки.
Одни считают интуицию высшей формой познания, другие -- атавизмом, доставшимся нам от животных.
А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.
Существуют два полярных мнения о смерти.
А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним -- умиранием и смертью». (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть -- поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как ибнЬфпх мелЭфз (подготовку к смерти [греч.])».
Б. Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. -- См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).
Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.
Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор).
Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).
Дайте развернутый ответ.
ПОЯСНЕНИЯ и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Предлагаемые задачи и упражненияне носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий.
2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить).
3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии.
4. Критерии оценки ответа:
1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа “да”, “нет” не принимаются);
2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров);
3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).
5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии.
Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания.
6.Следует предоставить право студенту выбирать как минимум из двух вариантов задач.
Литература К разделу «Что такое философия»
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. - М.: Идея-Пресс, 2001.
К разделу «Краткий очерк истории философии»
Гегель. Лекции по истории философии.
Рассел Б. История западной философии.
Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Для вузов. -- М.: Высш. школа, 1999.
История русской философии: Для вузов / Ред.-сост. П.П.Апрышко. М.: Республика, 2001.
Гулыга А. Кант.
Гулыга А. Гегель.
К разделу «Философская картина мира»
Аристотель. Категории.
Аристотель. Метафизика.
Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики.
Поппер К. Лекция “Об облаках и часах” -- К.Поппер. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 596-557.
Растригин Л. А. Этот случайный, случайный, случайный мир. М., 1974.
Тарасов Л. В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984.
Категории «закон» и «хаос». Киев, 1987.
Книгин А. Н. Учение о категориях. Учебное пособие. М., 2002.
К разделу «Философия человека»
Платон. Диалоги «Пир», «Федон», «Государство»
Аристотель. Никомахова этика.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию.
Монтень М. Опыты.
Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости.
Соловьев В. С. Оправдание добра.
Поппер К. Открытое общество и его враги.
Проблема человека в западной философии. Сборник переводов. М., 1988.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1985.
Куртц Пол. Искушение потусторонним. М., 1999.
Куртц Пол. Мужество стать. Добродетели гуманизма. М., 2000.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству. -- журн. «Вопросы философии, 1990, №№ 10, 11, 12.
Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить.
Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.
Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов. М.: Российское гуманистическое общество, 2002.
К разделу «Философия деятельности»
Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы.
Поппер К. Логика научного исследования.
Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. Пер. с англ. М., 1984.
Ко всем разделам
Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН; Предс. науч.-ред. совета В.С.Степин. М.: Мысль, 2000-2001.
Тейчмен Д., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих. М., 1997.
Волков Г. Н. Сова Минервы. М., 1973.
Книги автораЖизнь, смерть, бессмертие. М., 1996. -- 96 с.Как мы думаем? М., 1996. -- 60 с.Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М., 1997. -- 293 с.Критика марксизма и коммунизма. М., 1997. -- 69 с.Золотое правило поведения. М., 1996. -- 20 с. (2-е издание, испр., дополн.: М., 1999. -- 23 с.)Что такое философия? М., 1998. -- 33 с. (2-е издание, испр., дополн.: М., 1999. -- 33 с.)Соответствия и антисоответствия между категориями. Проблемы категориальной логики. М., 1998. -- 51 с.Либерализм и свобода. М., 1999. -- 19 с. О любви. М., 2000. -- 48 с. (2-е изд., расшир.: М., 2001. -- 56 с.) Гуманистический манифест. М., 2000. -- 15 с. Россия и мир на рубеже веков-тысячелетий (что было и что будет). М., 2001-2001. -- 28 с. Практическая философия. М.: МЗ Пресс, 2001. -- 320 с. Философия для жизни. Пособие по практической философии. М.: МЗ Пресс, 2001. -- 56 с. Об опасности наркотиков и прелестях жизни без них. Заметки философа. М., 2001. -- 30 с. Мысли о религии. М., 2001. -- 28 с. Негатив жизни: антикультура и антифилософия. М.: ACADEMIA, 2002. -- 39 с.Человек среди людей. (Как вести себя в обществе?). М.: ACADEMIA, 2002. -- 61. Ошибки и перекосы категориального мышления. М.: МЗ-Пресс, 2002. -- 137 с.Глупость философов (самоирония). М., 2003. -- 34 с.Мысли и изречения. (Составитель и автор -- Л. Е. Балашов). М.: МЗ Пресс, 2003. -- 214 с. (Выходит из печати в 2003 г.)На сайте «balashov44.narod.ru» размещены электронные тексты большинства указанных книг автора
499
Указатель имен
501
Абчук В.А. Августин Блаженный Аверинцев С.С. Александр Македонский Александр Север Алексеев В.П. Алешин С. Алкиной (Альбин) Амундсен Р. Анджеевский Аристотель Арсан Э. Архимед Бальзак О. Беккерель А. Белинский В.Г. Бердяев Н.А. Беркли Д. Берне Бетховен Л. Биант Бомбар Ален Бор Н. Боуви Боэций Бруно Дж. Буаст П. Бунге М. Бунин И.А. Буридан Ж. Быкова С.В. Бычко И.В. Бэкон Ф. Васильева Т.В. Виндельбанд В. Вишневский Вс. Вольтер Ф. Вольф Х. Вудберри Галилей Г. Галлай М.Л. Гартман Н. Гаусс Гегель Гекатон, стоик Гераклит Гердер И.Г. Геродот Герцен А.И. Гесиод Гёльдерлин Гёте И. Гитлер Гоббс Т. Голсуорси Д. Гольбах П. Гольденвейзер А.Б.Гомер Гораций Горбовский А. Горький М. Грасиан Б. Грин Александр Гук Р. Гулыга А.В. Гумбольдт А. Гурьев В.
