Рефераты

Лекции по этике СЗАГСа

богатстве, а в творческой самоотдаче своему делу». В этом отношении

руководитель компании равен уборщице, которая старательно моет полы и т.д.

Следующая позиция протестантизма: «Самоотдача в творчестве искупает

возможные самоограничения, самоуход из других сфер жизни». Подобная

трактовка возможности самоограничения в других сферах ради одного дела

привела к появлению концепции пуританизма (течение в протестантизме,

которое проповедует жёсткие ограничения в личной жизни).

Практически тридцатилетняя война в Германии была войной за понимание

абстрактных ценностей и идеалов, а не за материальные блага. Эта война

вызвала большие потери, была выведена из сельскохозяйственного оборота

большая часть земель, погибла третья часть населения. Для мира победа

протестантизма оказалась важным событием, так как именно он послужил

основой капитализма. Бурное развитие цивилизации привело к тому, что людей

перестал устраивать архаичный культ совершения таинств.

Протестанты упростили культ, исключили иконопись, только некоторые

направления оставили в ритуалах причастие и крещение, так как протестантизм

предполагает индивидуальное понимание Бога и веры.

8 Развитие цивилизации Новейшего времени и специфика нравственных

процессов.

1 Основные тенденции в изменении морали к началу III тысячелетия.

1. Всё более значимую роль приобретает развитие фундаментальной науки как

единственно возможного решения проблем экологического кризиса и выживания

человечества, например – разработка альтернативных источников энергии, от

термоядерного синтеза до солнечных батарей. Как следствие возрастания

роли фундаментальной науки возрастает значимость специального высшего

образования и роль в обществе всех слоёв населения, которые обеспечивают

возрастание темпов фундаментальных исследований.

2. Создание единых коммуникативных систем (транспорт, связь, средства

массовой информации, компьютерные сети и т.д.). Это делает более высокими

темпы обмена информацией между народами, знакомство со спецификой образа

жизни и достижений, возможность усваивать лучшие образцы и находки не

только в сфере технологий производства, но и в сфере поведения. Поведение

человека, его мораль, приобретает всё более унифицированный характер.

3. Традиционная культура, которая издавна базировалась на господствующих

религиозных ценностях, особенностях образа жизни и психологии конкретных

народов, территорий, исторических периодов развития – уходит в сферу

элитарного потребления, становится в силу ряда обстоятельств

малодоступной значительным массам населения (сложность восприятия,

требование специальной подготовки, необходимость знакомства с

господствующими фундаментальными религиозными основами, время). Таким

образом, в определённом смысле прерывается связь поколений, особенно в

связи с тем, что из жизни большинства людей уходит традиционный

национальный фольклор, который был другим носителем нравственности

народа. Место традиционной культуры занимает массовая культура, которая

по сути вненациональна и тиражирует унифицированные, усреднённые образцы

внешнего поведения, покоящегося на подражании, заражении, а не на

внутреннем принятии тех или иных стандартов в результате размышлений.

4. Возрастающий объём информации толкает общество к необходимости сокращать

в образовании гуманитарную составляющую в целях увеличения практического

прикладного знания и освоения новых научных дисциплин и открытий, в то

время как забота о нравственности направляет нас на противоположный путь

– увеличение гуманитарной составляющей. Один из путей – увеличение

продолжительности образования, но в увеличении сроков образования есть

существенная опасность: молодые люди всё позже вступают в социальную

зрелость, то есть приобретают необходимые навыки для полноценной

адаптации в обществе. В результате процесса акселерации, прокатившегося

по развитым странам мира в 60 – 80-е гг. ХХ в. физическое созревание

человека ускорилось. Образовался существенный разрыв (8 – 10 лет) между

физическим развитием и социальной зрелостью.

5. Общество по своим социальным параметрам делится на всё большее

количество групп: по профессии, по демографии, по этической составляющей.

Большие потоки миграций породили проблему полукровок.

6. Рост крупных городов и городских агломератов (сращивание единого

мегаполиса с рядом мелких городов в единую систему) привёл к

существенному изменению в процессах формирования морали. Возникла мораль

городских и сельских жителей. Это произошло в результате изменения

традиционных механизмов формирования и передачи нравственности, контроля

за её исполнением и функционированием. Эти традиционные механизмы по

прежнему действуют в сельских и отдалённых от мегаполисов территориях. В

городах же мораль начинает формироваться под влиянием других механизмов.

2 Урбанизация и её влияние на общество.

Урбанизация – это процесс ХХ века. Рост крупных городов был обусловлен

развитием крупной машинной индустрии и необходимостью создать

инфраструктуру, обеспечивающую всёвозрастающие количества рабочей силы

(образование, медицина, система релаксации, обеспечения быта и т.д.). В

результате крупные предприятия требовали в города всё больше людей для

своего обслуживания. В начале ХХ века было всего несколько крупных городов

(с населением свыше 1 млн. человек). К 60 гг. ХХ века крупных городов было

свыше полутора сотен, росли они очень бурно, счёт населения шёл на

миллионы. Темпы прироста городского населения оставались очень высокими всю

вторую половину ХХ века. Города с населением в несколько миллионов человек

получили название мегаполисов.

1. В сельской местности господствует многопоколенная семья, она, как

правило, ведёт совместное хозяйство. Передача традиционных ценностей

осуществляется естественным образом в повторении образа жизни

предшествующего поколения. В городе господствует нуклеарная семья

(родители + дети), которая демонстрирует гораздо большее разнообразие

моделей поведения. Это будет зависеть от уровня образования родителей,

материального достатка, социальных предпочтений.

2. В сельской местности очень сильны механизмы наблюдения за поведением

людей в общине. Каждый считает себя ответственным за поведение другого. В

городе – относительная анонимность поведения, ощущение относительной

бесконтрольности. Человек начинает ориентироваться только на мнение его

микросреды, а это намного более узкий круг, чем тот, что имеет место в

сельской местности.

3. В любом обществе есть люди с отклоняющимся поведением, с разнообразными

склонностями. В сельской местности возможность найти похожих людей

значительно меньше, чем в городе. В результате город даёт более

дифференцированное поведение. В городе больше возможностей познакомится и

с этническими особенностями поведения людей, с религиозными особенностями

поведения, более доступна культура и средства массовой информации.

Существенное влияние на мораль в городах оказывает возрастающий темп

жизни. Это приводит к тому, что в сфере массового общения всё больше

распространяются унифицированные модели поведения, единые для всех

социальных групп и слоёв в сфере массового поведения. Особенности

морального поведения, в том числе религиозной нравственности уходят в

сферу семьи, микросреды, клубов по интересам, - то есть в замкнутые

общности.

9 Этика ненасилия.

1 Сущность и особенности этики ненасилия.

Идея ненасилия заложена уже в библии. Но та же идея ещё раньше

появилась в буддизме: «Не убей ничего живого» – принцип абсолюта. Все

религии содержали элементы, которые послужили основой этики ненасилия. В

XIX в. возникают разнообразные течения ненасилия, например толстовство, но

подлинный толчок к развитию этики ненасилия дал ХХ век, для этого было две

основные причины:

1. Общество к ХХ веку накопило огромные ресурсы для возможного

самоуничтожения. Гибель гигантских масс людей в 1 и 2-й мировых войнах

была ужасающей, она потрясала сознание. Однако именно войны показали, что

общество накопило и продолжает накапливать пласты социальных противоречий

самого разного уровня (Запад – Восток, Север – Юг, Метрополии – Колонии,

Работодатели – Наёмные работники и т.д.).

2. Особенно бурными темпами разные типы социальных противоречий

накапливались во 2 половине ХХ века. Это было связано с ускорением темпов

цивилизационных преобразований, а также с развитием систем коммуникаций,

которые сделали мир единым и опыт, образ жизни, способы достижения целей

других людей стали достижимыми.

У истоков современной этики ненасилия стояли две уникальные фигуры:

- Махатма Ганди, религиозный буддистский деятель, возглавивший борьбу

за освобождение народов Индии от колониального рабства,и

- Мартин Лютер Кинг, Баптистский священник из США, возглавивший в

начале 60-х годов борьбу против расовой сегрегации в Америке.