Гусейнов А.А.
Давыдов Ю.Н.
Декарт Р.
Демидов В.И.
Державин Г.Р.
Джалиль Муса
Джеймс У.
Дидро Д.
Диксон Р.
Дильман В.М.
Диоген Лаэртский (Лаэрций)
Дробницкий О.Г.
Екатерина Вторая
Ерофеев Виктор
Жуков Ю.М.
Зинченко В.П.
Иоанн, евангелист
Кант И.
Кантор Г.
Карнеги Д.
Кейзер К. Дж.
Кинди, аль-Кинди
Киплинг Р.
Клайн М.
Кликс Ф.
Клини С.
Коган Л.Н.
Колнаи О.
Колупаев Г.П.
Конфуций (Кун-цзы)
Копнин П.В.
Короленко Ц.П.
Корчак Я.
Коши
Крантор
Кузанский Николай
Курсель П.
Кюри Е.
Кюри М.
Лабрюйер Ж.
Лавров П.Л.
Ламонт К.
Лао-цзы
Ларошфуко
Латышев А.Г.
Леви В.
Леви-Брюль Л. 249
Лейбниц Г.
Ленин В.И.
Лигачев Е.К.
Лихтенберг
Локк Д.
Лондон Джек
Лосев А.Ф.
Лука, евангелист
Луллий Р.
Людовик XV
Майер Р.
Майоров Г.Г.
Макаренко А.С.
Мамин-Сибиряк Д.
Манн Томас
Марк Аврелий
Маркс К.
Маршак С.Я.
Матфей, евангелист
Мелия М.
Менделеев Д.И.
Мечников И.И.
Михаленко Ю.П.
Мицкевич А.
Монтень М.
Мо-цзы
Мэзия Д.
Мюллер Герберт Дж.
Набоков В.
Наполеон
Наумов Л.
Нерсесянц В.С.
Ницше Ф.
Ньютон И.
Окен
Олджер
Оуэн Р.
Ошеров С.
Папазов Д.
Папазова Ю.
Парандовский Ян
Парнюк М.А.
Паскаль Б.
Пастер Л.
Пекелис В.
Пенн Т.
Песталоцци И.Г.
Петровская М.А.
Петр Великий
Пико делла Мирандола
Пирогов Н.И.
Писарев Д.И.
Питтак
Платон
Пономарев А.Я.
Поппер К.
Потебня А.А.
Протагор
Пуанкаре А.
Пушкин А.С.
Пэрриш Энн
Рассел Б.
Рахманинов С.В.
Рентген
Рескин Д.
Роллан Ромэн
Рубцов В.
Рузавин Г.Л.
Руссо Ж.-Ж.
Рюриков Ю.
Рязанцев С.
Салтыков-Щедрин М.Е.
Сенека
Симанов А.Л.
Скотт Р.
Скрипник А.П.
Согомонов Ю.В.
Соколов А.В.
Сократ
Соловьев В.С.
Соловьев Э.Ю.
Солон
Спиноза Б.
Сталин И.В.
Суворов А.В.
Тахо-Годи А.А.
Толстой
Томасиус Х.
Троцкий Л.Д.
Трубников Н.Н.
Ученова В.
Фалес
Фейербах Л.
Фердинанд I, император
Фома Аквинский
Франс А.
Фролов И.Т.
Фролова Г.В.
Фурье Ш.
Хайдеггер М.
Хейз
Хилон
Цицерон
Чаадаев П.Я.
Чайковский П.И.
Чапек К.
Чехов А.П.
Чуковский К.И.
Шаповалов В.
Шамфор
Шекспир У.
Шляпентох В.Э.
Шопенгауэр А.
Шоу Б.
Штофф В.А.
Шуман Р.
Эмерсон Р.У.
Энгельс Ф.
Эпиктет
Эсхил
Ювенал
Юдин Б.Г.
Юм
Ямвлих
Ясперс К.
Corey G.
505
-- у древних
505
Лев Евдокимович БалашовФ и л о с о ф и яСистематический курсЛев ЕвдокимовичБалашов, философ-писатель, автор 20-и книг, родился в 1944 г., окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат философских наук, в 1990-1993 гг. был депутатом Моссовета, доцент, преподает философию и логику в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова и в Московском государственном университете инженерной экологии, член редколлегии Вестника Российского философского общества.