Именно благодаря ему в США появились первые смешанные школы, где

обучались и «белые» и «чёрные».

Понятие «ненасилия» характеризует позицию только одной стороны в

конфликте, того, кто исповедует этот принцип, и касается поведения этой

стороны социального конфликта по отношению к представителям противоположной

стороны. Махатма Ганди говорил: «Этика ненасилия не для трусов, она для

мужественных людей». Он первым сформулировал основные принципы этики

ненасилия.

2 Принципы этики ненасилия.

1. Это осознанная позиция, когда мы не уходим от борьбы, а противостоим

другой конфликтующей стороне, используя волю и логику убеждения.

2. Представители этики ненасилия выступают против самого зла, а не против

вольных или невольных носителей этого зла.

3. Этика ненасилия предполагает большое личное мужество. К этому надо себя

готовить, и лучше не начинать выступления, чем не доводить его до конца.

Каждый участник должен оценить ситуацию и свои силы.

4. Участие в акциях ненасилия предполагает уважение к противной стороне. Не

должно быть унижений, оскорблений. Выступления касаются только сущности

дела, мы должны уважать принципы другой стороны.

5. Главная цель – заставить противоположную сторону переосмыслить свою

позицию, поведение, и начать действовать в другом направлении.

Мартин Лютер Кинг, характеризуя основную идею ненасилия, говорил: «Мир

изначально создан Богом справедливо. Это человек в процессе деятельности

внёс в него несправедливость. Решая постепенно, последовательно одну

социальную проблему за другой, мы приращиваем справедливость, делая мир

более похожим на тот, что создал Бог».

За 2 половину ХХ века, к числу наиболее действенных акций ненасилия

относят: «Соляной марш» под руководством Махатмы Ганди в Индии, в котором

приняли участие миллионы человек. Результатом стало бескровное освобождение

Индии от колониальной зависимости. Другой пример – начало решения проблем

расовой сегрегации в США в результате «Марша мира», в котором участвовали и

«белые», и «чёрные».

Акции ненасилия могут быть организованы по горизонтали и по вертикали.

По вертикали они проходят под патронажем государственных политических

структур, пользуются поддержкой и бывают действенными с точки зрения

принятых решений. Эти акции предпринимаются, чтобы инициировать решение,

опираясь на волю народа. По горизонтали – акции обычно бывают более

массовыми, организуются активными общественными органами. Их деятельность,

как правило, бывает не столь велика, но чем более массовые акции удаётся

организовать, тем больше воздействие на народ, а следовательно, и на

власть.

3 Основные этапы ненасильственных действий.

1. Сбор информации о причине конфликта. Должна собираться всесторонняя,

глубокая информация из различных источников, которые должны представлять

широкую палитру точек зрения на эту проблему и на пути её решения.

2. Формулируются способы и методы ненасильственных действий, выбираются их

виды. Всё это делается исходя из соображения разумности и рациональности

этих действий. Публичность этих акций – вещь обязательная. После

определения темы выступления привлекаются средства массовой информации,

информируется другая сторона конфликта. Действия согласуются с

государственными и муниципальными органами: даты, места проведения акций

и т.д., так как по закону они должны обеспечивать охрану.

3. Внутренняя подготовка каждого участника к действиям в рамках

запланированной акции. Этот период не локализован во времени, здесь

человек должен решить: готов ли он идти до конца против официальной точки

зрения, выдержать последствия акции и т.д. Для того, чтобы людям было

проще проверить себя, в университетах США существуют практики по

ненасилию, где любой может проверить себя.

4. Планирование основных действий, согласование с государственными и

муниципальными органами, отбор и организация участников.

5. Сами акции ненасилия. Они могут быть относительно кратковременными,

могут быть более длительными. Главное – показать, что акция выражает

точку зрения большинства.

6. Подведение итогов акции, оценка результатов, оценка хода акции.

Намечаются дальнейшие действия.

Известно более 200 видов акций ненасилия, они разнообразны,

группируются по определённым принципам (экономические, идеологические и

т.д.). Точное число видов акций ненасилия установить нельзя, так как всё

время появляются новые находки и идеи и устаревают другие.

Особый вид акций ненасилия – театрализованные акции (сжигание чучел и

т.д., соединение театра с активной формой протеста). Крайняя форма

ненасилия – всякого рода акции публичного самоуничтожения. Бывает, что эти

акции носят массовый характер.

Обязательное условие любой акции ненасилия – это её публичность.

10 Этика самоограничения.

1 Особенности современной цивилизации и экологический кризис.

Процесс развития науки, технологий и удовлетворения потребностей

практически неостановим. Определённого уровня развития, связанного с

развитием постиндустриального общества, достигает всё большее количество

стран. В основе этики ненасилия стоит воспроизводство.

Происходит перенос промышленного производства развитыми странами в

страны 3-го мира, где в результате этого происходит своеобразное повышение

уровня жизни и изменяются стандарты жизни. Следствием этого является

исчерпание природных ресурсов.

Ограничение рождаемости проблемы не решает: население растёт. В

середине 80-х годов в 17 странах мира использовались мягкие формы

ограничения рождаемости, а в 16 странах – принудительные способы.

Следствием движения мировой цивилизации по данному пути стал мировой

экологический кризис (кризис среды обитания), в который входят:

. Исчерпание пищевых и энергетических ресурсов;

. Исчезновение чистой воды;

. Сокращение пахотных земель;

. Загрязнение воздушного бассейна;

. Парниковый эффект;

. Изменение атмосферных явлений и т.д.

Данные процессы вызвали необходимость осмысления пути, по которому

идёт человечество и приступить к выработке исправляющих программ, с тем,

чтобы хотя – бы снизить темпы экологических повреждений. Важной

составляющей этих программ является этический компонент и выдвижение

проблем сохранения цивилизации в качестве важнейшей доминанты нравственного

поведения. Совокупность взглядов на эту проблему в этике получила название:

«Этика самоограничения». Это скорее мировоззрение, нежели стройные

концепции и теории. Основной элемент составляют эмоциональное потрясение от

осознания факта, что человечество может уничтожить себя практически

добровольно, продолжая следовать по пути современной цивилизации и ничем не

ограниченного воспроизводства.

2 Этапы развития и сущность этики самоограничения.

Этика самоограничения прошла в своём развитии три этапа:

1. Середина XIX – начало ХХ века. Возникновение в различных странах Европы,

в США и России групп и сообществ, ставивших себе целью сохранение

окружающей природы. Основной состав участников – интеллигенция, студенты,

состоятельные люди. Недостатком этого периода было то, что все эти

объединения имели ярко выраженную террористическую принадлежность. На

каждой территории такие общества ставили ограниченные, локальные цели. В

России направленность этих обществ была на сохранение лесов и запрет

охоты. Существенного влияния такие сообщества оказать не могли, но им

удавалось проводить некоторые природоохранные мероприятия и формировать

общественное мнение.

2. 60 – 70-е годы ХХ века, «Этика потрясённых». В это время по западной

Европе прокатилась волна мощных демонстраций, требующих остановить

технический прогресс. Главной составляющей этих выступлений были

представители высших слоёв рабочего класса (техническая интеллигенция,

студенты). К этому моменту людям, занятым на передовых на передовых

рубежах цивилизации, стало очевидно, что целый ряд процессов технического

прогресса чреват для человечества как минимум большими потрясениями, а

может быть даже и гибелью. Факт накопления опасного оружия подогревал

недовольство. Хотя выступления были массовыми, но разные слои и группы

участников имели своё видение проблемы и своё видение путей выхода из

сложившейся ситуации. Они не были едины в своих требованиях и целях, и не

достигнув взаимопонимания между собой, не могли оказать на общество

сильного воздействия. Взгляды участников расходились очень значительно.

Одно из направлений этого движения: философия хиппи: «Возврат человека к

природе и полный отказ от благ цивилизации». Не найдя понимания и

поддержки в обществе, ряд групп хиппи организовали общины, которые

поселились в труднодоступных местах и на практике пытались реализовать

свои взгляды. Большая часть технической интеллигенции не ратовала за

отказ от цивилизации. Они говорили о необходимости отказаться от

некоторых направлений исследований, о введении мораториев на

исследования, опасные для мира. Они говорили об изменении темпов

цивилизационного развития. Больше всего они взывали к нравственности,

призывали выработать личные принципы и не участвовать в производстве,

которое может быть опасным.

Вступление большой группы стран в цивилизацию постиндустриализма.

Последние 30 лет ХХ века, когда произошёл резкий скачок в технических

науках, системе коммуникаций, темпы преобразований, включённость в них

населения планеты резко возросли и последствия пути неограниченного

воспроизводства стали более очевидны. О нехватке питьевой воды заговорили

даже в Западной Европе. Появились проблемы, связанные с изменением

человеком планеты и способностью адаптироваться к окружающей среде

(появилось много младенцев с патологиями развития).

Характеристики последнего этапа:

. Разрозненные организации второго этапа этики самоограничения

постепенно структурировались и превращались в общественные

объединения, движения и партии. В ряде стран эта организационная

деятельность прошла так успешно, что они стали оказывать большое

влияние на общество и политическую жизнь (так называемые

«Зелёные»). В конце 70-х годов «Зелёные» стали входить в

парламенты, и, соответственно, воздействовать на законодательство.

. Активное включение церкви в движение за нравственные ценности этики

самоограничения. В движении участвуют все христианские церкви, ряд

мусульманских организаций, особая роль в современный период

принадлежит католической церкви, но не в лице её руководителей. В

среде католических священников оформилось мощное течение, которое

возглавили теологи из университетов Западной Европы. Суть взглядов

этого течения следующая:

Церковь должна признать свою вину за сложившееся в сфере

взаимоотношений с природой положение, за беспечность людей, за

потребительское отношение к природе, за бездумную эксплуатацию природных

богатств, - значительная доля вины за всё это лежит на церкви. Эта вина

связана с теми нравственными трактовками библии, которые сложились в начале

нашей эры, были приняты церковью на вооружение, пропагандировались ею и

внедрялись в сознание. В этих трактовках человек – господин природы, а

природа должна была удовлетворять потребности человека. Не говорилось, что

человек – неотъемлемая часть природы, что её гибель есть и гибель человека.

В качестве выхода они предлагают пересмотреть с современных позиций всё то,

что связано в библии со ззаимоотношениями человека и природы, изменить

нравственные ориентиры и сделать это основой современной проповеднической

деятельности церкви с тем, чтобы постепенно изменить мировоззрение

человека, его способы действий и взаимоотношения с природой.

Идеи этики самоограничения.

С одной стороны, идеи этики самоограничения очень понятны на обычном

уровне сознания: если что-то исчерпывается, то это нужно беречь. Но с

другой стороны, распространение этих идей наталкивается на целый ряд

проблем.

Следует изменить приоритеты в развитии цивилизации, потоки и способы

инвестирования, а также отказаться от целого ряда направлений в

удовлетворении потребностей. Это ведёт к перераспределению финансовых

потоков в научных исследованиях, а с другой стороны, требуется изменить

сложившийся десятилетиями образ жизни человека. Суть этого изменения в

переходе от ничем не сдерживаемого расширения производства и потребления к

принципу умеренности и достаточности для полноценного развития человека.

Приоритеты общественного производства и потребления должны перейти от

материальной сферы к сфере духовного производства и потребления.

3 Международные аспекты этики самоограничения.

1. Примерно к началу 70-х годов общество осознало необходимость

консолидации усилий в направлении развития различных аспектов

самоограничивающего поведения. Это ознаменовалось созданием ряда

международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, и т.д.) и заключением целого ряда

2-х сторонних и многосторонних договоров по охране природы и сбережению

природных ресурсов.

2. Оказалось, что целый ряд решений в сфере сберегающих технологий требует

развития фундаментальной науки в направлении поиска новых энергетических

ресурсов, сохранения природного водного баланса и т.д., эти ислледования

оказались очень дорогостоящими. Появилась необходимость создания

международных исследовательских центров.

3. Освоение мировоззрения, связанного с сохранением окружающей среды,

потребовало серьёзной корректировки деятельности СМИ со стороны таких

организаций, как ЮНЕСКО. Был создан экологический туризм, массовое

производство питьевой воды.

4. В ряде университетов открыли отделения подготовки специалистов по данной

проблематике, во всех странах началось массовое принятие природоохранных

кодексов и законов. Началось сращивание правового воспитания сознания

населения с экологическим сознанием.

Особенности этики частных специальных систем.

13 Этапы становления и развития профессиональной морали.

Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов,

идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих

их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика»

здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое

словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной

морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались

в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным

профессиональным предписаниям.

Становление норм профессиональной этики относится к периоду раннего

рабовладельческого общества, когда стали оформляться первые относительно

массовые профессии. В ранних письменных источниках есть свидетельства того,

что уже более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость определённых

нравственных запретов в ряде профессий, и то, что сами профессии, вернее

принадлежность к ним, могут формировать у людей ряд как положительных, так

и отрицательных нравственных качеств. В качестве примера можно сослаться на

древне шумерский текст сочинённый примерно за 2000 лет до новой эры. В нём

речь идёт о взаимоотношениях учителя и ученика. История бытовая. Мальчик

учится в школе при храме на писца, один из школьных дней сложился для

ученика неудачно: ему досталось от разных учителей и за болтовню в классе,

и за то, что он встал с места во время урока, и за то, что он вышел за

ворота школы. Хуже всего было то, что недовольный его рукописями учитель

побил ученика палкой. Поэтому ученик внушил отцу мысль, что неплохо было бы

пригласить учителя в дом и задобрить его каким-либо подарком. «Отец внял

словам сына. Учителя пригласили в гости, и когда он вошёл в дом, посадили

на почётное место. Ученик стал ему прислуживать и хлопотать вокруг него».

Отец хорошо угостил учителя, «облачил его в новое одеяние, преподнёс ему

подарок, надел ему на палец кольцо». Смягчённый такой щедростью учитель в

поэтических выражениях стал утешать ученика. «…Да будешь ты лучшим среди

братьев своих и главным среди друзей своих, да займёшь ты первое место

среди всех учеников!.. Ты хорошо учился в школе, и вот ты стал учёным

человеком». Бесспорно это одно из древнейших свидетельств о первых

взяточниках и первых подхалимах. Не случайно, что взяточничество связали с

профессией учителя, тогда (как свидетельствуют источники) как и сейчас

зачастую их доходы были ничтожны, и они очень радовались подаркам и

подношениям. Характерно, что приведённый текст сочинён школьным учителем и

был широко тиражирован, как важный документ. Сегодня в библиотеках мира

имеется 21 его копия[2].

Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе

Древней Греции начали складываться первые прообразы будущих

профессиональных моральных кодексов.

Едва ли не первая клятва на верность профессии появилась в среде

людей, призванных служить человеку. В обещании-клятве, которую давали в

Древней Греции врачи, оканчивающие так называемую школу асклепиадов,

говорилось: «Образ жизни больных я буду по мере моих сил и разумения

устраивать к их пользе, и буду предохранять их от всякого вреда и порока…

Что бы ни случилось видеть и слышать при моей врачебной деятельности… о том

я буду хранить молчание, и считать тайной то, что не подлежит оглашению».

Положения, выработанные школой асклепиадов, перекликались с идеями

знаменитой клятвы Гиппократа, не потерявшей своего значения до наших дней.

Профессиональная мораль первоначально складывается в среде профессий,

представители которых непосредственно при выполнении своего

профессионального долга контактировали с людьми: врачи, учителя,

воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. В этих

контактах они могли оказывать воздействие на физическое и моральное

состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную

обстановку. Количество норм в первых профессиональных кодексах было

невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной

деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали

степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды

оформления профессиональных моральных норм.

Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху

позднего средневековья, к этому послужило несколько причин. Прежде всего,

укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что

предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как

армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в

средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий,

обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга.

Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался

формированием нескольких тенденций:

Значительно расширился круг профессий, в отношении которых

формировались нравственные требования, в основном за счёт профессий,

которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего

труда. Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных

цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению

определённых нравственных обязательств.

Во-вторых, нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали

делится на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие

общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения

представителей профессии с остальным населением. Данное деление было

вызвано тем, что к этому моменту люди оценили то, насколько оценка и

признание их труда зависит от особенностей труда, поведения и отношения к

профессии их коллег по ремеслу. Это связано с тем, что в Западной Европе в

это время бурно развивались города, торговля, поэтому люди, покупая товар,

меньше всего думали о личности изготовившего этот товар. Прежде всего новые

моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и

производимых изделий всеми членами профессионального братства, затем ряд

норм определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания

благоприятной обстановки в труде и в реализации результатов своего труда

всеми членами профессионального сообщества. Ремесленники одной профессии

жили на одних улицах (например, улица гончаров, сапожников, и т.д.), и им

было строго запрещено завлекать разными способами того клиента, с которым

уже договаривается их коллега. Также на витрине можно было выставлять

только свою продукцию, без приукрашивания её различными способами и без

других, отвлекающих внимание вещей. Впоследствии эти моральные требования,

складывающиеся внутри профессий, составят с одной стороны основы служебной

этики, а с другой лягут в основание формировавшейся корпоративной этики со

всеми её положительными и негативными чертами.

В-третьих, стали складываться моральные нормы, а впоследствии и

кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти

нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность

уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии есть

пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в

медицине – врачи, сиделки, медсёстры и пр. По мере укрепления государств

значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось

их влияние на общественные отношения, причём зачастую господствующая в этих

социальных системах мораль воздействовала не только на отношения внутри

государств, но и на международные отношения, представляя и характеризуя

свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные

основы деятельности армии или государственного аппарата.

Рассмотрим более подробно становление этики такого социального

института, как церковь, взяв за основу деятельность средневековых

проповедников. Анализ проповедей позднего средневековья свидетельствует,

что состояние духовенства вызывает у проповедников самую серьёзную

озабоченность. Они обличают такие пороки, как стяжательство, нечестность,

прелюбодейство, невежественность, глупость, жадность, неграмотность и

многие другие. Было несколько причин, почему именно в XI – XIII веках эта

проблема выдвинулась на первый план.

В этот период массово возникали нищенствующие ордена, как следствие

кризиса церкви и официальной религиозности. Пастыри, которые должны были

вести верующих к спасению, не отвечали тем требованиям, которые могли и

должны были быть им предъявлены. Так, когда один священник обвинил какого-

то короля в жадности, гордыне и разврате, тот отвечал: «Брат, на дурных

дочерях ты меня поженил. А другие? Цистерцианцы женаты на алчности,

храмовники на гордыне, чёрные монахи – на изнеженности».[3]

Кроме того, в XII и XIII веках ортодоксальное христианство оказалось в

активной конфронтации с другими религиями и религиозными течениями. Прежде

всего, с мусульманством и ересями. В этой ситуации определённые аспекты

христианской этики получили новое освещение. Стремясь вернуть население,

прежде всего городское, от ересей к ортодоксальной вере, христианские

проповедники старались вырвать из рук противников опасное оружие, каковым

являлось разоблачение сторонниками ересей пороков клира. Поэтому

проповедники стремились опередить еретиков в резкой критике злоупотреблений

церкви. В наставлениях проповедников отмечалось, что, подавая дурной пример

прихожанам, духовные лица лишают их надежды на спасение. Однако и праведный

образ жизни ещё не всё, чего следует ожидать от церковного иерарха. Прелат,

суровый в назначении покаяний, причиняет больше зла, чем пользы, ибо

приводит своих подопечных в отчаяние. В церковном наставнике должна быть

мягкость в общении с паствой.[4]

Сказанное выше достаточно ясно свидетельствует, что в проповедях

церковной этики в этот период оформляется как бы два направления. Одно

имеет целью способствовать упрочению положения церкви как общественного

института, способного к нравственному самоочищению, другое – формировать

наиболее привлекательный для прихожан образ христианского пастыря.

Третий период в развитии профессиональной этики наступает в XX веке,

вернее в его второй половине. Он отражает реалии современной цивилизации:

высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы

хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в

процессе производства, всё возрастающий уровень техногенной опасности

существованию каждого отдельного человека и Земли в целом.

Отличительной особенностью третьего этапа в развитии профессиональной

морали являются два одновременно идущих процесса: во первых, углубляющаяся

дифференциация норм нравственности в зависимости уже не просто от

профессии, а по её отдельным специализациям (например, в медицине говорится

об этике хирурга, анестезиолога, домашнего врача). Во - вторых, идёт

процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям

профессий или групп профессий, объединённых работой на конечный результат.

Так, многочисленные частные кодексы профессий в сфере оказания лечебных

услуг сливаются в кодекс медицины, а многочисленные профессиональные

кодексы в сфере научной деятельности образуют единую этику науки.

Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали

привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы

в рамках своей деятельности специальных нравственных требований. В основе

процесса, прежде всего, лежит углубляющаяся кооперация труда во всех сферах

человеческой деятельности. Таким образом, все оказываются во всё большей

зависимости от результатов труда каждого. В сфере промышленного

производства сегодня косвенные потери от несделанного, сделанного

некачественно или от потерянного рассчитываются сегодня в соотношении 10 к

1, прямые потери в 1 денежную единицу приносят косвенные потери в 10

единиц.

Вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм

профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не

просто в рамках профессии, а в её отдельных направлениях. Так, этика

медицинских сестёр постепенно стала разделяться на этику операционных

сестёр, сестёр сиделок и пр.

Этика государственной службы также имеет в себе подсистемы моральных

требований, соответствующих специфическим обязанностям государственных

служащих, уровням управления или формам организации труда. Например, можно

говорить о формировании специальных нравственных требований для служб

«Public relations», или для сотрудников вертикали социального обеспечения,

или служб налоговых инспекций, а также для тех подразделений

государственных органов, которые используют в своей деятельности элементы

бизнес – деятельности, работу на конечный результат и т.п.

Ряд профессиональных требований на современном этапе могут

рассматриваться как заказанные собственно уровнем развития техники,

периодами смены её поколений, характером развития информационных

технологий. Так, практически во всех без исключения отраслях техники,

предъявляются повышенные требования к уровню ответственности,

дисциплинированности, строгому соблюдению функциональных обязанностей и

предписанной дисциплины. Во многом это определяется тем фактом, что

практически на каждом рабочем месте человек может быть причиной техногенных

аварий и катастроф: от сантехника, вовремя не заменившего неисправное

оборудование, в результате чего под напором происходит срыв крана и

затопление нескольких этажей; прораба, не выполнившего все технологические

правила возведения дома, в результате чего происходит обрушение построек,

до оператора атомной электростанции, не выполняющего предписанный

технологическими правилами порядок выведения реакторов из работающего

состояния, что достаточно часто приводит к утечке радиации.

Специфика ответственности на современном уровне развития кооперации

труда заключается также в том, что достижение конечного результата

немыслимо, если где-то на промежуточных этапах допускается сбой и

некачественный труд. При этом может оказаться совершенно неважным как

уровень квалификации, так и должностные функции. Труд целого коллектива

медицинских работников «с равным успехом» могут загубить как

непрофессиональный хирург, так и нерадивая послеоперационная сестра –

сиделка, невнимательный анестезиолог или фармацевт, приготовивший

некачественный лечебный препарат. Гибель самолёта может быть как

результатом ошибки в расчётах разработчиков, так и следствием ошибки в

пилотировании или нерадивости техников, не проверивших качество заливаемого

горючего. Прекрасные государственные программы могут быть загублены

нерадивыми, неисполнительными, нечистыми на руку государственными служащими

на местах.

Достаточно сложной проблемой является формирование в профессиональной

морали требуемого уровня ответственности за результат своего труда,

особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности. Это является

следствием того, что конечный результат труда, в который войдёт их личный

труд (возможно, в микроскопических долях), отдалён от них как во времени,

так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату

осознаётся с большим трудом. Кроме того, весь предшествующий опыт был

связан прежде всего, со зримым, осознаваемым результатом. Все механизмы

формирования ответственности учитывали этот факт и лишь может быть немногим

более столетия назад ситуация стала меняться, достигнув нового качества в

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты